Файл: Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Социальная педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





Итоговый контроль

по дисциплине «Социальная педагогика»


ФИО студента

Ярматов Максатмурат Жумамуратович

Направление подготовки

Социальная педагогика: воспитатель, медиатор, тьютор

Группа

ДО-ПЕД-Б-0-З-2021-А


Москва

2023

Содержание

Введение
Стимулирование социализации воспитанника
Заключение


Главная цель данных мероприятий – привлечь воспитанника к общению, рефлексии и способности анализировать события и предугадывать последствия на совершенные действия и т.п.

В итоге, успешная реализация программы социального педагога должна привести к следующим результатам:- развитию общеучебныхнавыков и умений благополучного усвоения программы образования; - роста учебной мотивации;-формированиюобщения, социальной компетентности, навыков результативного поведения в конфликтных ситуациях;-формированию основ здорового образа жизни у детей из неблагополучных семей. -развитию самопознания подростков в разных социальных ситуациях, определения своей позиции и метода адекватного поведения в разнообразных ситуациях; - профилактике употребления психоактивных веществ;- более гармоничному и благополучному состоянию семьи.

Действенность работы с детьми из неблагополучных семей и их родителями зависит от применения возможностей окружающего общества, разныхобщественных игосударственных структур, которые направлены на поддержку ребёнка и семьи. Семейное неблагополучие, обычно, отягощено не одним, а несколькими факторами. Помощь, которая направленалишь на один фрагмент, не решит проблемы, а уведёт её в иную сторону. Значит, комплексный подход является одним из основных условий результативности работы с неблагополучными детьми и их родителями.
Актуальность исследования. Происходящие на сегодняшний день,социальные процессы обострили заинтересованность к развитию личности вконкретной социокультурной и образовательной среде, к факторам, условиями механизмам социализации личности. Социализация – процессформирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцыповедения и установки, свойственные его социальной роли.Преодоление отчуждения индивида от его подлинной сущности,формирование духовно - развитой личности в процессе историческогоразвития общества не совершается автоматически, а требует определенныхусилий со стороны общественных институтов, прежде всего школы. Усилиянаправляются, как на создание объективных социальных условий развития,так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новыхвозможностей для духовно - нравственного совершенствования человека.

В современном мире проблема социального развития подрастающегопоколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги все чащеобеспокоены тем, что нужно помогать ребенку, чтобы ребенок, оказавшийсяна пороге этого мира, стал уверенным в своих силах, счастливым, умным,добродушным и успешным.Именно в детстве начинается становление личности, способной безтруда приспосабливаться к изменениям в социальном окружении и выделятьсвое ″Я″ среди множества других индивидов. Социальное развитие личностиребенка связывает воедино: процессы социализации и индивидуализации,погружая кроху не только в предметный мир, но и в многообразиесоциальных отношений, взаимоотношения со сверстниками.Установка социализации заключается в том, чтобы каждого индивидаприобщить к основам культуры и вырастить духовно - нравственнуюличность, способную к адаптации в социуме. Эта установка определяетстратегию развития инклюзии.

Каждое государство в зависимости от уровня своего развития,приоритетных задач и возможностей формирует социальную иэкономическую политику в отношении инвалидов.Осуществление этой политики зависит от множества факторов:развития системы здравоохранения

, социально-экономического развития,состояния экологической среды, исторических и политических причин.Увеличению числа детей-инвалидов способствует ухудшение экологическойобстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей),детская заболеваемость, рост травматизма, отсутствие культуры здоровогообраза жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинскихпроблем.

Специальные психологи работают над разрешением комплексапроблем лиц с ОВЗ. Чтобы доказать себе и обществу право на активноесуществование в умственном и физическом плане лицам с ОВЗ нужен шанс,который ему может дать спорт.Изучением данной работы занимались многие учёные-исследователи,такие как М.М Айшервуд, Р.Д.Бабенкова, И.И. Мамайчук, И.А. Оботурова,А.Р. Малер, Е.М. Мастюкова, В.В. Ткачева, Е.М. Холостова и многие другиеспециалисты. В своих работах они делают акцент на то, как сделать жизньинвалида полноценной.В нашей стране спорт среди лиц с ОВЗ приобрел значительнуюизвестность и популярность. О чём свидетельствуют Паралимпийские игрыпо различным видам спорта: футбол; стрельба из лука, плавание, сидячийволейбол, гонки на колясках, баскетбол в колясках и др.Паралимпийские игры, которые проводятся каждые 4 года и инициатором ихпроведения стал Л. Гутман.В 30-е гг. ХХ в., Л.С. Выготский выдвинул принцип коррекционноразвивающей направленности личности детей с ограниченнымивозможностями здоровья, который был поддержан и стал ведущимотечественной дефектологии (Дульнев Л.В., 1981; Лапшин В.А., ПузановБ.П., 1990; и т.д.). Ученые-исследователи делают акцент на том, что2педагогическое влияние должны быть направлено не только на ослаблениефизических и психических недостатков детей с ОВЗ, но и на активноеразвитие психических и физических процессов, развитие их познавательнойдеятельности и формированию нравственных качеств.

Проблема развития детско-юношеского спорта среди лиц сограниченными возможностями на сегодняшний день в России являетсяактуальной. Занятия профессиональным спортом помогают лицам с ОВЗразвиваться физически и личностно формируют волевые качества и навыкиадаптации к условиям жизнедеятельности; благотворно влияют на психоэмоциональную и психо-физиологическую сферу ребёнка, повышают общийтонус; дают большие возможности для коррекции и совершенствованиямоторики индивида.Спорт для детей с ОВЗ особенно важен и потому, что являетсясредством общения, заставляет их забывать о своих проблемах; поверить всебя, в свои силы и возможности; проявить лидерские качества. А это, в своюочередь, даёт им возможность почувствовать себя обычными детьми.Всем детям, но детям с ограниченными возможностями вдвойне важнырегулярные физические упражнения, которые тренируют сердце,нормализуют артериальное давление, повышают силу и выносливость,гибкость и координацию движений.


