Файл: Протокол Утверждаю Директор маоу до дтдим гришаева Т. А. 2021 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- коррекция звукопроизношения; постановка и автоматизация нарушенных звуков, их дифференциация;
- формирование монологической речи: умений вести беседу на близкие и хорошо знакомые темы, описывать предмет, используя словосочетания, простые нераспространенные и распространенные предложения.
- развитие связной речи (пересказ произведений, рассказывание по картине или серии сюжетных картинок, составление рассказа описания), умения правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Предметная область | Количество часов | Формы аттестации | |||
1 год обучения | ||||||
всего | теория | практика | ||||
1. | «Речевичок» | 68 | 4,5 | 63,5 | Выполнение диагностических заданий | |
2. | «ЧудоТворчество» | 68 | | | Наблюдение. Выставка творческих работ | |
| Итого: | 136 | | | |
Речевичок
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Формы контроля, аттестации | ||
1 год обучения | |||||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос, диагностические задания на основе входной диагностики |
2 | Волшебный мир слов | 15 | 1 | 14 | Выполнение диагностических заданий. Дидактические игры: «Назови одним словом», «Назови слова признаки», «Назови слова действия» |
3 | Волшебный мир звуков | 22 | 1 | 21 | Наблюдение за правильной артикуляцией звуков. |
4 | Чудеса речи | 28 | 2 | 26 | Выполнение диагностических заданий. Составление небольшого рассказа по мнемосхеме. |
5 | Итоговые занятия | 2 | - | 2 | Игра-путешествие |
| Итого: | 68 | 4,5 | 63,5 | |
Вводное занятие – 1ч.
Теория.
Правила техники безопасности, поведения во Дворце и на занятиях
Практика.
Игры на знакомство.
Волшебный мир слов – 15ч.
Теория. Слова бывают разные. Слова названия предметов. Слова названия признаков предмета. Слова названия действий предмета. Значение слова.
Практика.
Упражнять:
- в правильном назывании слов существительных по тематическим блокам: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Одежда» и др. Упражнения: «Назови одним словом», «Назови чего не стало», «Четвертый лишний» и др.;
- в подборе существительных к прилагательным, характеризующим свойства и качества предметов и наоборот (мама – ласковая, добрая нежная; снег – белый, пушистый, холодный; желтое, хрустящее, сочное – яблоко и т.д.);
- в словообразовании существительных (названии детенышей животных лиса – лисенок, медведь – медвежонок и др.; названии предметов домашнего обихода сахар – сахарница, хлеб – хлебница);
- в образовании (подборе) слов множественного числа «Один – много»;
- в названии профессий, подборе слов – названий орудий труда на основе дидактических картинок
Волшебный мир звуков – 22ч.
Теория.
Органы артикуляционного аппарата (рот, губы, язык, нёбо), основные движения языка (поднять вверх, опустить вниз, направить язык к углам рта). Средства речевой и интонационной выразительности (темп, ритм, высота и сила голоса).
Практика.
Развитие слухового восприятия:
- упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голосок», «Поймай звук», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили»;
Постановка звуков.
Если нарушены разные звуки, работа проводится в такой последовательности:
- свистящие С, 3, Ц, С', 3';
- шипящий Ш;
- сонорный Л;
- шипящий Ж;
- соноры Р, Р';
- шипящие Ч, Щ.
Способы постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
- для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Отработка навыков произношения. Работа над дыханием и слитностью речи в процессе выполнения упражнений фонетической ритмики:
- подражание артикуляциям в игровой ситуации, сопровождение пропевания гласных звуков с движением рук;
- речедвигательные упражнения. В упражнения включаются отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие стихотворения.
- «Зарядки для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка;
- пальчиковые игры со словами;
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза
- упражнения на восприятие устной речи на фонетическом уровне («На что похож звук?» - сравнение речевого и неречевого звука, «Объясни значение слова», узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции, произнести звук столько раз, сколько точек на кубике и др.)
- придумывание слов на заданный звук.
- упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычисление его из слова в различных позициях: «Хлопни, когда услышишь звук», «Определи место звука в слове».
Чудеса речи – 28ч.
Теория.
Правила формулирования вопроса. Алгоритм описания предмета, игрушки, составления рассказа по картине, с использованием раздаточного и дидактического материала.
Практика.
Упражнять:
- в составлении ответов на вопросы педагога в виде развернутых предложений;
- в выстраивании диалога с каким-либо сказочным персонажем, умении самостоятельно формулировать вопросы персонажу, друг другу. Примерные темы для выстраивания диалога: «Как мы играем», «Как мы гуляем».
