Файл: 1. Изменения в развитии капиталистического уклада на рубеже xix и xx вв и их влияние на дальнейшее развитие мировой политики и международных отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ликвидирован режим апартеида в ЮАР, в 1994 г. там была принята временная Конституция. В начале 90-х гг. в странах Африки принято более 30 новых конституций, пре­дусматривающих разделение властей, существование не­скольких партий, юридические гарантии прав человека. Однако ситуация во многих странах продолжает оставаться нестабильной, новые институты не могут укрепиться, дей­ствуют зачастую неэффективно. В меньшей степени ука­занные перемены затронули страны Азии, хотя в некото­рых из них были ликвидированы авторитарные режимы (Филиппины, Южная Корея и др.).

63.Повышение роли ООН: причины и значение.

В отличие от довоенного времени, в период Второй мировой войны было

налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции.

Именно на совещаниях между главами и другими представителями СССР, Англии и

США разрабатывались стратегические направления действий в период войны и

после завершения военных действий. Именно на этих встречах было принято

решение о создании сильной международной организации, призванной обеспечить мир и стабильность в послевоенном мире.

Так 11 февраля 1945 года после встреч в Ялте, президент Рузвельт, премьер-министр Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности. 25 и 26 апреля 1945 года делегаты от пятидесяти стран, собравшись в Сан-Франциско (США) подготовили Устав из трех статей, который был единогласно принят 25 июня 1945 года, а 24 октября был утвержден пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств.

Новость об образовании ООН “пролилась бальзамом” на сердца миллионов людей, ощутивших на себе ужасы Второй Мировой Войны, поскольку эта организация провозглашала принципы равенства и справедливости, выступая гарантом сохранения международного мира и безопасности, обязуясь при этом принимать эффективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру, что оказало мощное психологическое воздействие на мировую общественность и способствовало появлению авторитета данной структуры. Истинными мотивами для образования ООН, послужили следующие факты. Изменившаяся расстановка сил после Второй Мировой Войны, привела к переделу мира и документальности, устраняющим разногласия относительно вновь установленных границ и гарантирующим их неприкосновенность, а также сохраняющим политическое, экономическое и военное влияние стран-победителей, т.е. США, СССР, Великобритании, Китая и Франции.


Время показало, что Устав ООН оказался значительно более элективным и влиятельным инструментом поддержания международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества в неполитической сфере, чем Статут Лиги Наций. Во второй половине ХХ в. ООН смогла занять центральное место в системе МО, координируя деятельность как правительственных, так и неправительственных МО. Возникла система ООН с ее обширной сетью специализированных учреждений и других связанных c Объединенными Нациями организаций.

Деятельность ООН и других МО проходила в определенной международной атмосфере, которая в значительной мере предопределяла их успехи и неудачи. В 1945—1990 гг. ООН развивалась под определяющим влиянием двух важнейших факторов послевоенной системы международных отношений. Первым из них была "холодная война" между Востоком и Западом, вторым — нарастающий конфликт между экономически развитым Севером и отсталым и бедным Югом. В этом плане история ООН и других МО является отражением развития послевоенного мира.

Важнейшими задачами Организации Объединенных Наций являются пресечение распространения оружия, а также сокращение и ликвидация, в конечном итоге, всех запасов оружия массового уничтожения. Организация Объединенных Наций служит постоянным форумом для проведения переговоров по разоружению, вырабатывая рекомендации и выступая инициатором исследований в этой области. Она поддерживает многосторонние переговоры, ведущиеся в рамках Конференции по разоружению и других международных органов. В результате этих переговоров были заключены такие международные соглашения, как Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год) и договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.

В эпоху биполярного противостояния на международной арене эффективность деятельности ООН часто оказывалась невысокой. Политическая, военная и идеологическая конфронтация двух сверхдержав и их союзников нередко оказывала парализующее воздействие на деятельность основных структур и институтов ООН.

