Файл: Огэ2023 обществознание для всех регионов российской федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 2469
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Искусство освещает и одновременно…
В XXI веке образование, знания,...
О жизни людей в далёком...
Есть внутренняя культура – та культура…
21. 1)
Роль искусства в жизни человека. 2) Пониманию искусства надо учиться всю жизнь. 3) Как не следует относиться к искусству. 4) Условия понимания искусства. 5) Важность знаний для понимания искусства.
22. 1)
Искренность в отношении к искусству и наличие знаний; 2) предвзятое отношение к произведению искусства – это отношение, исходящее из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов; 3) автор советует руководствоваться в обсуждении произведений искусства следующим правилом: о вкусах не спорят;
23. 1) знания о верованиях древних греков позволяют лучше понять архитектуру храмов, скульптуру
Древней Греции; 2) человек, не знающий хотя бы основных фактов о Бородинской битве, не поймёт стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»; 3) памятники, посвящённые историческим событиям
(например, 1000-летию Российской государственности в Великом Новгороде), непонятны без знания истории.
24. 1) многие произведения искусства затрагивают вопросы добра и зла; утверждают ценности добра, справедливости; 2) творчество, восприятие искусства связано с постижением прекрасного; это возвышает человека, делает его лучше; 3) через произведения искусства человек может лучше разглядеть, полюбить природу; понять других людей.
21. 1) роль образования в XXI в.; 2) нравственная ответственность человека науки; 3) молодые годы – время учёбы; 4) уметь найти радость в учёбе.
22. 1) человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина; 2) общая интеллигентность человека; способность создавать новое; нравственная ответственность; 3) знания всё растут и усложняются; именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.
23.
а) занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками; б) чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания, расширяет представления о мире и человеке.
24. 1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять
, корректировать; 2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.
21. 1) понятие «религия»; 2) причины появления религии; 3) вера в загробную жизнь; 4) роль храмов в религии; 5) роль религии в сохранении духовных ценностей.
22. 1) вера в существование богов, сверхъестественных сил; 2) а) древние люди были бессильны перед природой, вся их жизнь зависела от различных природных явлений; б) древние люди верили в то, что на их жизнь влияют какие-то сверхъестественные силы; в) люди верили, что жизнь не заканчивается смертью, а продолжается в ином мире. 3) учёные, изучающие следы жизни древних людей.
23. 1) свобода (право) человека: свобода вероисповедания; 2) а) в современной России отсутствует государственная религия; б) согласно Конституции РФ, гражданам гарантирована свобода вероисповедания; в) в современной России действуют религиозные организации, исповедующие различные религии.
24. 1) по заказу церкви создавались шедевры искусства, многие из которых она сохранила до наших дней;
2)
религия играет значительную роль в сохранении и распространении моральных ценностей;
3)
религиозные организации позволили сохранить ценности многих национальных культур (в ряде случаев - племенных культур).
21. 1) сущность внутренней культуры человека; 2) культура как внутреннее достояние; 3) единство культуры определённой эпохи; 4) кого можно считать культурным человеком.
22. 1) а) «культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры»; б) «культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии».
2) поскольку он (даровитый художник, учёный) сумел к этой культуре прикоснуться; 3) а) она «стала второй природой для человека»; б) «от неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества»; в) «нельзя стать ... мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил».
23. 1)
Леонардо да Винчи проявил себя как выдающийся мыслитель, инженер, деятель искусства;
2)
Российский император Петр Великий изучил военное дело, несколько иностранных языков, владел более чем десятью ремёслами и основами медицинских знаний.
24.
а) в процессе воспитания и образования человек усваивает ценности данной культуры; б) в своём поведении человек следует принятым в обществе нормам, т.е. нормам культуры; в) человек в обыденной жизни пользуется предметами, созданными в данной культуре; многие его потребности связаны с их приобретением.
В первом приближении культуру…
В самом общем определении ценность…
Трудно назвать другое…
Основным проявлением нравственной…
ориентироваться по заданию 24
21. 1) сущность понятия «культура»; 2) роль культуры в жизни человека и общества; 3) продукты культурного воспитания.
