Файл: Литература 22 Выводы к параграфу и по главе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иррациональные установки личности

Оглавление


1. Теоретико-методологические основания изучения установок личности 2

1.1 Подходы к определению и изучению установок 2

1.2 Понятие иррациональных установок 9

1.3 Обзор методов коррекции иррациональных установок 13

Выводы по главе 1 21

Литература 22

Выводы к параграфу и по главе


1. Теоретико-методологические основания изучения установок личности

1.1 Подходы к определению и изучению установок


По формулировке Д.Н. Узнадзе установка это: готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Следует обратить внимание, что речь идёт именно о готовности, а не о навыке. Навык относится к периоду осуществления действия, а установка – к периоду предшествующему осуществлению. Впервые это понятие сформулировал немецкий психолог Л. Ланге в 1888 году, но на сегодняшний день общепринятое и признанное научным сообществом понятие «установка» было замечено позже в работах Узнадзе1.

В начале XX века, это направление рассматривалось в Вюрцбургской школе, однако понятие установки соотносилось с понятием активности, и рассматривалось отдельно от субъекта. Так, О. Кюльпе было установлено, что мышление как психический процесс не сводится ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Сами ассоциации отбираются в мышлении в соответствии с установкой, возникающей в зависимости от принятой субъектом задачи. Учеными была предпринята попытка через мышление и ощущение определить установку как фактор, организующий и направляющий протекание психических процессов2.

З. Фрейд в психоанализе установил, что «посредством психических травм личности выявляются устойчивые мотивационные установки»3.

М. Вертгеймер в гештальтпсихологии под установкой понимал активность сознания, указывал, что оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на некоторые изначально имеющиеся структуры – гештальты4
.

В рамках бихевиоризма Д.Б. Уотсоном было установлено, что человек при рождении имеет определенное количество схем поведения, на которые надстраиваются более сложные формы – «регуляторы поведения»5.



Рисунок 1 – Социальные установки

Также отдельные вопросы, связанные с явлением установки решались А.Н. Леонтьевым. Он ввел в научный оборот понятие субъективного, личностного смысла, выступающего «прежде всего, как отношение, которое создается в жизни, в деятельности субъекта…»6. С точки зрения А.Н. Леонтьева сознательный смысл отражает объективное отношение человека к чему-либо и побуждает его действовать определенным образом. В соответствии с этим подходом, выявляя конкретный мотив той или иной деятельности индивида, можно определить личностный смысл этой деятельности для него7.

Доктрина установки Узнадзе зародилась и развивалась как теория, пытающаяся объяснить явления восприятия (отражения действительности) и поведения живого существа, но далее все очевиднее становилось, что рассматриваемые ею факты и закономерности по своей природе общепсихологические. В следствии этого доктрина установки стала претендовать на роль общепсихологической концепции8.

Ученик Дмитрия Николаевича Узнадзе Т.Ш. Иосебадзе характеризует установку как «конкретное состояние целостного субъекта, его модус, определенную психофизиологическую организацию, его модификацию в той или иной конкретной ситуации, готовность к совершению определенной деятельности, направленность на удовлетворение актуальной потребности»9.

Являясь отражением субъективного (внутреннего) и объективного (внешнего), а также, будучи целостным состоянием субъекта, установка предстает в качестве опосредствованного звена, «принципа связи». Установка является связующим звеном субъекта, как между отдельными его состояниями, функциями, элементами в интрасубъектной сфере, так и между этими последними или же целостным субъектом и транссубъектной реальностью. Установка содержит не только «каузальный» (побуждение к деятельности, потребность), но и «целеподобный» момент в виде общей проспективной неразвернутой модели будущей деятельности, своеобразно отражающей ее конечный результат. Значит, установка есть трансформация целостного индивида. В соответствии с этим, установка детерминируется субъективным (внутренним – актуальная потребность, прошлый опыт, в его широком осознании, особенности данного индивида) моментом.



Равным образом установка предписывается и объективным (внешним –

определенная ситуация) моментом. Следовательно, установка отображает не только настоящее и прошедшее, но и будущее»10.

Установки функционируют в неосознаваемой форме и действуют до тех пор, пока на пути осуществления некоторой активности не встречается препятствие, мешающее успешной реализации деятельности на основе установок. В этом случае происходит переход к функционированию на высшем, сознательном уровне психической деятельности – уровне объективации. Однако в этой части теория Узнадзе не была детально проработана.

Установки проявляются во всех сферах психической жизни познавательной, эмоциональной, волевой, а также на личностном уровне11. Подробный и тщательный критический анализ теории установки проводит в своей работе 1979 года «Деятельность и установка» А.Г. Асмолов. Встраивая установку в теорию деятельности, развивавшуюся в школе А.Н. Леонтьева, Асмолов рассматривает ее как психологический механизм стабилизации деятельности. «Рассмотрение установки в отношении к деятельности позволяет наполнить общие теоретические положения теории установки реальным содержанием, а также дать целостную и внутренне непротиворечивую интерпретацию самому феномену установки, то есть ее проявлениям в жизни человека. С другой стороны, встраивание установки в деятельность лишает ее той основополагающей и определяющей роли в жизни человека, которую на теоретическом уровне приписывал ей Узнадзе»12.

Асмолов выделяет четыре вида, или уровня, установки: смысловая, целевая и операциональная установки и уровень психофизиологических механизмов-реализаторов установки в деятельности.