примером может быть Карибский кризис в 1962 году, когда ссср и сша демонстративно игнорировали положение из Устава ООН гласящее о том, чтобы “проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи и объединить свои силы для поддержания международного мира и безопасности…”, две самые крупные, на тот момент, державы – США и СССР, из-за своих неуемных аппетитов, создали такую ситуацию, что мир был на гране войны. Это противостояние, сопровождающееся присутствием советских ядерных ракет на Кубе, закончилось заключением договора о разделении сфер влияния между двумя странами. Мир стал биполярным, США и СССР начали бороться за свои интересы экономическими, политическими, а порой и военными методами, напрочь забыв о своей “спасительной” миссии красиво задекларированной в Уставе ООН, которая, кстати, молчаливо наблюдала за происходящим.



В подтверждение тому, что борьба между СССР и США имела место, приводятся следующие факты. Это война во Вьетнаме, развязанная Америкой в 1964-73 гг., и бесславно закончившаяся для “супердержавы”, и война, развязанная советским правительством против мирного афганского народа. А также израильская агрессия против палестинского народа, продолжающаяся более пятидесяти лет, насаждение сионизма, уничтожение и депортация людей с оккупированных земель. Во всех этих случаях ООН никак не отреагировала на факт нарушения основного права человека на жизнь.

С окончанием холодной войны возник мощный импульс для активизации ООН и ее превращения в действенный механизм организации международной жизни.

Особое значение приобрели усилия ООН по поддержанию мира. Если за первые четыре десятилетия своего существования ООН осуществила 14 различных миссий и операций с направлением наблюдателей, посредников или военного персонала в районы конфликтов, то с 1988 г. были инициированы 33 миротворческие акции.

Первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильского конфликте в 1948 году. Также известны проведение миротворческих миссий на Кипре (в 1964 году — для прекращения военных действий и восстановления порядка) , в Грузии (в 1993 году — для урегулирования грузино-абхазского конфликта) , Таджикистане (1994 году — для урегулирования религиозного конфликта) , а также миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали.


66.Внешняя политика СССР в 70-ые годы.

В 70-х гг., когда СССР и США, Организация Варшавского договора и НАТО достигли военно-стратегического паритета, а количество накопленного ядерного оружия делало вооруженный конфликт между ними с каждым годом все бессмысленнее, усилились реалистические тенденции во внешней политике государств противоположных военно-политических объединений. Больший реализм демонстрировало и советское руководство. Оно заметно сократило количество традиционных заявлений о близком неминуемом крахе капитализма и снизило их агрессивную тональность, что способствовало большему доверию к СССР их западных оппонентов. В 1971 г появились советские предложения подготовить международные соглашения об уничтожении ядерного, химич. и бактериологич. оружия, сократить обычные вооружения. Предлагалось договориться и о ликвидации существующих очагов военных конфликтов, обеспечить коллективную безопасность прежде всего в Европе, а также углубить и укрепить сотрудничество со всеми странами мира. Съезд КПСС, на котором Л. Брежнев озвучил эти предложения, назвал их громко «Программой мира» В последующие годы ряд положений этой программы были реализованы. Советская пропаганда, рассчитанная прежде всего на «внутреннее потребление», преподносила достигнутое как результат исключительно миролюбого СССР, его возросшего могущества, что заставило США и их союзников смириться с потерей доминирующей роли в международной политике и пойти на уступки. «Разрядка», а именно такое определение начали использовать во всех странах для характеристики нового периода МО, подавалась гражданам СССР как шаг к окончательной, но мирной победе социализма в историческом соревновании систем. В действительности же это была дорога с движением в обе стороны. Западные государства приложили со своей стороны достаточно усилий, чтобы разрядка стала реальностью.