22. 1) это связано с одной из точек зрения зрения на происхождение понятия и смысл слова «культура» и заключается в следующем: возведение его к латинскому по корню глаголу «культивировать» – обрабатывать почву; 2) совокупность религиозных, ритуальных действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, «общался» с ними; 3) Культура давно стала для человека второй природой: всё, что он видит в мире, он видит через культуру.
23. 1) большинство людей живёт в специально построенных домах, отсутствовавших в природной среде;
2) большинство людей пользуется специально изготовленной одеждой и предметами быта; 3) жизнь людей регулируется специально созданными социальными нормами.
24.
Согласен(-на). 1) в процессе воспитания и самовоспитания человек искусственно ограничивает своё поведение социальными нормами; 2) некоторые культурные ценности, усваиваемые человеком, противоречат его инстинктам, «ущемляют» его природную составляющую; 3) человек живёт в искусственно созданном мире, многие его потребности носят искусственный характер;
21. 1) ценности, их виды; 2) материальная культура; 3) значимость духовной культуры; 4) духовные ценности.
22. 1) ценность – это всё, что значимо для человека; 2) всё, что существует в естественно-природной среде и имеет значение для человека – это и минеральное сырьё, и драгоценные камни, и чистый воздух, и чистая вода, лес и т.д.; 3) материальные ценности, за редким исключением, скоротечны, а духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество.
23. 1) создание ценностей (например, отечественная компании Х осуществляет производство мебели - диваны); 2) распределение ценностей (например, поставка произведённой мебели (диванов) в специализированные торговые центры); 3) потребление ценностей (например, человек смотрит телевизор, сидя на купленном в специализированном торговом центре диване).
24. 1) авторский аргумент: «Жизнь человека – это его духовное существование. Так как человека отличает от других живых существ его разум (сознание), духовный мир, то определяющей сферой культуры становится духовная культура»; 2) Согласен(-на). а) именно духовная культура формирует человека как личность, т.е. проявляет его человеческую сущность; б) именно в рамках духовной культуры формируются социальные ценности и нормы, обеспечивающие выживание человечества;
21. 1) сущность понятия «культура»; 2) специфика культуры как общественного явления; 3) материальная и духовная культура.
22. 1) ответ на первый вопрос: совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, духовных процессов и состояний человека, видов и результатов его деятельности / специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий, произведений и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей; 2) ответ на второй вопрос: тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью;
3)
ответ на третий вопрос: а) материальная культура; б) духовная культура.
23. 1) даже в районах высокой сейсмической активности люди научились строить высотные дома;
2)
в некоторых странах горячие природные источники используются для отопления домов; 3) ученые вывели породы животных и сорта растений, устойчивые к засухам и болезням.
24.
Согласен(-на). 1) если автор понимает под культурой только духовные достижения, то техника к ним не относится; 2) техника, о которой упоминал автор, мало влияет на духовный мир людей;
21. 1) нормы нравственности; 2) нравственность и свобода воли; 3) взаимные обязанности людей;
4) достоинство личности.
22. 1) а) неписаные законы (им подчиняются все как должному); б) мера требований общества к людям; в) мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. 2) возможность сознательного выбора определённой позиции, принятия решения и ответственности за содеянное;
3) осознание личностью своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.
23. 1)
Два побудительных мотива: осознание человеком интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. 2) а) взрослый сын заботится о своих пожилых родителях, поддерживает их материально; б) гражданин на улице задержал хулигана, чтобы предотвратить опасную для людей ситуацию.
24. 1) главным контролёром человека в вопросах нравственности является его совесть, поэтому эффективный самоконтроль возможен только в условиях сознательного свободного выбора человека;
2)
возможности внешнего контроля над этичностью поведения человека крайне ограничены, поэтому неукоснительное соблюдение человеком нравственных норм может обеспечить только его свободная воля;
3)
нравственные оценки крайне субъективны, поэтому только самостоятельно человек может сделать осознанный нравственный выбор.
