Файл: Курс лекций по административно процессуальному праву Учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1140

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

108
В результате рассмотрения жалобы или протеста принимается одно из следующих решений: решение оставляется без изменения, а жалоба или протест без удовлетворения; решение отменяется, и дело направляется на новое рассмотрение; решение по делу изменяется; решение отменяется, и дело прекращается.
Завершающей стадией контрольно-надзорного производства является стадия исполнения решения. Законодательством установлены способы и органы, осуществляющие исполнение решений, которые в установленном порядке могут применять меры по принудительному исполнению. Не подлежат исполнению решения, если истек срок давности приведения их в исполнение.
Методы контроля. Можно выделить следующие основные методы контроля: наблюдение, инспектирование, обследование, осмотр, анализ, проверка, ревизия, экспертиза, надзор, анкетирование.
Наблюдение – представляет собой общее ознакомление с деятельно- стью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.
Инспектирование – проведение проверки соблюдения требований действующего законодательства в действиях должностного лица или группы должностных лиц.
Обследование – один из основных методов контроля. Основная цель обследования – общий анализ деятельности подконтрольного объекта, выявление ее недостатков. Может включать в себя другие приемы и способы контроля – например, ревизию, осмотр или экспертизу.
Осмотр – проведение единовременной визуальной проверки состоя- ния мест производства, оборудования, технических средств, территории, помещений, используемых подконтрольным объектом в повседневной дея- тельности.
Анализ – специальный метод контроля, осуществляемый с использо- ванием аналитических приемов математики. Как правило, объектом анализа являются документы и статистические данные.
Проверка – представляет собой исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений законодательства. В ходе осу- ществления проверки контролирующие органы анализируют исследуемую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документаль- ных источников информации.
Ревизия – это комплексная проверка, направленная на изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учре- ждений, граждан-предпринимателей и др. Характерными чертами ревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторон дея- тельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов контроля. Ревизия осуществляется с целью выявления законности, достоверности и целесообразности финансовых операций, что достигается в ходе контроля за следующими сферами финансово-хозяй-


109
ственной деятельности: соблюдением финансовой дисциплины; рацио- нальным использованием государственных денежных средств; сохранностью материальных и денежных ресурсов; правильностью ведения бухгалтер- ского учета и составления отчетности и др.
Экспертиза – производство исследования уполномоченным на то лицом, обладающим специальными познаниями в области науки, техники, искусства для ответа на вопросы, поставленные лицом, назначившим экспертизу.
Надзор – проверка соблюдения специальных правил, регламентиру- ющих деятельность подконтрольного объекта в определенной области.
Анкетирование – предполагает разработку вопросника, позволяющего получить информацию о деятельности проверяемого лица. Интервьюиро- вание представляет собой устный вариант анкетного опроса.
§ 4. Понятие процедуры административного надзора
Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Надзорная деятельность – составная часть государственного управления.
Надзорное производство представляет собой особый вид контроль- ного производства. Цель надзорного производства – проведение мероприятий по проверке соблюдения специальных правил в деятельности поднадзор- ных объектов.
В отличие от контрольного, надзорное производство осуществляет менее широкий круг органов. В зависимости от того, какими органами осуществляются мероприятия по надзору, может быть выделен прокурор- ский, административный и судебный надзор.
Административный надзор – это особый вид государственной управ- ленческой деятельности, осуществляемой специальными органами испол- нительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, тре- бований с использованием комплекса мер административного принужде- ния с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к адми- нистративной ответственности.
Организационно административный надзор представляет собой
процесс последовательно осуществляемых этапов или стадий:
предварительный – анализ информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования;
текущий – включающий систематическое и непосредственное наблюде- ние, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения,


110 применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, решается вопрос о необходимости привлечения виновных к ответственности;
заключительный – состоящий в анализе общего положения объекта надзора, выявлении тенденций, разработке предложений.
Различают две организационные формы надзора в сфере управления.
Первая форма – это надзорная деятельность руководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляемая эпизодически, чаще всего не по инициативе субъекта управления, а на основе поступивших к нему заявлений, жалоб, дел.
Вторая форма управленческого надзора – административный надзор.
Он осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является важнейшей и даже главной. Его субъекты наделены функциональной властью, широкими надведомственными пол- номочиями. В связи с этим административный надзор, как правило, носит надведомственный характер, он распространяется как на государственные, так и на общественные, религиозные и иные негосударственные организации, а также на граждан. Важной особенностью такого надзора является то, что он, как правило, связан с применением административного принуждения.
К федеральным органам исполнительной власти, основной деятель- ностью которых является административный надзор, относятся федераль- ные службы, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, пожарного, рыбного, геодезического и др. надзора), а также территориальные органы надзора (например, энергетического). Все органы исполнительной власти, их территориальные органы и должностные лица, полномочные в соответ- ствии с главой 23 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществляют административный надзор по опреде- ленным направлениям.
Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно- надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функ- ции от надзорных, например, у федеральных таможенной или налоговой служб. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграни- чение между контрольными и надзорными функциями.
Деятельность органов административного надзора направлена на соблю- дение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ. Цель – обеспе- чить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.
Правовое положение субъектов административного надзора опреде- ляется соответствующими положениями о них. Государственные инспекции и иные органы государственного управления, осуществляющие администра- тивный надзор, имеют право не только фиксировать факты нарушений правил и норм, но и давать обязательные указания соответствующим органам


