Файл: Муниципальное автономное образовательное учреждение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


И как всегда, Инесса Алексеевна придумывает легкий изящный рисованный сюжет. Мультфильм «Прогулка» - это путешествие по естественному миру природы двух малышей. Ковалевская дает возможность нам взрослым посмотреть на мир глазами детей - что они замечают и как это у них выглядит. Интересно - как это все устроено?

Детская непосредственность, умение радоваться всему сущему - вот то, чего большинству из нас так не хватает. Очарователен полет пчелы, завораживает танец бабочек, сосредоточенность трудяг- муравьев, как выглядит капелька дождя... - много что видят дети. А солнце - оно пригревает и радует! А радуга - дарит ощущение свежести! Это еще один заканчивающийся день. Пора спать. Ведь завтра будет новый день и новые радости и открытия.

Сам фильм поставлен таким образом, что является как бы иллюстрацией к детской музыке Прокофьева, как одному из лучших произведений классической музыки.

Щелкунчик (Союзмультфильм 1973г.)

Разных Щелкунчиков нарисовано тьма-тьмущая, но для нас самым главным остается старый советский мультфильм, где Маша почему-то больше похожа на Золушку. Снят он был по мотивам сказки Эрнста Гофмана и балета Чайковского. Она подметает пол под елкой и танцует со шваброй под классический балет Чайковского. В мультфильме нет ни одного слова, а весь сюжет строится на музыке. Здесь гармонично соединилась рождественская сказка с классической музыкой. Без этой сказочной истории сейчас не обходится ни один новогодний праздник.

Еще одним мультфильмом, в котором звучит прекрасная музыка великого композитора П.И.Чайковского, является "Времена года". Этот кукольный фильм рассказывает историю влюбленной пары, показывая их отношения во все времена года. Весной молодые люди встречаются, летом они проводят время вместе, осенью им предстоит расстаться, чтобы зимой встретиться вновь. Красивый, нежный сюжет вкупе с классической музыкой дает непревзойденный эффект и привлекает зрителей.

Фортепианные пьесы "Детского альбома" Петра Ильича Чайковского звучат на протяжении всего мультфильма "Детский альбом" (Союзмультфильм, 1976г.). Интересным фактом для маленького зрителя и слушателя будет история о том, как появились на свет это произведение. Когда-то великий композитор услышал, как его племянник старательно мучает этюды. Пожалев юного музыканта, Чайковский написал разнообразные по своему характеру, но легкие по исполнению фортепианные пьесы. Инесса Ковалевская, взяв за основу 14 пьес из 24 музыкального альбома Чайковского, создала великолепный мультфильм "Детский альбом".


Воздушная музыка органично сочетается в мультфильме с самим рисунком, создавая яркие и понятные для детей образы. "Альбом" выстроен таким образом, что в нем просматриваются самостоятельные сюжетные линии:

• Все начинается с «Зимнего утра», с «Мамы» и «Утренней молитвы».

• Кукольная тема: «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Похороны куклы».

• Игровая – «Марш деревянных солдатиков», «Игры в лошадки».

• Танцевальная: «Полька», «Мазурка», «Вальс».

• Путешествия: по Франции со «Старинной французской песенкой», по Германии с «Немецкой песенкой», по Италии с «Неаполитанской песенкой» и «Итальянской песенкой», по России – здесь «Русская песенка» и «Камаринская».

• Музыкальные пейзажи представлены «Песней жаворонка», «Шарманщик поет», «Мужик на гармонике играет».

• Логически альбом заканчивается пьесами «Няниной сказкой» о «Бабе Яге», с предвещением «Сладкой грезы» и «В церкви».

Советский мультфильм «Русалочка» (1968г.)

В основу этого мультфильма взята сказка «Русалочка» Х.К.Андерсена. Этот мультфильм знаменателен еще и тем, что автором сценария и песни самой Русалочки, вокруг которой, кстати, выстроен сюжет, является знаменитый советский поэт Александр Галич. Песня Русалочки в мультфильме исполнена голосом известной камерной певицы Викторией Ивановой. Это пение сродни магии, способной радовать, удивлять и даже воскрешать.