Моральные нормы и правила…
Не здание даже нужно человеку…
Без природы не было…
Статья 1. В настоящей Декларации…
21. 1) особенности моральных норм; 2) совесть - внутренний контролер; 3) роль моральной регуляции.
22. 1) условие: «Моральные нормы и правила наиболее эффективно воздействуют на поведение человека, его взгляды и мнения, если сообразуются с контекстом (реалиями) современных ему общественных отношений»; 2) отличие: мораль поддерживается силой общественного мнения, а не опирается на силу государства. 3) а) этап дискомфорта (человек чувствует напряжение, растерянность, тревогу, опасаясь, что может перейти некую незримую черту); б) этап согласования с внутренним голосом нравственного сознания
(совестью) (человек в этом состоянии как бы советуется со своим прошлым опытом, вызывает в памяти те или иные образцы для подражания); в) обращение за советом (человек может обратиться за советом и к авторитетным для него сверстникам, людям с большим жизненным опытом и т. д.)
23. 1)
«мораль приобщает человека как равноправного члена социума с раннего возраста к гуманизму, нравственным ценностям» (человек учится любить Родину, уважать труд, ценить человека, его жизнь и свободу и т. п.); 2) «мораль задает вектор нравственного отношения самого общества к отдельным его представителям и социальным группам» (уважение к инвалидам, ветеранам войны и труда и др.).
24.
Согласен(-на). 1) моральные нормы ограничивают действия человека, бывают ситуации, когда он поступает вопреки своим желаниям, подчиняясь только требованиям морали; 2) человек воспитывается в определенной среде, рамки его поведения изначально ограничены принятыми моральными нормами.
21. 1)
связь строений с ландшафтами; 2) что помогает восстановлению утрат в природе; 3) почему нельзя восстановить культурные памятники; 4) культурные памятники и градостроение; 5) нравственная ответственность человека за сохранение культуры.
22. 1) ответ на первый вопрос: «Природа при этом сама помогает человеку, ибо она “живая”. Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне»; 2) условие: если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. 3) различие: до известных пределов утраты в природе восстановимы, а утраты памятников культуры в принципе невосстановимы;
23. 1)
Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно на юге Москвы заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. В советское время Большой Дворец был перестроен и отдан под нужды Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, затем — исполкома Ленинского района
Московской области, Главнауки и, наконец, в музейный подотдел Московского отдела народного образования. В 1937 году открытый здесь ранее краеведческий музей был закрыт. Долгие годы Царицыно ветшало и разрушалось. Полномасштабная реставрация началась в 1980-е годы и продолжалась около 20 лет. В 2007 году реконструированный дворцовый комплекс был открыт для посетителей. 2) Теремной дворец в Коломенском. Деревянный дворец царя Алексея Михайловича построен во второй половине XVII века. Представлял собой сложную систему отдельных помещений, соединённых переходами. Отличался богатым экзотическим декором, вызывавшим восхищение у иностранцев. Разобран около 1767 года. Перед разборкой была выполнена деревянная модель дворца. Воссоздан в 2010 году. 3) Константиновский дворец в Стрельне. Дворец задумывался Петром I как «Русский Версаль». Однако свой окончательный облик приобрёл уже после смерти царя-реформатора — в 1750 году он был основательно перестроен архитектором Растрелли. Название дворец получил по имени второго сына Павла I великого князя
Константина Павловича, которому был подарен отцом в 1797 году. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал. Восстановлен в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга.
24. 1) памятники культуры – это свидетельства истории человечества, их потеря – утрата человечеством своей истории; 2) памятники культуры служат объектом познания, источником вдохновения следующих поколений, их утрата обеднит духовную жизнь новых поколений.
21. 1)
Социальный характер деятельности человека и её связь с природой. 2) «Человек культурный», то есть «человек творящий». 3) Культура как «пересоздание» природы. 4) Человек как творец истории.
5)
Культура как результат деятельности.
22. 1) а) культура - это формирование и творчество; б) культура - это природа, которую «пересоздаёт» человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека; в) культура как результат всей человеческой деятельности. 2) «Человек служит соединительным звеном между природой и культурой»;
3)
«…между ними существует отношение не противоречия, а взаимной дополнительности»
23. 1)
Человек рождается, растет, ест, дышит, заводит детей, умирает, значит нас тоже можно смело отнести к природе: человек это и есть природа. Однако и не только природа, ведь человек – обладатель разума, венец творения, на нем ответственности больше, чем у других живых организмов и т.д.