111
и лицам об их устранении и совершении необходимых действий по преду- преждению нарушений впредь, разрешать или запрещать отдельные действия.
Они имеют право приостанавливать деятельность предприятий, учрежде- ний и организаций, запрещать выполнение определенных работ, если нарушаются установленные правила их проведения, применять к винов- ным меры административного наказания.
В настоящее время на федеральном уровне отсутствуют организаци- онно самостоятельные надзорные органы, органы надзора действуют в си- стеме того или иного министерства. Так, например, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору входит в систе- му Минприроды России, в систему Минобрнауки входит Рособрнадзор и т.д., а некоторые являются структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти. Так, ГИБДД входит в систему МВД Рос- сии, Государственная противопожарная служба МЧС России осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением министерствами, ведом- ствами, предприятиями, организациями, учреждениями, а также должност- ными лицами и гражданами законодательства в области пожарной без- опасности, обязательных для исполнения требований стандартов, норм и пра- вил в области пожарной безопасности.
Контрольные и надзорные функции органов внутренних дел
Основными направлениями надзорно-контрольной деятельности
ОВД являются:
– надзор по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
– проверка соблюдения правил приобретения, хранения, перевозки оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и других предметов и веществ по перечню, определяемому законодательством;
– контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории
Российской Федерации;
– контроль (надзор) за частной детективной и охранной деятельностью;
– надзор за соблюдением правил дорожного движения и иных норма- тивных актов, устанавливающих права и обязанности участников дорожного движения;
– надзор за соблюдением правил содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии; нормативных актов, устанавливающих требования безопасности движения при перевозках тяжеловесных, опас- ных и негабаритных грузов;
– организация и проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;
– надзор за лицами, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно и др.


112
§ 5. Гарантии контрольного производства
Контрольно-надзорное производство обеспечивается рядом гарантий, которые могут быть классифицированы на общие (закрепляющие осново- полагающие принципы осуществления контрольно-надзорного производства), гарантии контролирующих субъектов (обеспечивающие их полноценное и эффективное функционирование) и гарантии контролируемых объектов
(охраняющие их права и законные интересы).
К числу общих гарантий контрольно-надзорного производства относятся:
– закрепление правого статуса участников;
– урегулированность процедурно-процессуальных регламентаций;
– подконтрольность, поднадзорность и подотчетность органов контроля и органов надзора перед органами государственной власти и обществом;
– установление юридической ответственности за ненадлежащее исполнение контрольной деятельности;
– материально-техническое обеспечение.
Гарантии контролирующих субъектов могут быть, в свою очередь, подразделены на организационно-правовые и материальные.
Организационно-правовые гарантии обеспечиваются, во-первых, нали- чием регулирующих деятельность контролирующих органов правовых актов.
Во-вторых, деятельность контролирующих органов основана на обя- занности предоставления необходимых для их функционирования сведений, статистических данных, информации.
Материальной гарантией деятельности контролирующих органов является их государственное финансирование и обеспечение необходимой материально-технической базой. Кроме того, служащим осуществляющих контроль органов возмещаются расходы, которые они понесли при выпол- нении своих обязанностей.
Объекты, подлежащие контролю, также обладают организационно- правовыми гарантиями. К ним относится, в первую очередь, право на обжало- вание решения контролирующего органа. В каждом решении, принимаемом контролирующим органом, обязательно должен быть указан порядок его обжалования. Кроме того, деятельность государственного органа по кон- тролю является, в свою очередь, предметом контроля со стороны прове- ряемого органа.
Должностные лица и (или) представители юридического лица и инди- видуальные предприниматели и (или) их представители при проведении ме- роприятий по контролю имеют право: непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопро- сам, относящимся к предмету проверки; получать необходимую информа- цию; знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного