Файл: Литература 22 Выводы к параграфу и по главе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Метод Сократа предупреждает ненужные споры. Когда собеседник вас не понимает, хочется ему втолковать, интонации становятся более давящими и напряженными. Но если вы собьетесь на монолог и начнете давить, скорее всего, вы столкнетесь с сопротивлением и проиграете. Монолог, как форма убеждения – прост, но малоэффективен, Диалог труднее, но продуктивнее.

2. Техника «за» и «против». Эта техника используется тогда, когда есть какая-то мешающая автоматическая мысль, в которую человек очень верит. Суть техники проста: каждый раз, когда в ситуации автоматом фиксируется мешающее убеждение, на него приводятся и выписываются в блокнот аргументы «за» и «против». Каждый раз, когда пункт в колонке написан, можно задавать вопрос: «Что еще?». Он поможет взглянуть на ситуацию более критично и увидеть в ней взаимосвязи, не зависящие от привычных оценок себя.

3. Когнитивный континуум. Техника используется, когда клиент негативно оценивает ситуацию, например: «это катастрофа», или дает негативную оценку себе, например: «я неудачник». Когнитивный континуум можно создать разными способами. В диалогах ниже я наглядно проиллюстрировал, как проводится каждый из двух способов выполнения техники. В первом примере клиент негативно оценивает ситуацию, а во втором – себя. Техника «Когнитивный континуум» позволяет клиенту увидеть, что кроме крайних границ: «хорошо или плохо», «справился или не справился», существуют различные градации этих понятий. Способность видеть градации – навык, который помогает клиентам смотреть на происходящее в перспективе, не впадать в крайности, более рационально относиться к различным жизненным обстоятельствам и проще справляться с ними.

4. Поведенческий эксперимент – это запланированные экспериментальные действия для проверки обоснованности убеждения. Они представляют собой упражнение по сбору информации, цель которого – проверить точность убеждений человека (о себе, других и мире) или проверить новые, более адаптивные убеждения. Использование поведенческих экспериментов в когнитивно-поведенческой терапии отражает роль, которую эксперименты играют в других областях науки: эксперименты используются для сбора доказательств, с помощью которых можно проверить теорию.

5. Техника десенсибилизации. Одна из психотерапевтических техник, которая заключается в том, что специалист поэтапно снижает чувствительность к триггерам. Например, если у пациента арахнофобия, то ему сначала предлагают представить пауков, затем демонстрируют их фотографии, а в финале показывают живых членистоногих. За счет этой практики мозг учится справляться со страхом и тревожностью.


6. Техника атаки стыда. Эти упражнения Альберт Эллис планировал для того, чтобы человек, который делает их, чтобы убедиться, что их ценность неизменна. Кем бы мы ни были, как бы мы ни действовали, наша ценность всегда останется прежней. Такое мышление позволяет нам жить намного свободнее. Мы живем в соответствии с нашими потребностями и убеждениями, независимо от того, принимает или не принимает нас окружающая среда.

7. Декатастрофизация. Достаточно часто люди боятся выглядеть нелепыми и смешными в глазах своих друзей, сослуживцев, одноклассников, сокурсников и т.п. Однако существующая проблема «выглядеть нелепым» идет дальше и распространяется на незнакомых людей, т.е. человек боится быть высмеянным продавцами, попутчиками в автобусе, мимо идущими прохожими. Постоянный страх заставляет человека сторониться людей, подолгу запираться в комнате. Такие люди выбиваются из социума и становятся нелюдимыми одиночками, чтобы негативная критика не нанесла ущерб его личности. Суть ее, поставить под сомнение те последствия, которые ждут человека в случае провала. Человек осознает насколько его фантазии далеки от действительности, а также становится морально подготовлен к «плохому исходу», однако неприятных переживаний становится заметно меньше39.

