Файл: Протокол Утверждаю Директор маоу до дтдим гришаева Т. А. 2021 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В листе оценки состояния речевого развития детей отмечается уровень обследуемых компонентов.
Высокий уровень:
Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме.
У ребенка достаточный объем дыхания, нормальный темп, правильная расстановка пауз в речевом потоке. Ребенок умеет употреблять основные виды интонации.
Тонус мимической мускулатуры в норме, движения выполняются в полном объеме.
При выполнении артикуляционных упражнений способность к переключению не затруднена, все движения выполняются в полном объеме. Тонус артикуляционной мускулатуры в норме.
При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.
Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, и не допускает ошибок.
Ребенок дифференцирует оппозиционные звуков, смешиваемые в произношении, и не допускает ошибок.
Ребенок не допускает ошибок при повторении слогов с оппозиционными звуками
Ручная моторика развита в полном объеме, темп выполнения движений нормальный. Ребенок умеет правильно держать карандаш, не испытывает затруднений в рисовании заданных линий, с легкостью застегивает и расстегивает пуговицы, перекладывает мелкие предметы из одной руки в другую.
Средний уровень:
У ребенка нарушено произношение 6—8 звуков.
Тонус мимической мускулатуры повышен или понижен незначительно, некоторые движения выполняются не в полном объеме.
При выполнении артикуляционных упражнений затруднена способность к переключению, не все движения выполняются в полном объеме, иногда отмечаются синкинезии. Тонус артикуляционной мускулатуры повышен или понижен незначительно.
У ребенка достаточный объем дыхания, нормальный темп, правильная расстановка пауз в речевом потоке. Ребенок умеет употреблять основные виды интонации.
При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек допускает отдельные ошибки, 1—2 раза ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.
Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении или допускает 1—2 ошибки.
Ребенок дифференцирует оппозиционные звуков, смешиваемые в произношении или допускает 1—2 ошибки.
Ребенок допускает 1—2 ошибки при повторении слогов с оппозиционными звуками.
Ручная моторика развита не в полном объеме, темп выполнения движений незначительно снижен. Ребенок умеет правильно держать карандаш, но испытывает некоторые затруднения в рисовании заданных линий, с трудом застегивает и расстегивает пуговицы, перекладывает мелкие предметы из одной руки в другую.
Низкий уровень:
У ребенка нарушено произношение 8—10 и более звуков.
При выполнении артикуляционных упражнений затруднена способность к переключению, движения выполняются не в полном объеме, отмечаются синкинезии, тремор, обильная саливация. Тонус артикуляционной мускулатуры повышен или понижен.
У ребенка недостаточный объем дыхания, ускоренный или замедленный темп речи, дисритмия, неправильная расстановка пауз в речевом потоке. Ребенок не умеет употреблять основные виды интонации.
При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек допускает множественные ошибки, ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.
Ребенок не дифференцирует оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении или допускает множественные ошибки.
Ребенок не дифференцирует оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении или допускает множественные ошибки.
Ребенок допускает множественные ошибки при повторении слогов с оппозиционными звуками.
Ручная моторика развита недостаточно, темп выполнения движений снижен, движения выполняются не в полном объеме. Ребенок не умеет правильно держать карандаш, испытывает затруднения в рисовании заданных линий, не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую.
2.4. Методические материалы
Основные методы реализации программы подобраны с учетом психологии детей дошкольного возраста, имеющими различные речевые нарушения.
Игровой метод – основной в работе педагога с детьми дошкольного возраста. На занятиях используются пальчиковые игры, пальчиковые игры с мелкими предметами. речевые, дидактические игры и упражнения на развитие: артикуляционной и мелкой моторики; фонематических процессов (умение слышать и различать гласные и согласные звуки, дифференцировать процессов автоматизации звуков; усвоения лексико-грамматических категорий; расширения словарного запаса слов; на усвоение слоговой структуры слова.
Продуктивный и практические методы. К практическому и продуктивному методу относятся такие приемы работы, как использование на занятиях элементов рисования, лепки, аппликации, конструирования, проведение опытов, развитие словесного детского творчества, экпериментирование со звуком, словом, текстом, выполнение словесных упражнений, сочинительство (загадок, стихов, текстов).
