Файл: Технология целеполагания воспитательной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 383

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

(заполняется до занятия)

Тема «Технология целеполагания воспитательной деятельности»
Для подготовки к занятию заполните опорный конспект

(используйте предложенный материал)
Целеполагание студента

(заполните таблицу)

Знаю

(заполняется до изучения теоретического материала по теме)

Хочу узнать

(заполняется до изучения теоретического материала по теме)

Узнал

(заполняется после изучения теоретического материала)

Что такое цели и задачи, для чего они нужны и как их реализовать наиболее кропотливым способом.

Какие существуют методы постановки целей, как их осуществить наиболее эффективно.


Что есть цель, целеполагание, их особенности; для чего целям необходимы задачи; как может помочь целеполагание.




Целеполагание

(запишите свои ассоциации с данным понятием)

Постановка цели, указание направления, помощь в обретении смысла.




Как данная тема, по Вашему мнению, связана с темой

«Самоуправление»?

В процессе взросления\обучения\трудовой деятельности у людей, работающих через целеполагание, вырабатывается дисциплина и понимание потребностей, которые необходимо достигнуть через определённые задачи.



Как данная тема, по Вашему мнению, связана с темой «Детский коллектив»?

На раннем этапе взросления молодой разум не может самостоятельно поставить себе цель и целенаправленно к ней двигаться. Для этого существуют воспитатели\учителя, которые помогут с постановкой цели.



Глоссарий

Термин

Трактовка

Ключевое слово

(Какое слово является ключевым в трактовке данного понятия?)

Цель


это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимается и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.


предвосхищение

Задача


конкретизация цели в конкретных условиях и реализацию её с помощью конкретных средств и действий (по Беспалько)


конкретизация

Целеполагание





Процесс постановки цели


постановка



Основные требования к организации целеполагания воспитательной деятельности


Требования к целям

Требования к целеполаганию

чёткие временные рамки, на которые устанавливаются цели

Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

конкретность содержания и реальная достижимость целей;

Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учётом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения;

Преемственность, которая означает: а) осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.); б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности

адресность и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.

Идентификация целей, которая достигается через включённость в процесс целеполагания всех участников деятельности.



Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если чётко, конкретно определены цели воспитательной работы.


Потребности и факторы, влияющие

на выработку целей воспитания

Потребности

Факторы

Ребёнка

Социально-экономические условия

Родителей

Педагогов

Условия образовательного учреждения

Образовательного учреждения

Условия образовательного учреждения; индивидуальные и возрастные особенности учащихся

Соц. сферы

индивидуальные и возрастные особенности учащихся

Общества

Уровень развития коллектива


Типы целей и целеполагания

Типы целей

Типы целеполагания

(дайте краткую характеристику)

Период времени

По объекту

По субъекту

Отдалённость во времени

По возможности реализации

По степени значимости

По степени конкретизации

По масштабу действия

По содержанию

Приоритетность

Повторяемость

По характеру проявления

По продолжительности во времени

Свободное целеполагание: Поиск общих целей в процессе совместного интеллектуального общения взрослых и детей; Учёт достигнутых результатов; Ориентация на личные потребности; Коллективная разработка плана действий по реализации цели.

Интегрированное целеполагание: Определение целей руководителями, педагогами; Учёт планируемых результатов; Ориентация на мотивы долга и учёт личных интересов; Коллективная разработка действий по реализации цели.

Жёсткое целеполагание: Определение целей руководителями, педагогами; Учёт планируемых результатов; Ориентация на мотивы долга; Программа действий задаётся руководителями, педагогами.


Система целей и задач

Композиция - это

процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель.

Декомпозиция - это

это расчленение, разъединение цели на составные части, подцели.

Приведите примеры вариантов сочетания коллективных и индивидуальных целей с помощью реализации процессов композиции и декомпозиции

Композиция (пример)

Построение плана на учебный год

Декомпозиция (пример)

Учебный день класса подразделяется на учебные предметы

Виды задач


Характеристика

Пример

Воспитательные

сориентированы на развитие учащихся, отношений их с окружающими людьми и миром, сплочение коллектива детей и улучшение отношений в нём.

