Файл: 5. Основы правового статуса человека. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации Вопросы для рассмотрения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Тема 5. Основы правового статуса человека. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации Вопросы для рассмотрения
5.1. Статус личности в конституционном праве России.
5.2. Понятие прав, свобод и законных интересов
5.3. Система конституционных прав и свобод человека и гражданина
5.4. Личные права и свободы
5.5. Политические права и свободы
5.6. Социально-экономические, культурные и экологические права и свободы.
5.7. Конституционные обязанности человека и гражданина
5.1. Статус личности в конституционном праве Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и другими видами социальных норм и называется общественным статусом. Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса и относится исключительно к ее качеству человека и гражданина, к связям личности с государством и с обществом в целом. Но статус человека характеризует одновременно и его связь с государственно-организованным обществом. Если человек – это разумное психофизиологическое и биосоциальное существо, живущее в обществе, то понятие личность как научная абстракция подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы, его опосредованное отношение к природе, определяемое конкретно историческими условиями и отличающееся определенным уровнем отношения с обществом. Гражданин же – это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы и обязанности.
Конституционно-правовой статус личности – это задаваемое нормами национального права действительное, юридически оформленное положение человека в его взаимоотношениях с государством и обществом. Конституционный статус личности – это ядро правового статуса личности, определяемое конституционными нормами.
Конституционно-правовой статус закрепляется нормами всех отраслей российского права. Дело в том, что основные права, свободы, обязанности людей определяют содержание всех других их юридических прав, обязанностей, должны в них развиваться. Так, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) раскрывается в совокупности прав наемных работников, государственных и муниципальных служащих, лиц, работающих по гражданско-правовым договорами др.

2 Различают правовой и фактический статус личности в обществе. Правовой статус личности- юридически закрепленное положение личности в обществе. Фактический социальный статус- реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Фактический статус помимо права задается иными регуляторами (мораль, религия, соображениями целесообразности. Существуют несколько подходов к определению структуры правового статуса личности, в соответствии с которыми она включает различный набор элементов. Все авторы едины во мнении относительно того, что в упомянутый правовой статус включаются права, свободы и обязанности. Однако касательно других элементов правового статуса личности мнения исследователей существенно расходятся. Например, касательно гражданства, те. политической принадлежности индивидуума к данному государству, которая обусловливает характер политико-правовых отношений между личностью и государством. Конституционное право связывает с гражданством целый ряд важнейших правовых последствий, главным из которых является то, что физические лица могут быть субъектами государственно-правовых отношений, только обладая правовым статусом гражданина данной страны. (Следует оговориться термин "подданство, фактически равнозначный гражданству, применяется в странах с монархической формой правления) Одни ученые включают гражданство непосредственно в правовой статус личности.
1
Другие считают гражданство как определенное политико-юридическое состояние предпосылкой, определяющей правовой статус индивида в полном объеме, без каких-либо изъятий
2
, ноне элементом этого статуса. Ряд ученых полагает, также, что в правовой статус должны входить гарантии, без которых невозможно реализовать права, свободы и обязанности личности. Это обосновывается тем, что Конституция РФ включает нормы-гарантии в одну главу с правами и свободами личности, а содержащиеся в ней положения характеризует как основы правового статуса человека и гражданина РФ.
3
Представители наиболее широкого подхода в структуру правового статуса включают, помимо прав, свобод, обязанностей, гражданства и гарантий, также еще и общую правоспособность, законные интересы
1
Конституция РФ. Комментарий / отв. ред. Б.А.Топорнин. - МС Общая теория прав человека / под ред. Е.А.Лукашевой. - МС Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М Изд-во МГУ ИНФРА-М-
НОРМА, 1997. - С
Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. - МС юридическую ответственность
5
Н.В.Витрук, представитель еще одного, дуалистического подхода, различает категории правовой статус, включая в него юридические права, обязанности и законные интересы, и правовое положение, включающее дополнительно гражданство, правосубъектность, юридические гарантии. Правоведы некоторые правовые сущности считают либо предпосылками правового статуса личности (гражданство, общая правоспособность, либо элементами, вторичными по отношению к основным элементам (правам, свободам, обязанностям, либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (например, когда речь идет о системе гарантий. В целом сегодня в литературе преобладает ограниченный (узкий) подход, который сводит конструкцию правового статуса личности к совокупности прав, свобод и обязанностей (М.В.Баглай, Е.А.Лукашева)
6
Представляется, что нельзя сводить правовой статус личности только к правами свободам человека и гражданина. Это безусловно стержневые элементы статуса, но они не охватывают весь спектр его проявлений. Поэтому содержание рассматриваемой категории безусловно намного шире. Таким образом, можно определить, что конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации представляет собой комплексный институт конституционного права, включающий следующие элементы
1) правосубъектность, включающая правоспособность и дееспособность
2) конституционные права, свободы и обязанности личности
3) гражданство или иную политико-правовую связь лица с государством
4) конституционные гарантии и ответственность
5) принципы правового статуса личности. Для характеристики правового статуса личности имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свободно и те начала, принципы, на основе которых осуществляется их использование. Принципы правового статуса – признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются реализация прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей. В Конституции РФ закреплен ряд принципов правого статуса личности.
1. Приоритет прав и свобод личности в отношениях с государством (ст.
2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются высшей ценностью (ст. 2 Конституции, тем самым интересы личности становятся
5
Кучинский В.А. Личность, свобода, право / АН БССР. Ин-т философии и права. - Минск Наука и техника, 1969. – С.
6
Общая теория прав человека / под ред. Е.А.Лукашевой… - С.

