Файл: А. Н. Островский (1823 1886) создатель русского национального театра. Драма Гроза.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Кудряш боится «не хватится ли мать», то есть он не хочет, чтобы его в чём-нибудь уличили).
- Таким образом, Кудряш на первый взгляд бойкий молодой человек, не боящийся сказать своё слово, но всё это показное.
Варвара – дочь Кабанихи, она не лишена человеческих чувств: жалеет Катерину, любит её (д.1-е, явл.7-е). Но Варваре непонятны мысли Катерины; она хочет помочь Катерине увидеться с Борисом. Варвара говорит Катерине: «Что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют что ль тебя? Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить?» (д.1-е, явл.6-е).
- Как Варвара приспособилась к жизни в «тёмном царстве»?
(Варвара научилась обманывать, хитрить: «…у нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…» (д.2-е, явл.2-е). Она понимает, что после замужества, ей придётся сидеть взаперти, поэтому Варваре хочется везде успеть, всё попробовать; она считает: «…по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» (д.2-е, явл.2-е). Ей чужды мысли Катерины, её страхи о грехе.
- Таким образом, Варвара - умная девушка, хитрая, но не лишённая человеческих чувств, - также ярко не протестует, она примирилась с «тёмным царством», найдя выход в обмане хозяев жизни.
Тихон – купеческий сын, безволен, его образ соответствует имени Тихон, что означает «тихий».
- Как складываются его отношения с матерью?
(Кабаниха полностью обезволила сына. «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться», - говорит ей Тихон (д.1-е, явл.5-е); «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить!» (1-е, явл.5-е).
- Как проявляет себя Тихон в отношении с женой?
(В отношениях с женой Тихон добрый, робкий, хочет нормальных отношений, не стремится к тому, чтобы Катерина боялась его: «…с меня и того довольно, что она меня любит» (д.1-е, явл.5-е). В сцене прощания Тихон повторяет нравоучения маменьки, хотя сам не понимает, для чего это делает).
- Что является «утешением» Тихона, как он примиряет себя с неволей?
(Единственной отрадой Тихона является выпивка. Ему хочется уехать, потому что на свободе он уйдёт в загул, а вернувшись, снова будет покорным сыном. Он признаётся в сердцах Катерине: «…Я не чаю, как вырваться-то…» (д.2-е, явл.4-е).
- Посмотрите, как Тихон относится к Катерине, узнав о её измене?
(Тихон не держит злобу на Катерину, готов простить её: «Я-то бы ничего, а маменька-то…разве с ней сговоришь» (д.5-е, явл.1-е).
4.Составление таблицы.
5..Итог урока
- Итак, сегодня мы рассмотрели образы жертв «тёмного царства», увидели, какими становятся люди, приспосабливаясь к нему, какое пагубное влияние на умы и души оказывает «тёмное царство», заставляет юлить и обманывать. И вполне закономерен конфликт между героями произведения. В чём он заключается? (Конфликт драмы заключается в столкновении старых, изживших себя авторитарных социально-бытовых принципов и новых, прогрессивных стремлениях к равноправию, к свободе человеческой личности).
- Эта проблема была особенно актуальна в момент написания драмы «Гроза» (1859г.), потому что именно тогда начали возникать прогрессивные идеи в обществе, вопрос о свободе личности.
5.Задание на дом
Проанализировать взаимоотношения Катерины с окружающими её людьми (по группам).
1.Катерина и Кабаниха: д.1-е, явл.5-е; д.2-е, явл.5-е,7-е; д.4-е, явл.6-е
2.Катерина и Тихон: д.1-е, явл.5-е,6-е; д.2-е, явл.4-е; д.4-е, явл.4-е,5-е,6-е; д.5-е, явл.1-е
3.Катерина и Варвара: д.1-е, явл.7-е,8-е,9-е; д.2-е, явл.2-е, 9-е; д.4-е, явл.4-е,5-е,6-е
4.Катерина и Борис: д.3-е, сцена 2, явл.3-е; д.4-е, явл.4-е; д.5-е, явл.3-е.
Урок №4
Тема: Катерина – жертва «тёмного царства»?
Цели урока:
Образовательная: выработать у школьников навык характеристики литературного героя, рассмотреть образ Катерины, её позицию в драме.
Воспитательная: воспитывать у учащихся стремление достойно противостоять жизненным ситуациям, сохранить в себе нравственные качества, стремление оставаться полноценной личностью, воспитывать уважение к окружающим.
