Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1141

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

102
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   17

§ 2. Субъекты контрольно-надзорного производства
Участниками контрольно-надзорного производства являются граж- дане России, иностранные граждане и лица без гражданства; органы власти и управления; предприятия, учреждения, организации; органы местного самоуправления; общественные объединения; служащие.
Любой участник контрольно-надзорного производства должен обла- дать административно-процессуальной дееспособностью, которая наступает у граждан с 16 лет, а у органов власти и управления, предприятий, учре- ждений и организаций – с момента их образования в установленном порядке.
Административно-процессуальная дееспособность у государствен- ных и иных служащих, наделенных административными процессуальными обязанностями и правами, наступает с момента их назначения или избра- ния на должность.
Представители общественных объединений и организаций получают административную дееспособность с момента наделения их соответству- ющими полномочиями компетентными органами (руководителями).
Обязательным участником контрольно-надзорного производства высту- пают органы власти и управления, их должностные лица.
Органы государства (органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти, суды, прокуратура), с одной стороны, являются контролирующим субъектом, могут выступать в административном процессе качестве рассматривающего и разрешающего управленческое дело органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций.
Кроме того, органы государства могут представлять рассматриваемое ими дело о правонарушении перед органом, имеющем право на его разреше- ние. Государственные органы могут выступать в роли третьего лица – органа, защищающего права и законные интересы других лиц (органов, учреждений, организаций).
Также государственные органы, предприятия, учреждения, объеди- нения могут быть объектом надзора и контроля. В этом случае в отноше- нии них применяются общие правила контрольно-надзорного производства.
Так, например, органы внутренних дел осуществляют контроль и надзор в сфере охраны общественного порядка и обеспечения обществен- ной безопасности, применяют меры административного принуждения, рас- сматривают дела об административных правонарушениях. В тех случаях, когда орган внутренних дел не уполномочен разрешить дело, он выступает в качестве органа, возбудившего административное дело перед органом, имеющим право на его разрешение. При обжаловании действий органа внутренних дел он выступает как сторона административного процесса, и несет определенные обязанности, например, представить необходимые доказательства по делу, предоставить необходимые данные органу, рас- сматривающему дело по существу.



103
Государственный служащий может выступить в качестве должност- ного лица, разрешающего управленческое дело самостоятельно или возбу- дившего его в связи с осуществлением возложенных на него функций перед органом, имеющим право на его разрешение, а так же может быть предста- вителем государственного органа, предприятия и учреждения, выступая в качестве стороны в контрольно-надзорном производстве.
Служащий государственного органа, предприятия, учреждения может представлять другой государственный орган, являясь третьим лицом. Так же, как государственный орган, его служащий может быть подконтроль- ным субъектом.
Органы местного самоуправленияв пределах своих полномочий вправе разрешать управленческие дела, представлять результаты контроля в органы, уполномоченные принимать решения по существу. Органы местного самоуправления также могут выступать и в качестве проверяемой стороны в контрольно-надзорном надзорном производстве.
Участниками контрольно-надзорного производства могут быть и негосударственные предприятия, учреждения, организации, общественные объединения. Они могут выступать в административном процессе в каче- стве стороны, возбудившей управленческое дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение.
Используя право на обращение в государственные органы, общественные объединения могут делать заявления и обращаться с жалобами. Обще- ственные объединения могут выступать в качестве организации, защищающей права и интересы других лиц.
При осуществлении внутреннего контроля общественные объединения выступают в качестве органа, осуществляющего производство по управ- ленческому делу.
Общественные объединения также являются подконтрольным субъ- ектом. В отношении них могут быть применены меры административного воздействия.
Представители профессиональных союзов, члены политических партий могут выступать в качестве представителей общественного объединения или иного негосударственного формирования или как третьи лица, пред- ставляющие интересы другого общественного объединения.
Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства участвуют в контрольно-надзорном производстве:
1) как сторона, возбудившая административный спор;
2) лица, в отношении которых ведется контрольно-надзорное произ- водство;
3) уполномоченные представители, например, общественных объ- единений;
4) потерпевшие, которым неправомерным действием (бездействием) причинен моральный, физический или материальный ущерб;
5) лица, защищающие права и интересы других физических лиц;
6) участники процедур контроля и надзора – свидетели, понятые, переводчики, специалисты, эксперты.