4 приоритетными по отношению к классовым, национальным, региональным, государственными прочим интересам.
2. Презумпция неотъемлемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод.
3. Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса (ст. 19 Конституции РФ.
4. Единство прав и обязанностей. Любому праву всегда должна корреспондировать определенная обязанность. Статья 6 Конституции РФ устанавливает, что каждый гражданин обладает на территории России всеми права и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Например, ч. 2 ст. 38 допускает совпадение прав и обязанностей, ст. 42 ист корреспондируют право и обязанность в отношении охраны и состояния окружающей среды.
5. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ (ст) устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В статьях 17,
19 также предусмотрено, что в России гарантируются права и свободы гражданина.
6. Учредительный характер основ правового статуса личности. Таким образом, правовое положение человека и гражданина – положение человека и гражданина в обществе и государстве, урегулированное нормами права. Конституционное положение (статус) – задаваемое конституционными нормами положение человека и гражданина в обществе и государстве. Говоря оправах и свободах, нельзя забывать, что реальность правового положения граждан обеспечивается материальными (экономическими, политическими, социальными и духовными общими гарантиями. Общие гарантии действуют в неразрывном единстве не только между собой, но и с юридическими (специальными) гарантиями. Конституционным законодательством, в частности Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении, определены права человека в условиях чрезвычайного положения. Согласно ст. 11 этого Закона указом Президента РФ предусматриваются определенные меры и временные ограничения (полное или частичное) конституционных прав и свободна территории, на которой введено чрезвычайное положение. К таковым могут быть отнесены ограничения на свободу передвижения (введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, пребывание на данной территории иностранных граждан и лиц без гражданства, запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых

5 мероприятий запрещение забастовок, приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, ограничение свободы печати и других средств массовой информации иные меры. Примерно такой же перечень ограничений прав и свобод (хотя и с оборонной спецификой) предусмотрен также Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ "О военном положении. При этом введение государством определенных ограничений прав и свобод человека, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г, допускается исключительно вовремя чрезвычайного положения, которое вводится в условиях, когда "жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется.
5.2. Понятие прав, свобод и законных интересов Права человека, - отмечает профессор В. В. Лазарев. - основополагающий элемент правового статуса личности, наряду с обязанностями и законными интересами, взятыми в единстве Свобода — это возможность избежать человеку ограничений со стороны государства это сферы, в которые государство не должно вмешиваться, оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контуры этой деятельности. В общетеоретическом понимании предоставление свободы означает самостоятельное самоопределение личности. Права человека — это признанные и гарантированные государством возможности действий (правомочия) человека в конкретно указанной сфере. Смысловая нагрузка категории право в данном контексте состоит в предоставлении определенного социального блага. Нередко термином свобода обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат. Такое указание предоставляло бы уже право. Нередко свободами называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными. Есть разные точки зрения на соотношение понятий право и свобода МС. Строгович говорит о функциональной специфике свободы как особом виде прав, подчеркивая, что свобода — это тоже право, именно право совершать определенные действия, право свободно располагать собою, своими поступками. В доказательство он дает пример Свобода слова. Что такое свобода слова Это право гражданина свободно выражать свои мысли, мнения и убеждения. Например, в Конституции РФ свобода трактуется через понятие право. В ч. 1 ст. 22 Конституции РФ указано право человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность. Аналогично ив ст.
28, 29, 34 и др. Конституции РФ.

6

Л.С. Явич
: в любом субъективном праве юридическая возможность
— это свобода действий управомоченного лица. Объём и вид свободы диктуется в конечном счете степенью социального прогресса общества, является официально признанными охраняется государством.

Е. И. Козлова и О.Е. Кутафин
: права, и свободы означают юридически признанную возможность человека избирать вид и меру своего поведения. При этом свобода в большей мере связана с такими правомочиями личности, кои очерчивают сферу своей самостоятельности, защиты от вмешательства в её внутренний мир. Право в большей мере предполагает для его реализации какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности общественно-политических, хозяйственных структур.

А.М. Шериев
: свобода — это дозволительное средство правового регулирования, гарантирующее управомоченному субъекту в целях удовлетворения его интересов беспрепятственность поведения в установленных государством сферах, обеспеченную юридическими обязанностями других участников правоотношений и возможностью защиты со стороны компетентных органов.

К.Е. Игнатенкова
: свобода - самостоятельный вид дозволения, заключающийся в физической и духовно-нравственной неприкосновенности личности и предоставлении субъекту в данных сферах всей полноты существующих возможностей по распоряжению собой и своими действиями, гарантированное запретом необоснованного вмешательства в них, в том числе со стороны государства в лице его органов и должностных лиц.