Государство поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов.Для развития детско-юношеского адаптивного спорта лиц с ограниченнымивозможностями здоровья необходимы системный подход и созданиеблагоприятных условий для занятий физической культурой.В реабилитационных воздействиях на детей с ОВЗ оказывают комплексныеметоды социально-педагогической направленности с учётом индивидуальныхвозможностей каждого ребёнка.

Таким образом, адаптивная физическая культура позволяет приобрестиребёнку качества, необходимые в любом виде деятельности; даётвозможности реализовать свои творческие способности и достичь таких3результатов, которые, зачастую превышают результаты здоровых людей.Приведём в качестве примера имена таких людей, как Тамерлан, ФранклинРузвельт, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль, Святослав Федоров, ОльгаСкороходова и многих других, поистине волевых, целеустремленных ивысоконравственных.Адаптивная физическая культура открывает резервные возможностиорганизма ребёнка с ОВЗ и помогает ему заниматься спортивнойдеятельностью, что является важным средством компенсации нарушений вобласти социальной адаптации. Даже маленькие победы, принесутположительные результаты и придадут ребёнку с ОВЗ уверенность в себе.На сегодняшний день, социальная защита детей с ограниченнымивозможностями здоровья из социально-медицинской проблемы, перерастает вобщую социальную задачу, представляющую собой взаимодействие всегосоциокультурного окружения человека: семьи, интерната, спортивной школы,медицинских учреждений и т.д. В качестве наиболее актуальной проблемыдетей с ограниченными возможностями здоровья родители указывают на«трудности самореализации, ненужностью в обществе, отсутствиеперспектив».Теоретической основой исследования являются:41 исследования развития человека с ограниченными возможностямиздоровья и особенностей его деятельности (Л. С. Выготский, Н. М.Назарова, М. А. Поваляева);2 исследования особенностей воспитания и обучения ребенка сограниченными возможностями здоровья (М. А. Галагузова, Л. Г.Гуслякова, Н. Н. Малофеева);3 исследования социализации и формирования социальной зрелостиличности (Л. Я. Олиференко, А. В. Мудрик, Л. М. Шипицина).Объект исследования: дети с ОВЗ.Предмет исследования: социализация детей с ОВЗ средствами адаптивнойфизической культуры.Цель исследования: разработать и апробировать программу социализациидетей с ОВЗ, средствами адаптивной физической культуры в условияхдошкольного образовательного учреждения.Задачи исследования: На основе анализа литературных источников и собственныхэкспериментальных результатов изучить особенности организациифизкультурно-спортивной работы и ее влияние на социальнуюадаптацию детей дошкольного возраста с ОВЗ. Анализ результатов формирования социально значимых качествличности воспитанников ДОУ при использовании разнообразных формфизкультурно-спортивной работы.Гипотеза исследования: процесс социализации детей с ОВЗ в условияхдошкольного образовательного учреждения будет успешнее, если:1. будут созданы педагогические условия для социальной адаптации;2. работу по социализации и интеграции в общество строить с учетомпсихологических особенностей детей с ОВЗ;3. использовать специально подобранные методы и приемы адаптивнойфизической культуры для формирования успешной личности ребенка сОВЗ.5Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверкиисходных положений использовался комплекс взаимосвязанных ивзаимодополняющих друг друга методов: обзорно-аналитические итеоретические (анализ литературы и моделирование), психологические(психодиагностические и психолого-педагогические) и математикостатистические (критерий оценки нормальности распределения,корреляционный анализ).


Методики исследования:

Методика «Индивидуальный профиль социального развития ребенка»(Степанова Г.Б.) Методику В.Г. Маралова, В.И. Ситарова «Социальная активность детейдошкольного возраста» Методика «Сделаем вместе» Р. Р. Калининой. Методика предназначенадля выявления и оценивания уровня развития нравственнойнаправленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействиисо сверстником. Методика по оценке уровня тревожности ребенка А.И.Захаровой Методика «Лесенка» направлена на выявление сформированностисамооценки дошкольника. Социометрическая Методика «Два домика»(по Т.Д. Марцинковской)направлена на определение круга значимого общения ребенка,особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий кчленам, определению симпатии и антипатии к окружающим. Методика эмоционального отношения к нравственным нормам."Сюжетные картинки" Р. Р. Калининой Методика Г. Степановой Оценка силы эмоционального состоянияребенка.

Заключение

Социализация – относится к процессу усвоения личностью социального опыта, структуры социальных связей и отношений, интеграции человека в социум, приобретение им эталонов принятого общественного поведения, усвоения ценностей и норм. Существенные усилия общественного педагога должны быть устремлены на обеспечение благополучной социализации, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение отклонений в их формировании. Так как проблема ребенка, которая требует разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалистовкак правило включает 3 важные составляющие:-индивидуальнаяработа с ребенком, которая предусматривает психолого-педагогическую поддержку ученика. В условиях общеобразовательной школы общение психолога, социального педагога с обучающимися носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встречасодержит элементы диагностики и консультирования.- работа с педагогическим коллективом. Главной задачей в работе с педагогами является формирование толерантности в отношении ребенка.- работа с семьей, которая направлена на формирование психологической компетентности родителей, развитие воспитательного и мотивационного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа с родителями строится с применением приемов семейного консультирования и семейной психотерапии, представляющей собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками; опосредованное воздействие на процесс социализации детей.