Файл: Протокол Утверждаю Директор маоу до дтдим гришаева Т. А. 2021 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ вышеперечисленных ошибок свидетельствует о том, что замещающими словами чаще всего являются те, которые детям наиболее привычны и упрочнены в повседневной речевой практике.

При оценке связной речи отмечаются трудности программирования собственных высказываний, пропуски членов предложений. Нарушения в них порядка слов. При употреблении конструкций сложноподчиненных предложений нарушается их структура: отсутствие главного или второстепенного члена предложения.

Характеризуя недостаточный уровень сформированности фонетической стороны речи, важно отметить наличие разных типов ошибок при воспроизведении, шипящих и свистящих, сонорных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных. Характерными являются пропуски, замены, искажения звуков. Наиболее опасно смешение или нестойкой произношение звуков, когда ребенок изолированно или в простых словах звуки произносит правильно, а в речевом контексте смешивает. Недостаточная дифференциация звуков на слух тормозит полноценное развитие операций звуко-слогового и морфемного анализа, что приводит к специфическим ошибкам на письме и трудностям в овладении чтением.

Четвертый уровень речевого развития характеризуется остаточными появлениями недоразвития элементов лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Речь таких детей лишь на первый взгляд производит относительно благополучное впечатление. При тщательном обследовании с использованием специально подобранных заданий стало возможным выявить незавершенность формирования всех сторон речи. Так, необходимость воспроизвести слова, сложные по смыслу или звуко-слоговому оформлению, приводит к появлению таких типичных для ребенка затруднений, как пропуски звуков, нарушение наполняемости слогов и слов.

Типичным для детей на этом уровне будет несколько вялая, смазанная артикуляция, недостаточная выразительность и интонационная бедность речи. Эти явления, наряду со сложностями дифференциации фонем указывают на незавершенность процессов фонемообразования в целом. Вследствие этого можно с большей долей вероятности прогнозировать соответствующие трудности в овладении фонетическим принципом русского письма.

При передаче сюжета нередко наблюдается смешение главных и второстепенных событий. Характерным является неточность, ограниченность изложения сюжетной линии, нарушенная взаимосвязь частей текста, пропуск элементов повествования, пропуск союза или союзного слова, неправильное их употребление или замещение, а также отсутствие логической связи в высказывании.


Недостаточное владение навыками словообразования проявляется в том, что дети допускают много ошибок при употреблении приставочных глаголов с тонкими оттенками действий, профессий мужского и женского рода, при образовании сложных слов, редко употребляемых в повседневной жизни. Возникают также сложности при подборе антонимов. Ограниченность словарного запаса проявляется в невозможности правильного употребления существительных с суффиксами, придающими уменьшительно-ласкательное или увеличительное значение, а образование прилагательных и существительных с суффиксами -лив, -чив, как правило, детям практически недоступно.

Характерным для данных детей является то, что они не используют помощь взрослых: образец правильного ответа, одноразовая поддержка не дает должного результата (в отличие от нормы), требуется серия тренировочных упражнений, чтобы нормативная форма была детьми усвоена.

Помимо изложенного, для детей с ОНР четвертого уровня характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. Это выражается в трудностях понимания как отдельных слов, так и целых смысловых отрезков, выраженных предложениями и текстами. Так, дети неточно понимают слова, редко встречающиеся в разговорной практике: названия некоторых животных, насекомых и птиц, растений, профессий, частей тела человека и животных. Остаются ошибки в употреблении предлогов перед, между, над, из-за, из-под, а также в согласовании прилагательных и числительных с существительными в наиболее сложных конструкциях. Вызывают трудности объяснение значения слов, пословиц, поговорок. Нарушение понимания предложений и текстов, в свою очередь, выражается в ограниченных возможностях владения диалогической и монологической речью. Дети склонны к стереотипным высказываниям. Не могут адекватно передать завязку, кульминацию и смысловую развязку сюжетной линии. У многих детей с IV- уровнем речевого развития в ряде случаев отмечается низкая мотивационная готовность к обучению в школе, недостаточность оптико-пространственных отношений, неустойчивость внимания, ограниченный объем памяти, снижены работоспособность, они быстро утомляются.

