ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Понятие иррациональных установок
С точки зрения Альберта Эллиса с психологической точки зрения установки могут быть как объективными (верными) рациональными, так и иррациональными – не имеющими отношения к реальной действительности21. Рациональные установки необходимы человеку для получения некого жизненного ресурса, энергии для свершений, достижений намеченных целей. Они помогают человеку двигаться вперед, способствуют более успешной адаптации к разнообразным условиям жизни, помогают налаживать контакт с другими людьми, способствуют созданию позитивного Образа-Я, помогают поддерживать хорошее физическое и психическое состояние человека.
Иррациональные установки представляют достаточно сложный социально-психологический феномен и до настоящего времени малоизученным. Так проблемы научными областями по этому вопросу является структура и роль иррациональных установок в социально пространстве человека. Их выявление и проявление в конкретных жизненных ситуациях, а также отсутствие разнообразных средств диагностик позволяю констатировать неразработанность этого феномена в психологической науке.
Иррациональные (негативные) установки приводят к негативным переживаниям, приводят к утрате жизненных сил и энергии, могут приводить к ощущению неудовлетворенностью жизнью, «излишне критичному отношению к себе, к своему окружению, к излишней категоричности, что, в итоге может тормозить развитие человека, снижать самооценку, приводить к комплексу неполноценности, деструктивным изменениям личности»22.
Иррациональные убеждения не являются истинными, объективно существующими, они создаются личностью безо всякой опоры на логически обоснованные доводы. Если человек в процессе психотерапии или самоанализа сможет обнаружить и осознать эти убеждения, есть шанс, что он сможет поменять свое мировосприятие и поведение. Благодаря этому можно снять многочисленные ограничения, снижающие жизненную эффективность человека.
Деление на виды установок Ш.А. Надирашвили выделил достаточно успешно виды объективации разного уровня (соответственно – различные генетические ступени объективации):
-
объективацию предмета; -
объективацию социальных требований (или социальности); -
объективизация собственного «Я»23.
Для теории установки такое разделение имеет весьма существенное значение, поскольку принципиально различны типы складывающихся при этом установок и отношений между установкой и деятельностью»
24.
Выделяют в зависимости от объективного фактора деятельности три уровня регуляции поведения – уровни целевых, смысловых и операционных установок.
Целевые аттитюды детерминированы целями и определяют устойчивость течения конкретного поведения личности.
Смысловые аттитюды представлены информационным (мировоззрением личности), эмоциональным (антипатии, симпатии в отношении другого объекта), регулятивным (готовность к действиям) компонентами25.
Иррациональные установки относятся к отдельной категории психологического знания и до настоящего момента недостаточно раскрыты в науке. А. Эллис считал, что каждый человек рождается с определенным потенциалом, который имеет две стороны: рациональную и иррациональную26.
Иррациональное поведение (от лат. irrationalis – неразумный) направлено на достижение целей без предварительной оценки имеющейся ситуации и потенциальных возможностей. «Иррациональность понимается как необдуманное проявление (поступок, чувство, мысль, решение) человека, которое базируется на чувственном или интуитивном порыве. В этом случае иррациональным человеком принято считать того, кто в большинстве случаев воспринимает окружающую реальность и моделирует решения вне логического обоснования преимуществ одних решений по отношению к возможным вариантам решений и не ориентирован в своей деятельности на заранее сформированный (разработанный) алгоритм действий (инструкцию)»27.
Иррациональные убеждения ведут к возникновению проблем в эмоционально-поведенческих сферах индивида. По ряду признаков можно отличить рациональное суждение от иррационального.
Основные характеристики иррационального суждения таковы: они неистовы, не соответствуют реальности ни качественно, ни количественно, категоричны, приводят к сильным и длительным негативным переживаниям и, наконец, не способствуют достижению личной цели28.
В своем исследовании А.В. Хухорева выявила, что нарушения эмоционально-личностной сферы тесным образом связаны с культом достижений и успеха, конкурентоспособности и силы, культом сдержанности и рациональности, который характерен для нашего современного общества29.
Эти ценности в дальнейшем преломляются в интерперсональных и семейных отношениях, в индивидуальном сознании, тем самым определяя стиль мышления человека. А.В. Хухорева и Н.Г. Гаранян произвели попытку связать определить тип иррациональных ценностей и установок с конкретными синдромами – тревожным, депрессивным и соматоформным, хотя разделение это достаточно условное, и все выделенные установки могут присутствовать в трех указанных нервно-психических расстройствах.
Иррациональные установки делятся на следующие типы30:
1) установка долженствования;
2) установка катастрофизиции;
3)установка негативный прогноз будущего;
4) установка максимализма;
5) установка или то, или это;
6)установка персонализации;
7) установка сверхобобщения;
8) установка чтения чужих мыслей;
9) установка оценочная;
10) установка антропоморфизма.
Установочная система – это система базовых и периферийных установок, индивидуальных для каждой личности. «Если все эти составляющие согласованы между собой, то установка выполняет регулирующую функцию. При случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя нерационально, поэтому установка не будет выполнять регулирующую функцию»31.
Таким образом, при обсуждении вопроса о месте проблемы установки в деятельностном подходе, стоит уточнить, что на сегодняшний день предпринята попытка интерпретации иррациональные установки как психологического феномена в контексте личностного смысла, который «порождаем отношением цели и мотива». Такое понимание поставленной проблемы раскрывает понятие «установка» в русле психологических явлений «направленность личности» и отношение.