К сожалению, руководство СССР и само начало верить собственным пропагандистским утверждениям о том, что достигнутое свидетельствует об ослаблении стратегического противника. Отдельные события середины и второй половины 70-х гг. (революция в Португалии и появление в Африке ориентированных на СССР независимых Анголы и Мозамбика, заявления руководителей некоторых других стран Азии и Африки об их «социалистической ориентации», поражение США во Вьетнаме, приход к власти в Никарагуа сандинистов) были расценены как доказательства этого. Появилось искушение «додавить» слабеющий империализм. С средины 70-х гг. СССР пытался сломать военно-стратегический паритет, что погубило разрядку. Ее подорвало размещение СССР ядерных ракет среднего радиуса действия в своей европейской части, что Запад расценил как нарушение баланса сил, а окончательно похоронила советская интервенция в Афганистане (декабрь 1979 г.).

Начало 80-х гг. мир встретил уже в привычных условиях раскручивания очередного витка «холодной войны». Президент США Р.Рейган объявил СССР «империей зла», с которой необходимо покончить. Шок во всем мире и возрастание антисоветских настроений вызвало уничтожение в сентябре 1983 г. нарушившего воздушное пространство СССР южнокорейского лайнера с 269 пассажирами на борту.

В 1971 – 1979 гг. США и СССР подписали свыше 60 соглашений по самым различным сферам двусторонних отношений. К наиболее важным можно отнести: а) в 1971 г. заключено Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между США и СССР; б) в 1972 г. подписан договор о ПРО (противоракетной обороне); в) в 1973 г. подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны; г) подписано временное соглашение между США и СССР о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, более известное как соглашение по ОСВ-1; д) в 1974 г. заключен Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия; е) в 1979 г. подписан в Вене текст Договора ОСВ-2.


69.Подготовка и созыв общеевропейского совещания (1973-1975 гг.): результаты и значение.

Одновременно с событиями в Индокитае и советско-американскими переговорами по ОСВ продолжалась подготовка к общеевропейскому совещанию по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Инициатива такого совещания исходила от Организации Варшавского договора. Политический консультативный комитет государств–участников Варшавского договора еще 5 июля 1966 г. принял Декларацию об укреплении мира и безопасности в Европе. В ней содержалось предложение о созыве общеевропейского совещания для обсуждения этой проблемы.

18 марта 1969 г. участники Варшавского договора опубликовали Обращение ко всем европейским странам с призывом умножить усилия для укрепления мира и безопасности на континенте. В этих целях предлагалось начать диалог между социалистическими и капиталистическими странами о создании системы коллек-тивной безопасности.

После долгих проволочек и затяжек правительства стран НАТО 31 мая 1972 г. заявили о своем согласии участвовать в предварительных консультациях по подготовке общеевропейского совещания. Такие консультации начались в ноябре 1972 г. в Хельсинки и продолжались с перерывами до июня 1973 г. В них участвовали представители 32 европейских стран, США и Канады. В результате были приняты рекомендации об организации совещания, его повестке дня, составу участников, дате и месте проведения. В повестку дня рекомендовалось включить четыре вопроса: 1. О безопасности в Европе; 2. О сотрудничестве в области экономики, науки, техники, защиты окружающей среды; 3. О сотрудничестве в гуманитарных и других областях; 4. О дальнейших шагах после совещания.

После длительной подготовки работу Общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе (СБСЕ) удалось начать. 3 июля 1973 г. в Хельсинки открылся первый его этап. Он продолжался 5 дней. В нем приняли участие 35 государств. СССР внесло проект Генеральной декларации об основах европейской безопасности и принципах отношений между государствами в Европе.

18 сентября 1973 г. в Женеве начался второй его этап, который длился с перерывами до 21 июля 1975 г. Была проведена подготовка к третьему этапу совещания, который должен был на высшем уровне рассмотреть и утвердить проекты документов, выработанные на втором этапе.

Второй этап показал, что при желании можно договориться если не по всем вопросам, то по ряду первостепенных. Некоторые вопросы до этого рассматривались в течение многих лет, и только в Женеве удалось их урегулировать.

