Файл: Рыночные структуры в российской экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Состояние рыночных структур в России в настоящий период
времени
3.1 Отличительные черты рыночных структур российской экономики на
современном этапе развития
Как было исследовано нами выше, в настоящий момент времени в Рос- сии развит каждый вид рыночной структуры, а именно несовершенной кон- куренции.
На современном этапе развития один из ведущих монополистов не только нашего государства, но и целого мира, проводит инновационные ис- следования, открытия которых включаются в производство. Речь идет об
ОАО «Газпром», а именно о транспортировке нефти и газа данной компани- ей. Суть новых внедрений заключена в создании высокопрочных труб нового поколения высшего класса, экономический эффект которых выразился бы в уменьшении капитальных затрат на строительство газопроводов и в сниже- нии эксплуатационных расходов. В нефтегазовой отрасли инновации направ- лены также на комплексное использование нефтегазового сырья. Примером принципиально новой технологии является разработанная ОАО «Газпром» технология управляемой многопластовой добычи нефти с обеспечением кон- троля работы каждого пласта. Однако, изучая опыт внедрения инноваций в нефтегазовой сфере в зарубежных странах, мы можем прослеживать тенден- цию по разработке долгосрочных программ, направленных на создание аль- тернативного биологического топлива. Другой альтернативой нефти, газу и углю у них является биотопливо, которое получается в результате переработ- ки биологических отходов. Лидером в его производстве являются Бразилия и
США. Недавно похожие программы были приняты в Германии, Франции и ряде других стран. Поэтому именно на это следует обратить внимание наше- му государству с целью дальнейшего внедрения, чтобы наравне с другими государствами сохранить природные запасы нефти и начать использовать более чистое экологическое топливо.

30
Что касается отрасли железнодорожного транспорта, то нашей страной были созданы высокоэффективные упругие скрепления рельсов, сейчас идет изготовление и последующее внедрение такой техники, как самоходные ва- куумная машина и снегоочиститель. Особое внимание уделяется внедрению инновационных способов управления и новых информационных технологий: сенсорных технологий, таких как, радиолокация; геоинформационных си- стем с трехмерным графическим представлением и компьютерным проекти- рованием.
Однако, как показывает опыт железных дорог Франции, Японии и Гер- мании, для развития высокоскоростного движения необходимы инновацион- ные разработки по созданию высокопрочных проводов и тросов без сниже- ния их износо- и термостойкости. Существенное отставание нашей страны наблюдается по разработке интеллектуальных систем защиты от коротких замыканий без непосредственного заземления опор на рельсовую цепь.
Что касается других видов конкуренции, то в качестве рекомендаций мы можем предложить поддержание конкуренции путем снижения вмеша- тельства государства в сектор экономики: вывод государственных унитарных предприятий с рынка, кроме предприятий, осуществляющих деятельность в сфере обороны; усиление антимонопольного контроля для предотвращения различных сговоров и соглашений; совершенствование антимонопольного законодательства в пределах экономического пространства [6].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что различие во внедрении инноваций в монополиях России и зарубежных стран заключается в том, что в других странах все действия направлены на предотвращение чрезмерной концентрации предприятий, а в России - на разукрупнение уже сложившихся предпринимательских монополий. В экономиках со сформировавшимися национальными инновационными системами большую часть расходов на ис- следования и разработки осуществляет бизнес. Лидерами по этому показате- лю являются Израиль, Япония, Люксембург, Южная Корея, Китай и Финлян- дия. В России же в условиях формирующейся национальной инновационной


31 системы государство остается одним из основных инвесторов в инновацион- ной сфере [8], о чем мы можем судить, обратив внимание на рис. 5.
0%
20%
40%
60%
80%
100%
Россия
Израиль
Япония
Южная Корея
Россия
Израиль
Япония
Южная Корея
Государство
70 18 15 27
Бизнес-сектор
23 77 78 72
Другие источники
7 5
7 1
Источники финансирования в инновации в разных
странах
Рис. 5 – Источники финансирования в инновации в разных странах,
2017 г.
В настоящее время все реформы в сфере монополий России направле- ны на достижение краткосрочных и среднесрочных задач, поэтому необхо- димо приступить к реализации долгосрочных планов. Также России необхо- димо проведение государством комплексной политики по поддержке и сти- мулированию инноваций, созданию условий для привлекательности инве- стирования с целью повысить эффективность деятельности субъектов есте- ственных монополий, при этом добиться доступности высокого качества услуг для потребителя при экономически обоснованном тарифе, что позволит сдерживать инфляцию и повысит конкурентоспособность продукции отече- ственной промышленности.
3.2 Особенности современной антимонопольной политики
Основой российского антимонопольного регулирования и наиболее действенной мерой по сей день является система нормативных правовых ак-

