Файл: Методические рекомендации по разработке образовательных программ по специальностям и квалификациям технического и профессионального, послесреднего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • в компетенции – это неопределённая/начальная форма глагола;

  • в модуле – отглагольное существительное.

  1. В соответствии с ГОСО организации образования могут проводить интегрированное обучение квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Освоение нескольких квалификаций проводится за счет единой базы модулей и исключения дублирующей информации.

Код и наименование специальности и квалификаций должно соответствовать действующему Классификатору специальностей технического и профессионального образования.

  1. Образовательные программы технического и профессионального образования предусматривают изучение модуля общеобразовательных дисциплин, базовых и профессиональных модулей. В содержании образовательных программ послесреднего образования модуль общеобразовательных программ отсутствует.

  2. Важным этапом разработки образовательной программы является определение и описание результатов обучения.

  3. Результаты обучения характеризуются в соответствии с профессиональными задачами и не зависят от конкретных методов обучения или подходов к обучению.

Результаты обучения должны быть направлены на применение общеобразовательных, базовых и профессиональных знаний и умений для осуществления практической деятельности по конкретной квалификации.

  1. Результаты обучения должны соответствовать следующим требованиям:

    1. Результаты обучения должны соответствовать формируемой компетенции и отражать уровень подготовки.

    2. Результатов обучения должно быть достаточно для формирования компетенций, при этом модуль (дисциплина) должен состоять не менее чем из двух результатов обучения. Количество результатов обучения в модуле рекомендуется не более семи.

    3. Результаты обучения должны быть достижимыми, конкретными, понятными и поддающимися оцениванию.

    4. Описание результата обучения должно быть коротким.

    5. Должна быть единая определенная структура: для формулирования результата обучения используется, как правило, только один глагол действия в неопределённой форме, за которым следует фраза, описывающая контекст результата обучения.

  1. Необходимо применять активные и понятные глаголы, показывающие измеримые или наблюдаемые действия.

  2. Изучаемый учебный материл необходимый для достижения результата обучения прописывается в кратком описании модуля (дисциплины).

  3. Содержание и объем общеобразовательных дисциплин определяются с учетом профиля специальности по направлениям: педагогическое, социально-экономическое, технико-технологическое, художественно-технологическое, аграрно-технологическое, общественно-гуманитарное.


Краткое описание, результаты обучения, объем и содержание общеобразовательных дисциплин должны соответствовать Типовым программам цикла или модуля общеобразовательных дисциплин для организаций ТиПО.

Общеобразовательные дисциплины могут интегрироваться в базовые и/или профессиональные модули.

  1. Базовые модули направлены на формирование базовых компетенций.

Общими и обязательными для всех специальностей ТиПО являются следующие базовые модули:

  1. Развитие и совершенствование физических качеств;

  2. Применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий;

  3. Применение базовых знаний экономики и основ предпринимательства;

  4. Применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе (включается в образовательные программы подготовки специалистов среднего звена).

  1. Профессиональные модули направлены на формирование профессиональных компетенций. Содержание профессиональных модулей определяется организацией образования самостоятельно, при этом необходимо учитывать требование ГОСО, что содержание профессиональных модулей должно учитывает современные требования к экологической и/или промышленной безопасности.


Составление сводной таблицы

  1. Сводная таблица, отражающая объем освоенных кредитов/часов в разрезе модулей (дисциплин) образовательной программы, служит для разработки в дальнейшем рабочего учебного плана.

  2. В образовательных программах планируется проведение промежуточной и итоговой аттестации. По своему усмотрению, организации образования в образовательные программы включают факультативные занятия и консультации.

  3. Общее количество кредитов/часов по модулю «Общеобразовательные дисциплины» определяются в соответствии с ГОСО. Общеобразовательные дисциплины изучаются на 1-2 курсе.

Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам предусматривает проведение экзаменов: по казахскому языку, русскому языку и литературе для групп с казахским языком обучения; русскому языку, казахскому языку и литературе для групп с русским языком обучения; истории Казахстана, математике и дисциплине по выбору организации образования согласно профилю специальности.

  1. Объем учебного времени, отводимый на изучение базовых и профессиональных модулей, указывается в кредитах и часах и определяется организацией образования самостоятельно.


При этом учитывается, что:

  • 1 кредит равен 24 академическим часам;

  • в рамках одной образовательной программы возможно освоение:

  • рабочих квалификаций;

  • рабочих квалификаций и специалиста среднего звена;

  • специалиста среднего звена.

  1. Содержание модулей (дисциплин) и сводная таблица, отражающая объем освоенных кредитов/часов в разрезе модулей (дисциплин) образовательной программы, служат основой для разработки рабочих учебных программ.

  2. Профессиональные компетенции и результаты обучения образовательной программы прописываются в Карте компетенции в приложении к диплому.


Составление матрицы дисциплин по компетенциям.

  1. В целях реализации концепции непрерывного образования и перезачета освоенных на уровне технического и профессионального образования результатов обучения на уровне высшего образования составляется матрица компетенций.

  2. В матрице компетенций прописывается связь компетенций с изучаемыми дисциплинами, в рамках которых эти компетенции будут формироваться.