Файл: 1. Изменения в развитии капиталистического уклада на рубеже xix и xx вв и их влияние на дальнейшее развитие мировой политики и международных отношений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ликвидирован режим апартеида в ЮАР, в 1994 г. там была принята временная Конституция. В начале 90-х гг. в странах Африки принято более 30 новых конституций, предусматривающих разделение властей, существование нескольких партий, юридические гарантии прав человека. Однако ситуация во многих странах продолжает оставаться нестабильной, новые институты не могут укрепиться, действуют зачастую неэффективно. В меньшей степени указанные перемены затронули страны Азии, хотя в некоторых из них были ликвидированы авторитарные режимы (Филиппины, Южная Корея и др.).
63.Повышение роли ООН: причины и значение.
В отличие от довоенного времени, в период Второй мировой войны было
налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции.
Именно на совещаниях между главами и другими представителями СССР, Англии и
США разрабатывались стратегические направления действий в период войны и
после завершения военных действий. Именно на этих встречах было принято
решение о создании сильной международной организации, призванной обеспечить мир и стабильность в послевоенном мире.
Так 11 февраля 1945 года после встреч в Ялте, президент Рузвельт, премьер-министр Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности. 25 и 26 апреля 1945 года делегаты от пятидесяти стран, собравшись в Сан-Франциско (США) подготовили Устав из трех статей, который был единогласно принят 25 июня 1945 года, а 24 октября был утвержден пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств.
Новость об образовании ООН “пролилась бальзамом” на сердца миллионов людей, ощутивших на себе ужасы Второй Мировой Войны, поскольку эта организация провозглашала принципы равенства и справедливости, выступая гарантом сохранения международного мира и безопасности, обязуясь при этом принимать эффективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру, что оказало мощное психологическое воздействие на мировую общественность и способствовало появлению авторитета данной структуры. Истинными мотивами для образования ООН, послужили следующие факты. Изменившаяся расстановка сил после Второй Мировой Войны, привела к переделу мира и документальности, устраняющим разногласия относительно вновь установленных границ и гарантирующим их неприкосновенность, а также сохраняющим политическое, экономическое и военное влияние стран-победителей, т.е. США, СССР, Великобритании, Китая и Франции.
Время показало, что Устав ООН оказался значительно более элективным и влиятельным инструментом поддержания международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества в неполитической сфере, чем Статут Лиги Наций. Во второй половине ХХ в. ООН смогла занять центральное место в системе МО, координируя деятельность как правительственных, так и неправительственных МО. Возникла система ООН с ее обширной сетью специализированных учреждений и других связанных c Объединенными Нациями организаций.
Деятельность ООН и других МО проходила в определенной международной атмосфере, которая в значительной мере предопределяла их успехи и неудачи. В 1945—1990 гг. ООН развивалась под определяющим влиянием двух важнейших факторов послевоенной системы международных отношений. Первым из них была "холодная война" между Востоком и Западом, вторым — нарастающий конфликт между экономически развитым Севером и отсталым и бедным Югом. В этом плане история ООН и других МО является отражением развития послевоенного мира.
Важнейшими задачами Организации Объединенных Наций являются пресечение распространения оружия, а также сокращение и ликвидация, в конечном итоге, всех запасов оружия массового уничтожения. Организация Объединенных Наций служит постоянным форумом для проведения переговоров по разоружению, вырабатывая рекомендации и выступая инициатором исследований в этой области. Она поддерживает многосторонние переговоры, ведущиеся в рамках Конференции по разоружению и других международных органов. В результате этих переговоров были заключены такие международные соглашения, как Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год) и договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.
В эпоху биполярного противостояния на международной арене эффективность деятельности ООН часто оказывалась невысокой. Политическая, военная и идеологическая конфронтация двух сверхдержав и их союзников нередко оказывала парализующее воздействие на деятельность основных структур и институтов ООН.
