Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1144
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
113
контроля (надзора); обжаловать действия (бездействие) должностных лиц ор- ганов государственного контроля (надзора) в административном и (или) су- дебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивиду- альных предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора) являются:
– презумпция добросовестности юридического лица или индивидуа- льного предпринимателя;
– соблюдение международных договоров Российской Федерации;
– открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обяза- тельные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
– установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
– проведение мероприятий по контролю уполномоченными должност- ными лицами органов государственного контроля (надзора);
– соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
– периодичность и оперативность проведения мероприятия по кон- тролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
– учет мероприятий по контролю, проводимых органами государ- ственного контроля (надзора);
– возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
– признание в порядке, установленном федеральным законодатель- ством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;
– устранение в полном объеме органами государственного контроля
(надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юри- дического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
– ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;
– недопустимость взимания органами государственного контроля
(надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю;
– недопустимость непосредственного получения органами государ- ственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридиче- ских лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведе- ния мероприятий по контролю.
114
При проведении мероприятий по контролю должностные лица орга- нов государственного контроля (надзора) не вправе:
– проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которо- го действуют должностные лица; осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при прове- дении мероприятий по контролю должностных лиц или работников прове- ряемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
– требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
– требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследо- ваний (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов
(проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными норма- тивными документами;
– распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской
Федерации;
– превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Сотрудники контролирующих органов и их близкие обеспечиваются государственной защитой, система мер которой установлена Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
Государственная защита применяется, если существует угроза посягатель- ства на жизнь, здоровье и имущество указанных сотрудников в связи с их профессиональной деятельностью. Меры государственной защиты могут применяться и в отношении их близких родственников (в исключительных случаях – и других лиц), на жизнь, здоровье или имущество которых осу- ществляется посягательство с целью воспрепятствовать законной деятель- ности по проведению контроля либо принудить контролирующих лиц изменить какие-либо данные, факты и т.д.
Рекомендуемая литература к теме
Основная
Конституция Российской Федерации (в ред. от 30 декабря 2008 г.) //
СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : федер. закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 28 апреля
2009 г.) // СЗ РФ. – 2008. – № 52. – Ст. 6249.
115
Бахрах, Д. Н. Административное право : учеб. / Д. Н. Бахрах,
Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М., 2005.
Макарейко, Н. В. Административно-процессуальное право : учеб. пособие / Н. В. Макарейко. – М., 2008.
Сорокин, В. Д. Административный процесс и административно- процессуальное право : учеб. / В. Д. Сорокин. – СПб., 2008.
Федощев, А. Г. Административно-процессуальное право в схемах и определениях : учеб. пособие / А. Г. Федощев, Н. Н. Федощева. – М., 2008.
Дополнительная
О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения : федер. закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ (в ред. от 5 апреля
2009 г.) // СЗ РФ. – 1998. – № 31 – Ст. 3805.
О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасно- стью зерна и продуктов его переработки : федер. закон от 5 декабря 1998 г.
№ 183-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. – 1998. – № 49. – Ст. 5970.
Беляев, В. П. Особенности производств контрольной деятельности /
В. П. Беляев // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2005.
№ 2. С. 120-124.
Казанцев, С. А. О соотношении административного надзорного про- изводства и производства по делам об административных правонарушениях /
С. А. Казанцев // Полицейское право. 2006. № 3. С. 78-84.
Хазанов, С. Д. Надзорное производство по делам об административ- ных правонарушениях в судах общей юрисдикции: необходимость даль- нейшего совершенствования / С. Д. Хазанов // Административное право и процесс. 2004. № 1. С. 34-39.
116
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 17
ТЕМА 10. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНО-
ПРАВОВЫМ ЖАЛОБАМ И СПОРАМ
Содержание темы:
§ 1. Понятие и правовые основы производства по административно- правовым жалобам и спорам.
§ 2. Стадии производства по жалобе.
§ 1. Понятие и правовые основы производства
по административно-правовым жалобам и спорам
Несомненным демократическим достижением Российского государства является право субъектов административных правоотношений на обжало- вание нарушенных прав. Так, в соответствии со статьей 33 Конституции
Российской Федерации "Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления".
Прежде всего, в настоящее время характерно расширение сферы примене- ния судебного порядка защиты прав для всех субъектов права.
Нормативными правовыми актами федерального уровня предусмот- рены следующие способы защиты прав субъектов административных пра- воотношений: административный, судебный, самозащита прав.
Административная и судебная жалобы различаются, главным образом, не адресатом, а порядком рассмотрения. Административный способ пред- полагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу по отношению к органу, принявшему решение или совершившему действие (допустившему бездействие). Процессуальный порядок реализации административного способа защиты проще, решение жалобы основывается на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами власти и предусматривает в основном месячный срок рассмотре- ния, если иное не установлено законодательством. Вместе с тем админи- стративный порядок не исключает возможности обращения впоследствии за защитой в суд.
Президенту Российской Федерации могут быть обжалованы любые действия (бездействие) государственных органов
1
При обращении в суд действует общий порядок, предусмотренный
Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжа- ловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Право на обжалование имеет любое лицо, считающее, что нарушены его права и свободы, незаконно на него возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности либо созданы пре- пятствия для осуществления его прав и свобод.
1
Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с об- ращениями граждан : указ Президента Российской Федерации от 24 августа 2004 г.
№ 1102 (в ред. от 21 октября 2008 г.) // СЗ РФ. – 2004. – № 35. – Ст. 3609.
117
Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов субъектов права принадлежит прокуратуре Россий- ской Федерации, которая составляет единую централизованную систему, осуществляет надзор за исполнением действующих на территории России законов, предпринимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение нарушителей к ответственности.
Для выполнения функции надзора за исполнением законов органы прокуратуры вправе проводить проверки по исполнению и соблюдению за- конодательства. Подобные проверки проводятся в связи с поступающими в прокуратуру жалобами, заявлениями, а также иными сведениями о фактах правонарушений. В случае установления фактов нарушений законодатель- ства прокурор вправе принять следующие меры: внести представление об устранении нарушений закона; опротестовать противоречащие закону акты, изданные или принятые органами государственной власти; обратить- ся в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; возбудить производство по факту административного правонарушения; возбудить уголовное дело по признакам совершения уголовного преступления.
Право на самозащиту своих прав означает право не выполнять неправомерные акты и требования государственных органов и их долж- ностных лиц. Неправомерность названных актов или требований заключа- ется в их несоответствии федеральным законам.
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ
"Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предоставляет физическим лицам возможность обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному по правам человека
1
. Граждане также имеют право направлять заявления по вопросам защиты своих нарушен- ных прав в Европейский суд по правам человека.
Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц
2
Производство по жалобам является составной частью административно- юрисдикционного процесса, а, следовательно, признается административно- юрисдикционной деятельностью органов государственного управления и их должностных лиц. Вместе с тем производство по жалобам характеризуется возможностью его реализации как в судебном, так и в досудебном порядке.
Анализируя принципы административного порядка обжалования, можно выделить две группы принципов: общие, характерные для всех видов производств в рамках административного процесса в целом и
1
Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации : федер. конституц. закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1011.
2
Ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".