Кроме песни А.Галича в мультфильме использована лучшая классическая музыка – фрагмент токкаты и фуги ре минор И.С.Баха.

Фильм начинается в Копенгагене (столица Дании) у статуи Русалочки. Эта всемирно известная статуя является символом Копенгагена. Сюжет во многом соответствует самой сказке Андерсена. Он понятен, и пересказывать его нет смысла. Вот только концовка несколько разнится. Советский мультфильм «Русалочка» выделяется среди ряда других кинематографических произведений своей уникальностью. Его считают образцом анимации, драматургии с использованием лучшей классической музыки.

Гномы и горный король (Союзмультфильм 1993г.)

Этот мультик-страшилка знакомит нас с прекрасными музыкальными пьесами Эдварда Грига «Утро», «Шествие гномов» и «В пещере горного короля».

Болеро (Иван Максимов 1992г.)

Этот странный, сюрреалистичный мультфильм о печальном существе, которое бесконечно путешествует по кругу, в 1993 году получил золотого медведя на Берлинском кинофестивале. Это бессловесное и бессобытийное путешествие идет под музыку Мориса Равеля «Болеро».



Про черепаху (Союзмультфильм 1980г.)

Трогательная история очень медлительной черепахи. Она так медленно собирается на прогулку, что, когда выходит на улицу, вокруг уже другое время года. Собственно, мультик обыгрывает произведение Антонио Вивальди «Времена года».

Гадкий утенок (Студия «Стайер» 2010г.)

В 2010 году известный российский мультипликатор выпустил грустную, но приправленную ложкой юмора историю лебеденка. Музыкальный юмор истории в том, что действие сопровождается песнями, переложенными на музыку из балетов Петра Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».

Карандаш и ластик (Союзмультфильм 1982г.)

Карандаш рисует, ластик стирает, и ничего другого они не умеют. Под музыку Альфреда Шнитке они — полные противоположности — пытаются найти общий язык.
Роль музыки в мультипликации

По словам известного советского педагога В.А. Сухомлинского "музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки... Музыка - это язык чувств» [9].

Так как человек всегда воспринимает картины мира эмоционально, то музыка в кино и мультипликации незаменима. Она помогает понять и пережить события фильма. Причем язык музыки универсален и понятен любому человеку.

Мультфильмы являются фундаментом здоровой психики ребёнка, поэтому роль музыкального ряда сложно переоценить. Чтобы поверить в картинку, прожить её эмоционально необходимо качественное музыкальное сопровождение. Есть моменты, когда диалоги и сама картинка даже отступают на второй план - настолько мелодия захватывает душу зрителя. Люди верят в картинку не только из-за сюжета, но и благодаря звуку, заставляющему нашу душу петь и танцевать, лить слёзы и смеяться, ненавидеть и любить, грустить и радоваться.
Заключение

В процессе работы над темой «Классическая музыка в отечественной мультипликации» была изучена история российской мультипликации, просмотрены мультипликационые фильмы, в которых звучит классическая музыка отечественых и зарубежных композиторов (Чайковского, Прокофьева, Шнитке, Грига, Баха, Вивальди), определена роль музыки в анимации, создан музыкальный альбом «классические музыкальные произведения из советских мультфильмов».

Проведен анализ результатов анкетирования (25 человек, возраст 11-12 лет). Выявлено, что большинство (76%) опрошенных любят мультипликационные фильмы. Однако, среди любимых мультфильмов не были названы те, в которых звучит классическая музыка. Смотрели мультфильм «Щелкунчик» 44% прошенных (11 человек), 40% (10 человек) – мультфильм «Русалочка», 48% (12 человек) – мультфильм «Гадкий утенок», 16% (4 человека ) – «Карандаш и ластик». В целом, менее половины опрошенных смотрели данные мультфильмы. Самый известный композитор – П.И. Чайковский. Его знают 100% опрошеннных, тогда как Прокофьев известен 48% (12 человек).