2)
У человека есть сознание, с помощью которого он трансформирует природу так, как не умеет ни один другой из известных нам биологических видов. Однако, сознанию нужен материальный субстрат в виде мозга организма. 3) В качестве второго примера можно привести тот, согласно которому для практически любых творческих и прочих экспериментов человеку нужны именно те ресурсы, которые есть только в реальной природе, а не в воображении. Даже для того, чтобы создать нотную грамоту, нужны бумага и пишущие средства: люди не способны передавать такую информацию чисто телепатически или риторически.
24.
Для производства книг приходится вырубать часть лесов. Для создания кинофильмов или архитектурных объектов требуются технологии, при производстве которых загрязняется окружающая среда. Безотходное производство на данный момент ещё не достигло высокого уровня развития, тем более в так называемых развивающихся странах или «странах третьего мира».
21. 1)
Ст. 1. Понятие и элементы культуры. 2) Ст. 2. Культура - критерий развития человека и цивилизации.
3)
Ст.3. Право культуры каждого народа на сохранение своей уникальности и самобытности. 4) Ст.4. Право культуры каждого народа на сохранение языка, культурных норм, ценностей, идеалов. 5) Ст.5. Право каждого гражданина - участие в культурной жизни.
22. 1) а) под культурой понимается сотворённая человеком материальная и духовная среда обитания; б) под культурой понимается процесс создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества; 2) язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники; 3) инфраструктура культуры.
23. 1) два примера, иллюстрирующие утверждение а), допустим: мировоззрение человека формируется под влиянием образования, науки, религии и т. п.; человек говорит на определённом, выученном, языке, действует с учётом социальных норм; 2) два примера, иллюстрирующие утверждение б), допустим: группа учёных открыла и описала новую элементарную частицу, что способствовало развитию науки; писатель создал новый роман.
В XXI веке образование, знания,...
О жизни людей в далёком...
Есть внутренняя культура – та культура…
21. 1)
Роль искусства в жизни человека. 2) Пониманию искусства надо учиться всю жизнь. 3) Как не следует относиться к искусству. 4) Условия понимания искусства. 5) Важность знаний для понимания искусства.
22. 1)
Искренность в отношении к искусству и наличие знаний; 2) предвзятое отношение к произведению искусства – это отношение, исходящее из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов; 3) автор советует руководствоваться в обсуждении произведений искусства следующим правилом: о вкусах не спорят;
23. 1) знания о верованиях древних греков позволяют лучше понять архитектуру храмов, скульптуру
Древней Греции; 2) человек, не знающий хотя бы основных фактов о Бородинской битве, не поймёт стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»; 3) памятники, посвящённые историческим событиям
(например, 1000-летию Российской государственности в Великом Новгороде), непонятны без знания истории.
24. 1) многие произведения искусства затрагивают вопросы добра и зла; утверждают ценности добра, справедливости; 2) творчество, восприятие искусства связано с постижением прекрасного; это возвышает человека, делает его лучше; 3) через произведения искусства человек может лучше разглядеть, полюбить природу; понять других людей.
21. 1) роль образования в XXI в.; 2) нравственная ответственность человека науки; 3) молодые годы – время учёбы; 4) уметь найти радость в учёбе.
22. 1) человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина; 2) общая интеллигентность человека; способность создавать новое; нравственная ответственность; 3) знания всё растут и усложняются; именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.
23.
а) занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками; б) чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания, расширяет представления о мире и человеке.
24. 1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять
, корректировать; 2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.
21. 1) понятие «религия»; 2) причины появления религии; 3) вера в загробную жизнь; 4) роль храмов в религии; 5) роль религии в сохранении духовных ценностей.