МВ. Баглай любопытно характеризует соотношение свободы и субъективного права Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы. В странах англосаксонской правовой системы законодатель в конституциях обычно не прибегает к формулированию позитивных субъективных правили прибегает к этому в ограниченной мере, предпочитая гарантировать свободы. Типичный пример дают многие поправки к Конституции США 1787 г. В Конституцией РФ право может быть включено в состав свободы. Так, ест не только установлена свобода совести, свобода вероисповедания, но ив состав этой свободы включено право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии сними. Касательно прав и свобод человека в общем плане можно отметить следующее Основные фундаментальные права и свободы человека — это те права, которые закреплены в международных нормах ив основном законе

7 государства - Конституции, - их зачастую называют конституционными правами и свободами. Кроме этих прав в различных законах, подзаконных актах закреплено еще множество наших прав. Признание и соблюдение основных прав и свобод человека - основа безопасности, стабильности отношений как в отдельных странах, таки во веем мире. Уверенность человека в том, что и другие люди имеют, знают и действуют в соответствии с общепринятыми правами и свободами, правилами, условиями взаимоотношений позволяет предвидеть ситуацию, ожидать определенной реакции и поведения членов человеческого сообщества. Соблюдение прав человека — это отсутствие страха, ненависти, агрессии, войн. Наряду с правами и свободами в законодательстве ив научной литературе зачастую используется понятие законный интерес. Так, дважды понятие законный интерес встречается в Конституции РФ 1993 года, а именно в ч. 2 ст. 36 и ч. 3 ст. 55. О правовой охране законных интересов идет речь во многих российских нормативных правовых актах в ст. 1 и 13 Гражданского кодекса РФ, в ст. 1,
7, 56 Семейного кодекса РФ, в ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ и т.д. Законные интересы признаны и за рубежом, в частности, они закреплены в Конституциях Итальянской Республики (ст. 24), Швейцарии ст. 34), Армении (ст. 8), Кыргызстана (ст. 8), Туркменистана (ст. 99). Для понятия законный интерес, характерны следующие особенности интерес является предпосылкой для признания и реализации прав и свобод. интерес выступает причиной его законодательного признания, а права и свободы - следствием, те. своеобразным результатом признания их обществом законодательное закрепление интересов личности, обладающих качеством значимости для граждан и общества, переводит их в категорию официальных норм права. ноне все права и свободы, закрепленные в законодательстве, поглощают интересы, так как диапазон последних весьма значителен и неоднороден. НИ. Матузов: Законный интерес носит характер морально-правового стремления индивида к обладанию определенными благами, выражает притязания на них. Притязание это четко не определено в законе, но и не является пустым звуком, так как поддерживается в общей форме правом, государством, те. рассматривается как вполне обоснованное, законное, справедливое. А. В. Малько: высказывается в том смысле, что законный интерес, в

8 отличие от субъективного права, есть простая простое юридическое дозволение (дозволенность, выражающаяся характер стремления, в стремлении субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным. В законном интересе отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц, и которая не обеспечена конкретной юридической обязанностью. А. А. Ерошенко: Законный интерес — это юридически предусматриваемое стремление субъекта в достижении тех благ, обладание которыми дозволено государством и обеспечено путем предоставления лицу правовых возможностей определенного вида
Д.В. Шепелев: Законный интерес - признанная за субъектом нормами позитивного права необходимость пользования определенным социальным благом, выражающуюся в юридически закрепленной дозволенности субъекта совершать действия, направленные на пользование указанным благом, а также обращаться за защитой к компетентным государственным органами органам местного самоуправления в целях обеспечения такой возможности.
  1   2   3   4

5.3. Система конституционных прав и свобод человека и гражданина Система прав и свобод человека зависит от применяемой при ее формировании классификации прав и свобод человека и гражданина, которая в свою очередь возможна на основе определенных признаков (критериев. Так, в зависимости от субъектов их делят на права и свободы человека права и свободы гражданина. В зависимости от вида субъекта индивидуальные групповые (коллективные. По их генезису естественные (прирожденные) производные от них (сформулированные в законах того или иного государства и международных пактах. По характеру образования основные (конституционные) дополнительные (конкретизирующие. В зависимости от исторической эпохи появления того или иного права свободы права и свободы первого поколения права и свободы второго поколения права и свободы третьего поколения

9 Наиболее распространенным классификационным признаком является содержание прав и свобод человека и гражданина.
1. Личные (гражданские) права- часто открывают перечень прав и свобод человека и гражданина, составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций (см. статьи 20–23,
25–29 Конституции РФ)
2. Политические права связаны с обладанием гражданством государства и принадлежат только гражданам (см. статьи 3, 13 ч, 29 ч, 30, 31 Конституции РФ) Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин, как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает слет. Социально-экономические права и свободы являются основой всех иных прав (см. ст. 7, ст. 34–44 Конституции РФ. Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.
4. Кроме того, выделают менее масштабные группы прав – культурные и экологическиеправа. В Конституции РФ наряду с правами и свободами человека закрепляются права и свободы гражданина. Права и свободы человека существуют независимо от государства, не требуют государственного закрепления, эти права неотчуждаемы. Права и свободы гражданина связаны с конкретным государством, находятся под защитой этого государства (нельзя забывать, что статус гражданина имеют не все лица, соответственно, они формально лишены прав и свобод гражданина)
7
Таким образом, в Конституции РФ 1993 г, как ив целом в современном российском конституционном праве, четко просматривается либеральная концепция естественных прав человека, исходящая из того, что есть определенный набор прав и свобод, которые принадлежат человеку не по прихоти, воле государства, а в силу естественных оснований этих прав. Этот подход в советском государственном праве не воспринимался. Отечественные политики и юристы советской эпохи полагали, что приписывание члену гражданского общества формальных, естественных и неотъемлемых прав, стоящих выше государственной власти, превращает его в замкнутого в себе индивида, тормозит подлинное развитие личности.
7
Шахрай СМ. Конституционное право Российской Федерации учебник для академического бакалавриата и магистратуры. е изд, изм. и доп. - М Статут, 2017.