примером может быть Карибский кризис в 1962 году, когда ссср и сша демонстративно игнорировали положение из Устава ООН гласящее о том, чтобы “проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи и объединить свои силы для поддержания международного мира и безопасности…”, две самые крупные, на тот момент, державы – США и СССР, из-за своих неуемных аппетитов, создали такую ситуацию, что мир был на гране войны. Это противостояние, сопровождающееся присутствием советских ядерных ракет на Кубе, закончилось заключением договора о разделении сфер влияния между двумя странами. Мир стал биполярным, США и СССР начали бороться за свои интересы экономическими, политическими, а порой и военными методами, напрочь забыв о своей “спасительной” миссии красиво задекларированной в Уставе ООН, которая, кстати, молчаливо наблюдала за происходящим.
В подтверждение тому, что борьба между СССР и США имела место, приводятся следующие факты. Это война во Вьетнаме, развязанная Америкой в 1964-73 гг., и бесславно закончившаяся для “супердержавы”, и война, развязанная советским правительством против мирного афганского народа. А также израильская агрессия против палестинского народа, продолжающаяся более пятидесяти лет, насаждение сионизма, уничтожение и депортация людей с оккупированных земель. Во всех этих случаях ООН никак не отреагировала на факт нарушения основного права человека на жизнь.
С окончанием холодной войны возник мощный импульс для активизации ООН и ее превращения в действенный механизм организации международной жизни.
Особое значение приобрели усилия ООН по поддержанию мира. Если за первые четыре десятилетия своего существования ООН осуществила 14 различных миссий и операций с направлением наблюдателей, посредников или военного персонала в районы конфликтов, то с 1988 г. были инициированы 33 миротворческие акции.
Первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильского конфликте в 1948 году. Также известны проведение миротворческих миссий на Кипре (в 1964 году — для прекращения военных действий и восстановления порядка) , в Грузии (в 1993 году — для урегулирования грузино-абхазского конфликта) , Таджикистане (1994 году — для урегулирования религиозного конфликта) , а также миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали.
66.Внешняя политика СССР в 70-ые годы. В 70-х гг., когда СССР и США, Организация Варшавского договора и НАТО достигли военно-стратегического паритета, а количество накопленного ядерного оружия делало вооруженный конфликт между ними с каждым годом все бессмысленнее, усилились реалистические тенденции во внешней политике государств противоположных военно-политических объединений. Больший реализм демонстрировало и советское руководство. Оно заметно сократило количество традиционных заявлений о близком неминуемом крахе капитализма и снизило их агрессивную тональность, что способствовало большему доверию к СССР их западных оппонентов. В 1971 г появились советские предложения подготовить международные соглашения об уничтожении ядерного, химич. и бактериологич. оружия, сократить обычные вооружения. Предлагалось договориться и о ликвидации существующих очагов военных конфликтов, обеспечить коллективную безопасность прежде всего в Европе, а также углубить и укрепить сотрудничество со всеми странами мира. Съезд КПСС, на котором Л. Брежнев озвучил эти предложения, назвал их громко «Программой мира» В последующие годы ряд положений этой программы были реализованы. Советская пропаганда, рассчитанная прежде всего на «внутреннее потребление», преподносила достигнутое как результат исключительно миролюбого СССР, его возросшего могущества, что заставило США и их союзников смириться с потерей доминирующей роли в международной политике и пойти на уступки. «Разрядка», а именно такое определение начали использовать во всех странах для характеристики нового периода МО, подавалась гражданам СССР как шаг к окончательной, но мирной победе социализма в историческом соревновании систем. В действительности же это была дорога с движением в обе стороны. Западные государства приложили со своей стороны достаточно усилий, чтобы разрядка стала реальностью. К сожалению, руководство СССР и само начало верить