Наглядный метод. Учитывается развитие зрительного восприятия как ведущего средства восприятия действительности. Кроме этого наглядный метод предполагает развитие слухового и тактильного восприятия. Сюда относятся такие приемы как наблюдение, демонстрация наглядных пособий, показ правильного звукопроизношения, демонстрация правильных образцов речи, развитие фонематического слуха и расширение словарного словаря с использованием тактильных приемов восприятия действительности.
Словесный метод включает в себя такие приемы образовательной деятельности с детьми как рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, работа с художественными произведениями; моделирование и анализ заданных ситуаций; пересказ текста с заданной установкой.
2.5. Календарный план воспитательной работы
Сроки реализации/ образовательные модули | Ключевые дела МАО ДО ДТДиМ | Учебное занятие | Воспитание в ДОО | Работа с родителями | Профориентация |
Сентябрь | |||||
1 неделя | | Игры на знакомство. Экскурсии по Дворцу. Правила поведения на занятиях в детском объединении, во Дворце. Уроки безопасности. | Праздник «Здравствуй, Академия!» 06.09.2022 | Анкетирование родителей (родительский запрос). Консультации «Правила поведения во Дворце». | Знакомство с профессиями работников Дворца: гардеробщик, педагог, садовник. |
2 неделя | | Изготовление эмблемы группы, разучивание игр на коммуникацию, беседы на тему вежливого отношения друг к другу. | | Родительские собрания по группам, знакомство с образовательной программой, планом воспитательных мероприятий, выбор родительского комитета. | |
3 неделя | | Проигрывание ситуаций по правилам поведения. Прогулка-наблюдение в парк. | | Совместные прогулки в парк. | |
4 неделя | | | Выставка «Чудеса осени» | Совместное изготовление поделок из природного материала к выставке «Чудеса осени». | Знакомство с профессиями: художник оформитель. |
Октябрь | |||||
1 неделя | | Знакомимся с различными видами прыжков (игры, хореография, спорт). Экскурсии в детские объединения Дворца (Русские забавы, Фуэте). | Подготовка к празднику «День прыгуна» | Подготовка к празднику «День прыгуна», участие в разработке сценария праздника. | Знакомство с профессиями танцор, спортсмен. |
2 неделя | | Оформляем плакат «Такие разные прыгуны!» Разучиваем подвижные игры с прыжками. | | | |
3 неделя | | | Праздник «День прыгуна» 21.10.2022 | Участие в проведении праздника «День прыгуна»: работа на станциях, участие в совместных соревнованиях, оформлении плаката. | |
Ноябрь | |||||
2 неделя | | Знакомство с профессиями, в которых очень важны женское внимание и любовь, беседы о профессиях своих мам. | | Беседы с детьми о своих профессиях. | Знакомство с профессиями, в которых очень важны женское внимание и любовь, беседы о профессиях своих мам. |
3 неделя | | Мастер-класс «Подарок для мамы» Готовим работы на выставку (рисунки, аппликации). Разучиваем стихи для мамы, игры-танцы. | Выставка «Для любимой мамочки» к 23.11.2022 | | |
4 неделя | | Повторяем стихи для мамы, игры-танцы. Маленький концерт «Для любимой мамочки». | «День матери» 27.11.2022 | | |
Декабрь | |||||
1 неделя | | Разучивание подвижных игр разных народов. Выбираем полюбившуюся игру и готовим ее представление на праздник. | Праздник народных игр 09.12.2022 | Совместная подготовка представления игры на праздник, изготовление атрибутов, костюмов. | |
2 неделя | | Мастерские «Новогодняя игрушка, Новогодняя открытка». | | Совместные мастерские «Новогодняя игрушка, Новогодняя открытка». | |
3 неделя | Новогодняя игровая программа Конкурс «Новогодняя игрушка» | Уроки безопасности Подготовка к музею «Новогодней игрушки» (дети приносят игрушки, которыми украшали Новогодние елки дедушки и бабушки, рассказывают интересные истории о Новогодних игрушках) | | Совместная подготовка к музею «Новогодней игрушки». | |
Январь | |||||
1 неделя | | Уроки безопасности Посещение музея «Новогодней игрушки». | «Музей Новогодней игрушки» 13.01.2023 | | |
