Файл: А. Н. Островский (1823 1886) создатель русского национального театра. Драма Гроза.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ПО ДРАМЕ «ГРОЗА» А.Н. ОСТРОВСКОГО

10 класс


Конспекты подготовлены

учителем русского языка и литературы

Прилучный А.В.

Урок №1.

Тема: А.Н. Островский (1823 – 1886) – создатель русского национального театра. Драма «Гроза».

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, показать вклад А.Н. Островского в развитие драматургии, соотнести факты биографии писателя с его литературной деятельностью.

Воспитательная: воспитывать у учащихся стремление достойно противостоять жизненным ситуациям, воспитывать уважение и интерес к русской литературе.

Развивающая: развивать умение выделять главное в изучаемом материале, отвечать на вопросы учителя.

План урока:

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

3.Слово о писателе.

4.Чтение и анализ текста.

5.Итог урока.

6.Задание на дом.

Литература:

1.Ревякин А.И. Искусство драматургии Островского. – М. – 1974

2.Русские писатели 19 век. Библиографический словарь в 2х частях. Ч. 2// под ред. Н.Н. Скатова. – М. – 1988

3.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. – М.: «ВАКО» - 2005

Оборудование: портрет писателя, текст пьесы, обобщающая таблица «Жизнь и творчество А.Н. Островского.

Ход урока

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя

Сегодня мы переходим к изучению пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Борьба за человека, за его право на свободу, счастье, осмысленную жизнь – вот та проблема, которая будет центральной на уроках, посвящённых этому писателю.

Но чтобы понять, как и откуда возникла в Островском эта идея борьбы, необходимо познакомиться с некоторыми фактами биографии Александра Николаевича.

Сравните по учебнику даты рождения и смерти Островского и других писателей. (Обнаружится, что Островский только на два года моложе Некрасова и Достоевского, на пять лет моложе Тургенева, и только на три года старше Л. Толстого, то есть практически они люди не только одного времени, но и приблизительно одного возраста (то же самое с датами смерти).Ему было 14 лет, когда умер Пушкин; 18 лет, когда был убит Лермонтов. Первое произведение Островского было создано за три года до смерти Гоголя; Гоголь слушал его чтение пьесы «Свои люди – сочтёмся!» и пригласил не слишком знакомого ему Островского на последние свои именины).


Комментарий: такой приём игры в даты необходим для формирования у учащихся представления об эпохе и поступательном движении истории.

3. Слово учителя о писателе (по ходу рассказа составляется таблица «Жизнь и творчество А.Н.Островского»).

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, в Замоскворечье.

Отец будущего драматурга, выпускник духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи дворянского сословия умерла, когда Островскому было 8 лет.

Детство и юность писателя прошли в Замоскворечье. Отец Островского женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей.
В 1835 году Островский поступил в третий класс первой Московской гимназии. По её окончании (1840г.) Александр Николаевич был зачислен на юридический факультет Московского университета. Но поприще юриста не привлекает Островского и в 1843 году он покидает университет. Тогда же будущий драматург поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845 – 1851).

Занятия служебные мало интересовали Островского; в нём быстро созревал драматург. Независимо от врождённой и всё сильнее усиливающейся любви к театру, развитию таланта Островского содействовала и его житейская обстановка. И на службе, где ведались дела преимущественно купеческого сословия, и в доме отца, клиентуру которого составляло главным образом замоскворецкое купечество, Островский находил обильный материал. Именно этому сословию, шедшему к политической власти, он и посвятил свои пьесы. А.Н. Островского в связи со всем этим критика назвала впоследствии «Колумбом Замоскворечья».

Всё творчество А.Н. Островского можно условно разделить на три периода.

Первый период (1847 – 1860гг.)

14 февраля 1847 года Островский прочёл в доме профессора С.П. Шевырёва свои первые драматические сцены «Картина семейного счастья». Эти сцены тогда же были напечатаны в «Московском Городском Листке».