8. Реструктурирование ранних воспоминаний. Одна из таких техник – ролевая игра, то есть моделирование определенных событий или взаимоотношений с целью помочь пациенту переосмыслить травмирующий опыт. В следующем примере терапевт побуждает пациентку пересмотреть значение раннего события, которое имеет отношение к текущей травмирующей ситуации. Существует другая техника, в которой для реструктурирования ранних воспоминаний используется сила воображени. Эта техника гештальт-терапии была адаптирована к когнитивной терапии специально для изменения глубинных убеждений. Терапевт побуждает пациента вновь пережить раннее травмирующее событие, которое, как предполагает терапевт, способствовало возникновению, закреплению или существованию глубинного убеждения.

Таким образом, коррекция иррациональных установок как динамического феномена, который отражается на поведенческом уровне, требует не только работы с терапевтом, но и постоянного контроля со стороны самой личности, который можно осуществить только при наличии знаний о них.


Выводы по главе 1



Таким образом, понятие «установка» заняло в психологии важное место, так как явления установки составная часть практически всей сферы психической жизни человека. Установка личности – это занятая ее позиция, настрой на определенное поведение. Наши ценности и позиции формируются под влиянием ценностей и позиций других людей, окружающего мира. Для того, чтобы установки человека играли более эффективную роль в предсказании его поведения, необходимо свести до минимума влияние окружающей среды.

Иррациональная установка – утверждение, истинность которого невозможно доказать логически и которое формируется на основе социальных норм и правил. Иррациональная установка имеет иерархическую структуру, которая формируются на протяжении всей жизни человека, и, в целом, образуя ценностно-смысловую сферу и мировоззрение личности. Иррациональная установка представляет фиксированное, устойчивое и ригидное образование личности, обеспечивающее стабильность направленности в деятельности, представлениях о себе и мире, поведении.

Существует множество методов и техник коррекции иррациональных установок, ключевыми из которых являются методы когнитивно-ориентированного подхода А. Эллиса и А. Бека. Данный вид психотерапии предлагает комплексный подход к решению личностных проблем. Достигнутый эффект распространяется на все сферы жизни. После терапевтического курса человек является для себя личным психологом: самостоятельно выявляет деструктивные утверждения, анализирует поведение, контролирует эмоции.


Литература




  1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. - М., МГУ, 1979. 150 с.

  2. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии. // Социальная психология. Хрестоматия. / сост. Е.П.

  3. Бажин Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля [Текст] / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голыкина, А. М. Эткинд // Психол. журн. - 1984. Т. 5. № 3. С. 152-162.

  4. Бек А. Когнитивная психотерапия расстройств личности [Текст] / А. Бек, А. Фримен; с предисловием Д. Ковпака; [перевел с английского С. Комаров]. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2019. 447 с.

  5. Бек Дж. Когнитивная терапия: полное рук. / Дж. Бек. – Вильямс, 2006. 400 с.

  6. Белинская О.А. Тихомандритская. М., Аспект-Пресс, 2000. 393 с.

  7. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. - М.: Прогресс, 1987. 336 с.

  8. Голубева М.Г. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек: дис. … канд. психол. наук [Текст] / М. Г. Голубева: Астраханский гос. ун-т. – Астрахань: [б.и.], 2016. 191 с.

  9. Ежов Н.Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н. Н. Ежова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. 314 с.

  10. Зайцева О.И. Использование когнитивной ориентации при измерении социальной установки студента вуза на профессиональную мотивацию [Текст] / О. И. Зайцева // Социологические методы в современной исследовательской практике: Сборник статей, посвящённый памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского. – М.: НИУ ВШЭ, 2014. C. 427-428.

  11. Зимбардо Ф. Социальное влияние [Текст] / Ф. Зимбардо, М. М. Ляйппе. - СПб.: Питер, 2000. 427 с

  12. Иосебадзе Т.Ш. Система "человек - машина" [Текст]: (Анализ системы "Человек-блюминг"): Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. (963) / Тбил. гос. ун-т. - Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1972. 27 с.