- в составлении предложений с данным словом (предложно-падежной конструкцией): «Под деревом» -- «на дереве»; «Перед домом» - «за домом»; «В воде» — «над водой» и т.д. (Используются соответствующие предметные картинки, например: «скамейка» и «гнездо» или «гамак» и «птица»; «рыбки» и «бабочки» и др.);
- в повторении за взрослым описательного рассказа из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого;
- в умении заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое педагогом;
- составлении коротких рассказов по картине, серии картин;
- в составлении высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам (1. Картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие
; 2. Картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия)
По картинкам первого вида:
- субъект - действие (выраженное непереходным глаголом), например: Мальчик бежит; Самолет летит;
-субъект - действие (предикат, выраженный не расчленяемой группой сказуемого). Дети сажают деревья; Девочка катается на велосипеде;
- субъект — действие — объект: Девочка читает книгу;
- субъект — действие — объект - орудие действия: Мальчик забивает гвоздь молотком.
По картинкам второго вида:
- субъект - действие - место действия (орудие, средство действия): Ребята играют в песочнице; Мальчики катаются с горки на лыжах.
- в составлении фразы по нескольким предметным картинкам (вначале по трем-четырем, затем — по двум). Например, по картинкам: «Девочка», «Лейка», «Клумба с цветами»; «Мальчик», «Кубики», «Домик»; «Мальчики», «Скворечник на дереве» и др.
- Работа над пересказом небольших рассказов и сказок. Тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Сказки: «Репка», «Рукавичка», «Петушок и бобовое зернышко». Пересказ с опорой на иллюстративный материал. Пересказ без опоры на наглядный материал.
Итоговые занятия – 2ч.
Практика
Дидактические игры и упражнения диагностического характера.
ЧудоТворчество
В процессе организации занятий продуктивными видами деятельности с детьми с общим недоразвитием речи особое внимание уделяется интеграции речевых форм (проговаривания различных действий, проговаривания правил выполнения работы) в самостоятельную деятельность детей. Обязательными элементами занятия является совместное обследование (зрительное, моторное) объекта предстоящей работы, обсуждение, проговаривание из каких частей состоит предмет, их особенности (формы, размера, цвета), фиксирование в речи этапов, последовательности предстоящей работы. Особое внимание уделяется включению в занятие здоровьесберегающих технологий, упражнений на развитие зрительно моторной координации (пальчиковые упражнения, кизениологические игры и упражнения), упражнения для глаз.
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Формы аттестации | ||
1 год обучения | |||||
всего | теория | практика | |||
1 | Лепка | 22 | 1 | 21 | Наблюдение |
2 | Аппликация | 22 | 2 | 20 | Наблюдение |
3 | Рисование | 22 | 1 | 21 | Наблюдение |
4 | Итоговые занятия | 2 | - | 2 | Наблюдение Выставка детского творчества |
| Итого: | 68 | 4 | 64 | |
Лепка
Теория. Свойства пластилина и способы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание пальцем, оттягивание, присоединение). Правила аккуратной работы с пластическим материалом.
Практика
Раскатывание кома пластилина между ладонями прямыми и круговыми движениями для получения столбиков и шаров различных размеров. Изменение знакомого предмета для получения другого – колечки, баранки, улитка. Сплющивание шарообразной формы между ладонями – тарелочки, лепешка, печенье. Украшение предметов, используя углубления на поверхности пальцем, палочками, печатками. Регулировать силу нажима ладоней, пальцев на пластилин, для получения той или иной формы, сглаживать поверхности, изменять движения ладоней для получения форм разных размеров (морковки для зайчика, матрёшки и т. д.). Лепка предметов из нескольких частей.
Дети учатся проявлять навыки аккуратной работы с пластилином: использовать специальные доски, салфетки для вытирания рук по окончании работы.
Аппликация
Теория Алгоритм выполнения аппликации, правила пользования клеем, правила работы с ножницами. Правила резания ножницами: по прямой (полосы шириной 3-4 см, чтоб результат достигался после 1-2 движений лезвий), по округлым линиям. Композиционное решение путём наклеивания форм в различных сочетаниях.
Практика
Дети учатся правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать, вырезать. Составление предметов из нескольких частей, умение располагать в узоре несколько форм, различать их по величине и цвету. Вырезывание круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем округления углов. Преобразование готовых форм, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д), использование их для составления композиции: заполнение углов, краёв, центра формы.
Дети учатся проявлять навыки аккуратного использования клея, кисточки, салфетки.
Рисование
Теория правила работы с различными изобразительными материалами (карандашом, фломастером, восковыми мелками) правила рисованияразличных линий (прямых: слева -направо, сверху - вниз, волнистых, спирали), правила штриховки готовых форм.
Практика
Дети учатся правильно держать в руках карандаш, фломастер, закрашивать формы в пределах контура, используя штриховку в одном или нескольких направлениях. Использование формообразующих движений и изображение предметов круглой, овальной, прямоугольной, квадратной форм: «Катятся мячики», «Разноцветные клубочки», «Домик», вагончик, цыплёнок и т. д.;