2 неделя | | Изготовление подарков для Деда Мороза и Снегурочки из бросового материала (волшебный Снегоход, Снеголет и др.) | | | |
3 неделя | | Подготовка поздравлений к Дню рождения Дворца | | Совместная подготовка поздравлений к Дню рождения Дворца | |
Февраль | |||||
1 неделя | День рождения Дворца, конкурс поздравлений | | | | |
2 неделя | | Беседы о детях, которые нуждаются в помощи и внимании, сбор книг для дарения детям. | «Акция Доброты» - день дарения книг 14.02.23 | Доставка посылки «Добрые книги-детям» в центр «Семья» 13.02.2023 | |
3 неделя | | Разучивание закличек, игр, знакомство с обрядами, подготовка видеороликов «Как мы печем блины» к празднику Масленица. | | Подготовка видеороликов «Как мы печем блины» | Знакомство с профессиями : повар, кондитер |
4 неделя | | Фото выставка «Как мы вместе Весну зазывали!» Изготовление открыток к «Дню защитников Отечества» | Праздник «Масленица» 24.02.2023 | Фотосъемка мероприятия, подготовка фото к выставке. | Знакомство с военными профессиями: пограничник, летчик, танкист, моряк, военный врач. |
Март | |||||
1 неделя | | Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений, песенок. Изготовление подарков для мам Праздничное занятие «Поздравляем наших мам», посвященное Международному женскому дню 8 марта | Акция «Доброта в моих ладошках» - цветок/ладошка Добрых дел | | |
2 – 4 недели | | Чтение, рассказывание, обыгрывание сказок с использованием пальчикового, настольного. театра, рисование иллюстраций к сказкам. | | | |
Апрель | |||||
1 неделя | | Изготовление альбома «По страницам любимых сказок». | | Совместное изготовление альбома «По страницам любимых сказок». | Знакомство с профессией художник-иллюстратор |
2 неделя | | Дидактические игры с использованием ТРИЗ технологии («Хорошо – Плохо», «Сказки наоборот», «Необычное в обычном») | Интерактивная викторина «Знатоки сказок», 14.04.2023 | | |
4 неделя | | Уроки Памяти, посвященные празднику 9 мая | | Запись видео- поздравлений для ветеранов. | |
Май | |||||
1 неделя | | Беседы о войне, героях войны, ветеранах. Изготовление открытки для ветеранов, чтение стихов о войне: «Мы гордимся вами» | Выставка детских творческих работ «Рисунки о празднике Победы» Виртуальный альбом поздравлений «Мы гордимся вами». | Анкетирование родителей (выявление удовлетворенности работой ЦРиВД «Дошкольная академия», запрос на образовательные услуги следующего учебного года) | |
2 неделя | | Уроки безопасности Повторяем стихи, музыкальные номера, игры | | Родительские собрания по итогам учебного года | |
3 неделя | Галактика «Дворец» в соответствии с номинациями конкурса | Повторяем стихи, музыкальные номера, игры | «Карнавал Добрых волшебников» 18.05.2023 | Изготовление костюмов, атрибутов к карнавальному шествию. | |
2.6. Список литературы.
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
2. Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: «Сфера», 2004 – 126 с.
4. Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: «Аверсэв», 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).
5. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия
«Уроки логопеда»).
6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.
7. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 4 до 5 лет (средняя группа). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 704с.
8. Нищева Н.В. Занимаемся вместе (средняя группа) – СПб, 2012.
9. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!- СПБ, 2008
10. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
11. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.
12. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.
13. Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989.
14. Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.
15.Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., М.: 1989.
16. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР. Нищева Н.В. М.:1995.
