Файл: Коллоквиум по теме 2 Требования профстандарта Педагог и фгос 44. 03. 01 Понятие профстандарт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ильясова Рабият, 6002

Коллоквиум по теме 3.2 Требования профстандарта «Педагог» и ФГОС 44.03.01


  1. Понятие «профстандарт», его назначение

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ)

В определении профессионального стандарта используется такое понятие, как «квалификация работника». Под квалификацией работника трудовое законодательство подразумевает уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника.

Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Цель применения профессионального стандарта педагога

  • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка

  • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда

  • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях

  • Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования

 В трудовом кодексе РФ указано, что есть некоторые сферы деятельности, где профессиональные стандарты не обязательны. Однако при этом они касаются всех трудовых сфер, которые представлены в России. Учитывать требования профстандартов должны:

  • государственные и бюджетные учреждения;

  • коммерческие организации;

  • некоммерческие объединения;

  • индивидуальное предпринимательство.

Профстандарты необходимы для регулирования профессиональных отношений. Чаще всего выделяют три варианта использования профстандартов на практике:


  • взаимодействие руководства с персоналом – это основной вариант использования документа, который предполагает создание рабочих инструкций и определение трудового процесса специалиста;

  • составление образовательных программ для будущих специалистов – планируется, что в скором времени все образовательные учреждения будут соотносить свои учебные планы с данными документами. Таким образом работодатель изначально будет получать специалиста, который соответствует его требованиям, а практика «забудь все, чему тебя учили» останется в прошлом;

  • ориентация на вызовы современности – как известно, профстандарты пришли на замену должностным инструкциям, которые уже давно устарели и отображали реальных требований. Предполагается, что профстандарты будут меняться в соответствии с реалиями.




  1. Роль профстандартов в области образования

Профессиональные стандарты являются одним из механизмов, которые обеспечивают согласование требований к квалификациям рынка труда и сферы образования. В настоящее время действующее законодательство в области образования позволяет обеспечить учет позиции работодателей путем их прямого участия в разработке, экспертизе и реализации ФГОС профессионального образования.

Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. определило Правила участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального и высшего образования.

Эффективные профессиональные стандарты ориентированы на требования сегодняшнего дня, ближайшего и отдаленного будущего.

Профессиональный стандарт позволяет работодателям оценить и повысить профессионализм своих работников, активизировать их мотивацию, добиться повышения эффективности и качества труда, что, в конечном итоге, означает повышение производительности и рост прибыли. Работодателю профессиональный стандарт служит основой для:

  • выбора качественного персонала на рынке труда, поскольку он служит основой для определения критериев оценки при подборе и отборе персонала;

  • обеспечения качества труда персонала;

  • обеспечения профессионального роста персонала;

  • поддержания и улучшения стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;

  • повышения мотивации персонала в своей организации;

  • повышения эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а следовательно, высоких экономических результатов.


Профессиональный стандарт необходим и работникам, поскольку для них он является основой для:

- определения собственного профессионального уровня и направлений/задач профессионального обучения и совершенствования;

- эффективного функционирования на предприятии;

- обеспечения собственной востребованности на рынке труда, сокращения сроков поиска подходящей работы;

- карьерного роста и увеличения доходов.

Профессиональные стандарты необходимы и для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выборе форм и методов обучения в системе профессионального образования и внутрифирменного обучения персонала. Для органов управления образованием профессиональные стандарты создают возможность сформулировать реальные и измеримые результаты обучения в системе профессионального образования, планировать объемы и профили обучения.


  1. Требования к педагогу по профстандарту «Педагог»

Источник - https://base.garant.ru/70535556/

Требования к образованию и обучению

Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;

Требования к опыту практической работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются

Трудовые действия

Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной

Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе

Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования

Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек

Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника

Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек

Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе



Необходимые умения

Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы

Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания

Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования


Необходимые знания

Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов

Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ

Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий

Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях

Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования




Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики



  1. Понятия «компетенция», «компетентность»


«Компетенция»

«Компетентность»

— знания, опыт, умения и подготовленность к их использованию

— круг вопросов, в которых человек осведомлен

— это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе обучения.

— всесторонние знания в определенной области

— способность к осуществлению жизненного, реального опыта

— потенциальная готовность браться за решение задач, постоянное обновление знаний и владение новой информацией для применения во всевозможных условиях

— способность к выполнению какой-либо деятельности, в том числе речевой.

Компетентность — совокупность личностных качеств учащегося (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.

Компетенция — отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность — владение, обладание обучаемым соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Можно сделать вывод, что общим для понятий «компетенция» и «компетентность» выступает деятельность, которая опирается на сочетание знаний, умений и опыта в соответствующей сфере профессиональной, творческой, политической, экономической, педагогической или иной деятельности.