собственным пропагандистским утверждениям о том, что достигнутое свидетельствует об ослаблении стратегического противника. Отдельные события середины и второй половины 70-х гг. (революция в Португалии и появление в Африке ориентированных на СССР независимых Анголы и Мозамбика, заявления руководителей некоторых других стран Азии и Африки об их «социалистической ориентации», поражение США во Вьетнаме, приход к власти в Никарагуа сандинистов) были расценены как доказательства этого. Появилось искушение «додавить» слабеющий империализм. С средины 70-х гг. СССР пытался сломать военно-стратегический паритет, что погубило разрядку. Ее подорвало размещение СССР ядерных ракет среднего радиуса действия в своей европейской части, что Запад расценил как нарушение баланса сил, а окончательно похоронила советская интервенция в Афганистане (декабрь 1979 г.). Начало 80-х гг. мир встретил уже в привычных условиях раскручивания очередного витка «холодной войны». Президент США Р.Рейган объявил СССР «империей зла», с которой необходимо покончить. Шок во всем мире и возрастание антисоветских настроений вызвало уничтожение в сентябре 1983 г. нарушившего воздушное пространство СССР южнокорейского лайнера с 269 пассажирами на борту. В 1971 – 1979 гг. США и СССР подписали свыше 60 соглашений по самым различным сферам двусторонних отношений. К наиболее важным можно отнести: а) в 1971 г. заключено Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между США и СССР; б) в 1972 г. подписан договор о ПРО (противоракетной обороне); в) в 1973 г. подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны; г) подписано временное соглашение между США и СССР о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, более известное как соглашение по ОСВ-1; д) в 1974 г. заключен Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия; е) в 1979 г. подписан в Вене текст Договора ОСВ-2. 69.Подготовка и созыв общеевропейского совещания (1973-1975 гг.): результаты и значение. Одновременно с событиями в Индокитае и советско-американскими переговорами по ОСВ продолжалась подготовка к общеевропейскому совещанию по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Инициатива такого совещания исходила от Организации Варшавского договора. Политический консультативный комитет государств–участников Варшавского договора еще 5 июля 1966 г. принял Декларацию об укреплении мира и безопасности в Европе. В ней содержалось предложение о созыве общеевропейского совещания для обсуждения этой проблемы. 18 марта 1969 г. участники Варшавского договора опубликовали Обращение ко всем европейским странам с призывом умножить усилия для укрепления мира и безопасности на континенте. В этих целях предлагалось начать диалог между социалистическими и капиталистическими странами о создании системы коллек-тивной безопасности. После долгих проволочек и затяжек правительства стран НАТО 31 мая 1972 г. заявили о своем согласии участвовать в предварительных консультациях по подготовке общеевропейского совещания. Такие консультации начались в ноябре 1972 г. в Хельсинки и продолжались с перерывами до июня 1973 г. В них участвовали представители 32 европейских стран, США и Канады. В результате были приняты рекомендации об организации совещания, его повестке дня, составу участников, дате и месте проведения. В повестку дня рекомендовалось включить четыре вопроса: 1. О безопасности в Европе; 2. О сотрудничестве в области экономики, науки, техники, защиты окружающей среды; 3. О сотрудничестве в гуманитарных и других областях; 4. О дальнейших шагах после совещания. После длительной подготовки работу Общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе (СБСЕ) удалось начать. 3 июля 1973 г. в Хельсинки открылся первый его этап. Он продолжался 5 дней. В нем приняли участие 35 государств. СССР внесло проект Генеральной декларации об основах европейской безопасности и принципах отношений между государствами в Европе. 18 сентября 1973 г. в Женеве начался второй его этап, который длился с перерывами до 21 июля 1975 г. Была проведена подготовка к третьему этапу совещания, который должен был на высшем уровне рассмотреть и утвердить проекты документов, выработанные на втором этапе. Второй этап показал, что при желании можно договориться если не по всем вопросам, то по ряду первостепенных. Некоторые вопросы до этого рассматривались в течение многих лет, и только в Женеве удалось их урегулировать. 