104
§ 3. Принципы и стадии контрольно-надзорного производства
Контрольное (надзорное) производство по своим целям является производством позитивного процесса, однако по средствам их достижения оно наиболее близко подходит к производству юрисдикционного процесса.
Вместе с другими признаками оно приобретает смешанный характер и обуславливает правоприменительные проблемы при его отграничении от юрисдикционной деятельности.
Контрольно-надзорное производство можно определить как админи- стративно-процессуальную форму деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленную на реализацию механизма обеспечения выполнения функций государства, соблюдения действующего законодательства путем воздействия на текущее функционирование под- контрольных субъектов, применения к ним мер административно-правового воздействия.
Контрольно-надзорное производство построено на определенных принципах, как присущих административному процессу в целом, так и объективно отражающих особенности контроля и надзора и способствующих раскрытию их сущности.
К принципам контрольно-надзорного производства можно отнести:
– законность;
– компетентность;
– объективность;
– процессуальное равенство сторон перед законом;
– гласность;
– достижение материальной истины;
– доступность;
– единые правила ведения производства;
– экономичность и эффективность производства;
– ответственность за нарушение правил производства и за принятое решение.
Все названные принципы процессуальной деятельности служат обеспечению законности при рассмотрении и разрешении индивидуальных административных дел, при применении административно-принудительных мер.
Содержание контроля (надзора) состоит из:
– из наблюдения за функционированием подконтрольных (поднад- зорных) объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии;
– анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов;
– принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисци- плины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесооб- разных действий и расходов, и в том числе пресечению противоправной деятельности, в целях недопущения вредных последствий, новых нарушений;

105
– учета конкретных нарушений, определения их причин и условий;
– выявления виновных, привлечения их к ответственности
1
Изначально уполномоченный на то государственный орган (должно- стное лицо), общественное объединение и его представители, а также гра- ждане определяют тот объект, в отношении которого будут осуществляться мероприятия по контролю (либо надзору).
Периодичность осуществления плановых мероприятий по контролю государственными органами определяется Федеральным законом от 26 декабря
2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В отношении одного юридического лица или индивидуального пред- принимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плано- вое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плано- вое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. Положения об указанной периодичности проверок не действуют в отношении плановых мероприятий по контролю при проведении контроля за оборотом оружия.
Внеплановой проверке, предметом которой является контроль испол- нения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит дея- тельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.
Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами госу- дарственного контроля (надзора) также в случаях:
– получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварий- ных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процес- сов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непо- средственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
– возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении од- нородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индиви- дуальных предпринимателей;
– обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпри- нимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов дей- ствиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требова- ний, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
1
Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право : учеб. – М., 2005. – С. 744.


106
Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений
(приказов) органов государственного контроля (надзора).
В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:
– номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
– наименование органа государственного контроля (надзора);
– фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
– наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество ин- дивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится меро- приятие по контролю;
– цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
– правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых под- лежат проверке;
– дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осу- ществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному долж- ностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринима- телю одновременно со служебным удостоверением.
Мероприятие по контролю может проводиться только тем долж- ностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.
Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.
По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.
В акте указываются:
– дата, время и место составления акта;
– наименование органа государственного контроля (надзора);
– дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;
– фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;
– наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индиви- дуального предпринимателя, присутствовавших при проведении меропри- ятия по контролю;

107
– дата, время и место проведения мероприятия по контролю;
– сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
– сведения об ознакомлении или об отказе от ознакомления с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
– подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.
К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) про- веденных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (его заместителю) или индивидуальному предприни- мателю или их представителям под расписку либо направляется посред- ством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля
(надзора).
В случае выявления в результате мероприятия по контролю админи- стративного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном зако- нодательством Российской Федерации об административных правонару- шениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
Затем производится правовая оценка результатов контроля (надзора) и исследование всех обстоятельств дела, а в случае необходимости – сбор дополнительных материалов. Орган, рассматривающий дело, обязан обес- печить установление объективной истины по нему. Исследовав все мате- риалы дела, орган (должностное лицо) принимает (выносит) по делу решение, которое является индивидуальным актом управления. Законодательством определены порядок и сроки вынесения решения, а также способы доведения его до заинтересованных лиц, органов и организаций.
В резолютивной части акта также указываются порядок обжалования принятого решения и его юридические последствия.
Участники процесса, а также иные заинтересованные в деле лица могут в установленном порядке обжаловать вынесенное по делу решение. В предусмотренных законодательством случаях решение может быть опро- тестовано прокурором. Орган (должностное лицо) при рассмотрении жа- лобы или протеста на решение по делу обязан проверить законность и обоснованность вынесенного решения.