В 1850 году в «Москвитянине» была напечатана в полном виде комедия «Свои люди – сочтёмся» («Банкрот»). За Островским установилась репутация весьма крупного и самобытного дарования. Шевырёв назвал его «новым драматическим светилом в русской литературе», Хомяков признал пьесу «превосходным творением», а князь Одоевский писал: «Этот человек талант огромный. Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор»; на «Банкроте» я поставил нумер четвёртый». Но попасть на сцену пьесе было суждено не скоро. За неё драматурга отдали под надзор полиции и жандармерии. В связи с этим Островскому пришлось оставить службу. С этих пор деятельность Островского шла безостановочно до самой смерти, то порождая поклонение критики, то подавая повод к едким нападкам и насмешкам.



К этому периоду относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В 1852году Островский создал пьесу «Бедная невеста», в 1853году – «Не в свои сани не садись» (первое произведение, попавшее на театральные подмостки), в 1854году – «Бедность – не порок», 1856году – «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», 1859году – «Гроза».

Второй период (1860 – 1875гг.)

В 60-х годах Островский работает в журнале «Современник». В это время создаются пьесы: «Старый друг лучше новых двух» (1860г.), «Тяжёлые дни» (1863г.), «Грех да беда на кого не живёт» (1863г.).

С 1868 года Островский связан с журналом «Отечественные записки»; в пьесах этого времени драматург показал жизнь пореформенной России, жизнь разорившихся дворян и дельцов нового типа («Бешеные деньги» - 1869г.). В этот период создавались пьесы и на исторические темы, в которых изображались сильные характеры прошлого, - «Козьма Захарьич Минин», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».

Третий период (1875 – 1886гг.)

Александр Николаевич создаёт пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализирующейся России, тружениках, актёрах. К этому времени относятся следующие пьесы: «Богатые невесты», «Бесприданница» (1878г.), «Без вины виноватые» (1883г.).

В 1884 году Островский занял должность заведующего репертуарной частью московских театров. Александром Николаевичем велась большая общественная работа; много времени он отдавал на воспитание начинающих драматургов и артистов. Но здоровье у него было слабое, силы постепенно покидали Островского; он умер 2(14) июня 1886 года в усадьбе Щелыково Костромской губернии.

Комментарий: в ходе проблемного изложения материала идёт пересказ-анализ 2 -3 пьес Островского, отобранных по тематическому признаку (задание выполняют специально подготовленные ученики).

Жизнь и творчество А. Н. Островского

(сводная таблица, заполняется по ходу рассказа учителя)

Дата

Основные события

31 марта (12 апреля) 1823г.

Островский А.Н. родился в Москве в Замоскворечье, в семье чиновника

1835г.

Зачислен в третий класс первой Московской гимназии

1840г.

Зачислен юридический факультет Московского университета

1843г.

Покидает университет; служит в Совестном, а затем Коммерческом судах, где ведает делами преимущественно купеческого сословия




Первый период (1847 – 1860)

14 февраля 1847г.

Читает в доме академика С. П. Шевырёва первые драматические

сцены «Картина семейного счастья»

1850 – 1852гг.

В «Москвитянине» напечатана пьеса «Свои люди – сочтёмся» («Банкрот»). Создана пьеса «Бедная невеста» (1852г.)

1853 – 1856гг.

Создаются пьесы «Не в свои сани не садись» (1853г.), «Бедность не порок» (1854г.), «Доходное место» (1856г.). В них отражена жизнь дореформенной России

1859г.

Создание пьесы «Гроза»




Второй период(1860 – 1875)

1860 – 1868гг.

Сотрудничает с журналом «Современник». Создаёт пьесы «Старый друг лучше новых двух», «Тяжёлые дни» (1863г.)

1868 – 1869гг.

Сотрудничает с журналом «Отечественные записки». Создаёт пьесу «Бешеные деньги» (1869г.), где отражена жизнь пореформенной России

1860 - 1875гг.

