Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
Наиболее простым является индекс концентрации, рассчитывается как процентное отношение суммы рыночных долей нескольких крупнейших фирм в отрасли к общему объему реализации продукции всеми фирмами, действующими на данном отраслевом рынке. Чем выше значения данного показателя, тем значительнее рыночная власть крупнейших фирм, тем силь- нее степень концентрации на рынке, и тем слабее конкуренция. Как правило, целесообразно исследовать значения индекса для 3 или 4 крупных фирм рынка.
(5)
– индекс концентрации;
- объем реализации товара на данном отраслевом рынке i-й фирмой;
- общий объем реализации товара на данном отраслевом рынке.
Коэффициент относительной концентрации рассчитывается как отно- шение долей крупнейших фирм рынка в общем числе компаний к долям про- дукции этих фирм в общем объеме выпускаемой (продаваемой) продукции:
Выбор параметров показателя можно обосновать следующим образом: о воз- действии крупнейших фирм на рынок можно говорить тогда, когда объем их продаж составляет, по крайней мере, 20% совокупного выпуска.
При К>1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным; при K≤1 наблюдается высокая степень концентрации на рынке, рыночная власть фирм велика:
(6)
– коэффициент относительной концентрации;
β - доля числа крупнейших организаций на рынке в общей численности организаций;
13
– доля продаж данных организаций в общем объеме реализуемой продукции.
Индекс энтропии представляет собой показатель, обратный концентра- ции: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке.
Энтропия измеряет неупорядоченность распределения долей между фирмами рынка: чем выше показатель энтропии, тем ниже возможности продавцов влиять на рыночную цену. Для сравнения показателей энтропии часто ис- пользуют относительный показатель энтропии:
(7)
– индекс энтропии;
– число хозяйствующих субъектов на рынке;
– доля продаж i-ой фирмы на рассматриваемом товарном рынке;
Показатель дисперсии может принимать любые значения. Он характе- ризует возможную рыночную власть фирм через неравенство их размеров.
Чем больше величина дисперсии, тем более неравномерным и, следователь- но, более концентрированным является рынок, тем слабее конкуренция и тем сильнее власть крупных фирм на рынке. Квадратный корень из дисперсии показывает среднее квадратичное отклонение размера фирм. Дисперсия определяется как отклонение рыночных долей фирм рынка от среднего раз- мера компании:
(8)
– число фирм в отрасли;
=
– средняя рыночная доля.
Что касается коэффициента Джини, то он определяется как процентная доля размера отрасли, приходящаяся на процентное число фирм, действую-
14 щих на рынке. Максимальное значение коэффициента, равное единице, сви- детельствует о ситуации абсолютного неравенства (на одну фирму приходит- ся весь объем выпуска отрасли). Минимальное значение показателя, равное нулю, означает абсолютное равенство: каждая фирма производит одинако- вую долю отрасли (или одинаковый процент фирм производит одинаковый процент совокупного выпуска). Кривая ОВС – кривая Лоренца – показывает, какая процентная доля рынка приходится на каждый процент фирм, дей- ствующих на рынке. Коэффициент Джини определяется как отношение пло- щади фигуры, расположенной под кривой Лоренца, к площади треугольни- ка ODC (рис.1). При абсолютном равенстве кривая Лоренца приобретает вид биссектрисы – прямой ОС, площадь изучаемой фигуры становится равной нулю, следовательно, и коэффициент Джини оказывается равным нулю. При абсолютном неравенстве кривая Лоренца совпадает с линией ODC, площади фигур также совпадают, коэффициент Джини будет равен единице. Чем вы- ше индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных до- лей между продавцами, и, следовательно, при прочих равных условиях выше показатель концентрации:
Рис.1 – Коэффициент Джини иллюстрируется кривой Лоренца.
Кривая ОВС – кривая Лоренца – показывает, какая процентная доля рынка приходится на каждый процент фирм, действующих на рынке. Коэф- фициент Джини определяется как отношение площади фигуры, расположен- ной под кривой Лоренца, к площади треугольника ODC. При абсолютном ра- венстве кривая Лоренца приобретает вид биссектрисы – прямой ОС, площадь
15 изучаемой фигуры становится равной нулю, следовательно, и коэффициент
Джини оказывается равным нулю. При абсолютном неравенстве кривая Ло- ренца совпадает с линией ODC, площади фигур также совпадают, коэффици- ент Джини будет равен единице.