30 июля 1975 г. в Хельсинки в торжественной обстановке открылся заключительный этап Общеевропейского совещания на высшем уровне. В нем приняли участие президенты и главы правительств 33 европейских стран, а также США и Канады. в августе подписан Заключительный акт Общеевропейского совещания. Он закрепил фактически существовавшее положение в Европе. В Хельсинки были зафиксированы принципы взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничество между государствами, добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Но за прошедшие четверть века почти все положения Заключительного акта были нарушены. В то же время нельзя отрицать его большого значения как для истории, так и для извлечения уроков на будущее. Хельсинки показали возможность успешного сотрудничества, если стороны желают достигнуть соглашения.

72.Новый виток гонки вооружений в начале 80-ых гг.: причины и последствия.

Подписав ряд важных договоров и соглашений по ядерной про¬блеме в 60-е и 70-е годы и приняв важные решения, в том числе о прекращении войны во Вьетнаме, США в 80-е годы изменили внешнеполитическую линию, что вызвало рост напряженности в мире. На развитии МО отрицательно ска¬зался ввод советских вооруженных сил в Афганистан в декабре 1979 г. Решение о введении советских войск в Афганистан было не продуманным. Несмотря на происходящие в это время события в Афганистане, было нецелесообразно вводить туда войска. При выводе советских войск из Афганистана были допущены просчеты, что сказалось на последующих трагических событиях в стране и отразилось на советско-афганских отношениях.

Охлаждение между СССР и США, начавшееся на рубеже 70-х и 80-х годов, отразилось и на общем состоянии международных отношений. Постепенно все, что было достигнуто положительно¬го, отходило на задний план. Наметившееся решение ряда вопро¬сов, связанных с проблемами разоружения и с урегулированием ряда конфликтов, не состоялось.

В 80-е годы гонка вооружений продолжала нарастать, что со¬здавало большую угрозу для человечества. Нельзя было допустить, чтобы этот процесс подошел к черте, за которой стало бы невоз¬можно остановить его с помощью соглашения и поставить под строгий контроль. => в 80-е годы главной проблемой МО оставалось прекращение гонки вооружений, особенно и в первую очередь ядерных. Но США стре¬милась любыми путями добиться военного превосходства над СССР. В январе 1980 г. президент США Дж. Картер писал: США должны заплатить любую цену, чтобы оставаться самой могучей стра¬ной в мире.

Историю МО в 80-е годы можно раз¬делить на два периода, примерно равных по времени. Главные внешнеполитические события этого времени развернулись вокруг американской программы «звездных войн».

Новый президент США Р. Рейган в марте 1983 г. провозгласил так называемую стратегическую оборонную инициативу (СОИ). Так стала известна долгосрочная программа США по использованию космического пространства в военных целях. Ее развертывание приняло угрожающий размах. Выходя на этот новый виток гонки вооружений, американские политики рассчитывали намного опе¬редить здесь СССР и игнорировали тот факт, что ис¬пользование космоса в военных целях несет смертельную опас¬ность всему человечеству. В Пентагоне пони¬мали, что СССР неминуемо придется заниматься этими же проблемами, чтобы прикрыть свою территорию от возможных ударов из космоса. США хотели не только обогнать СССР в воен¬ных планах, но и вынудить его тратить огромные, непосильные средства и тем самым обескровить советскую экономику.