Создаются пьесы исторического содержания «Козьма Захарьич Минин», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»




Третий период (1875 – 1886гг.)

1878г.

Создаются пьесы «Бесприданница», «Богатые невесты». В них отражена трагическая судьба женщины в условиях капитализирующейся России

1883г.

Создание пьесы «Без вины виноватые»

2(14)июня 1886г.

Смерть Островского в усадьбе Щелыково Костромской губернии



Островский вступил на литературное поприще как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы, по которым считалось, что писатель должен тщательно изучать жизнь, замечать элементы общества, двигающие её пружины, должен верно понимать русскую действительность.

Александр Николаевич переносит центр тяжести от самого порока к его действенным результатам и последствиям.

Уже в пьесе «Свои люди – сочтёмся» обозначилась сквозная тема драматургического творчества Островского: патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющемся укладом.

Появление Островского в литературе сравнивается учёным А. Ревякиным с кометой, потому что Александр Николаевич, вспыхнув столь внезапно, внёс очень много в развитие драматургии.

В 19 веке самобытные яркие пьесы были явлением эпизодическим, основную массу постановок осуществляли на материале переводных французских пьес; излюбленным жанром стал водевиль (лёгкая развлекательная пьеса бытового содержания), и значение театра воспринималось как развлекательное. Были, конечно, и хорошие пьесы («Горе от ума», «Борис Годунов», «Ревизор»), но они тонули в этой массе. Следовательно, к середине века русская сцена испытывала настоятельную потребность в обновлении репертуара.

А.Н. Островский выступил противником драматургии, оторванной от действительности; он видел в литературе огромную воспитательно-познавательную силу.

Новаторство Островского выразилось:

1)в повороте к правде жизни;

2)в расширении тематики русской драматургии (если предшествующие драматурги изображают дворянство и чиновничество, то Островский стал первым драматургом изобразившем различные слои общества);

3)в развёрнутых ремарках (авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими);

4)в использовании в названиях пьес афоризмов («Не в свои сани не садись», «Без вины виноватые», «Свои люди – сочтёмся»).


Островским создано 47 оригинальных пьес, 7 пьес в соавторстве с другими драматургами и более 20 переводных пьес. И.А.Гончаров писал Островскому: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

- Подведите итог, что нового внёс Островский в русскую драматургию?

(поворот к правде жизни, расширение тематики, введение развёрнутых ремарок, использование в названии пьес афоризмов).

4. Обзор содержания пьесы «Гроза». (Способ обзора – чтение узловых сцен с пересказом пропущенных мест).

Комментарий: в качестве основы для создания проблемных ситуаций и стимулирующего приёма для чтения и анализа учащимися пьесы можно использовать ироническое изложение её сюжета Писаревым, доказывающее мысль критика о «резкой несоразмерности между причинами и следствиями в поступках» Катерины.

Творческая история пьесы «Гроза»

- Работу над «Грозой» Островский начал в июне – июле 1859 года и закончил её в октябре того же года. Созданию этого произведения предшествовала экспедиция писателя по Волге. Нравы и быт, встретившиеся Островским по пути, рассказы жителей разных городов, прежние наблюдения за жизнью Замоскворечья, - всё это было переработано писателем и превратилось в глубоко типичные картины русской жизни.

Долго спорили несколько приволжских городов, через которые проходил путь Островского, о том, с каким из них связаны события, изображённые в драме.

Приезжим показывали бульвар, с которого открывается вид на Волгу, старинную церковь, развалины со следами древней росписи, называли имена купцов, якобы ставших прототипами героев Островского. Жители Костромы рассказывали об Александре Клыковой, купеческой дочери, тайно любившей местного почтового служащего. Замученная преследованиями деспотической свекрови, от которой не мог защитить её добрый, но слабовольный муж, она утопилась в Волге. Костромичи настолько были уверены в том