Индекс Джини можно выразить следующим образом:
(9)
– коэффициент Джини;
- кумулятивный процент размера отрасли (рынка);
- кумулятивный процент числа фирм на рынке.
И, наконец, индекс Холла–Тайдмана рассчитывается на основе сопо- ставления рангов фирм рынка. По своему действию данный показатель схо- ден с индексом Херфиндаля–Хиршмана, однако к достоинствам индекса
Холла–Тайдмана следует отнести возможность ранжировать фирмы по сте- пени значимости, что способствует более глубокому анализу отрасли. Мак- симальное значение индекса Холла–Тайдмана равно единице (в условиях монополии). Минимальное значение равно 1/N. Его расчет представлен сле- дующей формулой:
(10)
- индекс Холла–Тайдмана;
- ранг i-го предприятия на рынке (по убывающей, самое крупное предприятие имеет ранг 1);
- доля продаж i-го предприятия на рынке;
– число предприятий в отрасли.
Стоит обратить также внимание на несколько факторов рыночной структуры, к числу которых принято относить [14]:
16
- вертикальная интеграция - подразумевает слияние в одной компании разных, но относящихся к одной сфере;
- диверсификация производств - в данном случае компания, не выходя за рамки своего, начинает выпуск разных товаров общего направления;
- дифференциация товаров - специализация компании на выпуске по- добной продукции под разными марками;
- минимальный эффективный объем - количество компаний, которые отрасль может допустить на свой рынок;
- конкуренция импорта - присутствие на рынке любых товаров ино- странных производителей подрывает позиции отечественных фирм- изготовителей. Особенно это заметно, когда свои производители поставляют на внутренний рынок товаров мало, что может сказаться на структуре рынка довольно значительно. Если отечественный производитель большую часть своей продукции пускает на экспорт, он не может диктовать свои условия на внутреннем рынке (теряет позиции);
- эластичность спроса - отношение в процентах изменения цены на то- вар к изменению спроса на него. От этого в большой мере зависит развитие структуры рынка, так как рост спроса дает возможность большему числу компаний выйти на рынок и занять там свою нишу. При этом растет конку- ренция;
- реклама - усиливает рыночную власть компании и снижает ценовую конкуренцию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для каждого типа рын- ка названные показатели принимают свое значение. Следовательно, опреде- лив значение каждого из них, можно установить тип рыночной структуры и наиболее вероятный вариант поведения фирмы.
17
2. Основные типы рыночных структур
2.1 Чистая конкуренция
Чистая или совершенная конкуренция – это конкуренция, которая про- исходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, произ- водящих стандартные, однородные товары [15]. В этих условиях любая фир- ма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.
На рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров.
Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели мо- гут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара.
Однако следует иметь в виду, что совершенная конкуренция представ- ляет собой лишь абстрактную, чисто теоретическую модель, поскольку в ре- альной практике хозяйствования еѐ не существовало и не существует. С из- вестной долей допущения к такой модели можно отнести лишь рынки сель- хозпродукции в нашем государстве.
Но тем не менее, к основным условиям ведения данного вида конку- ренции на рынке товаров и услуг можно было бы отнести следующие: боль- шое количество фирм-продавцов в отрасли, но их маленький размер; боль- шое количество покупателей; однородный и стандартный товар; отсутствие контроля над ценой; свободный доступ к рыночной информации; отсутствие методов конкурентной борьбы - только неценовая конкуренция.
Следовательно, рынком совершенной конкуренции можно назвать тот, в котором имеют место все выше перечисленные условия. Однако сложно найти такой рынок, который удовлетворяет всем критериям чистой конку- ренции.
Значит, можно сформировать достоинства и недостатки данной разно- видности рыночной структуры. По сравнению с другими рыночными моде-
18 лями совершенная конкуренция имеет ряд неоспоримых преимуществ, кото- рые способствуют развитию рынка, продвижению товаров и услуг.
Достоинствами модели чистой конкуренции являются:
- Высокая экономическая эффективность. На рынке совершенной конку- ренции производители вынуждены устанавливать такую цену на товар, что- бы она соответствовала затрачиваемым ресурсам, поэтому фирмам прихо- дится минимизировать издержки. Тем самым, это складывается достаточно благоприятно для потребителей [16].
