Файл: Малые предприятия и их развитие в современных условиях.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Субъектом малого предпринимательства (МП) является малое предприятие. Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (табл. 3.).
Таблица 3. «Этапы развития малого предпринимательства в современной России» - [№12, с.93]
Нормативный акт | Дата принятия | Основное содержание | Последствия применения в экономике |
Закон СССР «О кооперации в СССР» | 26 августа 1988 г. | Созданы привилегированные условия для одной формы собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов) | Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы |
Положение об организации деятельности малых предприятий (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР) | 6 июня 1988 г. | Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода | Началось создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны |
Закон СССР «О предприятии в СССР» | 4 июня 1990 г. | Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности | Рост предприятий различных форм собственности |
Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий» | 8 июля 1990 г. 18 июня 1991 г. | Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др. Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России | Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетании Развитие малого бизнеса в стране |
Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» | 27 декабря 1991 г. | Определены дополнительные льготы для малых предприятий | Усилена государственная поддержка малого бизнеса |
Постановление Совета Министров – Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» | 11 мая 1993 г. 12 мая 1995 г. | Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства – одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития МП | Эффективность работы малых предприятий Развитие и повыше-ние эффективности деятельности МП |
Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» | 8 декабря 1995 г. | Предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций | Дальнейшие развитие малого бизнеса в стране |
малый предприятие экономика налогообложение
Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности МП независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и др.
В России малый бизнес стал развиваться наиболее интенсивно с 1990 г. На первом этапе согласно Закону РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» к малым относились предприятия с численностью:
в промышленности и строительстве – 200 человек;
в науке и научном обслуживании – до 100 человек;
в других отраслях производственной сферы – до 50 человек;
в отраслях непроизводственной сферы и в розничной торговле – до 15 человек.
Затем согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» с 1 января 1996 г. критерии отнесения предприятий к категории малых были изменены. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
в научно-технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
-
мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворить потребности населения в потребительских товарах и услугах; -
для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения; -
развитие мелкого бизнеса – это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды; -
мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры; -
мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания механизированного и ручного труда; -
развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблеме безработицы; -
с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведения элементарного порядка в стране.
Имеются и другие положительные стороны в развитии мелкого бизнеса. Поэтому не случайно во многих странах с развитой рыночной экономикой развитию малого бизнеса уделяется большое внимание и оказывается поддержка со стороны государства.
В РФ также начала создаваться система поддержки и развития малого предпринимательства. Основой этой системы является Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Им определены главные направления государственной поддержки и развития малых предприятий, установлены основные формы и методы государственного управления и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Ответственность за реализацию этих мероприятий возлагается на вновь созданный Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Законом определено, что теперь не менее 15% государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях. Смысл в следующем. Государственный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15% объема заказа разместить на малых предприятиях в соответствии с договором.
По новому закону правительство обязано ежегодно разрабатывать федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства и представлять ее (до утверждения государственного бюджета) на рассмотрение в Государственную Думу. То же самое должно делаться на региональном, отраслевом и муниципальном уровнях. Создан фонд поддержки малого предпринимательства, средства которого пойдут на выдачу льготных кредитов малым предприятиям.
«В связи с введением в действие нового Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации» от 24.07.2007. №209-ФЗ Федеральная служба государственной статистики, проанализировать действующую систему статистических наблюдений, определила направление ее реформирования с учетом требования названного закона. Закон устанавливает новые критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. Им введены также новые понятия: «среднее предприятие», «микропредприятие».» - [№14, с.3]
В соответствии с указанным законом, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие установленным законом условиям по структуре уставного капитала, средней численности работников, размеру выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов.
Независимо от вида экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, законом установлены следующие категории по средней численности работников:
- до 100 человек включительно – малые предприятия, из которых выделяются микропредприятия (до 15 человек);
- от 101 до 250 человек включительно – средние предприятия.
Таким образом, к ранее наблюдаемой совокупности малых предприятий добавились предприятия потребительской кооперации (ранее некоммерческие организации к малым предприятиям не относились); ряд предприятий перешел из категории крупных и средних в малые по критерию средней численности работников (например, как рассматривалось выше, в оптовой торговле ранее порог численности был до 50 человек, в розничной торговле – до 30 человек, по новому закону – до 100 человек).
Законом специально оговорено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия не являются субъектами малого и среднего предпринимательства.
Добавился новый критерий по значениям выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов. В настоящее время предельные уровни по данным показателям Правительством Российской Федерации еще не установлены.
1.3 Особенности налогообложения малого бизнеса
Упрощенная система налогообложения. По налоговому законодательству РФ малые предприятия могут применить упрощенную систему налогообложения в соответствии с Законом РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», который вступил в силу 29 декабря 1995 года. Упрощенная система налогообложения вводится параллельно с действующими условиями налогообложения и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Эта система предусматривает один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных. При этом сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлины, налога на приобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Малым предприятиям (с определенной численность работающих до 15 человек) и гражданами-предпринимателями разрешено применять упрощенный порядок составления бухгалтерской документации (без применения двойной записи, планов счетов и др.). Они выплачивают единый налог с совокупного дохода или валовой выручки, исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности. Установлены предельные ставки единого налога: если объектом налогообложения является совокупный доход, то 10% дохода – в федеральный бюджет и до 20% - в бюджет субъекта федерации и местный бюджет; если же объектом является валовая выручка – 3,33 и 6,67% соответственно. При этом конкретные ставки налога, зачисляемого в бюджет субъекта федерации и местный бюджет, устанавливаются решением органа государственной власти субъекта федерации.
Выбор объекта налогообложения в упрощенной системе осуществляется органом государственной власти субъекта федерации. Им может быть либо совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), либо валовая выручка, полученная за отчетный период.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации (определяемый в соответствии со ст. 249 НК) не превысил 11 млн. руб. (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
«Не вправе применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности:
-
организации, имеющие филиалы и представительства; -
банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды; -
организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров; -
предприниматели, занимающие игорным бизнесом; -
организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%; -
организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность которых превышает 100 человек; -
организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн. рублей.
Объектом налогообложения признаются:
-
доходы (для торгового предприятия это товарооборот); -
доходы, уменьшенные на величину расходов». - [№6, с.281].
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 г. №104-ФЗ начиная с 1 января 2005 г. для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения признается доход, уменьшенный на величину расходов.
Организации при определении объекта налогообложения по упрощенной системе учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав и внереализационные доходы в том же порядке, что и для налогообложения прибыли.
Что касается расходов, на величину которых уменьшаются доходы при определении налогооблагаемой базы, имеются особенности, определяемые законодательством (ст. 346.16 НК). К ним относятся: расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов, расходы на ремонт основных средств, арендные платежи, материальные расходы, расходы на оплату труда, расходы на обязательное страхование работников и имущества, суммы НДС по приобретаемым товарам, расходы на канцелярские товары, на оплату услуг связи, расходы на рекламу, расходы на командировки и т.д.