Файл: Коллоквиум по теме 2 Требования профстандарта Педагог и фгос 44. 03. 01 Понятие профстандарт.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ильясова Рабият, 6002
Коллоквиум по теме 3.2 Требования профстандарта «Педагог» и ФГОС 44.03.01
-
Понятие «профстандарт», его назначение
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ)
В определении профессионального стандарта используется такое понятие, как «квалификация работника». Под квалификацией работника трудовое законодательство подразумевает уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника.
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
Цель применения профессионального стандарта педагога
-
Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка -
Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда -
Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях -
Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования
В трудовом кодексе РФ указано, что есть некоторые сферы деятельности, где профессиональные стандарты не обязательны. Однако при этом они касаются всех трудовых сфер, которые представлены в России. Учитывать требования профстандартов должны:
-
государственные и бюджетные учреждения; -
коммерческие организации; -
некоммерческие объединения; -
индивидуальное предпринимательство.
Профстандарты необходимы для регулирования профессиональных отношений. Чаще всего выделяют три варианта использования профстандартов на практике:
-
взаимодействие руководства с персоналом – это основной вариант использования документа, который предполагает создание рабочих инструкций и определение трудового процесса специалиста; -
составление образовательных программ для будущих специалистов – планируется, что в скором времени все образовательные учреждения будут соотносить свои учебные планы с данными документами. Таким образом работодатель изначально будет получать специалиста, который соответствует его требованиям, а практика «забудь все, чему тебя учили» останется в прошлом; -
ориентация на вызовы современности – как известно, профстандарты пришли на замену должностным инструкциям, которые уже давно устарели и отображали реальных требований. Предполагается, что профстандарты будут меняться в соответствии с реалиями.
-
Роль профстандартов в области образования
Профессиональные стандарты являются одним из механизмов, которые обеспечивают согласование требований к квалификациям рынка труда и сферы образования. В настоящее время действующее законодательство в области образования позволяет обеспечить учет позиции работодателей путем их прямого участия в разработке, экспертизе и реализации ФГОС профессионального образования.
Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. определило Правила участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального и высшего образования.
Эффективные профессиональные стандарты ориентированы на требования сегодняшнего дня, ближайшего и отдаленного будущего.
Профессиональный стандарт позволяет работодателям оценить и повысить профессионализм своих работников, активизировать их мотивацию, добиться повышения эффективности и качества труда, что, в конечном итоге, означает повышение производительности и рост прибыли. Работодателю профессиональный стандарт служит основой для:
-
выбора качественного персонала на рынке труда, поскольку он служит основой для определения критериев оценки при подборе и отборе персонала; -
обеспечения качества труда персонала; -
обеспечения профессионального роста персонала; -
поддержания и улучшения стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников; -
повышения мотивации персонала в своей организации; -
повышения эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а следовательно, высоких экономических результатов.
Профессиональный стандарт необходим и работникам, поскольку для них он является основой для:
- определения собственного профессионального уровня и направлений/задач профессионального обучения и совершенствования;
- эффективного функционирования на предприятии;
- обеспечения собственной востребованности на рынке труда, сокращения сроков поиска подходящей работы;
- карьерного роста и увеличения доходов.
Профессиональные стандарты необходимы и для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выборе форм и методов обучения в системе профессионального образования и внутрифирменного обучения персонала. Для органов управления образованием профессиональные стандарты создают возможность сформулировать реальные и измеримые результаты обучения в системе профессионального образования, планировать объемы и профили обучения.
-
Требования к педагогу по профстандарту «Педагог»
Источник - https://base.garant.ru/70535556/
Требования к образованию и обучению
Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;
Требования к опыту практической работы
Требования к опыту практической работы не предъявляются
Трудовые действия
Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной |
Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе |
Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования |
Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек |
Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника |
Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек |
Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе |
Необходимые умения
Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы |
Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания |
Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования |
Необходимые знания
Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов |
Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ |
Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий |
Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях |
Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования |
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
-
Понятия «компетенция», «компетентность»
«Компетенция» | «Компетентность» |
— знания, опыт, умения и подготовленность к их использованию — круг вопросов, в которых человек осведомлен — это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе обучения. | — всесторонние знания в определенной области — способность к осуществлению жизненного, реального опыта — потенциальная готовность браться за решение задач, постоянное обновление знаний и владение новой информацией для применения во всевозможных условиях — способность к выполнению какой-либо деятельности, в том числе речевой. |
Компетентность — совокупность личностных качеств учащегося (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.
Компетенция — отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность — владение, обладание обучаемым соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Можно сделать вывод, что общим для понятий «компетенция» и «компетентность» выступает деятельность, которая опирается на сочетание знаний, умений и опыта в соответствующей сфере профессиональной, творческой, политической, экономической, педагогической или иной деятельности.