Общее недоразвитие речи носит системный характер, поэтому затрагивает не только речь, но и все другие психические процессы, в том числе познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, восприятие, память, внимание и т.д.


Отличительная особенность реализации программы

Организация образовательной деятельности по дополнительной общеразвивающей программе осуществляется по нескольким направлениям, которые в совокупности позволяют решать задачи:

- развития различных сторон речи ребенка;

- развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);

- развития моторной ловкости;

- развития навыков общения.

В этой связи образовательный процесс строится из взаимодополняющих друг друга предметных областей:

-«Речевичок» - речевое развитие;

-«ЧдоТворчество» (лепка, аппликация, рисование) – развитие мелкой моторики

Направления деятельности по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений.

В соответствии с направлениями речевой работы педагог решает следующие задачи:

Формирование словаря.

  • Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

  • Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый —снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун —озорник—проказник), с противоположным значением (слабый —сильный, пасмурно — солнечно).

  • Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи.

  • Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.

  • Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с —ш, ж —з, л — р.

  • Продолжать развивать фонематический слух.

  • Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

  • Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.

  • Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).

  • Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

  • Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

  • Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь —медведица—медвежонок—медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал— перебежал).

  • Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

  • Учить составлять по образцу простые предложения.

  • Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.


Связная речь.

  • Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

  • Совершенствовать диалогическую форму речи.

  • Развивать монологическую форму речи.

  • Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы с помощью взрослого и со зрительной опорой.

  • Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2–3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.

Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

Продуктивные виды деятельности ориентированы на развитие у детей общей, мелкой и речевой моторики.

Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки.

Работа с бумагой, природным материалом, пластилином, цветными карандашами, элементарные опыты с ними позволяют узнавать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность. В ходе творческой работы дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Пребывание в игровом пространстве группы на перемене между занятиями ориентировано на развитие способности выстраивать игровую коммуникацию с детьми и взрослыми.

Особенности набора детей.

Программа реализуется на бюджетной основе для учащихся 4-5 летнего возраста. Прием детей в группу общедоступный. Для зачисления детей в группу желательно рекомендации логопеда из поликлиники или детского сада, либо рекомендации медико-педагогической комиссии о необходимости занятий по развитию, коррекции речевого развития ребенка. Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест.

Прием в группу осуществляется на основе личного заявления родителей либо законных представителей. Взаимоотношения между учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания и обучения.


Количество учащихся в группе - 10 человек в соответствии Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"».

Объем и срок освоения программы

Продолжительность реализации программы 1 год, 34 - учебные недели в год, общее количество часов – 136.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Занятия в группе проводятся по расписанию - 2 раза по 2 часа. Продолжительность академического часа: 20 минут, между занятиями проводится динамическая пауза (10 минут) с использованием подвижных и дидактических игр.

Родители могут присутствовать на любом занятии с разрешения педагога.

Формы реализации Программы.

Очная форма с применением дистанционных образовательных технологий. Дистанционная форма осуществляется в период карантина, через программу moodle, zoom, в котором размещаются задания для самостоятельной работы (совместной с родителями, законными представителями ребенка) с целью полного освоения образовательной программы.
Формы организации образовательного процесса.

Основной формой реализации Программы является групповое занятие.

Форма организации деятельности учащихся на занятии:

  • индивидуально, в группе, в парах



Формы проведения занятия:

  • практическое занятие;

  • занятие – игра с использованием дидактических игр и игровых персонажей, сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных игр;

  • практическое занятие;

  • открытое занятие;

  • праздник;

  • посещение концертов, вставок, спектаклей.


1.2 Цель и задачи Программы

Цель программы: коррекция речевых нарушений у детей 4-5 летнего возраста и формирование речевой функции как средства коммуникации.

Задачи:

Развивающие:

- развитие навыков звукового анализа; фонематического слуха;

- развитие звуко-слоговой структуры слов;

- уточнение, расширение и обогащение лексико-грамматического строя речи;

- развитие связной речи.

Воспитательные:

- воспитание культуры речевого общения, выразительности речи.

Обучающие:

- развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста: формирование длительного и сильного выдоха, правильного темпа, ритма, общей и мелкой моторики, подвижности органов артикуляционного аппарата;