10 Буржуазное право носит классовый характер. Буржуазное государство подавляет личность основная масса людей не может реализовать права и свободы, формально провозглашенные для всех, но фактически доступные только для представителей господствующего класса. В тоже время, социалистическая конституция, писал ИВ. Сталин, не ограничивается фиксированием формальных прав граждан, а переносит центр тяжести на вопрос о гарантиях этих прав, на вопрос о средствах осуществления этих прав»
8
«Все производство, вся деятельность государства (советского – прим. авт) направлены на максимальное удовлетворение непрерывно растущих материальных и культурных потребностей человека - писал в х годах известный советский правовед АИ. Лепешкин
9
При таких подходах, прав индивида в отрыве от государственных гарантий быть не может, а значит только те права и свободы являются таковыми, которые предоставлены и гарантируются государством. По этим причинам в СССР идея разделения субъективных прав на права человека и права гражданина отвергалась и признавались только права граждан.
5.4. Личные права и свободы Личные права и свободы человека составляют естественноправовую основу статуса, ибо без них теряет смысл конституционное закрепление всех иных прав и свобод. Большинство из этих прав и свобод носит абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства РФ. Это те права и свободы, которые обеспечивают конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные стороны жизни и т. пот непомерного и неправомерного вмешательства государства и других лиц. Основное назначение личных прав состоит в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных возможностей каждой личности. Государство признает независимость и самостоятельность личности, обеспечивая неприкосновенность определенной сферы отношений, которая не может быть объектом притязаний сего стороны. Эти права призваны охранять то пространство, где действуют частные интересы. Особенности
1) они являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами человека, те. каждого, и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства
8
Сталин, ИВ. Вопросы ленинизма / ИВ. Сталине изд. - М. : Госполитиздат, 1945. – С (611 с.
9
Лепешкин, АИ. Основные права и обязанности граждан. - М. : Госюриздат, 1954. – С
(96 сони включают право на охрану достоинства личности, что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан.
1. Право на жизнь Это право закреплено всеми международными актами оправах человека, а также конституциями почти всех стран мира. Оно является неотъемлемым правом человека, охраняемым законом. В широком смысле слова право на жизнь включает в себя все общественные отношения, позволяющие человеку не только существовать в качестве биологической особи, но и социализироваться. Однако право охраняет жизнь, прежде всего, как форму биологического существования человека. Сторонники узкого толкования права на жизнь видят в нем, в первую очередь, недопустимость произвольного лишения жизни. В этом случае жизнь человека понимается как биологическое и психическое функционирование организма как единого целого. Сторонники широкого понимания права на жизнь не ограничиваются пониманием жизни, только лишь рамками биологического и психического функционирования организма, а трактуют ее как социальное явление, внутри которого человек находится в многочисленных связях и отношениях. Ив этом плане право на жизнь, помимо запрета на произвольное лишение жизни, включает создание государством правовых, социальных, экономических и иных условий, обеспечивающих нормальную, полноценную, достойную человеческую жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Именно на этом основании, например, в ряде стран с господством католической церкви, запрещены аборты. Статья 20 Конституции РФ, закрепляя право на жизнь, устанавливает нормы, характеризующие отношение к смертной казни. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
2. Достоинство личности В статье 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не должен быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. За нарушение этих положений, закрепленных в Конституции РФ виновные лица могут привлекаться к ответственности, вплоть до уголовной.
3. Право на свободу и личную неприкосновенность. Согласно п. 2. ст. 22 Конституции РФ "арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Неприкосновенности личности — это закрепленное в Конституции РФ

12 субъективное право каждого человека на государственную охрану и защиту от неправомерных посягательств кого бы тони было на его свободу и личную безопасность. В личной безопасности можно выделить 3 вида неприкосновенности физическую (жизнь, здоровье, телесная целостность, нравственную (честь, достоинство) духовную (возможность на основе свободы волеизъявления располагать своими поступками, не подвергаться незаконному принуждению.
4. Неприкосновенность жилища Данное право закреплено в статье 25 Конституции РФ. Оно означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
5. Неприкосновенность частной жизни Согласно п. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Данное право защищается не только от незаконных действий государственных органов и должностных лиц. Важной гарантией реализации этого права является закрепление в п. 1 ст. 24 Конституции РФ положения о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
6. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений- право каждого человека, закрепленное в п. 2 ст. 23 Конституции РФ. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
7. Право определения национальности Согласно ст. 26 Конституции РФ каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
8. Право народной язык, которое означает право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения творчества (ч. 2 ст. 26) Регламентируя вопросы национально-государственного устройства РФ, Конституция РФ в ст. 68 устанавливает русский язык в качестве государственного на всей территории РФ. Вместе стем РФ, подчеркивается в п. 3 ст. 68 Конституции РФ, гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
9. Свобода передвижения и места жительства. В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что "каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать местопребывания и жительства" (п. 1 ст. 27 Конституции РФ.