В 1983 г. было внесено два других очень важных предложения. Первое, сделанное в январе членами Варшавского договора, было о том, чтобы между государствами – членами ОВД и членами НАТО было заключено соглашение о неприменении первыми во¬енной силы против морских, воздушных и космических кораблей обеих сторон. Второе предложение СССР внес в августе на 36 сессии Ген. Ассамблеи ООН. Это был проект но-вого Договора о запрещении применения силы в космическом про¬странстве и из космоса в отношении Земли. В 1984 г. советское правительство предложило США начать советско-американские переговоры по предотвращению милитаризации космического пространства, должен быть решен и вопрос о взаим¬ном полном отказе от противоспутниковых систем. США отнес¬лись к советскому предложению негативно. В Вашингтоне искали и использовали любые предлоги для недопущения соглашения с СССР. США принимали меры к расширению производства и модернизации оружия первого удара в виде МБР, «MX», крылатых ракет и др. СССР единолично и совместно с др. гос-вами обращался в ООН и к партне¬рам по переговорам, прежде всего к США, с предложениями по обузданию гонки вооружений, по запрещению использования ядер-ного оружия вообще и в космическом пространстве в особенности. США в ответ первыми расширяли границы действия современных вооружений вплоть до космоса, первыми испытывали новые виды оружия массового уничтожения. Они вели против СССР борьбу повсюду, где в той или иной мере проявлялись интересы нашего государства. Широко поддерживались моджахеды, воевавшие про¬тив советского контингента в Афганистане. Америка не оставила без своего внимания Эфиопию и Никарагуа. Рейган не принимал советских предложений по проблемам разоружения, уменьшению напряженности и налаживанию советско-американских отношений.

Быстро наращивались американские вооружения. У США по¬явились новые типы самолетов, ракет, новые межконти¬нентальные ракеты наземного базирования. И наконец, началось развертывание ракет средней дальности в Европе. Официально было объявлено, что эта акция является противодействием новым со¬ветским ракетам. Рейган предложил так называемый «нуле¬вой вариант»: США не будет размещать в Европе ракеты средней дальности, если ракеты СС-20 будут де¬монтированы. США нарушили договоренность и отошли от установленных Договором ОСВ-2 лимитов, введя в строй 131 стратегический бомбардировщик, оснащенный крылатыми ракетами.

И все же во второй половине 80-х годов начали постепенно проявляться те процессы, которые полностью раскрылись в 90-е годы. И в СССР и в США все больше осознавали опасность взаим¬ного уничтожения в случае военного конфликта и необходимость договариваться.

Последующие события привели к значительным изменениям в мире. Стали ощущаться некоторые просчеты внешней политики СССР и в отношении Запада и в отношении Востока, выражавшиеся в жестких ответных реакциях, а также неоправданность ряда его дей¬ствий в «третьем мире». В Афганистане СССР пришлось испытывать трудности, похожие на трудности США во Вьетнаме.

В 1985 г. СССР, чтобы вывести международные процессы из тупика, в одностороннем порядке приостановил все ядерные взрывы и заявил о согласии немедленно возобновить пе¬реговоры о полном прекращении ядерных испытаний. В том же году советское правительство подтвердило положение о введении моратория на испытания противоспутникового оружия. Однако США продолжали испытания ядер¬ного оружия.

С конца 1988 г. в СССР начался период одностороннего сокра¬щения вооруженных сил. Был уменьшен количественный состав армии. Ликвидировалась техника. В армии началась реорганизация. Расчеты на то, что США и Запад последуют советскому примеру, не оправдались. Рухнула берлинская стена, с согласия Москвы два гер¬манских гос-ва были объединены. Затем перестал существо¬вать Варшавский пакт.

«Холодная война» закончилась в том плане, как мы ее пони¬мали. Однако США и их партнеры перевели ее в др. сферы. Несмотря на огромные арсеналы, гонка вооружений продол¬жалась, и надо было остановить ее и принять какие-то совместные решения о сокращении накопленного оружия, особенно ядерного. Главная роль в этом принадлежала СССР и США.

В 1986г. СССР внес конкретное предложение о полной и повсе¬местной ликвидации ядерного оружия, при достижении догово¬ренности и запрете на создание ударных космических вооружений. Предлагалось решить все проблемы в течение 15 лет в 3 этапа. В 1986 г., как и в 1955-м, советские предложения были отвергнуты Западом.

Начавшаяся «перестройка» не дала положительных результа¬тов в международных делах. К концу 80-х годов положение СССР в Европе и в мире в целом становилось все хуже и хуже. Происходило это как по объективным, так и по субъектив¬ным причинам.