22. 1) вера в существование богов, сверхъестественных сил; 2) а) древние люди были бессильны перед природой, вся их жизнь зависела от различных природных явлений; б) древние люди верили в то, что на их жизнь влияют какие-то сверхъестественные силы; в) люди верили, что жизнь не заканчивается смертью, а продолжается в ином мире. 3) учёные, изучающие следы жизни древних людей.
23. 1) свобода (право) человека: свобода вероисповедания; 2) а) в современной России отсутствует государственная религия; б) согласно Конституции РФ, гражданам гарантирована свобода вероисповедания; в) в современной России действуют религиозные организации, исповедующие различные религии.
24. 1) по заказу церкви создавались шедевры искусства, многие из которых она сохранила до наших дней;
2)
религия играет значительную роль в сохранении и распространении моральных ценностей;
3)
религиозные организации позволили сохранить ценности многих национальных культур (в ряде случаев - племенных культур).
21. 1) сущность внутренней культуры человека; 2) культура как внутреннее достояние; 3) единство культуры определённой эпохи; 4) кого можно считать культурным человеком.
22. 1) а) «культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры»; б) «культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии».
2) поскольку он (даровитый художник, учёный) сумел к этой культуре прикоснуться; 3) а) она «стала второй природой для человека»; б) «от неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества»; в) «нельзя стать ... мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил».
23. 1)
Леонардо да Винчи проявил себя как выдающийся мыслитель, инженер, деятель искусства;
2)
Российский император Петр Великий изучил военное дело, несколько иностранных языков, владел более чем десятью ремёслами и основами медицинских знаний.
24.
а) в процессе воспитания и образования человек усваивает ценности данной культуры; б) в своём поведении человек следует принятым в обществе нормам, т.е. нормам культуры; в) человек в обыденной жизни пользуется предметами, созданными в данной культуре; многие его потребности связаны с их приобретением.
В первом приближении культуру…
В самом общем определении ценность…
Трудно назвать другое…
Основным проявлением нравственной…
ориентироваться по заданию 24
21. 1) сущность понятия «культура»; 2) роль культуры в жизни человека и общества; 3) продукты культурного воспитания.
22. 1) это связано с одной из точек зрения зрения на происхождение понятия и смысл слова «культура» и заключается в следующем: возведение его к латинскому по корню глаголу «культивировать» – обрабатывать почву; 2) совокупность религиозных, ритуальных действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, «общался» с ними; 3) Культура давно стала для человека второй природой: всё, что он видит в мире, он видит через культуру.
23. 1) большинство людей живёт в специально построенных домах, отсутствовавших в природной среде;
2) большинство людей пользуется специально изготовленной одеждой и предметами быта; 3) жизнь людей регулируется специально созданными социальными нормами.
24.
Согласен(-на). 1) в процессе воспитания и самовоспитания человек искусственно ограничивает своё поведение социальными нормами; 2) некоторые культурные ценности, усваиваемые человеком, противоречат его инстинктам, «ущемляют» его природную составляющую; 3) человек живёт в искусственно созданном мире, многие его потребности носят искусственный характер;
21. 1) ценности, их виды; 2) материальная культура; 3) значимость духовной культуры; 4) духовные ценности.
22. 1) ценность – это всё, что значимо для человека; 2) всё, что существует в естественно-природной среде и имеет значение для человека – это и минеральное сырьё, и драгоценные камни, и чистый воздух, и чистая вода, лес и т.д.; 3) материальные ценности, за редким исключением, скоротечны, а духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество.
23. 1) создание ценностей (например, отечественная компании Х осуществляет производство мебели - диваны); 2) распределение ценностей (например, поставка произведённой мебели (диванов) в специализированные торговые центры); 3) потребление ценностей (например, человек смотрит телевизор, сидя на купленном в специализированном торговом центре диване).
24. 1) авторский аргумент: «Жизнь человека – это его духовное существование. Так как человека отличает от других живых существ его разум (сознание), духовный мир, то определяющей сферой культуры становится духовная культура»; 2) Согласен(-на). а) именно духовная культура формирует человека как личность, т.е. проявляет его человеческую сущность; б) именно в рамках духовной культуры формируются социальные ценности и нормы, обеспечивающие выживание человечества;
21. 1) сущность понятия «культура»; 2) специфика культуры как общественного явления; 3) материальная и духовная культура.