  13. Исследования социальной установки в общей психологии [Электронный ресурс] // Psylist. Электр. дан. URL: http://psylist.net/ socpsy /00117.htm (дата обращения: 30.05.2023).

  14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 575 с.

  15. Мандель Б.Р. Современная психология массовых коммуникаций: история, теория, проблематика [Текст]: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б. Р. Мандель. - Москва; Берлин: Директ Медиа, 2016. 437 с.

  16. Надирашвили Ш.А. Закономерности формирования и действия установок различных уровней // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования / Под ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина. Тбилиси, Грузия:Мецниереба, 1978. С. 111-122.

  17. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: кн. 1: Основы общей психологии / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2000. 688 с.

  18. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности / В. Г. Норакидзе; АН ГССР, Ин-т психологии. - Тбилиси: Мецниереба, 1989. 307 с.

  19. Парфенова З.А.Методы психологического воздействия: учеб. пособие [Текст] / З.А. Парфенова; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Сиб. акад. гос. службы. - Новосибирск: СибАГС, 2014. 419 с.

  20. Петровский А.В. Теоретическая психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2001. 365 с.

  21. Понятие установки, ее структура и функции [Электронный ресурс] //

  22. URL: http://psyznaiyka.net/socio lichnost.html?id=28 (дата обращения: 30.05.2023).

  23. Узнадзе Д.Н. «Психология установки» / Д.Н. Узнадзе. - Издательский дом Питер. - 2001 С 4-11.

  24. Узнадзе Д.Н. Проблема внимания / Д.Н. Узнадзе // Психология. - 1947. Вып. 4. 23 с.

  25. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы исследования установки / Д.Н. Узнадзе // Психологические исследования. М., 1966.

  26. Узнадзе Д.Н. Теория установки / Д.Н. Узнадзе. М. — Воронеж, 1997. 448 с.

  27. Уотсон Дж. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 34-44.

  28. Фадеев П.В. Понимание социальной установки в различных научных дисциплинах / П.В. Фадеев // Теория и практика общественного развития. – 2013. № 8. 108 с

  29. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции: [Пер. с нем.] / Зигмунд Фрейд; [Коммент. М. Г. Ярошевского]. - Москва: Наука, 1989. 455 с.

  30. Хухорева А.В. Индивидуальные ценности в структуре сознания: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 [Текст] / А.В. Хухорева; [Место защиты: Нац. исслед. ун-т "Высш. шк. экономики"]. - Москва, 2011. 158 с.

  31. Шихирев П.Н. Современная социальная психология [Текст] / П Н. Шихарев. - М.: ИП РАН; КСП+; Академический Проект, 1999. 260 с.

  32. Эллис А. Гуманистическая психотерапия. Рационально-когнитивный подход. СПб.: СОВА; М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. 272 с. АПРЕЛЬ-ПРЕСС; ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. 272 с.

  33. Эллис А. Когнитивный элемент депрессии, которым несправедливо пренебрегают // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 1. С. 7-40.

  34. Kulpe О. Introduction to philosophy. - London: SWAN SONNENSCEIN & CO., Limited, New York: THE MACMILLIAN CO., 1897.


1 Узнадзе, Д.Н. Теория установки / Д.Н. Узнадзе. М. — Воронеж, 1997. 448 с.

2 Kulpe О. Introduction to philosophy. - London: SWAN SONNENSCEIN & CO., Limited, New York: THE MACMILLIAN CO., 1897.

3 Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции: [Пер. с нем.] / Зигмунд Фрейд; [Коммент. М. Г. Ярошевского]. - Москва: Наука, 1989. 455 с.

4 Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. - М.: Прогресс, 1987. 336 с.

5 Уотсон Дж. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 34-44.

6 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. С.291-293.

7 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. С.291-293.

8 Узнадзе, Д.Н. Проблема внимания / Д.Н. Узнадзе // Психология. - 1947. Вып. 4. 23 с.