30 июля 1975 г. в Хельсинки в торжественной обстановке открылся заключительный этап Общеевропейского совещания на высшем уровне. В нем приняли участие президенты и главы правительств 33 европейских стран, а также США и Канады. в августе подписан Заключительный акт Общеевропейского совещания. Он закрепил фактически существовавшее положение в Европе. В Хельсинки были зафиксированы принципы взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничество между государствами, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Но за прошедшие четверть века почти все положения Заключительного акта были нарушены. В то же время нельзя отрицать его большого значения как для истории, так и для извлечения уроков на будущее. Хельсинки показали возможность успешного сотрудничества, если стороны желают достигнуть соглашения. 72.Новый виток гонки вооружений в начале 80-ых гг.: причины и последствия. Подписав ряд важных договоров и соглашений по ядерной про¬блеме в 60-е и 70-е годы и приняв важные решения, в том числе о прекращении войны во Вьетнаме, США в 80-е годы изменили внешнеполитическую линию, что вызвало рост напряженности в мире. На развитии МО отрицательно ска¬зался ввод советских вооруженных сил в Афганистан в декабре 1979 г. Решение о введении советских войск в Афганистан было не продуманным. Несмотря на происходящие в это время события в Афганистане, было нецелесообразно вводить туда войска. При выводе советских войск из Афганистана были допущены просчеты, что сказалось на последующих трагических событиях в стране и отразилось на советско-афганских отношениях. Охлаждение между СССР и США, начавшееся на рубеже 70-х и 80-х годов, отразилось и на общем состоянии международных отношений. Постепенно все, что было достигнуто положительно¬го, отходило на задний план. Наметившееся решение ряда вопро¬сов, связанных с проблемами разоружения и с урегулированием ряда конфликтов, не состоялось. В 80-е годы гонка вооружений продолжала нарастать, что со¬здавало большую угрозу для человечества. Нельзя было допустить, чтобы этот процесс подошел к черте, за которой стало бы невоз¬можно остановить его с помощью соглашения и поставить под строгий контроль. => в 80-е годы главной проблемой МО оставалось прекращение гонки вооружений, особенно и в первую очередь ядерных. Но США стре¬милась любыми путями добиться военного превосходства над СССР. В январе 1980 г. президент США Дж. Картер писал: США должны заплатить любую цену, чтобы оставаться самой могучей стра¬ной в мире. Историю МО в 80-е годы можно раз¬делить на два периода, примерно равных по времени. Главные внешнеполитические события этого времени развернулись вокруг американской программы «звездных войн». Новый президент США Р. Рейган в марте 1983 г. провозгласил так называемую стратегическую оборонную инициативу (СОИ). Так стала известна долгосрочная программа США по использованию космического пространства в военных целях. Ее развертывание приняло угрожающий размах. Выходя на этот новый виток гонки вооружений, американские политики рассчитывали намного опе¬редить здесь СССР и игнорировали тот факт, что ис¬пользование космоса в военных целях несет смертельную опас¬ность всему человечеству. В Пентагоне пони¬мали, что СССР неминуемо придется заниматься этими же проблемами, чтобы прикрыть свою территорию от возможных ударов из космоса. США хотели не только обогнать СССР в воен¬ных планах, но и вынудить его тратить огромные, непосильные средства и тем самым обескровить советскую экономику. В 1983 г. было внесено два других очень важных предложения. Первое, сделанное в январе членами Варшавского договора, было о том, чтобы между государствами – членами ОВД и членами НАТО было заключено соглашение о неприменении первыми во¬енной силы против морских, воздушных и космических кораблей обеих сторон. Второе предложение СССР внес в августе на 36 сессии Ген. Ассамблеи ООН. Это был проект но-вого Договора о запрещении применения силы в космическом про¬странстве и из космоса в отношении