22. 1) ответ на первый вопрос: совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, духовных процессов и состояний человека, видов и результатов его деятельности / специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий, произведений и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей; 2) ответ на второй вопрос: тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью;
3)
ответ на третий вопрос: а) материальная культура; б) духовная культура.
23. 1) даже в районах высокой сейсмической активности люди научились строить высотные дома;
2)
в некоторых странах горячие природные источники используются для отопления домов; 3) ученые вывели породы животных и сорта растений, устойчивые к засухам и болезням.
24.
Согласен(-на). 1) если автор понимает под культурой только духовные достижения, то техника к ним не относится; 2) техника, о которой упоминал автор, мало влияет на духовный мир людей;
21. 1) нормы нравственности; 2) нравственность и свобода воли; 3) взаимные обязанности людей;
4) достоинство личности.
22. 1) а) неписаные законы (им подчиняются все как должному); б) мера требований общества к людям; в) мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. 2) возможность сознательного выбора определённой позиции, принятия решения и ответственности за содеянное;
3) осознание личностью своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.
23. 1)
Два побудительных мотива: осознание человеком интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. 2) а) взрослый сын заботится о своих пожилых родителях, поддерживает их материально; б) гражданин на улице задержал хулигана, чтобы предотвратить опасную для людей ситуацию.
24. 1) главным контролёром человека в вопросах нравственности является его совесть, поэтому эффективный самоконтроль возможен только в условиях сознательного свободного выбора человека;
2)
возможности внешнего контроля над этичностью поведения человека крайне ограничены, поэтому неукоснительное соблюдение человеком нравственных норм может обеспечить только его свободная воля;
3)
нравственные оценки крайне субъективны, поэтому только самостоятельно человек может сделать осознанный нравственный выбор.
Моральные нормы и правила…
Не здание даже нужно человеку…
Без природы не было…
Статья 1. В настоящей Декларации…
21. 1) особенности моральных норм; 2) совесть - внутренний контролер; 3) роль моральной регуляции.
22. 1) условие: «Моральные нормы и правила наиболее эффективно воздействуют на поведение человека, его взгляды и мнения, если сообразуются с контекстом (реалиями) современных ему общественных отношений»; 2) отличие: мораль поддерживается силой общественного мнения, а не опирается на силу государства. 3) а) этап дискомфорта (человек чувствует напряжение, растерянность, тревогу, опасаясь, что может перейти некую незримую черту); б) этап согласования с внутренним голосом нравственного сознания
(совестью) (человек в этом состоянии как бы советуется со своим прошлым опытом, вызывает в памяти те или иные образцы для подражания); в) обращение за советом (человек может обратиться за советом и к авторитетным для него сверстникам, людям с большим жизненным опытом и т. д.)
23. 1)
«мораль приобщает человека как равноправного члена социума с раннего возраста к гуманизму, нравственным ценностям» (человек учится любить Родину, уважать труд, ценить человека, его жизнь и свободу и т. п.); 2) «мораль задает вектор нравственного отношения самого общества к отдельным его представителям и социальным группам» (уважение к инвалидам, ветеранам войны и труда и др.).
24.
Согласен(-на). 1) моральные нормы ограничивают действия человека, бывают ситуации, когда он поступает вопреки своим желаниям, подчиняясь только требованиям морали; 2) человек воспитывается в определенной среде, рамки его поведения изначально ограничены принятыми моральными нормами.
21. 1)
связь строений с ландшафтами; 2) что помогает восстановлению утрат в природе; 3) почему нельзя восстановить культурные памятники; 4) культурные памятники и градостроение; 5) нравственная ответственность человека за сохранение культуры.