13
10. Свобода совести. Данное право является важнейшим личным правом человека. Статья 28 Конституции РФ устанавливает, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии сними. Политические права и свободы Особенность политических прав и свобод заключается в том, что обладание ими, в отличие отличных прав и свобод, принадлежащих каждому человеку как члену гражданского общества, напрямую зависит от принадлежности человека к гражданству данного государства. Наряду с гражданскими правами и свободами, политические права принадлежат к первому поколению прав человека и гражданина. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно- демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции и других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. Неслучайно и на международно-правовом уровне гражданские и политические права закрепляются в едином документе - Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, а наряду с другими политические права закрепляются во Всеобщей декларации прав человека
1948 г. Основная особенность политических прав и свобод заключается в том, что они непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях обладают ярко выраженным политическим содержанием. Другие особенности
 во-первых, политические права и свободы являются средством реализации народовластия в Российской Федерации
 во-вторых, политические права и свободы являются способом привлечения каждого гражданина к участию в реализации, как государственной власти, таки местного самоуправления
 в-третьих, в отличие от гражданских (личных) прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного государства, поскольку эти права позволяют участвовать в управлении государственными делами, в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.
1. Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы, является право гражданина участвовать в управления делами


14 государства. Это важнейшее из политических прав гражданина, вытекающее из закрепленного в ст. 3 Конституции РФ положения о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления. Статья 32 Конституции РФ устанавливает "Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства
 Как непосредственно (непосредственная демократия. В общем плане к формам непосредственной демократии относятся следующие права на участие в референдуме, на петиции (коллективные и индивидуальные обращения в государственные органы, на манифестации,
 Таки через своих представителей (представительная демократия. К формам представительной демократии относятся избирательное право, право на объединение, поскольку при реализации этих прав гражданин участвует в управлении через избираемых им представителей когда голосует по партийным спискам. Некоторые категории граждан не имеют права избираться и быть избранными граждане признанные судом недееспособными, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не достигшие возраста 18 лет также исходя из норм ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 28.12.2022) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также – ФЗ №67) не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо видна жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. (но они вместе стем могут быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ. Кроме того действует ограничения касательно пассивного избирательного права для лиц для лиц занимающих определенные государственные должности работники прокуратуры, судьи, определенное занятие и др. ранее осужденных к лишению свободы за тяжкие и (или) особо тяжкие преступлений и имеющие надень голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за эти преступления осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость которых снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня ее снятия или

15 погашения осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения 15 лет со дня ее снятия или погашения осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных УК РФ, и имеющие надень голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, а также осужденные за совершение указанных преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости, если на таких лиц не распространяется действие осужденные к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных за убийства при смягчающих обстоятельствах, преступления в сфере избирательных отношений, против прав и свобод человека и некоторые другие преступления, перечень которых дан в ч) ст ФЗ, и имеющие надень голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость заданные преступления, а также осужденные к лишению свободы за совершение указанных преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения 5 лет со дня снятия или погашения подвергнутые административному наказанию за пропаганду нацизма, производство и распространение экстремистских материалов, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым данному наказанию в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных предвыборной агитацией, в виде экстремизма, возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижения национального достоинства, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям их экстремисткой или террористической деятельностью.
2. Свобода мысли и слова. Свобода мысли — это свобода каждого человека от любого политического или идеологического контроля, когда он сам определяет систему своих духовных ценностей, верований и т. д. Свобода слова представляет собой право каждого свободно выражать свои мысли перед другими как индивидуально, непосредственно, таки в средствах массовой информации. Статья 29

16 Как и все другие права свобода мысли и слова ограничивается правами и законными интересами других лица также ограничениями законодательного характера. Уже в самом тексте ст. 29 Конституции РФ содержатся ограничения. В ней подчеркивается, что "не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную религиозную ненависть и вражду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Существуют и другие ограничения свободы слова, установленные отраслевыми нормами. Уголовное законодательство запрещает пропаганду войны, устанавливает ответственность за разглашение государственной и военной тайны. Гражданское законодательство защищает честь и достоинство личности и т. д.
3. Свобода информации тесно связана со свободами мысли, слова и убеждений, но более формализована. В п. 4 ст. 29 Конституции РФ эта свобода сводится к праву каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами. Ограничения права на свободу информации довольно широки одно из них содержится в данной статье Конституции РФ, которая указывает, что "перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Для военнослужащих, например, установлен перечень сведений, составляющих военную тайну. право на свободу информации ограничивается правом других лиц на тайну частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки и др. свобода информации ограничена также авторскими правами, защищенными законом. В ст. 29 п. 5 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации и установлен запрет цензуры.
4. Право на создание общественных объединений. Это конституционное право закреплено в ст. 30 Конституции РФ, которая устанавливает "Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Данное право является одним из важнейших политических прав человека и гражданина, так как позволяет ему активно участвовать в общественной жизни, в управлении государством, реализовать свои интересы и потребности, защищать свои права и свободы. Право каждого на объединение получило дальнейшее развитие и