32 тов, главенствующее место в которой занимает Федеральный закон от
26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[1]. С целью осуществления единой, эффективной антимонопольной политики государства существует также Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Меры антимонопольной политики в России определяются спецификой монополистических отношений в экономике. Обычно используются такие правовые средства, как [9]:
- государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъек- тов, которые занимают главные положения на товарном рынке;
- принятие определенных мер по реорганизации и ликвидации хозяй- ствующих субъектов, если таковые занимают доминирующее положение на товарном рынке;
- государственный контроль как за реорганизацией, так и ликвидацией хозяйствующих субъектов.
Российское законодательство запрещает установление монопольно вы- соких и низких цен, формирование дефицита посредством изъятия товара из обращения. Если в настоящий момент в России практикуют монопольно вы- сокие цены, то по мере развития конкурентной среды существенно увеличи- вается вероятность использования монопольно низких цен. По мнению до- цента Семеновой А.Н. [11] многопрофильные организации искусственно за- нижают стоимость товаров для блокирования конкурентов.
Согласно законам Российской Федерации, запрещено осуществлять действия и допускать нормативные акты, ограничивающие независимость организаций или дискриминирующие организации. Иными словами, запре- щается совершать действия, которые ограничивают свободную конкурен- цию, и кроме того ущемляют интересы граждан и организаций. Существует запрет и на формирование государственных комитетов (министерств) с це- лью монополизации производства или последующей реализации товаров


33
[17]. Из этого следует, что органы местного самоуправления и исполнитель- ной власти обязаны согласовывать свои решения с антимонопольным коми- тетом.
Однако существует сложность в применении норм антимонопольного права, которая заключается в том, чтобы корректно определить те действия, которые могут негативно влиять на состояние конкуренции. Без понимания того, какое именно действие может приводить к нарушениям конкурентной среды и попадать под антимонопольный запрет, деятельность предпринима- телей не является нормальной. В этой ситуации субъект хозяйствования по- чти лишается возможностей запланировать свое поведение

производить оценку его допустимости или недопустимости и связанные с этим риски. Для того чтобы конкретизировать, приводят ли определенные действия компаний к ограничению конкуренции, нужен глубокий экономический анализ. Важное значение в этом случае должна иметь комплексная методика по его проведе- нию - экономический анализ антимонопольных дел, который в нашей стране не разработан тщательно, а лишь анализирует доминирующее положение ка- кой-либо фирмы на рынке в общем.
Особое внимание стоит уделить методу концентрации, благодаря кото- рому ФАС осуществляет усиленный контроль за слиянием организаций.
ФАС в России работает эффективнее, чем все аналогичные структуры в дру- гих странах мира. «Дел по злоупотреблению доминирующим положением» в
РФ больше чем 2500, когда в других странах не превышает ста. Возможно, что в других странах предприниматели ведут законную деятельность и не превышают своих полномочий путѐм доминирования на определѐнном рын- ке, однако, скорее всего, в других странах орган антимонопольной политики работает не так эффективно, как в РФ. «Количество рассматриваемых слия- ний» в России превышает 4000 случаев, когда в США рассматривается лишь
2612 дел. Данный показатель позволяет судить, что в Российской Федерации
ФАС тщательно рассматривает каждое слияние, чтобы не допустить монопо- лии на рынке. И последнее, это «количество внеплановых проверок». Данный

34 показатель является наиболее уместным, так как залог успеха антимонополь- ной политики лежит именно в проверках. Если о них известно заранее, то и смысла в данных проверках нет, однако, когда она проводится внепланово, то организации не успевают скрыть какие - либо данные [7].
Однако не каждая антимонопольная политика является достаточно со- вершенной, поэтому для России стоит обратить внимание не только на под- держание конкуренции внутри страны, но и защитить конкуренцию во внеш- неэкономической сфере. Открытие российских рынков для иностранных конкурентов станет стимулом для повышения эффективности отечественных производителей и заставит последних производить более качественный то- вар. Но, несмотря на поощрительную политику иностранной конкуренции, в разумных пределах должны применяться защитные меры отечественных производителей. Так необходимо будет применить квоты и специальные по- шлины в том случае, если будет существовать ущерб национальному произ- водству.
Таким образом, роль антимонопольной политики в России очень важна и эффективна, но требует своего совершенствования во внешнеэкономиче- ской сфере и разработке комплексного антимонопольного экономического анализа. Благодаря данной политике на рынке товаров и услуг всегда будет существовать изобилие фирм и предприятий, выпускающие большое количе- ство разнообразной продукции, которая будет иметь не большую цену, но в тоже время, хорошее качество.


35
Заключение
В заключение данной курсовой работы подведем следующие выводы.
Рыночная структура - сложная и динамичная система, с множеством связей между продавцами, покупателями и другими участниками деловых отноше- ний. Основными субъектами рынка и рыночных структур считаются произ- водитель товара или услуги и потребитель этого товара или услуги. Без этих двух субъектов рынок теряет смысл. Между потребителем и производителем реализуется обмен. Обмен невозможен без объекта рынка. Объектом рынка и рыночных структур признаются все товарные и денежные отношения внутри рынка, а точнее сами деньги и товар.
Занимаясь изучением разновидностей рыночных структур, экономисты пришли к выводу, что все типы рыночных структур, так или иначе, построе- ны на конкуренции внутри них. Преимущественно это связано с тем, что ры- нок в последнее время в нашей стране и за рубежом основан на конкуренции и ее видах, поэтому и все взаимоотношения внутри него строятся именно на ней.
В ходе написания курсовой работы была достигнута главная цель – изучены характеристики и особенности развития рыночных структур в Рос- сии на данный момент развития экономики.
Также были выполнены следующие задачи: изучено понятие рыночной структуры и ее основные показатели; рассмотрены основные типы структур рынка; выявлены отличительные черты рыночных структур на территории
России и особенности антимонопольной политики Российской Федерации на современном этапе развития экономики, а также пути ее совершениствова- ния.
Нами было выяснено, что в Российской Федерации существует каждый из видов несовершенной конкуренции, а именно: чистая монополия, олиго-