- Свобода выбора – производитель вправе выбирать, сколько и какой то- вар производить, а покупатель вправе совершать любые закупки, соответ- ствующие его спросу.
- Оптимизированное ценообразование. В условиях совершенной конку- ренции цена на товары и услуги устанавливается за счет влияния совокупно- сти фирм на нее, которые ведут свою деятельность на рынке независимо друг от друга.
- Оптимальное распределение ресурсов – ресурсы вовлекаются в таком объеме в производство, что способны покрывать спрос, существующий на рынке, тем самым, фирмы ведут работу без излишков и дефицита.
Несмотря на перечисленные положительные стороны, рынок совер- шенной конкуренции обладает и негативными чертами:
- Отсутствие разнообразия товаров и услуг. Как известно, производите- ли на рынке свободной конкуренции выпускают идентичные товары и услу- ги, что не удовлетворяет предпочтения потребителей в полной мере.
- Постоянные затраты ресурсов фирм, которые расширяют производство товаров и услуг, открывают новые филиалы, чтобы удержаться на рынке свободной конкуренции в долгосрочной перспективе.
- Отсутствие возможности у малых фирм в полной мере использовать современную и наиболее эффективную технику – это происходит из-за не- хватки стимулирования научно-технического прогресса и дефицита финан- сирования малых предприятий.
19
В заключение можно сказать, что рынок чистой конкуренции имеет ряд положительных моментов, которые способствуют развитию фирм и продви- жению товаров и услуг, а также удовлетворению потребностей потребителей.
Однако он не должен быть идеализирован, так как существует многообразие негативных сторон. В частности, опираясь на малые формы хозяйствования
России, которые являются типичными для этого типа рынка, можно сказать, что они очень часто не способны использовать передовую технику в своем деле. Также уровень их средних издержек оказываются весьма высоким по сравнению с функционированием подобного рода фирм в условиях любого из рынков несовершенной конкуренции. Также рынок совершенной конку- ренции не стимулирует научно-технический прогресс, поскольку неболь- шим компаниям на территории России обычно не хватает денег, чтобы фи- нансировать дорогостоящие и весьма длительные исследования.
2.2 Чистая монополия
Рынок чистой монополии характеризуется наличием на рынке одного единственного продавца уникального (не имеющей близких заменителей) то- вара. Абсолютная или чистая монополия – полная противоположность со- вершенной конкуренции. Монополист обладает всей полнотой рыночной власти: устанавливает и контролирует цены, решает какой объем товара предлагать рынку. К основным признакам к данной структуре рынка можно отнести по мнению Галяутдинова Р.Р. следующие [5]:
- количество продавцов в отрасли: один (или два, если речь идет о дуополии);
- размер фирмы: различный (чаще большой);
- количество покупателей: различное (может быть как множество, так и единственный покупатель в случае двусторонней монополии);
20
- товар: уникальный (не имеет заменителей);
- контроль над ценой: полный;
- доступ к рыночной информации: блокирован;
- барьеры для входа в отрасль: практически непреодолимы;
- методы конкурентной борьбы: отсутствуют за ненадобностью (един- ственное, фирма может работать над качеством для поддержания имиджа).
В макроэкономике принято выделять несколько видов монополий [6]:
1) Монополия естественная (системы водоснабжения, железная доро- га) — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на нем эффективнее в отсутствие конкуренции ввиду технологических особен- ностей производства (существенного понижения издержек производства на единицу товара по мере увеличения объѐма производства), а товары, которые производятся субъектами естественной монополии, нельзя заменить в по- треблении другими товарами, ввиду этого спрос на этом товарном рынке на товары, которые производятся субъектами естественных монополий, зависит в меньшей степени от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие типы товаров.
2) Государственная (закрытая) монополия — монополия, которая со- здана силой законодательных барьеров, которые определяют товарные гра- ницы субъекта монополии (монополиста), монопольного рынка, формы регу- лирования и контроля его деятельности, компетенцию контролирующего ор- гана.
3) Монополия открытая - временная ситуация, которая существует в результате появления нового продукта или технологии в период, пока конку- ренты не освоили еще эту технологию и производство этого продукта.
Для Российской Федерации характерны естественные монополии в ли- це ОАО «РЖД» и ПАО «Газпром». На долю естественных монополий прихо-