17 конкретизацию в федеральных законах Об общественных объединениях от
19 мая 1995 года № 82-ФЗ вред. от 30.12.2020 № 481-ФЗ), О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности от 12 января
1995 года № 10-ФЗ (вред. от 08.12.2020 № 429-ФЗ), Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001 № 95-ФЗ (вред. от 02.12.2019 № 423-
ФЗ), в которых учтены соответствующие международные стандарты. Именно это конституционное право на объединение лежит в основе свободного образования партий, многопартийности, или политического плюрализма.
5. Свобода собраний Конституция РФ закрепляет в статье 31 право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия пикетирование. Это право не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Такие ограничения вытекают из положений статей 13 и 29 Конституции РФ и Декларации прав и свобод человека и гражданина. Мирное проведение публичных мероприятий предполагает то, что они не должны угрожать общественному порядку и общественной безопасности, нормальному функционированию предприятий, учреждений и организаций, мешать работе пассажирского транспорта. Проведение этих публичных мероприятий регулируется 54-ФЗ О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, и пикетированиях от 19 июня 2004 года. Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется указанным Федеральным законом и законодательством РФ о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях. Свобода собрания - возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возрасти т. д. Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке. Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся,

18 как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных выступлений принятием резолюций. Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом, с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по политико-экономическим проблемам. Пикетирование представляет собой выражение своего отношения группами людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений и т. п. Реализация этих мероприятий осуществляется в разрешительном или уведомительном порядке. Их участники обязаны соблюдать общественный порядок. За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут привлекаться к юридической ответственности, вплоть до уголовной (за организацию массовых беспорядков, например. В КоАП также установлена ответственность за нарушения в области этих свобод.
6. Право граждан РФ участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст.
32) призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Это право может быть реализовано путем занятия должности судьи, участия в отправлении правосудия в качестве присяжного, народного заседателя.
7. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (право петиций закреплено в ст. 33 Конституции РФ. Это право граждан может быть реализовано индивидуально или коллективно. Обращения граждан носят различный характер, они могут выступать в качестве предложений, заявлений, жалоб ходатайств.
1   2   3   4

5.6. Социально-экономические, культурные и экологические права и свободы
Социально-экономические права, регулируют нормативное закрепление достойных условий жизни человека, определяют положение каждого в профессиональной деятельности, труда и бытовых условий, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и уровень, на котором они могут быть реализованы в основном, зависит от состояния экономики государства и его остальных ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого

19 поколения, менее развиты. Очевидно, что эти права являются фундаментом всей системы прав и свобод, так как оттого, насколько удовлетворены социально-экономические права человека зависит сама возможность реализации личных прав и степень его активности в реализации политических прав. В отличие от других видов прав человека социально-экономические права обладают определёнными особенностями
− эти права распространены в определенной социально-экономической области жизни человека
− реализация социально-экономических прав зависит от состояния экономики страны и ресурсов государства. Право на предпринимательскую деятельность(ст.34 Конституции РФ Ограничения в пользовании этой свободой деятельности обусловлены необходимостью защитить законные права и интересы других лиц. Они закреплены в нормах гражданского, трудового, хозяйственного, коммерческого и уголовного права.
2. Право на частную собственность(ст.35 Конституции РФ Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, таки совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Наряду с частной собственностью, Конституция РФ закрепляет и гарантирует право наследования, правовая регламентация реализации этого права осуществляется нормами гражданского законодательства.
3. Право на землю(ст.36 Конституции РФ Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Закрепление права частной собственности на землю не исключает коллективной, муниципальной, государственной собственности на землю и природные ресурсы.
4. Право на свободный и безопасный труд(ст.37 Конституции РФ Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Выбор рода деятельности и профессии обусловлен не только желанием человека, но и во многих случаях его способностями, образованием, общественной потребностью в этой профессии или роде деятельности и т. д. Принудительный труд запрещен. В советский период право на труд связывалось, во-первых, с возможностью получения гарантированной работы (оно обеспечивалось государством, во-вторых, с необходимостью (обязанностью) трудиться на благо общества, а уж затем для себя, в-третьих, с занятием трудовой деятельностью не вообще, а преимущественно в сфере общественного производства.

20 В постсоветском обществе в развитие международных документов это право рассматривается с позиций индивидуального использования каждым гражданином - ив целом, ив плане выбора сферы приложения своих сил. К тому же государство в условиях преобладания частного сектора в экономике и рыночных методов хозяйствования в любых видах производства не в состоянии директивно обеспечивать рабочие места, а может лишь своей политикой содействовать их созданию. Вместе стем мы уже отмечали ранее в нашем курсе и должны вновь подчеркнуть здесь, что ряд новелл реформы 2020 г. как бы перекликаются с конституционными положениями советского периода и способствуют повышению внимания государства и общества к человеку труда (и прежде всего, конечно, к наемному работнику. В новом регулировании мы находим положения о том, что "Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав" (ч. 5 ст. 75), в стране гарантируются "уважение человека труда" (ст. 75.1), обязательное социальное страхование, социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат (ч. 7 ст. 75), экономическая и социальная солидарность (ст. Можно выделить следующие элементы конституционного права на свободный труд право распоряжаться своими способностями к труду право работающих на соответствующие условия, охрану и оплату труда право на защиту от безработицы право на защиту интересов работников путем разрешения трудовых споров. Большинство этих аспектов регулируется Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г, Законом РФ № О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. (все - с последующими изменениями, другими законами и многочисленными подзаконными НПА.
5. Право на отдых(ст.37 Конституции РФ Работающему по трудовому договору гарантируется установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Все эти вопросы достаточно детально урегулированы в основном Трудовым кодексом.
6. Защита семьи(ст.38 Конституции РФ Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленная в качестве одной из основ конституционного строя России. Конституция РФ одновременно закрепляет, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
10
См Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс (учебное пособие в двух томах, том первый издание седьмое, перераб. и доп- М Норма ИНФРА-М, 2021. Авакьян
С.А. Конституционное право России. Учебный курс (в х томах, том первый издание е, перераб. и доп- М Норма ИНФРА-М, 2021. – С.

