Файл: Наиболее сложные термины для подготовки к огэ по обществознанию Авторитаризм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Деятельность — это сознательно-волевое, активное и творческое преобразование человеком окружающей природы, в процессе которого он становится деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы делает объектом своей деятельности.
Индивид — это понятие, обозначающее единичного представителя человеческого рода, отдельно взятого человека, характеризуемого прежде всего как природное существо, обладающее определенной целостностью, типом нервной системы, темпераментом.
Индивидуальное сознание — это категория, обозначающая совокупность неповторимых, своеобразных идей, взглядов, присущих отдельному человеку, противоположная общественному, типичному сознанию.
Индивидуальность — означает то особенное, неповторимое, самобытное, что отличает человека от других, включая как унаследованные, так и выработанные в процессе онтогенеза его физические и психологические особенности.
Личность — это человек как общественный индивид, субъект познания и преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностями к труду и общению, характеризующееся устойчивым мировоззрением, волей, выбором деятельности и своей жизненной позицией.
Менталитет — это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, жизненные позиции, программы поведения, действия людей.
Мировосприятие — когда на основе ощущений и чувств создаются определенные познавательные образы.
Миропонимание — это прежде всего мир знаний: повседневных и научных.
Мирочувствование, мироощущение — это уровень эмоций, настроений, чувств.
Мифологическое мировоззрение — это исторически первый тип мировоззрения, в ос
нове которого примитивное мировосприятие в форме чувственно-наглядных поэтических образов.
Мифология — это форма общественного сознания, способ миропонимания и мироощущения, характерный в основном для ранних стадий развития народов мира.
Мотив — это внутренняя побудительная причина деятельности субъекта, связанная с удовлетворением потребностей.
Мышление — это высшая ступень человеческого сознания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека.
Общественная идеология — это система взглядов и представлений определенного класса, нации или народа.
Общественная психология — это массовое сознание, убеждения социальных групп, классов.
Общественное сознание — это совокупность общественных идей и теорий, политических и правовых взглядов, нравственных, религиозных, философских и иных воззрений людей.
Объект деятельности — это то, на что она направлена.
Обыденное сознание — это совокупность эмпирического опыта и знаний в области производства, быта, медицины, фольклора, сведения о явлениях природы, в том числе предрассудки и суеверия.
Потребность — это состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности.
Предмет деятельности — это ее объект в тех связях и отношениях, которые характеризуют данную деятельность.
Разум — это философская категория, обозначающая абсолютное начало, которое составляет ядро родовой сущности человека и проявляет себя в формах: познания, целеполагания, организации и производства.
Результат деятельности — это конечный продукт деятельности, который получен в результате преобразования предмета при воздействии на объект деятельности.
Религиозное мировоззрение — это такая форма мировоззрения, которая основывается на вере в сверхъестественное и признании главенствующей роли сверхъестественного мирового начала в мировоздании и жизни людей.
Религия — это такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний — «земной», естественный и потусторонний — «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный.
Сознание — может быть определено как продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, выражающееся в способности человека отображать в субъективных образах явления и процессы объективной действительности и выступающее регулятором деятельности человека.
Социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в качестве полноправного члена общества.
Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Субъект деятельности — это тот, кто осуществляет деятельность.
Талант — это выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области.
Теоретическое сознание — это система идей, понятий и законов.
Теория — это систематизированное знание.
Трудовая деятельность — это процесс, в котором человек преобразуя внешнюю природу, преобразует, вместе с тем, и природу собственную.
Учебная деятельность — это процесс обучения, во время которого происходит приобретение, накопление и осмысление знаний о человеке и окружающем мире, формирование навыков использование этих знаний в практической, трудовой деятельности.
Философское мировоззрение — это способ духовного освоения мира, в основе которого философское знание о формах всеобщего.
Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Человек — это сложное, многогранное явление, познание которого возможно лишь всеми формами общественного познания (религией, философией, различными науками и т. д.).
Язык — это целостная знаковая система, выступающая внешним способом выражения мысли и служащая средством передачи социальной информации в пространстве.
↑ Термины по теме ПОЗНАНИЕ
Агностицизм — это философское учение, отрицающее познаваемость объективного мира и объективное значение истины.
Анализ — это прием мышления, связанный с условным расчленением изучаемого объекта, разложением его на составные части, стороны, тенденции развития и функционирования с целью относительно самостоятельного их изучения.
Аналогия — это такой прием научного мышления, который заключается в том, что на основе сходства объектов по некоторым свойствам, признакам выдвигается предположение об их сходстве в других отношениях.
Гносеология — это теория познания, раздел философии, изучающий возможности познания, исследующий источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности.
Дедуктивный метод — прямо противоположен индукции, он характеризуется движением мысли от знания общего к знанию частного.
Диалектика — это всеобщий метод научного познания, с позиции которого все явления объективной действительности рассматриваются в постоянном движении и взаимосвязи друг с другом.
Знания — это важнейший компонент науки.
Индуктивный метод — при познании явлений объективной действительности мысль движется от знания частного к знанию общего, знанию законной.
Истина — это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.
Метод — это способ или совокупность способов достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Наблюдение — это целенаправленное изучение предмета (явления), опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление.
Наука — это сложное явление, представляющее целую сферу человеческой деятельности, в процессе которой создаются знания об окружающем мире, о его закономерностях.
Образование — это целенаправленная систематическая деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений и навыков, получаемых в общих и средних специальных и высших образовательных учреждениях, а так же путем самообразования.
Объект познания — это то, на что направлено познание, что отражается в сознании субъекта.
Обыденное познание — это процесс человеком чувственно воспринимаемых вещей и процессов окружающего мира, приобретение им эмпирических знаний, складывающихся в ходе повседневной жизни.
Отражение — это всеобщее свойство окружающей действительности, которое заключается в том, что все объекты материальной действительности в процессе взаимодействия изменяют свое состояние — оставляют «следы», «отпечатки» друг на друге.
Ощущения — это простейшие чувственные образы, отражения в сознании отдельных свойств, качеств, сторон материальных предметов и явлений.
Познание — это общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.
Понятие — это такая форма мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки реальных вещей, явлений.
Рациональное познание — это переход от улавливания внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений, к постижению внутренних, относительно устойчивых связей, выражающих общее и дающих понимание сущности.
Синтез — это прямо противоположная операция в мышлении, суть которой заключается в объединении ранее выделенных частей в условное целое с целью изучения тех существенных связей, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.
Скептицизм — это философское воззрение, характеризующееся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.
Сравнение — это сопоставление однородных характеристик разных объектов.