Файл: Методические рекомендации по разработке образовательных программ по специальностям и квалификациям технического и профессионального, послесреднего образования.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
в компетенции – это неопределённая/начальная форма глагола; -
в модуле – отглагольное существительное.
-
В соответствии с ГОСО организации образования могут проводить интегрированное обучение квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Освоение нескольких квалификаций проводится за счет единой базы модулей и исключения дублирующей информации.
Код и наименование специальности и квалификаций должно соответствовать действующему Классификатору специальностей технического и профессионального образования.
-
Образовательные программы технического и профессионального образования предусматривают изучение модуля общеобразовательных дисциплин, базовых и профессиональных модулей. В содержании образовательных программ послесреднего образования модуль общеобразовательных программ отсутствует. -
Важным этапом разработки образовательной программы является определение и описание результатов обучения. -
Результаты обучения характеризуются в соответствии с профессиональными задачами и не зависят от конкретных методов обучения или подходов к обучению.
Результаты обучения должны быть направлены на применение общеобразовательных, базовых и профессиональных знаний и умений для осуществления практической деятельности по конкретной квалификации.
-
Результаты обучения должны соответствовать следующим требованиям:
-
Результаты обучения должны соответствовать формируемой компетенции и отражать уровень подготовки. -
Результатов обучения должно быть достаточно для формирования компетенций, при этом модуль (дисциплина) должен состоять не менее чем из двух результатов обучения. Количество результатов обучения в модуле рекомендуется не более семи. -
Результаты обучения должны быть достижимыми, конкретными, понятными и поддающимися оцениванию. -
Описание результата обучения должно быть коротким. -
Должна быть единая определенная структура: для формулирования результата обучения используется, как правило, только один глагол действия в неопределённой форме, за которым следует фраза, описывающая контекст результата обучения.
-
Необходимо применять активные и понятные глаголы, показывающие измеримые или наблюдаемые действия. -
Изучаемый учебный материл необходимый для достижения результата обучения прописывается в кратком описании модуля (дисциплины). -
Содержание и объем общеобразовательных дисциплин определяются с учетом профиля специальности по направлениям: педагогическое, социально-экономическое, технико-технологическое, художественно-технологическое, аграрно-технологическое, общественно-гуманитарное.
Краткое описание, результаты обучения, объем и содержание общеобразовательных дисциплин должны соответствовать Типовым программам цикла или модуля общеобразовательных дисциплин для организаций ТиПО.
Общеобразовательные дисциплины могут интегрироваться в базовые и/или профессиональные модули.
-
Базовые модули направлены на формирование базовых компетенций.
Общими и обязательными для всех специальностей ТиПО являются следующие базовые модули:
-
Развитие и совершенствование физических качеств; -
Применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий; -
Применение базовых знаний экономики и основ предпринимательства; -
Применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе (включается в образовательные программы подготовки специалистов среднего звена).
-
Профессиональные модули направлены на формирование профессиональных компетенций. Содержание профессиональных модулей определяется организацией образования самостоятельно, при этом необходимо учитывать требование ГОСО, что содержание профессиональных модулей должно учитывает современные требования к экологической и/или промышленной безопасности.
Составление сводной таблицы
-
Сводная таблица, отражающая объем освоенных кредитов/часов в разрезе модулей (дисциплин) образовательной программы, служит для разработки в дальнейшем рабочего учебного плана. -
В образовательных программах планируется проведение промежуточной и итоговой аттестации. По своему усмотрению, организации образования в образовательные программы включают факультативные занятия и консультации. -
Общее количество кредитов/часов по модулю «Общеобразовательные дисциплины» определяются в соответствии с ГОСО. Общеобразовательные дисциплины изучаются на 1-2 курсе.
Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам предусматривает проведение экзаменов: по казахскому языку, русскому языку и литературе для групп с казахским языком обучения; русскому языку, казахскому языку и литературе для групп с русским языком обучения; истории Казахстана, математике и дисциплине по выбору организации образования согласно профилю специальности.
-
Объем учебного времени, отводимый на изучение базовых и профессиональных модулей, указывается в кредитах и часах и определяется организацией образования самостоятельно.
При этом учитывается, что:
-
1 кредит равен 24 академическим часам; -
в рамках одной образовательной программы возможно освоение:
-
рабочих квалификаций; -
рабочих квалификаций и специалиста среднего звена; -
специалиста среднего звена.
-
Содержание модулей (дисциплин) и сводная таблица, отражающая объем освоенных кредитов/часов в разрезе модулей (дисциплин) образовательной программы, служат основой для разработки рабочих учебных программ. -
Профессиональные компетенции и результаты обучения образовательной программы прописываются в Карте компетенции в приложении к диплому.
Составление матрицы дисциплин по компетенциям.
-
В целях реализации концепции непрерывного образования и перезачета освоенных на уровне технического и профессионального образования результатов обучения на уровне высшего образования составляется матрица компетенций. -
В матрице компетенций прописывается связь компетенций с изучаемыми дисциплинами, в рамках которых эти компетенции будут формироваться.