Файл: Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Социальная педагогика.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Итоговый контроль
по дисциплине «Социальная педагогика»
ФИО студента | Ярматов Максатмурат Жумамуратович |
Направление подготовки | Социальная педагогика: воспитатель, медиатор, тьютор |
Группа | ДО-ПЕД-Б-0-З-2021-А |
Москва
2023
Содержание
Введение
Стимулирование социализации воспитанника
Заключение
Главная цель данных мероприятий – привлечь воспитанника к общению, рефлексии и способности анализировать события и предугадывать последствия на совершенные действия и т.п.
В итоге, успешная реализация программы социального педагога должна привести к следующим результатам:- развитию общеучебныхнавыков и умений благополучного усвоения программы образования; - роста учебной мотивации;-формированиюобщения, социальной компетентности, навыков результативного поведения в конфликтных ситуациях;-формированию основ здорового образа жизни у детей из неблагополучных семей. -развитию самопознания подростков в разных социальных ситуациях, определения своей позиции и метода адекватного поведения в разнообразных ситуациях; - профилактике употребления психоактивных веществ;- более гармоничному и благополучному состоянию семьи.
Действенность работы с детьми из неблагополучных семей и их родителями зависит от применения возможностей окружающего общества, разныхобщественных игосударственных структур, которые направлены на поддержку ребёнка и семьи. Семейное неблагополучие, обычно, отягощено не одним, а несколькими факторами. Помощь, которая направленалишь на один фрагмент, не решит проблемы, а уведёт её в иную сторону. Значит, комплексный подход является одним из основных условий результативности работы с неблагополучными детьми и их родителями.
Актуальность исследования. Происходящие на сегодняшний день,социальные процессы обострили заинтересованность к развитию личности вконкретной социокультурной и образовательной среде, к факторам, условиями механизмам социализации личности. Социализация – процессформирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцыповедения и установки, свойственные его социальной роли.Преодоление отчуждения индивида от его подлинной сущности,формирование духовно - развитой личности в процессе историческогоразвития общества не совершается автоматически, а требует определенныхусилий со стороны общественных институтов, прежде всего школы. Усилиянаправляются, как на создание объективных социальных условий развития,так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новыхвозможностей для духовно - нравственного совершенствования человека.
В современном мире проблема социального развития подрастающегопоколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги все чащеобеспокоены тем, что нужно помогать ребенку, чтобы ребенок, оказавшийсяна пороге этого мира, стал уверенным в своих силах, счастливым, умным,добродушным и успешным.Именно в детстве начинается становление личности, способной безтруда приспосабливаться к изменениям в социальном окружении и выделятьсвое ″Я″ среди множества других индивидов. Социальное развитие личностиребенка связывает воедино: процессы социализации и индивидуализации,погружая кроху не только в предметный мир, но и в многообразиесоциальных отношений, взаимоотношения со сверстниками.Установка социализации заключается в том, чтобы каждого индивидаприобщить к основам культуры и вырастить духовно - нравственнуюличность, способную к адаптации в социуме. Эта установка определяетстратегию развития инклюзии.
Каждое государство в зависимости от уровня своего развития,приоритетных задач и возможностей формирует социальную иэкономическую политику в отношении инвалидов.Осуществление этой политики зависит от множества факторов:развития системы здравоохранения
, социально-экономического развития,состояния экологической среды, исторических и политических причин.Увеличению числа детей-инвалидов способствует ухудшение экологическойобстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей),детская заболеваемость, рост травматизма, отсутствие культуры здоровогообраза жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинскихпроблем.
Специальные психологи работают над разрешением комплексапроблем лиц с ОВЗ. Чтобы доказать себе и обществу право на активноесуществование в умственном и физическом плане лицам с ОВЗ нужен шанс,который ему может дать спорт.Изучением данной работы занимались многие учёные-исследователи,такие как М.М Айшервуд, Р.Д.Бабенкова, И.И. Мамайчук, И.А. Оботурова,А.Р. Малер, Е.М. Мастюкова, В.В. Ткачева, Е.М. Холостова и многие другиеспециалисты. В своих работах они делают акцент на то, как сделать жизньинвалида полноценной.В нашей стране спорт среди лиц с ОВЗ приобрел значительнуюизвестность и популярность. О чём свидетельствуют Паралимпийские игрыпо различным видам спорта: футбол; стрельба из лука, плавание, сидячийволейбол, гонки на колясках, баскетбол в колясках и др.Паралимпийские игры, которые проводятся каждые 4 года и инициатором ихпроведения стал Л. Гутман.В 30-е гг. ХХ в., Л.С. Выготский выдвинул принцип коррекционноразвивающей направленности личности детей с ограниченнымивозможностями здоровья, который был поддержан и стал ведущимотечественной дефектологии (Дульнев Л.В., 1981; Лапшин В.А., ПузановБ.П., 1990; и т.д.). Ученые-исследователи делают акцент на том, что2педагогическое влияние должны быть направлено не только на ослаблениефизических и психических недостатков детей с ОВЗ, но и на активноеразвитие психических и физических процессов, развитие их познавательнойдеятельности и формированию нравственных качеств.
Проблема развития детско-юношеского спорта среди лиц сограниченными возможностями на сегодняшний день в России являетсяактуальной. Занятия профессиональным спортом помогают лицам с ОВЗразвиваться физически и личностно формируют волевые качества и навыкиадаптации к условиям жизнедеятельности; благотворно влияют на психоэмоциональную и психо-физиологическую сферу ребёнка, повышают общийтонус; дают большие возможности для коррекции и совершенствованиямоторики индивида.Спорт для детей с ОВЗ особенно важен и потому, что являетсясредством общения, заставляет их забывать о своих проблемах; поверить всебя, в свои силы и возможности; проявить лидерские качества. А это, в своюочередь, даёт им возможность почувствовать себя обычными детьми.Всем детям, но детям с ограниченными возможностями вдвойне важнырегулярные физические упражнения, которые тренируют сердце,нормализуют артериальное давление, повышают силу и выносливость,гибкость и координацию движений.