22. 1) ответ на первый вопрос: «Природа при этом сама помогает человеку, ибо она “живая”. Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне»; 2) условие: если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. 3) различие: до известных пределов утраты в природе восстановимы, а утраты памятников культуры в принципе невосстановимы;
23. 1)
Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно на юге Москвы заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. В советское время Большой Дворец был перестроен и отдан под нужды Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, затем — исполкома Ленинского района
Московской области, Главнауки и, наконец, в музейный подотдел Московского отдела народного образования. В 1937 году открытый здесь ранее краеведческий музей был закрыт. Долгие годы Царицыно ветшало и разрушалось. Полномасштабная реставрация началась в 1980-е годы и продолжалась около 20 лет. В 2007 году реконструированный дворцовый комплекс был открыт для посетителей. 2) Теремной дворец в Коломенском. Деревянный дворец царя Алексея Михайловича построен во второй половине XVII века. Представлял собой сложную систему отдельных помещений, соединённых переходами. Отличался богатым экзотическим декором, вызывавшим восхищение у иностранцев. Разобран около 1767 года. Перед разборкой была выполнена деревянная модель дворца. Воссоздан в 2010 году. 3) Константиновский дворец в Стрельне. Дворец задумывался Петром I как «Русский Версаль». Однако свой окончательный облик приобрёл уже после смерти царя-реформатора — в 1750 году он был основательно перестроен архитектором Растрелли. Название дворец получил по имени второго сына Павла I великого князя
Константина Павловича, которому был подарен отцом в 1797 году. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал. Восстановлен в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга.
24. 1) памятники культуры – это свидетельства истории человечества, их потеря – утрата человечеством своей истории; 2) памятники культуры служат объектом познания, источником вдохновения следующих поколений, их утрата обеднит духовную жизнь новых поколений.
21. 1)
Социальный характер деятельности человека и её связь с природой. 2) «Человек культурный», то есть «человек творящий». 3) Культура как «пересоздание» природы. 4) Человек как творец истории.
5)
Культура как результат деятельности.
22. 1) а) культура - это формирование и творчество; б) культура - это природа, которую «пересоздаёт» человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека; в) культура как результат всей человеческой деятельности. 2) «Человек служит соединительным звеном между природой и культурой»;
3)
«…между ними существует отношение не противоречия, а взаимной дополнительности»
23. 1)
Человек рождается, растет, ест, дышит, заводит детей, умирает, значит нас тоже можно смело отнести к природе: человек это и есть природа. Однако и не только природа, ведь человек – обладатель разума, венец творения, на нем ответственности больше, чем у других живых организмов и т.д.
2)
У человека есть сознание, с помощью которого он трансформирует природу так, как не умеет ни один другой из известных нам биологических видов. Однако, сознанию нужен материальный субстрат в виде мозга организма. 3) В качестве второго примера можно привести тот, согласно которому для практически любых творческих и прочих экспериментов человеку нужны именно те ресурсы, которые есть только в реальной природе, а не в воображении. Даже для того, чтобы создать нотную грамоту, нужны бумага и пишущие средства: люди не способны передавать такую информацию чисто телепатически или риторически.
24.
Для производства книг приходится вырубать часть лесов. Для создания кинофильмов или архитектурных объектов требуются технологии, при производстве которых загрязняется окружающая среда. Безотходное производство на данный момент ещё не достигло высокого уровня развития, тем более в так называемых развивающихся странах или «странах третьего мира».
21. 1)
Ст. 1. Понятие и элементы культуры. 2) Ст. 2. Культура - критерий развития человека и цивилизации.
3)
Ст.3. Право культуры каждого народа на сохранение своей уникальности и самобытности. 4) Ст.4. Право культуры каждого народа на сохранение языка, культурных норм, ценностей, идеалов. 5) Ст.5. Право каждого гражданина - участие в культурной жизни.
22. 1) а) под культурой понимается сотворённая человеком материальная и духовная среда обитания; б) под культурой понимается процесс создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества; 2) язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники; 3) инфраструктура культуры.
23. 1) два примера, иллюстрирующие утверждение а), допустим: мировоззрение человека формируется под влиянием образования, науки, религии и т. п.; человек говорит на определённом, выученном, языке, действует с учётом социальных норм; 2) два примера, иллюстрирующие утверждение б), допустим: группа учёных открыла и описала новую элементарную частицу, что способствовало развитию науки; писатель создал новый роман.
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 24