Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 416
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | |
МИНОБРНАУКИ РОССИИ | | |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«МИРЭА - Российский технологический университет»РТУ МИРЭА | | |
| Филиал РТУ МИРЭА в г. Ставрополь | |
| Кафедра «Юриспруденция» |
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине | |
«__________________Теория государства и права_______________________» (название дисциплины) Тема курсовой работы « Представительные органы государственной власти» (наименование темы) | |
Студент группы ___СЮБОЗ-02-22-У_______________ (учебная группа) | Рейст Светлана Вячеславовна |
Преподаватель : Кандидат юридических наук, Доцент | Беланова Галина Олеговна |
2023
Введение | 1-3 | |
1 | Общая характеристика представительных органов государственной власти Российской Федерации 1.1 Понятие, признаки и принципы представительных органов государственной власти 1.2 Структура представительных органов государственной власти | 4-13 4-8 9-13 |
2 | Правовая регламентация деятельности Федерального Собрания Российской Федерации 2.1 Федеральное собрание-парламент России 2.2 Порядок формирования Совета Федерации 2.3 Порядок формирования Государственной Думы | 14-32 14-19 19-26 26-32 |
3 | Заключение | 33-34 |
4 | Список использованных источников | 35-37 |
Введение
Согласно традиционной точке зрения, представительными органами государственной власти являются те выборные органы, которые занимаются законотворчеством, то есть Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Иногда к представительным органам государственной власти, помимо указанных, относят все иные выборные органы. Представительные органы в обязательном порядке формируются также в системе органов местного самоуправления.
Государственная власть в Российской Федерации на современном этапе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Этот принцип закреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации.
Эти ветви власти самостоятельны и не вмешиваются в оперативную деятельность друг друга. Реализация принципа разделения их взаимоотношений гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способного привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима.
Важное значение для понимания природы и взаимодействия трех ветвей власти имеет закрепленное положение об их самостоятельности. Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.
Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти.
Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.
В данной работе будет рассмотрена такая ветвь власти в Российской Федерации как законодательная. Органы законодательной власти включают: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума). Законодательные органы одновременно являются представительными органами, то есть представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы, имеющие в субъектах РФ самые различные названия, избираются гражданами Российской Федерации и обладают исключительным правом на принятие законов – Федеральное Собрание для всей территории страны, а органы законодательной власти субъектов РФ для своих территорий.
Объект курсовой работы – совокупность общественных отношений, возникающих вокруг определения места представительных органов в системе органов государственной власти Российской Федерации на современном этапе.
Предмет курсовой работы: законы, подзаконные нормативные правовые акты, комментарии к законодательству, а также теории и взгляды правоведов на процесс возникновения и функционирования органов представительных органов государственной власти Российской Федерации.
Цель работы: охарактеризовать в диалектическом единстве роль и компетенцию представительных органов государственной власти на примере Российской Федерации раскрыть организационную основу и полномочия законодательных органов на федеральном уровне.
Научная разработанность выбранной темы хорошая, правовой основой являются: Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 года, конституционные федеральные законы Российской Федерации, действующие федеральные законы Российской Федерации, специальная литература, таких авторов правоведов, как С.В.Бошно, С.А. Голубок, Д.Б. Катков, С.И. Некрасов.
Структура курсовой работы включает: введение, основную часть, состоящую из двух разделов и подразделов, заключения, списка использованных источников , включающего нормативные акты, специальную литературу и интернет - ресурсы.
1. Общая характеристика представительных органов государственной власти Российской Федерации
1.1 Понятие, признаки и принципы представительных органов государственной власти
К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.
Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.
Законодательная власть – власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства.
Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации).
Представительным и законодательным органом Российской Федерации является постоянно действующее Федеральное Собрание - парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают, как правило, раздельно.
Государственный орган – это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.
Признаки представительных органов государственной власти следующие:
1. Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру). Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;
2. Государственный орган состоит из государственных служащих в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
На основании ч.1 ст.3 Федерального закона «Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации»;
3. Государственный орган имеет определенную компетенцию, то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;
4. Государственные органы тесно взаимодействуют между собой. Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.
5. Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права, а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
6. Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.
7. Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов Конституции и Федеральных законов.
Принципы организации государственного законодательного органа – это исходные, основополагающие начала, идеи, на основе которых функционирует государственный аппарат.
Принципы организации и деятельности современного государственного органа заключаются в следующем:
1. Принцип демократизма (народовластия) – это принцип, в соответствии с которым граждане государства прямо или через своих представителей принимают участие в организации и деятельности государственного аппарата.
Народовластие - принцип организации и деятельности современного государства, в соответствии с которым народ страны признается носителем суверенитета и единственным источником власти.
В соответствии с этим принципом единственным источником власти в стране признается ее народ. Ему принадлежит верховная власть, вся полнота суверенитета, его воля – решающая по всем государственным делам.
Правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции РФ: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».