Результаты анкетирования указывают на недостаточное знание школьниками классической музыки и мультфильмов, в которых она звучит. Возможно, просмотр мультипликационных фильмов, в которых звучат классические музыкальные произведения, упростит восприятие последних, в связи с чем рекомендуется проведение внеклассных музыкальных занятий, посвященных просмотру некоторых, наиболее выдающихся, мультфильмов (например, «Щелкунчик», «Гадкий утенок», «Русалочка»).

Список литературы

  1. Боголюбова А. С. Российская анимация на рубеже XX-XXI веков (к столетию анимационного кино) //Общество, государство, право. – 2013. – №. 4. – С. 1-1.

  2. Бочкарева О. В. Диалогическая природа художественного образа в детском музыкальном анимационном фильме // Ярославский педагогический вестник. 2014. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dialogicheskaya-priroda-hudozhestvennogo-obraza-v-detskom-muzykalnom-animatsionnom-filme (дата обращения: 08.02.2018).

  3. Бочкарева О. В. Интерпретация классических музыкальных произведений в польской и русской анимации как основа творческого диалога //Muzikologija. – 2016. – №. 21. – С. 175. URL:https://search.proquest.com/openview/11669aa578d54ebb8b8b55ac0f9a6851/1?pq-origsite=gscholar&cbl=2031816

  4. Волдырева Е. А. Развитие анимационного кино 1960–1980х гг. в СССР // XVI Лебедевские чтения сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне/ Под редакцией А. В. Комплеева. - г. Пенза, 15 апреля 2015 г. - С. 107 -109.

  5. Гуляева А. С. История мультипликации //World science problems and innovations. – 2016. – С. 45-47.

  6. Муравьева Е. А. Культурно-эстетический потенциал мультипликационных фильмов в развитии детей //Общество, наука и инновации: сборник статей. – 2014. – С. 221.

  7. Сафиуллина Л. Г. Утопический и антиутопический дискурсы в анимационных версиях симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева //Филология и культура. – 2012. – №. 3.

  8. Путнева М. К. Особенности советсткой мультипликациии 70-х годов //Этюды культуры - материалы Международной научно- практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Томск – 2015. – С. 455.

  9. http://xn--e1afnj0c.xn--p1ai/tema/muzyka/Vasilii_Suhomlinskii.html

  10. http://1tvs.com.ua/articles/klassicheskaya-muzyika-v-animatsii/


Приложение 1

Анкета "музыка в советской мультипликации"

Прочтите, пожалуйста, вопрос и все варианты ответов на него. Номер того ответа, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком. Если готовых ответов нет или ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свое мнение на специально отведенных строках.


Заполнение анкеты не займёт у вас много времени.

Благодарю за участие в анкетировании.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Любите ли Вы мультипликационные фильмы?

А) да Б) нет

2. Назовите Ваши самые любимые мультфильмы.

А) Б)

В)

3. Какие песни из мультфильмов Вы знаете?

А)

Б)

В)

4. Кого из советских композиторов, написавших музыку для мультипликационных фильмов, вы знаете?

А) Шаинский

Б) Гладков

В) Крылатов

Г) не знаю таких

5. Выберите из предложенных песен известные вам:

А) "Голубой вагон"

Б) "Облака – белогривые лошадки"

В) "Пусть бегут неуклюже"

Г) "Хорошо живет на свете Винни Пух"

Д) "Если б не было зимы"

Е) "Песенка мамонтенка"

Ж) "Антошка"

З) "От улыбки станет день светлей"

6. Знаете ли вы мультфильмы, в которых звучит классическая музыка?

А) да Б) нет

7. Какие из этих советстких мультфильмов вы смотрели?

А) "Щелкунчик"

Б) "Русалочка"

В) "Гадкий утенок"

Г) "Карандаш и ластик"

8. Каких композиторов вы знаете?

А) Чайковский

Б) Прокофьев

В) Шнидке