36 полия и монополистическая конкуренция, в то время как чистая конкуренция скорее является теоритическим понятием. Для олигополии нашего государ- ства стоит выделить рынки сотовой связи, в то время как среди монополи- стической конкуренции ведущее место занимают производители средств ги- гиены. Среди чистых монополистов были выделены ПАО «Газпром» и ОАО
«РЖД», являющиеся наикрупнейшими не только в отраслях своего государ- ства, но и во всем мире.
В настоящий период времени в экономике Российской Федерации ак- тивно проводится антимонопольная политика, осуществляемая Федеральной антимонопольной службой на основании Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Деятельность данной службы сводит- ся к недопущению действий, направленных на ограничение конкуренции, хо- зяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке либо на его сегменте; предупреждению создания административных барьеров для входа на рынок; препятствованию получения хозяйствующим субъектом до- минирующего положения на рынке; принятию мер по избежанию злоупо- треблений доминирующим положением на рынке хозяйствующим субъектом
– субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в со- стоянии естественной монополии; своевременному пресечению возникнове- ния негласных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкуренции на рынке; осуществ- лению контроля с целью поддержания конкурентной среды на рынке. Для совершенствования антимонопольной политики на территории России было предложено совершенствовать данный вид политики во внешнеэкономиче- ской сфере.
Таким образом, можно назвать антимонопольную политику России важным атрибутом структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Безусловно, в определенных случаях существование монополии яв- ляется необходимым, но за этими процессами должен осуществляться стро- гий контроль со стороны государства.


37
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» -
URL:http://www.consultant.ru.
2. Бердиназаров, Ш.И. Рынок: сущность, функции, структура рыночной эко- номики / Ш.И. Бердиназаров // Вестник современной науки. – 2016. - №4-1
(16). – С. 89-92.
3. Бродский, Б.Е. Макроэкономика. Продвинутый уровень. Курс лекций / Б.Е.
Бродский. - М.: Магистр, 2018. - 339 c.
4. Вахаева, А.Д. Конкуренция и монополия – преимущества и недостатки /
А.Д. Вахаева // Студент года 2017. – 2017. - №1. – С.89-92.
5. Галяутдинов , Р.Р. Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия / Р.Р. Галяутди- нов. – 2015. – [Электронный ресурс]. - URL: http://galyautdinov.ru/post/tipy- rynochnyx-struktur (дата обращения 27.11.2018).
6. Гарнов, М.Г. Понятие монополии. Виды монополии. Регулирование моно- полии / М.Г. Гарнов // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования. – 2018. - №3. – С. 92-95.
7. Гладкий, К.И. Антимонопольная политика Российской Федерации / К.И.
Гладкий // Новая наука: стратегия и векторы развития. – 2016. - №5-1 (82). –
С.40-42.
8. Касаткина, В.М. Рынок монополистической конкуренции в современной
России / В.М. Касаткина // Вопросы экономики и экономического образова- ния. – 2017. - №1. – С.84-87.
9. Комаров, А.В. Антимонопольная политика РФ на современном этапе: про- блемы и пути их разрешения / А.В. Комаров, К.А. Пилюк // Экономика и со- временный менеджмент: теория и практика. – 2016. - №60. – С.46-53.

38 10. Розанова, Н.М. Макроэкономика. Практикум: Учебное пособие для маги- стратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 496 c.
11. Семенова, А.Н. Антимонопольная политика России / А.Н. Семенова //
Академическая публицистика. – 2017. - №12. – С.315-320.
12. Сидоренко, Е. А. Особенности конкуренции на российском рынке услуг мобильной связи / Е. А. Сидоренко , Р. Д. Власенко // Молодой ученый. —
2016. — №10. — С. 870-873.
13. Сухорукова, Е.С. Монополия как вид конкуренции в экономике / Е.С. Су- хорукова // Аллея науки. – 2017. - №16. – С.541-543.
14. Тарасевич, Л. С. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебник. Практи- кум (комплект из 2 книг) / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский.
- М.: Юрайт, 2015. - 397 c.
15. Узбекова, И.К. Виды конкуренции в экномике / И.К. Узбекова // Аллея науки. – 2017. - №16. – С.268-270.
16. Шевчук, Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций / Д.А. Шевчук. - М.:
Феникс, 2015. - 288 c.
17. Якшигулова, Д.И. Антимонопольная политика в России / Д.И. Якшигуло- ва // Бенефициар. – 2017. - №10. – С.141-143.