21 При рассмотрении данного права нельзя не обратить внимание на то, что его толкование, обеспечение и гарантирование получили поддержку в ряде новых принципиальных положений конституционной реформы 2020 г. В особенности обратим внимание наследующее.
Во-первых, закреплены (подтверждены) традиционные для России ценности семьи и брака, одновременно тем самым однозначно и решительно отклонены попытки навязать так называемые нетрадиционные отношения в этих сферах. Часть 1 ст. 72 Конституции РФ дополнена п. "ж, которым к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ отнесены "защита семьи, материнства, отцовства и детства защита института брака как союза мужчины и женщины создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
Во-вторых, в Конституцию включена отдельная адресная норма, касающаяся детей ив целом политики государства и общества по отношению к ним. Часть 4 ст. 67.1 гласит "Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения"
11
Праву на защиту материнства, детства и семьи корреспондируют обязанности государства по обеспечению такой защиты. Этому служат многие российские законы Семейный кодекс РФ, федеральные законы например, от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ (например, постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. "Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации. Государственная политика отражается также в различных концепциях и федеральных целевых программах, утверждаемых Президентом или Правительством на определенный временной период.
7. Право на социальное обеспечение(ст.39 Конституции РФ. Государство проявляет заботу о тех, кто полностью или частично утрачивает трудоспособность. "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей ив иных случаях, установленных законом. Пенсионное обеспечение в РФ осуществляется на основе федеральных законов от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в
11
Авакьян С.А. Указ. соч. – С

22 Российской Федерации, а также Закона РФ от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках Национальной гвардии РФ и их семей. Пособия выплачиваются на основе ряда федеральных законов от 19 мая
1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей, от 12 января 1996 г. "О погребении и похоронном деле Закона РФ "О занятости населения" и др. Социальная защита - социальное обслуживание населения постепенно получает распространение. Принят ряд важных нормативных актов, в частности федеральные законы от 12 января 1995 г. "О ветеранах, от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации, от 17 июля 1999 г. "О государственной социальной помощи" и др. В Конституции говорится также о том, что в Российской Федерации поощряются социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Этим целям служат, в частности, федеральные законы от 7 июля 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях, от 7 мая 1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах.
8. Право на жилище(ст.40 Конституции РФ Суть права на жилище заключается в возможностях граждан
1) иметь жилье, те. пользоваться благоустроенным помещением той или иной формы собственности
2) получить жилье в установленном порядке, построить его либо купить
3) находиться под защитой государства в части жилищных интересов, включая неприкосновенность жилища, невозможность выселения из жилища, его изъятия беззаконных оснований
4) претендовать на создание благоприятной среды обитания в жилище и вокруг него (например, на подведение к жилищу освещения, воды, газа, отопления, соблюдения санитарных норм строительства, в том числе сохранение санитарной зоны вокруг домов. Раньше, в советский период, основная часть жилья возводилась и предоставлялась гражданам самим государством в пользование (не в собственность. Теперь Конституция 1993 года ориентирует на то, что граждане в большей мере сами должны обеспечивать право на жилище и строить себе жилье
12
Эти базовые положения Конституции реализованы в Жилищном кодексе РФ, а также в ГК РФ, Законе РФ от 4 июля 1991 г. "О приватизации
12
Авакьян С.А. Указ. соч. – С.

23 жилищного фонда в Российской Федерации. Девствуют также законы субъектов РФ об их жилищной политике.
9. Право на охрану здоровья(ст.41 Конституции РФ Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Защита интересов граждан в области здравоохранения регулируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, Законом РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации, федеральными законами от 30 марта 1999 г. "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и др. Государственная политика в области физкультуры и спорта, поощрения граждан, занимающихся физкультурой и спортом как на любительской, таки на профессиональной основе, отражена в Федеральном законе от 4 декабря
2007 г. "О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Новый этап в создании конституционных основ для охраны здоровья и решения смежных проблем ознаменован принятием поправок к Конституции в 2020 г. Кратко говоря, существо новшеств обусловлено требованиями доступности и качества медицинской помощи. Так, существенно пополнен п. "ж" ч. 1 ст. 72, к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ теперь отнесены "координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. По многочисленным предложениям от населения и медицинских работников отражена в Основном законе необходимость повышения роли органов местного самоуправления в данной сфере - в ч. 1 ст. 132 Конституции включено дополнение о том, что указанные органы "в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи. Право на образование(ст.43 Конституции РФ Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Обязательным в РФ является основное общее образование. Родители
13
Авакьян С.А. Указ. соч. – С.

24 или лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Право на образование заключается в возможности обучения в какой- либо образовательной организации, которая дает человеку общие знания, являющиеся основой его кругозора, а также специальные знания, в том числе необходимые для трудовой деятельности. И конечно же право на образование включает и самостоятельное удовлетворение образовательных интересов личности - стем условием, что человек может для этих целей пользоваться возможностями соответствующих учреждений
14
Право на образование более детально урегулировано нормами пришел
ФЗ от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации.
11. Свобода творчества(ст.44 Конституции РФ Каждому человеку гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
12. Право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям чист Конституции РФ, предусматривающее, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. в определяют в числе культурных прав также право каждого человека на культурную деятельность независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Индивид имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. У человека есть право наличную культурную самобытность, те. на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.
У человека есть таже право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются
14
Авакьян С.А. Указ. соч. – С.