9 Иосебадзе Т.Ш. Система "человек - машина" [Текст]: (Анализ системы "Человек-блюминг"): Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. (963) / Тбил. гос. ун-т. - Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1972. 27 с.

10 Надирашвили Ш.А. Закономерности формирования и действия установок различных уровней // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования / Под ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина. Тбилиси, Грузия: Мецниереба, 1978. С. 111-122.

11 Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: кн. 1: Основы общей психологии / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2000. 688 с.

12 Асмолов А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. - М., МГУ, 1979. 150 с.

13 Асмолов А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. - М., МГУ, 1979. 150 с.

14 Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии. // Социальная психология. Хрестоматия. / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандритская. М., Аспект-Пресс, 2000, с. 377.

15 Узнадзе Д.Н. «Психология установки» / Д.Н. Узнадзе. - Издательский дом Питер. - 2001. С. 4-11.

16 Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности / В. Г. Норакидзе; АН ГССР, Ин-т психологии. - Тбилиси: Мецниереба, 1989. 307 с.

17 Надирашвили Ш.А. Закономерности формирования и действия установок различных уровней // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования / Под ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина. Тбилиси, Грузия: Мецниереба, 1978. С. 111-122.

18 Надирашвили Ш.А. Закономерности формирования и действия установок различных уровней // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования / Под ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина. Тбилиси, Грузия: Мецниереба, 1978. С. 111-122.


19 Петровский А.В. Теоретическая психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2001. 365 с.

20 Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы исследования установки / Д.Н. Узнадзе // Психологические исследования. М., 1966.

21 Эллис А. Гуманистическая психотерапия. Рационально-когнитивный подход. СПб.: СОВА; М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. 272 с. АПРЕЛЬ-ПРЕСС; ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. 272 с.

22 Эллис А. Гуманистическая психотерапия. Рационально-когнитивный подход. СПб.: СОВА; М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. 272 с. АПРЕЛЬ-ПРЕСС; ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. 272 с.

23 Надирашвили Ш.А. Закономерности формирования и действия установок различных уровней // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования / Под ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина. Тбилиси, Грузия:Мецниереба, 1978. С. 111-122.

24 Бажин Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля [Текст] / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голыкина, А. М. Эткинд // Психол. журн. - 1984. Т. 5. № 3. С. 152-162.

25 Зимбардо Ф. Социальное влияние [Текст] / Ф. Зимбардо, М. М. Ляйппе. - СПб.: Питер, 2000. 427 с.

26 Исследования социальной установки в общей психологии [Электронный ресурс] // Psylist. Электр. дан. URL: http://psylist.net/ socpsy /00117.htm (дата обращения: 30.05.2023).

27 Зайцева О.И. Использование когнитивной ориентации при измерении социальной установки студента вуза на профессиональную мотивацию [Текст] / О. И. Зайцева // Социологические методы в современной

исследовательской практике: Сборник статей, посвящённый памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского. – М.: НИУ ВШЭ, 2014. C. 427-428.

28 Парфенова З.А.Методы психологического воздействия: учеб. пособие [Текст] / З.А. Парфенова; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Сиб. акад. гос. службы. - Новосибирск: СибАГС, 2014. 419 с.

29 Хухорева А.В. Индивидуальные ценности в структуре сознания: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 [Текст] / А.В. Хухорева; [Место защиты: Нац. исслед. ун-т "Высш. шк. экономики"]. - Москва, 2011. 158 с.

30 Шихирев П.Н. Современная социальная психология [Текст] / П Н. Шихарев. - М.: ИП РАН; КСП+; Академический Проект, 1999. 260 с.


31 Голубева М.Г. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек: дис. … канд. психол. наук [Текст] / М. Г. Голубева: Астраханский гос. ун-т. – Астрахань: [б.и.], 2016. 191 с.

32 Бек А. Когнитивная психотерапия расстройств личности [Текст] / А. Бек, А. Фримен; с предисловием Д. Ковпака; [перевел с английского С. Комаров]. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2019. 447 с.