Приложение№1
Карта развития ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР)
Фамилия, имя ребенка______________________________________________
Возраст __________________________________________________________
Показатели диагностики | Периоды диагностики | Выводы, рекомендации | ||
Начало учебного года | Конец учебного года | |||
Исследование поведения и эмоциональной сферы | ||||
Особенности коммуникативной сферы: сразу вступает в контакт избирательно проявляет негативизм | | | | |
Исследование неречевых психических функций | ||||
Исследование слухового восприятия: | ||||
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, пищалки, погремушки) | | | | |
Определение направления звука | | | | |
Восприятие и воспроизведение ритма | | | | |
Исследование зрительного восприятия: | ||||
различение цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный), умение соотносить цвета (показать по просьбе педагога предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики), | | | | |
восприятие формы (показать по просьбе педагога заданные геометрические фигуры и формы) круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб | | | | |
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления: | ||||
ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади | | | | |
ориентировка в схеме собственного тела: показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу | | | | |
складывание картинок из частей: 2— 4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы | | | | |
Исследование состояния моторной сферы | ||||
Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии — заполняется после тестовых упражнений) | ||||
кинестетическая основа движений: сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке | | | | |
поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот | | | | |
манипуляции с предметами: умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую | | | | |
Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений) | ||||
выполнение упражнений: закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки | | | | |
Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений — заполняется после проведения тестовых упражнений) | ||||
движения нижней челюсти: открыть и закрыть рот | | | | |
движения губ: растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой» | | | | |
движения языка: показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом — на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом — правого — «маятник» | | | | |
Исследование состояния импрессивной речи | ||||
понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) | | | | |
умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию) игрушки, одежда, обувь, посуда | | | | |
понимание действий (показать по предложенным картинкам) девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует | | | | |
понимание признаков (показать по предложенным картинкам) большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт | | | | |
Понимание различных форм словоизменения: | ||||
дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам) дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро — ведра | | | | |
понимание предложно-падежных конструкций с предлогами: в, на, у | | | | |
понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: стол-столик, машина-машинка, ведро-ведерочко | | | | |
дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам): кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут | | | | |
дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам): девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки | | | | |
Понимание отдельных предложений и связной речи: | ||||
понимание предложений (показать по предложенным картинкам): Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика. | | | | |
понимание текста: сказка «Репка» | | | | |
Состояние фонематического восприятия | ||||
дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам): кот — кит дом — дым уточка — удочка киска-миска | | | | |
дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам): коза-коса мишка-миска кочка-кошка малина-Марина | | | | |
Исследование экспрессивной речи | ||||
Активный словарь. | ||||
Имена существительные: назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам: игрушки одежда обувь посуда | | | | |
назвать части тела и части предметов (по картинкам): ноги ____спинка стула руки ____сиденье стула голова __ ножки стула глаза ___ кузов машины уши ___колеса машины | | | | |
назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке: Мяч, кукла, машинка Тапки, туфли, ботинки | | | | |
Глаголы: (ответить на вопросы по картинкам): Что делает мальчик? (ест) Что делает девочка? (спит) Что делают дети? (играют) Что делает птица? (летит) Что делают рыбки? (плавают) Что делают машины? (едут) | | | | |
Имена прилагательные: назвать предъявленные цвета Красный Синий Зеленый Желтый Белый Черный | | | | |
назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки): Мяч какой? (круглый) Платок какой? (квадратный) | | | | |
Состояние грамматического строя речи. | ||||
употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии): стол-столы кот дом кукла рука окно | | | | |
употребление имен существительных в косвенных падежах: Что есть у мальчика? (мяч) Чего нет у мальчика? (мяча) Кому мальчик дает мяч? (девочке) Что ты видишь на картинке? (машину) Чем рисует девочка? (карандашом) | | | | |
согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам): Красный мяч Синяя шапка Желтое ведро | | | | |
употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам): Где стоит ваза? (на столе) Где лежат фрукты? (в корзине) У кого мячик? (у мальчика) | | | | |
употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам): Два кота Пять котов Две машины Пять машин | | | | |
образование названий детенышей животных: У кошки — котенок У лисы – У утки - | | | | |
Пересказ текста из нескольких предложений: Котенок У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей. | | | | |
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков): изолированно, в словах, в предложениях | ||||
Гласные [а], [у], [о], [и], [э] | | | | |
Согласные [б], [п], [м], [б’], [п’], [м’] [в], [ф], [в’], [ф’] [д], [т], [н], [д’], [т’], [н’] [г], [к], [х], [г’], [к’], [х’] [й] [с], [з], [ц], [с’], [з’] [ш], [ж] [ч], [щ] [л], [л’] [р], [р’] | | | | |
Особенности динамической стороны речи. | ||||
Темп: нормальный ускоренный замедленный | | | | |
Ритм: нормальный дисритмия | | | | |
Паузация: правильность расстановки пауз в речевом потоке | | | | |
Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза | ||||
Повторение слогов с оппозиционными звуками: ба-па __ па-ба га-ка __ ка-га да-та __ та-да ма-ба __ ба-ма ва-ка ___ка-ва ня-на __ на-ня | | | |