25 законодательством РФ. Лицам, не достигшим 18 лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один разв месяц. Каждый без ограничения возраста имеет право на эстетическое воспитание и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством об образовании. Каждый человек имеет право собственности в области культуры. Оно распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты. Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируются законодательством. Право на благоприятную окружающую среду(ст.42 Конституции РФ Это право тесно связано с правом на охрану здоровья. Его сущность состоит в том, что "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Вопросы охраны природы регулируются федеральными законами от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды, от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" и другими, в той или иной мере касающимися охраны природы. Многие вопросы регулируются подзаконными актами.
5.7. Конституционные обязанности человека и гражданина Как уже отмечалось, в Конституции РФ правовой статус личности закреплен совокупностью не только прав и свободно и обязанностей. Обязанности, закрепленные в Конституции РФ, являются лишь частью обязанностей, которые закон возлагает на человека, личность. Содержание и объем этих обязанностей конкретизируются в соответствующих актах. Соблюдение Конституции и законов (ст. 15 Конституции РФ) – является важнейшей обязанностью человека и гражданина. Эта обязанность универсальна, распространяется на всех субъектов правоотношений, требует от лица не только правомерного поведения во всех сферах жизни и деятельности, но и призывает его содействовать практической реализации принципов Конституции, положений законодательства. Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы ст. 57). Распространяется на всех налогоплательщиков (как физических, таки юридических лиц) в качестве безусловного требования государства. Принцип всеобщности налогообложения распространяется только на обязательные платежи, прямо установленные в Налоговом кодексе РФ. Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ. Важность сохранения среды обитания человека для настоящего и будущих
1   2   3   4

15
Авакьян С.А. Указ. соч- С.

26 поколений не подлежит сомнению. Поэтому обязанность охраны природы отнесена к разряду основных, конституционных. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый должен руководствоваться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности положениями закона о приоритете обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, сочетании экологических и экономических интересов, рациональном использовании природных ресурсов, соблюдении требований природоохранного законодательства. Необходимость повышения эффективности борьбы с экологическими преступлениями обусловила включение соответствующей главы в Уголовный кодекс РФ (гл. 26). Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59 Конституции РФ. Смысл этой нормы Конституции России заключается в том, что российские граждане обязаны защищать (в том числе вооруженным способом) Россию от любого вида агрессии и иных форм ущемления интересов Родины.
По общему правилу защита Отечества требует от граждан вооруженным путем оборонять Российскую Федерацию как от напавшего на неё противника, таки от потенциальной реальной угрозы со стороны возможного неприятеля . Обязанность российских граждан по обороне своего государства реализуется в основном путем несения военной службы (пункт 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации, которая реализуется в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" за счёт воинской обязанности граждан Российской Федерации. Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает

во-первых, воинский учет

во-вторых, обязательную подготовку к военной службе

в-третьих, призыв на военную службу

в-четвертых, прохождение военной службы по призыву

в-пятых, пребывание в запасе

в-шестых, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Граждане Российской Федерации, кроме прохождения военной службы по призыву и по контракту, проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации еще в трех случаях

во-первых, в период мобилизации

во-вторых, в период военного положения

в-третьих, в военное время. Эти три вида службы включаются в воинскую обязанность граждан вместе обучением в период военного положения ив военное время.


27 Право граждан на прохождение альтернативной гражданской службы пункт 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации) реализуется лишь взамен прохождения военной службы по призыву на основании Федерального закона от 25 июля 2002 г. №113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе. Это означает невозможность замены военной службы по мобилизации, военной службы в период военного положения, а также военной службы в военное время альтернативной гражданской службой. Граждане, признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности на основании пункта 4 статьи 23 Федерального закона О воинской обязанности и военной службе, другие лица несут воинскую обязанность, и могу иметь лишь отсрочку Конституционные обязанности в сфере семейных правоотношений забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей ч ст. 38 Конституции РФ трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ч ст. 38 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ч. ст. 43 Конституции РФ. Необходимо отметить, что многие обязанности граждан напрямую как таковые не указаны в Конституции РФ, но они подразумеваются как корреспондирующие правами свободам граждан. В этих случаях они подразумеваются в силу логической связи с соответствующими правами и свободами - как необходимость уважать их. Например, если у каждого человека есть право на жизнь, значит, у каждого есть и обязанность уважать право других на жизнь поэтому любые формы покушения на жизнь человека влекут меры юридической ответственности. Закрепляя право на защиту персональных данных, Конституция содержит запрет сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24). Это требование можно отнести не только к органам государства и местного самоуправления, общественным объединениям, должностным лицам, нов равной мере и ко всем гражданам оно может трактоваться как обязанность, корреспондирующая указанному конституционному праву. Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоят сущность и содержание правового статуса человека и гражданина, определенного в Конституции РФ
2. Определите значение конституционного закрепления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
3. Каковы личные права и свободы человека и гражданина
4. Каковы политические права и свободы человека и гражданина
5. Каковы экономические права и свободы человека и гражданина