Файл: Муниципальное автономное образовательное учреждение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Муниципальное автономное образовательное учреждение

лицей посёлка городского типа Афипского муниципального образования Северский район

" Классическая музыка в отечественной мультипликации"

Секция: «Музыка»


Автор:

Кузнецова Мария,

5 "Б-Л" класс

МАОУ лицей пгт Афипского,

Краснодарский край, Северский район
Научный руководитель:

Коновалова Галина Владимировна,

педагог дополнительного образования

МАОУ лицей пгт Афипского

пгт Афипский

2018г.

Содержание
1. Введение...............................................................................................стр. 3

2. Основная часть. История мультипликации в России.......................стр.5

2.1. Классическая музыка в отечественных мультфильмах....................стр.9

2.2. Роль музыки в мультипликации.........................................................стр.12

3. Заключение............................................................................................стр.13

4. Список литературы...............................................................................стр.14

5. Приложения...........................................................................................стр.15
Введение

Актуальность моей работы заключается в том, что "музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки... Музыка - это язык чувств» [9], по словам известного советского педагога В.А. Сухомлинского.

Так как человек всегда воспринимает картины мира эмоционально, то музыка в кино и мультипликации незаменима. Она помогает понять и пережить события фильма. Причем язык музыки универсален и понятен любому человеку.

Мультфильмы являются фундаментом здоровой психики ребёнка, поэтому роль музыкального ряда сложно переоценить. Чтобы поверить в картинку, прожить её эмоционально необходимо качественное музыкальное сопровождение. Есть моменты, когда диалоги и сама картинка даже отступают на второй план - настолько мелодия захватывает душу зрителя. Люди верят в картинку не только из-за сюжета, но и благодаря звуку, заставляющему нашу душу петь и танцевать, лить слёзы и смеяться, ненавидеть и любить, грустить и радоваться.

В настоящее время бурно развиваются компьютерные технологии и появляется множество зарубежных мультфильмов различного качества. Поэтому наша работа актуальна в связи с попыткой привлечь внимание преимущественно к старым советским мультфильмам, к
классическим и популярным музыкальным произведениям, в них прозвучавшим.

Цель работы: изучить классические музыкальные произведения в отечественной мультипликации.

Задачи:

  1. проанализировать историю возникновения мультипликации в России;

  2. определить роль музыки в анимации;

  3. исследовать классические музыкальные произведения, которые звучат в советских и российских мультфильмах;

  4. провести анкетирование учащихся с целью сбора дополнительной информации по теме работы;

  5. создать музыкальный альбом "Классическая музыка из мультфильмов";

  6. разработка и проведение внеклассного мероприятия "Классическая музыка в мультипликации".



Методы исследования:

  1. анализ различных источников информации (энциклопедии, научно-популярная литература, интернет-ресурсы);

  2. просмотр и анализ советских и российских мультфильмов;

  3. анкетирование


История мультипликации в России

Первым русским мультипликатором был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создавший первый отечественный кукольный мультфильм (1906г.), в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.

Владислав Старевич — долгое время считался первым российским мультипликатором. Будучи биологом по образованию, он решил сделать обучающий фильм с насекомыми. В 1912 году Старевич снимает документальный фильм о жуках-рогачах, в частности — битву двух самцов-рогачей за самку. Во время съёмки выяснилось, что при необходимом освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич препарирует жуков, приделывает к лапкам тоненькие проволочки, прикрепляет их воском к туловищу и снимает нужную ему сцену покадрово.

В той же технике Старевич снимает вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей до середины 1920-х годов. Покадровая техника кукольной мультипликации была тогда совершенно неизвестна

, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой от насекомых.

В фильме «Ночь перед Рождеством» (1913г.) Старевич впервые объединил в одном кадре актёрскую игру и кукольную мультипликацию.

