Файл: Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей дошкольного возраста

 

 

Аннотация: В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества образования. Современный педагог — это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени? Что может заинтересовать наших воспитанников, спросите вы?.. Конечно же, STEM-технология. Именно STEM-технология позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков.

 

Ключевые слова: познавательная потребность, дети дошкольного возраста, STEAM технологии, мышление

 

Появление в российской системе дошкольного образования STEAM технологий связано активно развивающимися технологиями в рамках Национальной технологической инициативы. В систему образования приходят цифровые образовательные решения, технологии 3D моделирования и прототипирования, робототехнического конструирования и другие.                                                                                                   Термин STEM, появился в США и расшифровывался как: Science (наука); Technology (технологии); Engineering (инженерия); Mathematics (математика).                                                                                                       Процесс реализации STEM подхода в дошкольном образовании показал необходимость включения методов, которые развивают такие важные качества дошкольников, как креативность, изобретательность. Появление в термине составляющей ARTS –искусство, в полной мере отражает сущность детского познания, ориентированного на творческое восприятие и преобразование мира. Под «искусством» в концепции чаще понимают развитие творческого восприятия, обучение основам моделирования и художественно-технического проектирования, что позволяет не только сделать образовательный процесс более разнообразным и насыщенным, но также дополнительно подтолкнуть учащихся к креативному решению поставленных задач.[1]


При анализе STEAM технологий в образовании важным является не только ориентация педагога на интеграцию разных областей наук и реализацию принципа метапредметности, а развитие способностей детей видеть проблему и решать образовательные задачи в совместной проектной деятельности. В этом контексте при апробации образовательных технологических решений в работе с дошкольниками, мы особое место отводим реализации подхода DO IT Yourself – сделай сам. Именно этот подход становится ключевым в выборе средств, методов и форм организации детской деятельности и развитии навыков будущего. Реализация STEAMS технологий на разных уровнях образования должна иметь свою специфику. В дошкольном образовании ставится акцент на проектно-исследовательскую и игровую деятельность, ориентированную на развитие самостоятельности в поиске решений жизненных проблем, конструирование продуктов деятельности во взаимодействии.

В современной ситуации развития дошкольного образования появляется достаточно большое количество образовательных решений (конструкторы, цифровые лаборатории, робототехнические наборы и игры, компьютерно-игровые комплексы и т.п.), имеющие в своей основе ресурсные возможности технологий STEAMS. Задача воспитателя: увидеть эти возможности и применить в организации образовательной деятельности детей.

Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И.П. Павлов называл это стремление «рефлексом что такое?». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности начинается ещё в младенчестве.                                                                    У детей развивается и познавательный интерес, который просто необходим во время обучения в школе. Если познавательный интерес к концу дошкольного возраста будет сформирован недостаточно, то это может привести к серьёзным проблемам в школе, скорее всего отсутствие познавательного интереса приведёт к школьной неуспеваемости. Любознательность и познавательный интерес представляют собой разные формы отношения к окружающему миру.[2]                                 Любознательность – особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С.Л.Рубинштейн). Это определение говорит о том, что любознательному ребёнку не важно, что он будет познавать, главное – познавать.                                                        Познавательный интерес – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах предметов, явлений, действительности, в

желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т.А.Куликова). То есть, в основе познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес позволяет дольше заниматься определённой деятельностью, повышая устойчивость внимания к этой деятельности и активизируя умственную деятельность. Кроме того, благодаря познавательному интересу у ребёнка проявляются положительные эмоции – удивление, радость успеха, которые придают уверенность в своих силах.                                                                   Развитие познавательных интересов не происходит стихийно и не осуществляется само собой. Любознательность и познавательные интересы, как правило, воспитывают. Значит, воспитание любознательности и познавательных интересов – это специально организованная планомерная деятельность, направленная на формирование познавательной активности и стремления ребёнка познавать окружающий мир.                                                     Проблема воспитания познавательного интереса является актуальной в настоящее время. Педагогической наукой доказано, что нужно теоретически разобрать и осуществить ее на практике.[3]                                                           Проблема воспитания и развития познавательных интересов показывает естественную связь с организацией активной умственной деятельности, с целью роста познавательных процессов. М.Ф. Беляев утверждал, что в русской науке недостаточно уделяется внимание проблемам по развитию интереса. Теоретические исследования в таком аспекте проводили такие педагоги, как П.И. Груздев, М.А. Данилов, Б.И. Осипов, М.Н. Скаткин и др. Познавательный интерес рассматривали многие исследователи, такие как Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и другие.                                  Самой проблеме познавательного интереса посвящены работы педагогов: К.Д. Ушинского В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова. Исследователи, утверждающие закономерности развития познавательного интереса: Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина, Ф.И. Фрадкина, Р.Д. Тригер. Все авторы с различных позиций рассматривают и определяют познавательный интерес, не противореча друг другу, они подчеркивают важность этого феномена. Впрочем, неполно изучены источники развития и фундаментальные основы развития познавательного интереса. Точки зрения ученых расходятся.


В настоящее время высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских садах, школах и институтах ведущее место начинают занимать конструирование, моделирование  проектирование и робототехника.[4]

Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.

На данный момент заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации помогут STEAM-технологии. Именно они позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.

STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.

Ведущая составляющая STEАM обучения - это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал. [5]                                                                                              Сегодня можно встретить множество разнообразных образовательных модулей, которые входят в STEM-технологию:                                                      – LEGO-конструирование. Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов.                                                                                        – Математическое развитие. Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.

       – Экспериментирование с живой и неживой природой. Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности.


       – Дидактическая система Ф. Фребеля; Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста

       – Мультистудия «Я творю мир». Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия Я творю мир». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма[6]

       Робототехника. Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов. Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования.[7]                                                                                                 Следует заметить, что STEAM-компетенции можно формировать у детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать родители в условиях дома. Поделки из соленого теста – это игрушки, создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями: высотой, шириной и длиной. Лепка из пластилина продемонстрирует, как искусство соединяется с моделированием. Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и конструировать. LEGO –детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции. [8]                                                                                           Таким образом, с помощью STEAM – технологии дошкольники вникают в логику происходящих явлений, понимают их взаимосвязь, изучают мир системно и тем самым вырабатывают в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций. Параллельно дети осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь обеспечивают абсолютно новый уровень развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.     Антонова, Г. П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет  / Г. П. Антонова. – Мысль, 2017. – 124 с.

2.     Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова.– СПб.: Речь, 2019. - 128с.