Развивающая: развивать умение выделять главное в изучаемом материале, отвечать на вопросы учителя, анализировать текст, вести дискуссию.
План урока:
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя.
3.Чтение и анализ текста.
4.Итог урока.
5.Задание на дом.
Литература:
1.Ревякин А.И. Искусство драматургии Островского. – М. – 1974
2.Русские писатели 19 век. Библиографический словарь в 2х частях. Ч. 2// под ред. Н.Н. Скатова. – М. – 1988
3.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. – М.: «ВАКО» - 2005
Оборудование: портрет писателя, текст пьесы.
1.Оргмомент
2.Вступительное слово учителя
- На прошлых уроках мы рассмотрели две группы персонажей драмы Островского «Гроза». Это представители «тёмного царства» и жертвы «тёмного царства». Сегодня наша задача – рассмотреть образ Катерины и решить для себя, можно ли отнести Катерину к жертвам «тёмного царства».
3.Чтение и анализ текста
- Давайте вспомним, какой основной конфликт в драме «Гроза»?
(Основной конфликт драмы заключается в столкновении старых, изживших себя авторитарных социально-бытовых принципов и новых, прогрессивных стремлениях к равноправию, к свободе человеческой личности).
- Между какими персонажами этот конфликт разворачивается?
(Между Катериной и Кабанихой).
- Давайте посмотрим, какие отношения сложились у Катерины и Кабанихи?
(Уже с первого появления на сцене становится ясно, что между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Свекровь вечно недовольна снохой, постоянно её укоряет за то, что «не очень-то нынче старших уважают», настраивает сына против матери. Катерина возражает на это: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь» (д.1-е, явл.5-е).
- К Кабановой Катерина обращается на «ты». Как вы думаете, почему? (Катерина говорит с ней, как с равной, она стремится к ясным, доброжелательным отношениям в семье. По мнению Катерины, муж и жена должны уважать друг друга. Кабанова же считает, что жена должна мужа бояться. Она стремится к тому, чтобы всё в доме было по старому порядку: провожая мужа, жена должна поклониться ему в ноги, а потом «выть». Катерина её отвечает: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!» (д.2-е, явл.7-е) Это в очередной раз показывает, что Катерина не желает мириться со старыми порядками, навязываемыми Кабанихой).
- С кем Катерина делится своими тайными мыслями?
(Катерина открывается Варваре, говорит ей, что любит Бориса, рассказывает, как хорошо ей жилось в родном доме: «…жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле…» (д.1-е, явл.7-е)
- Для чего Островский показывает жизнь Катерины в родном доме?
(Автор использует приём контраста, антитезы, чтобы ярче показать угнетённость Катерины в доме Кабанихи).
- Почему Катерина доверяет именно Варваре?
(Варвара – единственный человек в доме Кабанихи, который проявил к Катерине сочувствие, увидел её душевное состояние).
- Катерина мечтает превратиться в птицу: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица» (д.1-е, явл.7-е). Для чего Островский использует образ птицы? (Автор использует этот образ, чтобы показать, что мечты Катерины – это стремление к воле. Образ птицы – это народно - поэтический образ, он показывает близость Катерины к народу, к природе).
- В доме Кабановых сердце Катерины неспокойно, потому что здесь всё держится на страхе и угнетении, она чувствует: «Быть греху какому-нибудь!».
- Как отнеслась Катерина к предложению Варвары устроить свидание с Борисом?
(Катерина приходит в смятение. «Бросить его, бросить далеко, в реку, кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжёт, точно уголь», - думает она, держа в руках ключ от садовой калитки.)
- Почему ключ жжёт ей руки?
(В душе Катерины происходит борьба между чувством и долгом. Эта сцена раскрывает внутренний конфликт.)
- Почему происходит этот внутренний конфликт?
(Катерина не любила Тихона по-настоящему, она вышла замуж по необходимости, так делали все, и никого не интересовало её чувство к Тихону. Да и Тихон женился, потому что маменька этого хотела. По-своему он любит Катерину: не хочет держать её в страхе, хорошо к ней относится. Но перечить указам маменьки Тихон не в силах. Катерина видит, что муж безволен, слабохарактерен, она может его лишь жалеть).
- Как вы считаете, можно ли любить, жалея? (Вопрос открыт)
- Проследите, как развиваются отношения Катерины и Бориса. Чья любовь вам кажется искренней? Докажите.
(Катерина нуждалась в любви и искала её в Борисе, хотя скорее она полюбила не самого Бориса, а его образ, который создала сама. Но, не понимая этого, верила в чистоту и искренность этой любви. Ради неё Катерина готова была презреть мораль и старые устои: «Твоя теперь воля надо мною! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда» (д.3-е, явл.3-е). Борис не воспринимает с должной серьёзностью чувства Катерины, считает, что их отношения должны остаться тайной. Когда Катерина признаётся в содеянном, Борис уезжает по приказу дяди. Катерина просит взять её с собой, но он уезжает один, по-прежнему боясь ослушаться дядю. Значит, Борис мало чем отличается от Тихона).
- В душе Катерины вновь происходит борьба, теперь между страхом перед карой небесной и желанием освободиться: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – всё равно» (д.4-е, явл.5-е)
- Почему Катерина выбирает смерть?
(Выход Катерина видит для себя в смерти, потому что и умереть, покончив жизнь самоубийством, - грех, и жить с таким грузом на душе – тоже грех. Катерина выбирает смерть, считая, «кто любит, тот будет молиться»).
- Сравните Катерину с героинями других писателей, например, с Татьяной Лариной из «Евгения Онегина» или Верой из «Героя нашего времени».
- Поразмышляйте над смыслом названия драмы.
(Гроза – кара небесная за грехи; природное явление, «электричество»; символ очищения, освобождение от старой жизни и начало новой).
4.Итог урока
- Вернёмся к основному вопросу нашего урока. Кто же Катерина: жертва «тёмного царства» или человек с сильным характером? (Вопрос открыт)
- Как повлияла гибель Катерины на других жителей города Калинова?
(Варвара с Кудряшом убежали; Тихон впервые пошёл против матери, обвинив её в смерти Катерины; Кулигин открыто протестует против порядков Дикого и Кабанихи).
- Смерть Катерины – вызов власти Кабанихи. Если даже слабые выразили протест, значит, власти «тёмного царства» придёт конец.
5.Задание на дом
Прочитать статью Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», ответить тезисно на вопросы:
1)как критик относится к «тёмному царству»;
- Таким образом, Кудряш на первый взгляд бойкий молодой человек, не боящийся сказать своё слово, но всё это показное.
Варвара – дочь Кабанихи, она не лишена человеческих чувств: жалеет Катерину, любит её (д.1-е, явл.7-е). Но Варваре непонятны мысли Катерины; она хочет помочь Катерине увидеться с Борисом. Варвара говорит Катерине: «Что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют что ль тебя? Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить?» (д.1-е, явл.6-е).
- Как Варвара приспособилась к жизни в «тёмном царстве»?
(Варвара научилась обманывать, хитрить: «…у нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…» (д.2-е, явл.2-е). Она понимает, что после замужества, ей придётся сидеть взаперти, поэтому Варваре хочется везде успеть, всё попробовать; она считает: «…по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» (д.2-е, явл.2-е). Ей чужды мысли Катерины, её страхи о грехе.
- Таким образом, Варвара - умная девушка, хитрая, но не лишённая человеческих чувств, - также ярко не протестует, она примирилась с «тёмным царством», найдя выход в обмане хозяев жизни.
Тихон – купеческий сын, безволен, его образ соответствует имени Тихон, что означает «тихий».
- Как складываются его отношения с матерью?
(Кабаниха полностью обезволила сына. «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться», - говорит ей Тихон (д.1-е, явл.5-е); «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить!» (1-е, явл.5-е).
- Как проявляет себя Тихон в отношении с женой?
(В отношениях с женой Тихон добрый, робкий, хочет нормальных отношений, не стремится к тому, чтобы Катерина боялась его: «…с меня и того довольно, что она меня любит» (д.1-е, явл.5-е). В сцене прощания Тихон повторяет нравоучения маменьки, хотя сам не понимает, для чего это делает).
- Что является «утешением» Тихона, как он примиряет себя с неволей?
(Единственной отрадой Тихона является выпивка. Ему хочется уехать, потому что на свободе он уйдёт в загул, а вернувшись, снова будет покорным сыном. Он признаётся в сердцах Катерине: «…Я не чаю, как вырваться-то…» (д.2-е, явл.4-е).
- Посмотрите, как Тихон относится к Катерине, узнав о её измене?
(Тихон не держит злобу на Катерину, готов простить её: «Я-то бы ничего, а маменька-то…разве с ней сговоришь» (д.5-е, явл.1-е).