Советская графическая мультипликация возникла в 1924—1925 гг., большая скорость создание мультфильмов стала возможной благодаря новой технике — плоских марионеток, освобождающей мультипликаторов от трудоёмких рисунков.

Важные фильмы этой эпохи: «Каток» (1927, И. Иванов-Вано, Д. Черкес, Ю.Меркулов), «Почта» (1929, М. Цехановский) и «Органчик» (1933, Д. Черкес Н. Ходатаев).

Еще одним специалистом того времени был Александр Птушко. Он стал всемирно известным с первым советским полнометражным мультипликационным фильмом «Новый Гулливер» (1935). Этот фильм изменил историю романа Джонатана Свифта в более коммунистическое направление. Он смешал в одном кадре кукольную мультипликацию и актёрскую игру. В фильме есть удивительно массовые сцены с сотнями кукол, очень выразительная мимика в мультипликации, а также очень хорошая кинематографическая работа. Птушко стал первым директором новосозданной студии «Союздетмультфильм», но вскоре покинул мультипликацию, чтобы посвятить себя игровому кино. Тем не менее, даже в более поздних фильмах он использовал объёмную мультипликацию для спецэффектов, например в фильме «Илья Муромец» (1956).

В 1934 году Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные фильмы с Микки Маусом. В 1935 году на волне интереса к работам Диснея была основана студия «Союзмультфильм», первые работы которой были посвящены освоению западного технического процесса.

В 1941 году студия мультипликации при «Ленфильме» была расформирована, и ленинградские мультипликаторы (М. Цехановский, М. Пащенко) в ближайшие годы перешли в «Союзмультфильм». В 1941—1943 годах студия «Союзмультфильм» находилась в эвакуации в Самарканде и снимала в основном патриотические фильмы.

Для мультфильмов 1945—1959 годов характерен высокий уровень реализма фонов и персонажей. Были освоены все методы классической мультипликации и изобретены новые: например, эффект «пушистости» в фильме «Непослушный котёнок» в 1953 году. Для достижения высокого реализма движений в некоторых случаях использовалось ротоскопирование — «эклер», например в «Пропавшей грамоте» 1945 года, «Каштанке» 1952 года. В этот период снято множество полнометражных мультфильмов (практически все являются экранизациями), один из самых известных — «Снежная королева» (1957).


Около 1960 года в советской мультипликации произошёл стилевой перелом. Реалистичные фоны и персонажи стали появляться значительно реже, уступив место карикатуре. Производились эксперименты с различными техниками (перекладки — «История одного преступления» (1962), живопись по стеклу — «Песня о соколе» (1967)).

Набирает силу объёмная мультипликация. Фильмы Романа Качанова — «Варежка» (1967), «Крокодил Гена» становятся классикой отечественной и мировой мультипликации. Эти фильмы производятся на объединении кукольных фильмов «Союзмультфильма», образованном в 1953 году.

Фильмы Фёдора Хитрука выполнены, как правило, в экстремально плоском стиле: дома строятся подобно пентамино или тетрису («История одного преступления» 1962 года), а автомобили как будто лежат на асфальте (там же, аналогично и в фильме «Малыш и Карлсон» Бориса Степанцева 1968 года).

На этот период приходится запуск многих сериалов («Маугли», «Винни-Пух», «Ну, погоди!» и др.) и альманахов (Светлячок, Калейдоскоп, Весёлая карусель).

Советская мультипликация выставляется на зарубежных фестивалях и часто занимает там призовые места («Варежка» (1967), «Балерина на корабле» (1969) и др.).

Начинаются эксперименты в компьютерной мультипликации. Первый компьютерный мультфильм под названием «Кошечка» создан студентами и преподавателями МГУ на БЭСМ-4 в 1968 году.

В 1981 году выходит полнометражный рисованный фильм Романа Качанова «Тайна третьей планеты».