Земли. В 1984 г. советское правительство предложило США начать советско-американские переговоры по предотвращению милитаризации космического пространства, должен быть решен и вопрос о взаим¬ном полном отказе от противоспутниковых систем. США отнес¬лись к советскому предложению негативно. В Вашингтоне искали и использовали любые предлоги для недопущения соглашения с СССР. США принимали меры к расширению производства и модернизации оружия первого удара в виде МБР, «MX», крылатых ракет и др. СССР единолично и совместно с др. гос-вами обращался в ООН и к партне¬рам по переговорам, прежде всего к США, с предложениями по обузданию гонки вооружений, по запрещению использования ядер-ного оружия вообще и в космическом пространстве в особенности. США в ответ первыми расширяли границы действия современных вооружений вплоть до космоса, первыми испытывали новые виды оружия массового уничтожения. Они вели против СССР борьбу повсюду, где в той или иной мере проявлялись интересы нашего государства. Широко поддерживались моджахеды, воевавшие про¬тив советского контингента в Афганистане. Америка не оставила без своего внимания Эфиопию и Никарагуа. Рейган не принимал советских предложений по проблемам разоружения, уменьшению напряженности и налаживанию советско-американских отношений. Быстро наращивались американские вооружения. У США по¬явились новые типы самолетов, ракет, новые межконти¬нентальные ракеты наземного базирования. И наконец, началось развертывание ракет средней дальности в Европе. Официально было объявлено, что эта акция является противодействием новым со¬ветским ракетам. Рейган предложил так называемый «нуле¬вой вариант»: США не будет размещать в Европе ракеты средней дальности, если ракеты СС-20 будут де¬монтированы. США нарушили договоренность и отошли от установленных Договором ОСВ-2 лимитов, введя в строй 131 стратегический бомбардировщик, оснащенный крылатыми ракетами. И все же во второй половине 80-х годов начали постепенно проявляться те процессы, которые полностью раскрылись в 90-е годы. И в СССР и в США все больше осознавали опасность взаим¬ного уничтожения в случае военного конфликта и необходимость договариваться. Последующие события привели к значительным изменениям в мире. Стали ощущаться некоторые просчеты внешней политики СССР и в отношении Запада и в отношении Востока, выражавшиеся в жестких ответных реакциях, а также неоправданность ряда его дей¬ствий в «третьем мире». В Афганистане СССР пришлось испытывать трудности, похожие на трудности США во Вьетнаме. В 1985 г. СССР, чтобы вывести международные процессы из тупика, в одностороннем порядке приостановил все ядерные взрывы и заявил о согласии немедленно возобновить пе¬реговоры о полном прекращении ядерных испытаний. В том же году советское правительство подтвердило положение о введении моратория на испытания противоспутникового оружия. Однако США продолжали испытания ядер¬ного оружия. С конца 1988 г. в СССР начался период одностороннего сокра¬щения вооруженных сил. Был уменьшен количественный состав армии. Ликвидировалась техника. В армии началась реорганизация. Расчеты на то, что США и Запад последуют советскому примеру, не оправдались. Рухнула берлинская стена, с согласия Москвы два гер¬манских гос-ва были объединены. Затем перестал существо¬вать Варшавский пакт. «Холодная война» закончилась в том плане, как мы ее пони¬мали. Однако США и их партнеры перевели ее в др. сферы. Несмотря на огромные арсеналы, гонка вооружений продол¬жалась, и надо было остановить ее и принять какие-то совместные решения о сокращении накопленного оружия, особенно ядерного. Главная роль в этом принадлежала СССР и США. В 1986г. СССР внес конкретное предложение о полной и повсе¬местной ликвидации ядерного оружия, при достижении догово¬ренности и запрете на создание ударных космических вооружений. Предлагалось решить все проблемы в течение 15 лет в 3 этапа. В 1986 г., как и в 1955-м, советские предложения были отвергнуты Западом. Начавшаяся «перестройка» не дала положительных результа¬тов в международных делах. К концу 80-х годов положение СССР в Европе и в мире в целом становилось все хуже и хуже. Происходило это как по объективным, так и по субъектив¬ным причинам. |