Развить потребность в культурном проведении свободного времени, творческие способности, умения общаться

Организационно-педагогические

направлены на организацию воспитательного процесса и создание условий для развития детей.

Изучить интересы и потребности детей; сформировать группы по интересам и с учётом этого построить планирование и организацию внеучебной работы; выявить возможности родителей в организации свободного времени детей и привлечь их к внеучебной воспитательной работе и т.д.

Жизненно-практические

могут быть самыми различными,

сориентированы на преобразование окружающей действительности, отношений в коллективе, на совершенствование самих себя. Главное – они должны быть понятными, осознанными и принятыми школьниками и их родителями.

Организовать возможность интересно и полезно проводить свободное время, досуг учащихся



Алгоритм целеполагания


Этап

Действия на этапе

Методы и приемы реализации этапа

Обоснование и выдвижение цели

Путём изучения определённой ситуации, выводится цель, достижение которой и будет являться сутью дальнейших действий

Анализ ситуации

Систематизация действий и выведение конечного результата

Определение адекватных путей достижения цели

Проектирование определённого плана, благодаря которому можно будет достичь той или иной поставленной цели

Построение алгоритма действий


Проектирование результата для конкретных условий

Происходит примерное прогнозирование того, как будет выглядеть цель при определённых условиях и скажется ли она на той или иной сфере деятельности коллектива

Анализ

Прогнозирование

Выведение теорий


Алгоритм организации целеполагания в коллективе


Этап

Действия на этапе

Методы и приемы реализации этапа

Диагностика и анализ ситуации в коллективе

изучить состояние образовательного процесса, индивидуальные и возрастные особенности детей, результаты их деятельности на предыдущем этапе, опыт организации совместной работы, опираясь при этом прежде всего на оценку, информацию самих школьников.


Учащиеся знакомятся с результатами этого изучения, и им предлагается охарактеризовать свой коллектив, определить уровень его развития, используя методику «Кто мы? Какие мы?»

Проектирование цели и задач педагогом

целеполагание осуществляется как индивидуальная мыслительная деятельность руководителя или педагога по выработке целей и задач, определению главных путей их достижения. Для проектирования актуальных и реальных целей, задач на уровне школы необходимо собрать информацию по следующим вопросам:

- каковы общие цели воспитания и образования;

- каковы особенности целей воспитания в регионе, данном учреждении, коллективе;

- какие задачи стояли пред школой в текущем году и каковы успехи в их решении;

- к решению каких задач подошёл коллектив на следующем этапе;

- какие возможности для реализации целей может предоставить школа, микрорайон, район, город и т.д.;

- в какой мере ученический коллектив готов к решению ближайших задач.


Учащимся предлагаются характеристики каждого этапа («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»)

Организация коллективного целеполагания

воспитательные задачи, стоящие перед руководителями, педагогами, трансформировать в задачи и замыслы школьников и их родителей, а проблемы, выражающие интересы детей и актуализированные на первом этапе целеполагания (на этапе диагностики), конкретно и осознанно оформить в общие цели совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

В результате обсуждения этих вопросов определяются жизненно-практические задачи, проблемы и главные пути их решения в классном коллективе.

Уточнение педагогом цели и задач, спроектированных по результатам коллективного целеполагания

в определённой мере повторяет второй, но по содержанию и объёму работы может существенно отличаться.

Материалы коллективного целеполагания становятся основой для уточнения классным руководителем воспитательных задач, замыслов, идей на учебный год





Информация, необходимая для определения целей и задач воспитательной деятельности

(Какой информацией необходимо обладать, чтобы целеполагание воспитательной деятельности было эффективным?)

каковы общие цели воспитания и образования

каковы особенности целей воспитания в регионе, данном учреждении, коллективе

какие задачи стояли пред школой в текущем году и каковы успехи в их решении

к решению каких задач подошёл коллектив на следующем этапе

какие возможности для реализации целей может предоставить школа, микрорайон, район, город и т.д.

в какой мере ученический коллектив готов к решению ближайших задач.