Файл: 3 Глава 1 Общая характеристика правового положения дпс гибдд мвд россии .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 620

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3.Нормативно-правовое регулирование деятельности ДПС ГИБДД МВД России
Вопрос регламентируется, в первую очередь, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О полиции» (далее – Закон о полиции). Новым Законом о полиции устанавливается более цивилизованная модель отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина. Нормативно-правовое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения в настоящее время осуществляется большим количеством актов различной юридической силы. Они включают документы федерального органа управления (законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ), ведомственные документы (положения, приказы, инструкции и т.п.), а также по отдельным вопросам - нормативные документы субъектов РФ.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 3 июля 2016 г. № 296-ФЗ)1 определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, закрепляет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, полномочия РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в данной сфере, а также устанавливает основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения. В целях реализации государственной политики Законом предусмотрена разработка федеральных, региональных и местных программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

«Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего», ст. 12.26 «Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения», ч. 2 ст. 12.27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием» КоАП РФ, это наказание установлено каждой четвертой санкцией, ст. 12.29 «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения», ст. 12.31.1 «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», ст. 12.32 «Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством»)1.


Нарушение правил дорожного движения считается завершенным в момент их несоблюдения, в некоторых случаях для квалификации проступка необходимо доказать причинение телесного (физического) вреда потерпевшему: причинение водителем легкого вреда здоровью потерпевшего или вреда средней тяжести квалифицируется соответственно по частям 1, 2 ст.

12.24 КоАП РФ.

Если легкий вред здоровью потерпевшего был причинен иным участником дорожного движения, например пешеходом или пассажиром транспортного средства, проступок содержит признаки правонарушения, установленного частью 2 ст. 12.30 КоАП РФ. Квалификация правонарушений в случае причинения телесного вреда возможна только при неосторожном деянии, умышленное причинение участниками дорожного движения легкого вреда содержит признаки состава преступления (см. ч. 1 ст. 115 УК РФ). Причинение тяжкого вреда здоровью или причинение смерти по неосторожности квалифицируется соответственно по части 1 ст. 118 и части 1 ст. 109 УК РФ2.

Применительно к рассматриваемым проступкам под правилами дорожного движения (ПДД) понимаются все нормативные правовые акты, устанавливающие обязанности физических и юридических лиц. Наряду с правилами к таким актам относятся, в частности, правила эксплуатации транспортного средства (ст. 12.24 КоАП РФ).

С 1 июля 2015 года в РФ вступили в силу ряд изменения и дополнения к УК РФ, в частности, касающихся безопасности дорожного движения. Одним из таких изменений является введение Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 528-ФЗ в действующее законодательство статьи 264.1 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию».

Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (в ред. от 10 сентября 2016 г. № 904)1 регламентируют поведение участников дорожного движения и устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории РФ. Правила устанавливают общие обязанности водителей, пешеходов и пассажиров, закрепляют порядок совершения движения транспортных средств и пешеходов на различных участках дорог, порядок совершения маневров транспортными средствами. Подробно регламентированы действия водителя при совершении ДТП. Закреплен порядок применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки, а также пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Регламентирован порядок перевозки пассажиров и грузов. Установлены дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных. Следует отметить Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2004 г. № 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения».



20 октября 2017 года вступил в силу новый приказ МВД России от 23 сентября 2017 года № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения». В новом документе скорректированы перечень и наименования административных процедур, прав и полномочий сотрудников полиции в сфере обеспечения безопасности на дорогах страны.

В данной части рассмотрены теоретические аспекты, касающиеся безопасности дорожного движения, его понятие и нормативно-правовое регулирование.

Под безопасностью в сфере дорожного движения понимается специфическое состояние упорядоченных в результате нормотворчества и правореализации общественных отношений с целью исключения реальных и потенциальных угроз для участников дорожного движения, обеспечения степени и качества их защищенности от дорожно-транспортных происшествий и негативных последствий эксплуатации автотранспорта при осуществлении общественно необходимого объема перемещения людей, предметов их труда.

Неудовлетворительное положение с безопасностью дорожного движения в значительной степени обусловлено несовершенством правового регулирования деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

2.ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДПС ГИБДД МВД РОССИИ

2.1. Права и обязанности сотрудников ДПС

Патрульный ДПС ГИБДД является служащим МВД Российской Федерации — Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД. ГИБДД — это подразделение в структуре МВД со следующими задачами в области безопасности дорожного движения: осуществление федерального государственного надзора; выполнение специальных разрешительных функций. Служба в ГИБДД проходит в следующих подразделениях:

-дорожно-патрульных службах (ДПС ГБДД);

-постах инструментального контроля;

-муниципальных, окружных и областных инспекциях;

-в отделениях сдачи экзамена ПДД.

Права инспектора ДПС ГИБДД:

Права служащего в Госавтоинспекции при осуществлении функций надзора прописаны в п. 6 раздела I регламента. Инспектор ГИБДД имеет право: остановить движущееся транспортное средство для проверки документов и при нарушении ПДД; предложить водителю выйти из машины.


6. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора имеют право

6.1. Требовать прекращения противоправных действий

6.2. Проверять, при напичии оснований, документы, удостоверяющие личность граждан, разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или деятельности, являющихся предметом надзора

6.3. Вызывать граждан и должностных лиц, подвергать приводу в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законами и НПА

6.5. Патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать контрольно-пропускные пункты выставлять посты и заслоны

6.6. При необходимости, требовать от граждан покинуть место совершения преступления

или оставаться на нем

6.7. Составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять

меры обеспечения производства

6.8. Доставлять граждан в служебное помещение территориального органа или подразделения, в иное служебное помещение

6.9. Направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование

6.10. Осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, их вещей, транспортных средств

6.11. Останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления транспортным средством, на грузы, страховые полисы, в том числе в электронном виде с 29.10.2019 (Часть 1 статьи 32 ФЗ-40.

6.12. Задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

6.13. Использовать информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру,

а также другие технические и специальные средства

6.14. В особых случаях использовать транспортные средства организации

Обязанности инспектора :

Пункт 7 регламента (раздел I) посвящен обязанностям инспектора.

7. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора обязаны

7.1. Знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные

нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение.

7.2. Соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций.

7.3. Прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место ДТП, пресекать


противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, ДТП;

7.4. Оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев,

а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

7.5. Выявлять причины административных правонарушений на транспорте и в области дорожного движения, а также условия,

способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению.

7.6. Обеспечивать в пределах своей компетенции безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах.

7.7. Принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих усповиях бесперебойной работе спасательных служб, участвовать в обеспечении общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

7.8. Пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

7.9. Участвовать в пределах своей компетенции в розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, розыске и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, похищенных или угнанных транспортных средств.

7.10. Осуществлять государственный надзор за соблюдением требований нормативных правовых актов в области безопасности дорожного движения, регулировать дорожное движение, оформлять документы о ДТП.

7.11. Изымать у граждан и должностных лиц документы, , имеющие признаки подделки, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам

2.2.Формы и методы надзора за дорожным движением сотрудниками ДПС