4.Составление таблицы.
Тихон | Борис | Варвара | Кудряш |
Недалёкий, бесхарактерный, добрый; подавлен деспотизмом матери; трагическая гибель Катерины вызывает протест. | Такой же, как Тихон, «только образован ный»; покорный, даже трусливый. | Жизнерадостная, весёлая, научилась хитрить, чтобы не подчиняться матери; бежит с Кудряшом, протестуя против неволи. | Хорошо знает Нравы купеческой среды; если и протестует, то из з озорства; е задумывается о будущем. |
5..Итог урока
- Итак, сегодня мы рассмотрели образы жертв «тёмного царства», увидели, какими становятся люди, приспосабливаясь к нему, какое пагубное влияние на умы и души оказывает «тёмное царство», заставляет юлить и обманывать. И вполне закономерен конфликт между героями произведения. В чём он заключается? (Конфликт драмы заключается в столкновении старых, изживших себя авторитарных социально-бытовых принципов и новых, прогрессивных стремлениях к равноправию, к свободе человеческой личности).
- Эта проблема была особенно актуальна в момент написания драмы «Гроза» (1859г.), потому что именно тогда начали возникать прогрессивные идеи в обществе, вопрос о свободе личности.
5.Задание на дом
Проанализировать взаимоотношения Катерины с окружающими её людьми (по группам).
1.Катерина и Кабаниха: д.1-е, явл.5-е; д.2-е, явл.5-е,7-е; д.4-е, явл.6-е
2.Катерина и Тихон: д.1-е, явл.5-е,6-е; д.2-е, явл.4-е; д.4-е, явл.4-е,5-е,6-е; д.5-е, явл.1-е
3.Катерина и Варвара: д.1-е, явл.7-е,8-е,9-е; д.2-е, явл.2-е, 9-е; д.4-е, явл.4-е,5-е,6-е
4.Катерина и Борис: д.3-е, сцена 2, явл.3-е; д.4-е, явл.4-е; д.5-е, явл.3-е.
Урок №4
Тема: Катерина – жертва «тёмного царства»?
Цели урока:
Образовательная: выработать у школьников навык характеристики литературного героя, рассмотреть образ Катерины, её позицию в драме.
Воспитательная: воспитывать у учащихся стремление достойно противостоять жизненным ситуациям, сохранить в себе нравственные качества, стремление оставаться полноценной личностью, воспитывать уважение к окружающим.
Развивающая: развивать умение выделять главное в изучаемом материале, отвечать на вопросы учителя, анализировать текст, вести дискуссию.
План урока:
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя.
3.Чтение и анализ текста.
4.Итог урока.
5.Задание на дом.
Литература:
1.Ревякин А.И. Искусство драматургии Островского. – М. – 1974
2.Русские писатели 19 век. Библиографический словарь в 2х частях. Ч. 2// под ред. Н.Н. Скатова. – М. – 1988
3.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. – М.: «ВАКО» - 2005
Оборудование: портрет писателя, текст пьесы.
1.Оргмомент
2.Вступительное слово учителя
- На прошлых уроках мы рассмотрели две группы персонажей драмы Островского «Гроза». Это представители «тёмного царства» и жертвы «тёмного царства». Сегодня наша задача – рассмотреть образ Катерины и решить для себя, можно ли отнести Катерину к жертвам «тёмного царства».
3.Чтение и анализ текста
- Давайте вспомним, какой основной конфликт в драме «Гроза»?
(Основной конфликт драмы заключается в столкновении старых, изживших себя авторитарных социально-бытовых принципов и новых, прогрессивных стремлениях к равноправию, к свободе человеческой личности).
- Между какими персонажами этот конфликт разворачивается?
(Между Катериной и Кабанихой).
- Давайте посмотрим, какие отношения сложились у Катерины и Кабанихи?
(Уже с первого появления на сцене становится ясно, что между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Свекровь вечно недовольна снохой, постоянно её укоряет за то, что «не очень-то нынче старших уважают», настраивает сына против матери. Катерина возражает на это: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь» (д.1-е, явл.5-е).
- К Кабановой Катерина обращается на «ты». Как вы думаете, почему? (Катерина говорит с ней, как с равной, она стремится к ясным, доброжелательным отношениям в семье. По мнению Катерины, муж и жена должны уважать друг друга. Кабанова же считает, что жена должна мужа бояться. Она стремится к тому, чтобы всё в доме было по старому порядку: провожая мужа, жена должна поклониться ему в ноги, а потом «выть». Катерина её отвечает: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!» (д.2-е, явл.7-е) Это в очередной раз показывает, что Катерина не желает мириться со старыми порядками, навязываемыми Кабанихой).
