Файл: Технология механизированных работ на предпосевной обработке почвы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Устройство коробки передач МТЗ-82


Чтобы иметь представление о МКПП трактора «Беларус», нужно ознакомиться с конструктивными особенностями, принципом работы, техническим обслуживанием, основными поломками и возможными методами устранения выявленных дефектов.

Коробка передач МТЗ 82 имеет девять передних передач и две – заднего хода. Благодаря работе встроенного редуктора понижающего действия (ходоуменьшителя), число передач удваивается до 18 режимов. В состав коробки передач входят валы различного назначения:



  1. Первичный.

  2. Вторичный.

  3. Промежуточный.

  4. Вал пониженных передач.

  5. Заднего хода.

На каждом валу коробки mtз установлены шестерни (зубчатые колеса). Шестерни перемещаются под воздействием специальных вилок, при этом происходит включение/выключение соответствующих передач. Валы опираются на подшипники, роликоподшипники, специальные втулки, упорные кольца, стаканы и пр. Управление скоростями и диапазонами происходит при помощи механизма переключения передач. Конструкцией коробки предусмотрены также масляный картер, механизм сцепления.

Представленная схема коробки передач МТЗ 82, позволяет ознакомиться с принципом действия сложного агрегата и механизмом переключения передач.

На схеме переключения передач можно увидеть, в каком порядке происходит переход на другую скорость.


Особенности эксплуатации коробки передач МТЗ-82


Коробка передач на МТЗ 82 отличается повышенной надежностью. Чтобы свести к минимуму количество возможных отказов в работе МКПП, необходимо выполнять следующие требования:

  • исключить повышенные нагрузки на элементы трансмиссии;

  • проводить своевременное техническое обслуживание;

  • заменять смазочные материалы в рекомендованные сроки;

  • использовать трансмиссионное масло правильной марки, в соответствии с рекомендациями завода-производителя.

Техническое обслуживание коробки передач МКПП МТЗ-82


Техобслуживание трактора «Беларус» отличается простотой и доступностью. Для качественного выполнения операций не требуется особая подготовка и квалификация тракториста. В перечень обязательных мероприятий входят следующие пункты:

  1. Визуальный осмотр общего состояния коробки передач, корпуса, отдельных деталей и узлов.

  2. Исключение дефектов корпусных деталей, протечек смазочной жидкости.

  3. Определение уровня масла в картере коробки передач.

  4. Полная замена масла.

  5. Проверка, регулировка, дополнительная затяжка болтов и прочих резьбовых деталей.

Регулярная проверка уровня масла является необходимой операцией при техническом осмотре коробки передач. На корпусе коробки имеется специальное контрольное отверстие. Уровень смазочной трансмиссионной жидкости должен доходить до края его нижней кромки. Марка трансмиссионного масла выбирается в соответствии с временем года. В зависимости от сезона, смазочные материалы отличаются по техническим и эксплуатационным характеристикам:

  1. Для эксплуатации трактора в при минусовых температурах в картер коробки заливается трансмиссионная жидкость марки М-8 Г.

  2. В летний период лучше всего подходит смазка М-10 Г.

Чтобы правильно выбрать наиболее подходящую марку смазки рекомендуется пользоваться специальной таблицей по замене масла в КПП. Данная таблица имеется в руководстве по эксплуатации конкретного транспортного средства. В инструкции по обслуживанию МКПП указаны рекомендованные сроки полной замены масла. Чтобы детали и узлы коробки передач не выходили из строя раньше заявленного эксплуатационного срока, необходимо менять масло по истечении 1000 часов рабочего времени.

Важно: При осуществлении технического обслуживания, масло из коробки МТЗ-82 необходимо сливать непосредственно после остановки трактора. При этом жидкость не успевает остыть и превратиться в загустевшую массу.

Если в отработанном масле содержится большое количество инородных включений в виде металлической стружки и прочих элементов износа шестерен, перед заливкой нового смазочного материала рекомендуется тщательно промыть трансмиссию. Для промывки картера коробки передач часто используют чистое дизельное топливо:

  • в трансмиссию заливают 30 литров жидкости;

  • запускают двигатель, (мотор должен проработать на первой передаче не менее пяти минут);

  • сливают горючее из картера коробки;

  • заливают новое трансмиссионное масло.




