Файл: Практикум по психокоррекции (часть 11) Группа 20П111 Студент Н. В. Гегер москва 2023 Практическое занятие 1 по темам 26.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Практикум по психокоррекции (часть 1/1)
Группа 20П111
Студент
Н.В. Гегер
МОСКВА 2023
Практическое занятие 1 по темам № 2-6
Коррекционно-развивающая программа для девиантных подростков, направленная на изменение их «образа Я».
Пояснительная записка
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм. Оно не рождается сиюминутно, а формируется постепенно. Есть множество факторов, способствующих формированию отклонения в поведении.
Девиантное поведение несовершеннолетних – это острый и болезненный вопрос в условиях образовательного учреждения. В тоже время школа как один их важным институтов в становлении личности ребенка может повлиять на развитие детей, тем самым помочь ребенку в дальнейшей жизни.
Подростковый возраст считается самым трудным, но в тоже время исключительно важным периодом для психического развития ребенка, формирования его личности. В подростковом возрасте появляется интерес к собственному миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексного анализа, что приводит к повышенной требовательности, возникновению чувства неуверенности в себе, агрессии, асоциальному поведению.
Своевременная коррекция и профилактика девиантного поведения может уберечь детей и подростков от будущих проблем в жизни. Подросткам с девиантными формами поведения требуется целенаправленная коррекционно-развивающая работа, предполагающая развитие рефлексии, т.е. самопознание внутренних психических актов и состояний, формирование устойчивой положительной самооценки, позитивного «образа Я»
Новизна программы заключается в применении различных методов взаимодействия с обучающимися как:
-
упражнения на осознание своей уникальности, самоценности; -
формирование самопринятия; -
упражнения на формирование положительного образа-Я; -
элементы арт-терапии: рисование, коллажирование, рефлексия, которые направлены на развитие позитивного отношения к жизни, окружающим и себе.
-
формирование позитивных эмоций, снятие эмоционального напряжения;
Цель: профилактика и коррекция девиантного, асоциального и противоправного поведения, формирования у подростков с девиантными формами поведения положительного образа «Я».
Задачи программы:
-
Профилактика и коррекция девиантного, асоциального и противоправного поведения. -
Формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций. -
Способствовать осознанию своих личных социальных ролей в обществе, жизненной перспективы, цели и способов их достижения. -
Развитие у подростка навыков самосознания, самоконтроля и саморегуляции. -
Способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности. -
Развитие коммуникативных навыков.
Сроки реализации и возраст детей:
Занятия рассчитаны на 4 месяца и проводятся с детьми 12-17 лет.
Продолжительность занятий 55-60 минут.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю индивидуально или с подгруппой детей, состоящей из 3-8 детей.
Условия проведения занятий:
-
Учёт психологических и возрастных особенностей ребенка, его социальной ситуации развития; -
Игровой процесс не следует торопить или замедлять. -
Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации. -
Комплексность и системность коррекционно-развивающей и профилактической работы. -
В любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
В программу включает в себя 4 этапа:
-
этап – диагностический.
Цель: 1) комплексная диагностика особенностей развития, выявление факторов риска, формирование программы психологической коррекции.
2) проводится с целью определения наиболее проблемных зон, сохранных функций, возможностей и способностей ребенка.
Форма работы: групповое и индивидуальное тестирование.
-
этап – консультативный.
Цель: 1) Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения;
2) Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;
3) Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений: процессе консультирования пациент может научиться принимать самостоятельные решения, распределять свое время и энергию, оценивать последствия риска, свойства своей личности;
4) Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения;
5) Облегчить реализацию и повышение потенциала личности.
-
этап - практический.
Цель:
1) помощь в приобретении внутренней стабильности,
уверенности в себе;
2) приобретение внутренних психических сил.
3) снижение психической напряжённости, трансформация негативных переживаний подростков в положительные эмоциональные состояния.
-
этап - заключительный.
Цель: определение эффективности работы.
Методы и техники, используемые в программе:
1. Беседа/Диалог с психологом.
Применение метода беседы работе позволяет подросткам научиться:
-точно выражать свои мысли;
-активно отстаивать свою точку зрения;
-аргументировано возражать;
- опровергать ошибочную позицию противника.
2. Арт-терапия.
Применение арттерапии в данной коррекционно-развивающей работе позволяет:
-обеспечить эффективное эмоциональное реагирование;
-облегчить процесс коммуникации;
-преодолеть коммуникативные барьеры;
-создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к самореализации;
-создать психологические условия для осознания подростком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
-создать предпосылки для произвольной регуляции эмоциональных состояний и реакций;
-повысить личностную ценность, содействовать формированию позитивного «образа Я» и повышению уверенности в себе.
3. . Психогимнастика.
Релаксация. Визуализация. Аутотренинг. Применение психогимнастики в работе способствует:
-снижению эмоционального и нервно-мышечного напряжения;
-снятию страхов;
-развитию внимания;
-развитию чувствительности к собственнму физическому и эмоциональному состоянию;
-сокращению эмоциональной дистанции между подросткоми взрослым;
-формированию способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других участников.
4. Игротерапия.
Применение игротерапии в работе способствует созданию близких отношений, снятию напряжения, тревоги, повышению самооценки, позволяет подросткам проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
5. Поведенческая терапия.
Использование метода поведенческого тренинга в данной
программе обеспечивает подросткам возможность достаточно быстрого и результативного научения новым формам и способам поведения в условиях дефицита наличного поведенческого репертуара.
Структура занятия.
Ритуал приветствия – 3 минуты.
Разминка - 5 минуты.
Коррекционно-развивающий этап- 40 минут Подведение итогов - 4 минуты.
Ритуал прощания – 3 минуты.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля: - начальный контроль; - итоговый контроль.
Средства оценки программы:
-
Тест Басса-Дарки
Цель: выявление уровня агрессивности и изучение выраженности видов агрессии
-
Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика С.А.Будасси исследования Я-концепции
Цель: позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно.
-
Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
Цель: исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения
-
Тест-опросник Леонгарда-Шмишека.
Цель: выявления акцентуированных свойств характера и темперамента подростка.
-
Леус Э.В. Тест СДП (склонность к девиантному поведению) -
Правовая методика
Цель: определение уровня правовых знаний у подростков.
Ожидаемые результаты:
К концу занятий у подростков должны развиться коммуникативные навыки, снизиться тревога, эмоциональное напряжение и развиться эмоционально-волевая сфера. А также, с помощью изученных и отработанных техник сформироваться индивидуальный способ саморегуляции и выражения эмоций.
Используя те или иные приёмы и методы педагогического воздействия в коррекционной работе с подростками «девиантами», необходимо учитывать и то, что методы исправления личности влияют как на сознание, чувства, поведение, так и на развитие личности в целом. Комплексное применение методов делает их средством перестройки личностной системы подростков.