- С кем Катерина делится своими тайными мыслями?
(Катерина открывается Варваре, говорит ей, что любит Бориса, рассказывает, как хорошо ей жилось в родном доме: «…жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле…» (д.1-е, явл.7-е)
- Для чего Островский показывает жизнь Катерины в родном доме?
(Автор использует приём контраста, антитезы, чтобы ярче показать угнетённость Катерины в доме Кабанихи).
- Почему Катерина доверяет именно Варваре?
(Варвара – единственный человек в доме Кабанихи, который проявил к Катерине сочувствие, увидел её душевное состояние).
- Катерина мечтает превратиться в птицу: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица» (д.1-е, явл.7-е). Для чего Островский использует образ птицы? (Автор использует этот образ, чтобы показать, что мечты Катерины – это стремление к воле. Образ птицы – это народно - поэтический образ, он показывает близость Катерины к народу, к природе).
- В доме Кабановых сердце Катерины неспокойно, потому что здесь всё держится на страхе и угнетении, она чувствует: «Быть греху какому-нибудь!».
- Как отнеслась Катерина к предложению Варвары устроить свидание с Борисом?
(Катерина приходит в смятение. «Бросить его, бросить далеко, в реку, кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжёт, точно уголь», - думает она, держа в руках ключ от садовой калитки.)
- Почему ключ жжёт ей руки?
(В душе Катерины происходит борьба между чувством и долгом. Эта сцена раскрывает внутренний конфликт.)
- Почему происходит этот внутренний конфликт?
(Катерина не любила Тихона по-настоящему, она вышла замуж по необходимости, так делали все, и никого не интересовало её чувство к Тихону. Да и Тихон женился, потому что маменька этого хотела. По-своему он любит Катерину: не хочет держать её в страхе, хорошо к ней относится. Но перечить указам маменьки Тихон не в силах. Катерина видит, что муж безволен, слабохарактерен, она может его лишь жалеть).
- Как вы считаете, можно ли любить, жалея? (Вопрос открыт)
- Проследите, как развиваются отношения Катерины и Бориса. Чья любовь вам кажется искренней? Докажите.
(Катерина нуждалась в любви и искала её в Борисе, хотя скорее она полюбила не самого Бориса, а его образ, который создала сама. Но, не понимая этого, верила в чистоту и искренность этой любви. Ради неё Катерина готова была презреть мораль и старые устои: «Твоя теперь воля надо мною! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда» (д.3-е, явл.3-е). Борис не воспринимает с должной серьёзностью чувства Катерины, считает, что их отношения должны остаться тайной. Когда Катерина признаётся в содеянном, Борис уезжает по приказу дяди. Катерина просит взять её с собой, но он уезжает один, по-прежнему боясь ослушаться дядю. Значит, Борис мало чем отличается от Тихона).
- В душе Катерины вновь происходит борьба, теперь между страхом перед карой небесной и желанием освободиться: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – всё равно» (д.4-е, явл.5-е)
- Почему Катерина выбирает смерть?
(Выход Катерина видит для себя в смерти, потому что и умереть, покончив жизнь самоубийством, - грех, и жить с таким грузом на душе – тоже грех. Катерина выбирает смерть, считая, «кто любит, тот будет молиться»).
- Сравните Катерину с героинями других писателей, например, с Татьяной Лариной из «Евгения Онегина» или Верой из «Героя нашего времени».
- Поразмышляйте над смыслом названия драмы.
(Гроза – кара небесная за грехи; природное явление, «электричество»; символ очищения, освобождение от старой жизни и начало новой).
4.Итог урока
- Вернёмся к основному вопросу нашего урока. Кто же Катерина: жертва «тёмного царства» или человек с сильным характером? (Вопрос открыт)
- Как повлияла гибель Катерины на других жителей города Калинова?
(Варвара с Кудряшом убежали; Тихон впервые пошёл против матери, обвинив её в смерти Катерины; Кулигин открыто протестует против порядков Дикого и Кабанихи).
- Смерть Катерины – вызов власти Кабанихи. Если даже слабые выразили протест, значит, власти «тёмного царства» придёт конец.
5.Задание на дом
Прочитать статью Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», ответить тезисно на вопросы:
1)как критик относится к «тёмному царству»;