Описание характерных неисправностей КПП трактора «Беларусь»


В работе МКПП МТЗ 82, как и во всех сложных механизмах, случаются некоторые поломки. Чаще всего случаются такие неисправности коробки перемены передач:

  1. Увеличение свободного хода рычага переключения скоростей.

  2. Передачи начали самопроизвольно отключаться, включаться.

  3. Зубчатые колеса не полностью выходят из зацепления.

  4. Появление скрежета и других посторонних звуков в коробке передач.

  5. Чрезмерное повышение температуры в отдельных частях корпуса коробки.

Перечисленные симптомы сигнализируют о повышенном износе следующих деталей:


  • вилка;

  • кулиса;

  • паз каретки;

  • пружины фиксаторов;

  • опорные подшипники;

  • шейки валов;

  • зубья шестерен.

Нарушения порядка переключения скоростей в коробке «Беларус» наблюдаются при неисправностях механизма сцепления, при неправильной регулировке данного устройства.

Ремонт коробки передач «Беларус»


Чтобы устранить обнаруженные дефекты и упредить появление новых неисправностей, необходимо осуществлять регулярную диагностику с последующим текущим ремонтом тракторных узлов и деталей.

Капитальный ремонт элементов трансмиссии и трактора МТЗ-82 в целом проводится в специализированных мастерских квалифицированными специалистами. В процессе капитального ремонта коробки передач МТЗ 82 агрегат полностью демонтируется с трактора. С целью выявления деталей и узлов, вышедших из строя, производятся работы в определенном порядке:

  1. Разборка коробки передач.

  2. Осмотр, анализ степени разрушений элементов коробки.

  3. Замена деформированных деталей на новые запчасти.

Чаще всего замене подлежат зубчатые колеса коробки передач. В процессе эксплуатации трансмиссии основная нагрузка приходится на зубья шестерен МКПП, которые разрушаются в результате увеличения нагрузок от сил трения.

На базе сервисных центров в специализированных мастерских определяется целесообразность проведения дорогостоящего капитального ремонта трактора. Для квалифицированного исполнения ремонтно-восстановительных мероприятий созданы необходимые условия:

  • современное подъемное оборудование;

  • удобные емкости для сбора отработанного трансмиссионного масла и прочих горюче-смазочных жидкостей;

  • специальные испытательные стенды;

  • приспособления для качественной разборки и последующей сборки коробки передач;

  • большой выбор необходимых запчастей и расходных материалов в нужном количестве.

Основные требования к обслуживанию и ремонтным работам


При проведении технического обслуживания, диагностики, текущего и капитального ремонтов следует выполнять определенные правила:

  1. Устанавливать на МКПП запасные части в оригинальном исполнении. Замена деталей и узлов на дешевые аналоги низкого качества приводит к преждевременным отказам коробки передач, трансмиссии.

  2. Соблюдать рекомендованные сроки проведения техобслуживания трактора с заменой трансмиссионного масла.

  3. Заливать в картер коробки смазочную жидкость, в соответствии с рекомендациями производителя.



    1. Охрана труда

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА


1.1. К работе с культиватором (мотоблоком) допускаются лица старше 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обученные безопасным методам и приемам работы с культиватором (мотоблоком), прошедшие стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
1.2. В процессе обучения работник должен усвоить:
— особенности обработки почвы рядом с объектами, находящимися под напряжением, а также приемам освобождения пострадавшего от воздействия электрического тока;
— правила пожарной безопасности;
— методы оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве.
1.3. При работе с культиватором (мотоблоком) необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
1.4. При работе с культиватором (мотоблоком) на работника могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— повышенная температура воздуха;
— повышенная скорость движения воздуха;
— повышенная или пониженная влажность;
— вращающиеся и движущиеся режущие части культиватора (мотоблока);
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности оборудования, инструмента, инвентаря;
— повышенный уровень шума и вибрации;
— повышенная температура поверхностей оборудования;
— мелкие предметы (щепки, камни), обрезки травы, вылетающие из-под режущего элемента (фрезы, лемеха);
— токсичность паров бензина (топлива), а также выхлопных газов;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;