Смысловую установку Асмолов определяет, как «форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности»13, функцией которой является стабилизация деятельности, выбор тех или иных целей, соответствующих мотиву деятельности.

Таким образом, смысловая установка выступает в роли фильтра по отношению к установкам нижележащих уровней – целевой и операциональной установкам.

Смысловые установки могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми, а их смена возможна только при изменении мотива. Процесс целеобразования приводит к возникновению целевой установки.

Под целевой установкой понимается готовность субъекта совершить то, что сообразно стоящей перед ним цели, то есть осознанно предвосхищаемому результату действия. Такая установка возникает после принятия определенной задачи и выполняет функцию стабилизации действия. Целевая установка феноменологически проявляет себя в условиях объективации: «при резком нарушении действия или изменении ситуации, в которой развертывается действие, целевая установок (мотивационных, познавательных, перцептивных) и терминологии, используемой для их обозначения в отечественных и зарубежных исследованиях, в определенной мере осложняет интеграцию результатов различных исследований и сопоставление установки с другими феноменами»
14.

Наиболее важными для сопоставления с неосознаваемым семантическим праймингом представляются следующие описанные в теории установки особенности установки как состояния:

  • «возможность фиксации установки в серии последовательных опытов, сохраняющих неизменным подлежащее фиксации отношение;

  • фиксированные установки разворачиваются в виде готовых действий, будучи запущены подходящей ситуацией, условиями;

  • установки сохраняются потенциально неограниченное время;

  • несводимость установок к перцептивным и интеллектуальным схемам (в то же время вопрос о формах хранения установок и их актуализации в этом случае остается открытым);

  • возможность выделения различных видов установок – смысловых, целевых, операциональных – в соответствии со структурой деятельности;

  • личностная отнесенность установок (по крайней мере, смысловых и целевых)»15.

Вслед за Узнадзе В.Г. Норакидзе (1983) выделяет два вида установок: первичную и фиксированную16. Ш.А. Надирашвили обозначает их как «актуально-моментальная» и «диспозиционно-подкрепленная» установка, соответственно17.

Первичная установка появляется вместе с активностью субъекта в ситуации удовлетворения потребности и «сама снимает себя» после того, как потребность оказывается удовлетворена. При этом постулируется, что первичная установка определяет ход течения явлений сознания, никогда не вступая в его пределы.

Фиксированная установка возникает на основе многократного повторения и вследствие этого упрочения первичной (актуальной) установки. При появлении условий, в которых установка была выработана, она запускает именно то действие, в котором она ранее была зафиксирована, независимо от того, адекватно это действие ситуации или нет. Надирашвили отмечает, что «установка может мешать установка выступает в виде системных персевераций, ошибок и тенденции к завершению прерванного действия, как момент регуляции действия»18.

Последуем за Д.Н. Узнадзе и попытаемся разобраться, как возникает установка, какую роль она играет в психической деятельности.

В случае если установку позволительно именовать функцией, то это будет функция моторного характера. Установка проявляется при содействии индивидумасо средой, при «встрече» необходимости с обстоятельствами её удовлетворения; на основе установки, выражающей положение всего субъекта как такового, работа же имеет возможность быть активизирована кроме участия человеческих волевых и эмоциональных актов.


Мы знаем, что установки телятся на 2 типа: осознаваемые и неосознаваемые.

К осознаваемым установкам относят:

1) Смысловые установки – выражают проявляющееся в деятельности отношение личности к объектам, имеющим личностный смысл. Они содержат такие составляющие как:

  • Информационный – взгляды на мир и образ того, к чему человек стремится.

  • Эмоционально-оценочный – антипатии и симпатии к весомым объектам.

  • Поведенческий – готовность осуществлять действие по отношению к объекту, имеющему личностное значение.

Функции же таковы:

  • Функция инструментальная: с их поддержкой индивидум приобщается к системе общепризнанных мерок и ценностей предоставленной социальной среды.

  • Функция самозащиты: они могут помочь сберечь статус-кво личности в напряжённых обстановках.

  • Функция ценностно-экспрессивная: они способствуют возможности самоутверждения личности.

  • Функция познавательная: они сводятся к тяге личности привести в систему содержащиеся в их смыслы личных познаний, общепризнанных мерок или же ценностей.

Такие установки, со временем, переходят в разряд свойств характера. В отличие от целевых и операциональных установок, изменяющихся в ходе изучения под влиянием речевых воздействий, руководств, их их перемена всякий раз обосновано переменой самой работы субъекта19.

2) Установки целевые – данный вид установок вызывается целью и определяет устойчивый характер протекания действия. При прерывании действия они проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия.

3) Установки операциональные – появляются в ходе решения задачи на базе учёта условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в сходных ситуациях. Они обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и пр.

Неосознаваемые установки. Для данного вида установок характерно проявление двух иллюзий:

1) Иллюзии контрастной.

2) Иллюзии ассимилятивной20.

Понятие «установка» заняло в психологии важное место, так как явления установки составная часть практически всей сферы психической жизни человека.

Состояние готовности, или установка, имеет принципиальное функциональное значение. Человек, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, то есть более эффективно, чем неподготовленный. Однако установка может сработать ошибочно и, вследствие этого, оказаться не соответствующей реальным обстоятельствам. В такой ситуации мы становимся заложниками собственных установок.