Файл: В чем же разница между ребенком с овз и ребенкоминвалидом.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание

  1. Дайте определения понятиям ребенок с ограниченными возможностями здоровья и ребенок-инвалид. Объясните, в чем разница между данными понятиями.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Частью 16 статьи 2 Закона об образовании впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).


В чем же разница между ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом?

Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.  

Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже. 


  1. Укажите специфику образовательной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивного образования.

Зачисление обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в ОУ осуществляется на основании заключения ПМПК и письменного согласия родителей (законных представителей).

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 Закона об образовании указано, что «лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

В соответствии со статьей 16 Закона об образовании предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Образовательные организации:

реализуют основные общеобразовательные программы, обеспечивающие совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений развития;



организуют проведение мероприятий по формированию благоприятного психологического климата для лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации;

формируют заявку педагогов на прохождение курсов повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования и направляют ее в органы местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющие управление в сфере образования;

обеспечивают выполнение мероприятий по созданию равного доступа лицам с ограниченными возможностями здоровья к обучению: оснащение образовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, специализированным автотранспортом и др.;

организуют работу воспитателей (тьюторов), обеспечивающих сопровождение образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.

Условия включения детей с ОВЗ в образовательное учреждение

— специальная работа по подготовке педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ;

— разработанная адаптированная основная общеобразовательная программа с учетом контингента детей с ОВЗ, обучающихся в школе;

— наличие систематического комплексного психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса;

— создание психолого-педагогического консилиума в школе;

— коррекционная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога;

— специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду.
Организация рабочего места в классе в соответствии с потребностями ребенка

— Наличие в классе индивидуальных парт (одноместных).

— Парты с регулируемой высотой и наклоном стола.

— Оборудование рабочего места для каждой категории детей с ОВЗ.

— Индивидуальное освещение.

— Специальные средства индивидуального пользования.

— Приспособления для фиксации рук, туловища.

— Специальная мебель.
Педагогу в процессе обучения детей с ОВЗ и инвалидностью рекомендуется:


- поэтапно объяснять новые задания детям с ОВЗ и учить последовательно их выполнять;

- применять только четкие указания;

- регулярно повторять инструкции по выполнению определенных задач;

- разрешать обучающимся покидать свое рабочее место и при необходимости уединяться, если этого требуют обстоятельства;

- демонстрировать обучающимся примеры уже выполненных заданий.
При организации учебного процесса целесообразно применять разнообразные виды деятельности:

-при необходимости предоставлять детям дополнительное время для завершения классных и домашних заданий;

-включать в занятия физкультурные паузы;

-использовать листы с заданиями, которые предполагают минимальное заполнение, в том числе упражнения с пропущенными словами и предложениями;

- обеспечивать обучающихся копией конспекта.