Государство поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов.Для развития детско-юношеского адаптивного спорта лиц с ограниченнымивозможностями здоровья необходимы системный подход и созданиеблагоприятных условий для занятий физической культурой.В реабилитационных воздействиях на детей с ОВЗ оказывают комплексныеметоды социально-педагогической направленности с учётом индивидуальныхвозможностей каждого ребёнка.
Таким образом, адаптивная физическая культура позволяет приобрестиребёнку качества, необходимые в любом виде деятельности; даётвозможности реализовать свои творческие способности и достичь таких3результатов, которые, зачастую превышают результаты здоровых людей.Приведём в качестве примера имена таких людей, как Тамерлан, ФранклинРузвельт, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль, Святослав Федоров, ОльгаСкороходова и многих других, поистине волевых, целеустремленных ивысоконравственных.Адаптивная физическая культура открывает резервные возможностиорганизма ребёнка с ОВЗ и помогает ему заниматься спортивнойдеятельностью, что является важным средством компенсации нарушений вобласти социальной адаптации. Даже маленькие победы, принесутположительные результаты и придадут ребёнку с ОВЗ уверенность в себе.На сегодняшний день, социальная защита детей с ограниченнымивозможностями здоровья из социально-медицинской проблемы, перерастает вобщую социальную задачу, представляющую собой взаимодействие всегосоциокультурного окружения человека: семьи, интерната, спортивной школы,медицинских учреждений и т.д. В качестве наиболее актуальной проблемыдетей с ограниченными возможностями здоровья родители указывают на«трудности самореализации, ненужностью в обществе, отсутствиеперспектив».Теоретической основой исследования являются:41 исследования развития человека с ограниченными возможностямиздоровья и особенностей его деятельности (Л. С. Выготский, Н. М.Назарова, М. А. Поваляева);2 исследования особенностей воспитания и обучения ребенка сограниченными возможностями здоровья (М. А. Галагузова, Л. Г.Гуслякова, Н. Н. Малофеева);3 исследования социализации и формирования социальной зрелостиличности (Л. Я. Олиференко, А. В. Мудрик, Л. М. Шипицина).Объект исследования: дети с ОВЗ.Предмет исследования: социализация детей с ОВЗ средствами адаптивнойфизической культуры.Цель исследования: разработать и апробировать программу социализациидетей с ОВЗ, средствами адаптивной физической культуры в условияхдошкольного образовательного учреждения.Задачи исследования: На основе анализа литературных источников и собственныхэкспериментальных результатов изучить особенности организациифизкультурно-спортивной работы и ее влияние на социальнуюадаптацию детей дошкольного возраста с ОВЗ. Анализ результатов формирования социально значимых качествличности воспитанников ДОУ при использовании разнообразных формфизкультурно-спортивной работы.Гипотеза исследования: процесс социализации детей с ОВЗ в условияхдошкольного образовательного учреждения будет успешнее, если:1. будут созданы педагогические условия для социальной адаптации;2. работу по социализации и интеграции в общество строить с учетомпсихологических особенностей детей с ОВЗ;3. использовать специально подобранные методы и приемы адаптивнойфизической культуры для формирования успешной личности ребенка сОВЗ.5Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверкиисходных положений использовался комплекс взаимосвязанных ивзаимодополняющих друг друга методов: обзорно-аналитические итеоретические (анализ литературы и моделирование), психологические(психодиагностические и психолого-педагогические) и математикостатистические (критерий оценки нормальности распределения,корреляционный анализ).
Методики исследования:
Методика «Индивидуальный профиль социального развития ребенка»(Степанова Г.Б.) Методику В.Г. Маралова, В.И. Ситарова «Социальная активность детейдошкольного возраста» Методика «Сделаем вместе» Р. Р. Калининой. Методика предназначенадля выявления и оценивания уровня развития нравственнойнаправленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействиисо сверстником. Методика по оценке уровня тревожности ребенка А.И.Захаровой Методика «Лесенка» направлена на выявление сформированностисамооценки дошкольника. Социометрическая Методика «Два домика»(по Т.Д. Марцинковской)направлена на определение круга значимого общения ребенка,особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий кчленам, определению симпатии и антипатии к окружающим. Методика эмоционального отношения к нравственным нормам."Сюжетные картинки" Р. Р. Калининой Методика Г. Степановой Оценка силы эмоционального состоянияребенка.
Заключение
Социализация – относится к процессу усвоения личностью социального опыта, структуры социальных связей и отношений, интеграции человека в социум, приобретение им эталонов принятого общественного поведения, усвоения ценностей и норм. Существенные усилия общественного педагога должны быть устремлены на обеспечение благополучной социализации, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение отклонений в их формировании. Так как проблема ребенка, которая требует разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалистовкак правило включает 3 важные составляющие:-индивидуальнаяработа с ребенком, которая предусматривает психолого-педагогическую поддержку ученика. В условиях общеобразовательной школы общение психолога, социального педагога с обучающимися носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встречасодержит элементы диагностики и консультирования.- работа с педагогическим коллективом. Главной задачей в работе с педагогами является формирование толерантности в отношении ребенка.- работа с семьей, которая направлена на формирование психологической компетентности родителей, развитие воспитательного и мотивационного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа с родителями строится с применением приемов семейного консультирования и семейной психотерапии, представляющей собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками; опосредованное воздействие на процесс социализации детей.