Файл: Рабочая программа младшей возрастной группы 2 (от 3 до 4 лет) составлена на основе основной образовательной программы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 158» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МЛАДШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ № 2
(от 3 до 4 лет)
составлена на основе основной образовательной программы
«Детский сад №158» Минобороны России
Срок реализации 2022-2023 учебный год
Авторы программы:
Литвина А.А
г. Хабаровск-47
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Целевой раздел | 3 - 13 |
1.1. | Аннотация программы, её цель и задачи в соответствии с ФГОС ДО и ООП | 3 |
1.2. | Возрастные особенности детей возрастной группы | 6 |
1.3. | Индивидуальные особенности воспитанников возрастной группы | 8 |
1.4. | Планируемые результаты образовательной работы по образовательным областям | 9 |
І. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
-
Аннотация программы, её цель и задачи в соответствии с
ФГОС ДО и ООП
Рабочая программа (далее Программа) составлена для реализации образовательной деятельности в Федеральном государственном казённом дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 158» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКДОУ № 158) в группе комбинированной направленности для детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) с нарушением зрения.
ФГКДОУ № 158 реализует адаптированную образовательную программу для детей с нарушением зрения (далее НР) в возрастной группе от 3 до 4 лет общеобразовательной направленности (далее – АОП). Основной целью инклюзивной группы дошкольной организации, в которой воспитываются дети с НР, является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.
АОП разработана коллективом ФГКДОУ № 158 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе «Образовательной программы дошкольного образования ФГКДОУ № 158», базовой частью которой является «Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М., 2015 г.) и с учетом примерных программ: «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общ. ред. Шевченко С.Г. (М., 2003 г.);
«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией Л.Б. Баряевой (СПб., 2010 г.);
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева (СПб., 2015 г.); - -«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. (М., 2002 г.).
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; -
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; -
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; -
Устав ФГКДОУ № 158.
В содержании программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения, новые вариативные формы организации коррекции отклонений зрительного восприятия, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями зрительной патологии.
Программа спроектирована с учетом особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Она обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает все образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников. Всё содержание Рабочей программы строится на основе комплексно-тематического планирования, позволяющего интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной смысловой темы.
Программа направлена на создание социальной ситуации развития воспитанников. Образовательная среда гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие, создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями младшего дошкольного возраста.
Программа состоит из 3-х разделов: целевого, содержательного и организационного, в каждом из которых учтены обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Цели реализации Программы.
-
Обеспечение выполнения требований ФГОС ДО. -
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. -
Формирование основ базовой культуры личности детей. -
Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. -
Подготовка детей к жизни в современном обществе. Формирование у детей, предпосылок к учебной деятельности. -
Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника в условиях ДОУ.
Задачи реализации Программы.
-
Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей с
нарушениями зрения, в том числе их эмоционального благополучия;
-
Создания благоприятных условий развития детей с нарушениями
зрения в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого
ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром;
-
Формирования общей культуры личности детей с нарушениями
зрения, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности
и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной
деятельности;
-
Создания офтальмологических условий для устранения или смягчения
зрительных нарушений у дошкольников, воспитания и обучения с учетом
интересов, потребностей и способностей, всестороннего гармоничного
развития;
-
Обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции
содержания образования и организации взаимодействия субъектов
образовательного процесса.
Срок реализации программы – 1 год.
-
Возрастные особенности детей возрастной группы
Категория детей с нарушениями зрения достаточно разнообразна: от незначительных степеней миопии и гиперметропии до сочетанных патологий зрительного анализатора, вплоть до полной потери зрения.
Формирующиеся у детей зрительные представления менее четкие и яркие, чем у нормально видящих сверстников. Развитие внимания состоит в постепенном овладении произвольным вниманием, увеличении объема внимания. Неточность зрительных представлений, малый чувственный зрительный опыт затрудняет формирование процессов памяти: запоминания, воспроизведения, узнавания и забывания. Недостаток активного общения с окружающим миром и взрослыми в до речевой период, небольшие возможности подражательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение развития двигательной сферы, средовые условия воспитания обуславливают замедленный темп развития речи детей с нарушением зрения. Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира. Отклонения в двигательных навыках проявляются, прежде всего, в нарушениях координации и ориентировки в пространстве.
Дети с нарушением зрения отстают в развитии движений от своих сверстников. При ходьбе и беге у них наблюдается большое мышечное напряжение. Голова опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставятся широко, темп неравномерный, из-за нарушения равновесия они вынуждены останавливаться при ходьбе.
Нарушение зрения отрицательно сказывается на всех видах познавательной деятельности, на формировании личностной и эмоционально-волевой сферы ребенка и осложняет его интеграцию в общество нормально видящих сверстников. Предпосылкой становления личности ребенка является общение. Недостаточная информация о состоянии партнера по общению у детей с нарушением зрения ограничивает возможность контролировать свое поведение.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между
предметами.
В условиях зрительно – сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднѐнность чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в условии выразительных средств.
Общая особенность детей с нарушением зрения – нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов. Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации.
Особенности взаимодействия и общения. Дети начинают понимать свое отличие от нормально видящих. Уровень самооценки дошкольников с нарушением зрения ниже и менее устойчив, у них не сформировано адекватное отношение к своему дефекту, что затрудняет контакт с другими людьми. Нарушения зрительного восприятия приводят к своеобразию понимания эмоционального состояния партнера, затрудняют восприятие его внешности, ограничивают возможности получения информации о внешнем облике человека. Дошкольники с патологией зрения хуже владеют невербальными средствами общения, они практически не используют выразительные движения, жесты, мимику. Таким образом, речь для них служит самым важным средством общения, так как невербальные проявления характера, настроения, эмоционального состояния они улавливают с трудом.