В 1981 году на студию «Экран» (впоследствии «Мульттелефильм») пришёл мультипликатор Александр Татарский, который начал с экспериментов с пластилином («Пластилиновая ворона» (1981), «Падал прошлогодний снег» (1983)), потом перенёс эту эстетику на рисованный фильм («Обратная сторона Луны» (1983)). Впоследствии он основал студию «Пилот». В начале 1990-х годов часть её коллектива уехала в США, на студию Klasky Csupo.

На Свердловской киностудии (впоследствии студия А-Фильм) активно используется живопись по стеклу (Сказочка про козявочку (1985), Добро пожаловать! (1986). В этом направлении более всего выделился художник Александр Петров.

С конца 1980-х годов преобладает упрощённый рисунок с грубыми штрихами («Следствие ведут Колобки», «Здесь могут водиться тигры» (1989) и др.). Этот стиль прослеживается и в работах начала 1990-х годов, особенно ярко у студии «Пилот». Геннадий Тищенко один из немногих избегает этого влияния, предпочитая реализм («Вампиры Геоны» (1991), «Хозяева Геоны» (1992), «АМБА» (1994—1995)).

В 1996 году Юрием Агаповым был выпущен компьютерный мультфильм «Созвездие льва». По оценке журнала «Техника кино и телевидения» (2003), этот фильм вошёл в историю кинематографа как первый компьютерный фильм, снятый в России.


В 2000 году ряд советских мультфильмов 1940-50-х гг. (главным образом «Чужой голос», «Кукушка и скворец», «Машенькин концерт», «Лев и заяц», «Золотая антилопа», «Гуси-лебеди», «Мойдодыр» и другие, всего 37 мультфильмов) были отреставрированы и переозвучены ООО «Студия АС» и выпущены ООО «Детский сеанс 1» в 2001 году. В новых версиях была полностью заменена фонограмма (вместо классической музыки звучал синтезатор), к переозвучиванию привлечены современные актёры, в титрах заменены данные о звукорежиссёре и актёрах озвучивания. Переозвучка была крайне негативно воспринята как большинством телезрителей, так и членами профессионального сообщества. Руководство «Союзмультфильма» заявило о непричастности «Союзмультфильма» к переозвучке.

В России ежегодно проводится анимационный фестиваль в Суздале (ранее «Таруса») и раз в два года международный фестиваль мультипликационных фильмов «Крок» (в остальные годы он проходит на Украине). Существуют и другие фестивали более мелкого масштаба (например, «Мультиматограф»). Работы отечественных художников-мультипликаторов также успешно выставляются на зарубежных фестивалях (например, «Старик и море» (1999), мультсериал «Смешарики»).

Снимаются полнометражные мультфильмы («Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Князь Владимир» (2006), «Элька» (2006) и другие).

Классическая музыка в отечественных мультфильмах

Балерина на корабле (Союзмультфильм 1969г.)

На круизном корабле плывет балерина, любуется красотой моря, а матросы любуются балериной. Очень симпатичный мультик про косолапых моряков и хрупкую танцовщицу идет без слов, зато под музыку Альфреда Шнитке.

Музыка в мультфильме "Прогулка" Прокофьева (1986г).

Именно так называется одна из 12 пьес из цикла детской музыки Прокофьева.

В 1935 г. С.С. Прокофьев сочинил 12 легких фортепианных пьес для детей. В него вошли: «Утро», «Прогулка», «Шествие кузнечиков», «Тарантелла», «Вальс», «Раскаяние», «Дождь и радуга», «Сказочка», «Пятнашки», «Вечер», «Марш», «Ходит месяц над лугами».

Одну из этих пьес взяла для своего мультфильма знаменитый режиссер-постановщик Инесса Ковалевская. Большая любовь и восхищение шедеврами мировой классической музыки у нее выражается в красочных и добрых фильмах: «Детский альбом» на музыку Чайковского, «Танцы кукол» - композитор Д.Д.Шостакович, «Камаринская» с музыкой Глинки, «Картинки с выставки» М.Мусоргского, «Гномы и горный король» Грига.