Обобщая вышеизложенное можно резюмировать, что иррациональная установка имеет иерархическую структуру, которая формируются на протяжении всей жизни человека, и, в целом, образуя ценностно-смысловую сферу и мировоззрение личности. Иррациональная установка представляет фиксированное, устойчивое и ригидное образование личности, обеспечивающее стабильность направленности в деятельности, представлениях о себе и мире, поведении.
1.3 Обзор методов коррекции иррациональных установок
С иррациональными установками отлично работает когнитивно-ориентированный подход. Основоположники подхода А. Эллис и А. Бек32. Одна из наиболее проработанных и известных систем, имеющих в своей основе работу с установками – РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия). Она представляет собой практическое развитие общих идей и принципов когнитивной психотерапии и исходит из предположения, что причиной психических расстройств являются нарушения в работе механизмов познания, когниции.
Прежде всего, это ошибки мышления и возникающие в их результате нелогичные убеждения, максималистские требования и нереалистичные ожидания, которые и приводят к возникновению конфликтов и психологических проблем. А терапевтический процесс, исходя из этого, сводится к тому, чтобы исправить допущенные ошибки и скорректировать существующую систему убеждений – сделать ее более реалистичной и функциональной. А. Эллис сформулировал ряд положений, которые активно применяются в практической коррекционной психологии
33.
А. Эллис считает, что любой человек рождается с определенным потенциалом, и этот потенциал раскрывается с двух сторон: иррациональную и рациональную, деструктивную и конструктивную и т.д. По мнению А.Эллиса, психологические (внутренние) проблемы появляются тогда, когда человек стремится следовать простым предпочтениям (одобрению, желаниям любви, поддержи) и ошибочно полагает, что такие простые предпочтения – это абсолютные мерила его жизненного пути и будущего успеха. Тем более человек – это существо, которое чрезвычайно подвержено разным влияниям на всех уровнях – от биологического до социального. Поэтому сводить всю изменчивую многогранную сложность природы человеческой души к чему-то одному А. Элисс не склонен34.
В его терапии выделены три ведущих психологических аспекта функционирования личности: мысли (когниции), чувства и поведение. А. Эллис выделяет два типа когниции: дескриптивные и оценочные. Дескрипитивные когниции имеют информацию о реальности, и о том, что человек воспринял в мире, это достоверная информация о реальном мире.
В свою очередь, оценочные когниции отражают отношение личности к данной реальности. Дескрептивные когниции обязательно должны быть соединены с оценочными заключениями различной степени жесткости35.
Необъективные события могут вызывать и негативные, и позитивные эмоции, а внутреннее восприятие данных событий – их оценку. Мы чувствуем то, что думаем в процессе воспринятого. Расстройства в эмоциональной сфере выступают результатом нарушений в когнитивной сфере (ложные выводы, сверхгенерализация, жесткие установки)36.
Источником психологических нарушений является система личностных (индивидуальных) иррациональных представлений о мире, как правило, усвоенная в детстве от значимых взрослых. Такие нарушения
А. Эллис называет иррациональными установками жесткие связи между оценочным и дескриптивными когнициями типа требования, предписания, обязательного приказа, который не имеет исключения, и они носят абсолютный характер. Именно поэтому иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания.
Рисунок 2 – Изменение установок
Если не происходит реализации иррациональных установок, то они приводят к затяжным, неадекватным эмоциональным реакциям, что затрудняет деятельность индивида. Сердцевиной же эмоциональных нарушений, по словам А. Эллиса, является самообвинение37. Важным в рационально-эмотивной терапии является понятие «ловушка», то есть все те когнитивные образования, создающие неадекватную невротическую тревогу. У нормально функционирующей личности имеется рациональная система оценочных когниций, представляющая систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Система носит вероятностный характер выражает, скорее всего, предпочтение и пожелание определенного развития событий, поэтому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, несмотря на это не захватывают индивида надолго, и поэтому не блокируют его деятельность, не препятствуют достижению целей.
В целом, в рамках когнитивного подхода к изучению иррациональных установок А. Эллис предложил свою структуру личности, которую назвал по первым буквам латинского алфавита - «АВС-теория», где:
-
«А – активирующее событие; -
В – мнение клиента о событии; -
С – эмоциональные или поведенческие последствия события; -
D – последующая реакция на событие в результате мыслительной переработки; -
Е – завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное)»38.
Данная концептуальная схема имеет широкое применение в практической (коррекционной) психологии, так как позволяет самому клиенту в форме записей в дневнике вести успешный самоанализ и эффективное самонаблюдение.
Основные коррекционные методы, используемые в подходе (направленные на замену выявленных иррациональных убеждений рациональными):
1. Техника Сократовский диалог. Этот прием эффективной коммуникации известен очень давно и звучит так: «Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит вам «да». Предваряющие вопросы должны быть короткими, чтобы не утомлять собеседника и не отнимать у него много времени». В современном варианте метод Сократа заключается в том, что свою мысль вы расчленяете на маленькие звенья, и каждую подаете в форме вопроса, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ. По сути, это редуцированный, хорошо организованный диалог с перехватом инициативы.