ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Психология безопасности»
Группа 22П1715в
Студент
Д.А.Присяжная
МОСКВА 2023
Задание 1
Ощущение | Пространственная локализация, длительность, интенсивность, эмоциональный тон, скорость ощущения, устойчивость уровня чувствительности, точность ощущения, дифференцированость |
Восприятие | Предметность, целостность, константность, осмысленность, обобщенность, избирательность, точность, полнота, быстрота, объем |
Память | Точность, прочность, скорость, мобилизационная готовность, объем |
Представление | Полнота образа, точность образа, детальность образа, яркость, четкость |
Воображение | Новизна, оригинальность, тип и широта олицетворение образом |
Мышление | Гибкость, темп, быстрота, самостоятельность, экономичность, широта, глубина, последовательность, критичность. |
Внимание | Объем, распределение, переключение, концентрированность, устойчивость, интенсивность, оперативная подвижность |
Задание 2
Опросник личностный. Предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению.
Взрослый и детский варианты опросника Шмишека состоят из одинакового количества вопросов, имеют одинаковые типы акцентуаций личности и одинаковые методы обработки результатов. Различия между вариантами опросника только в формулировке вопросов, следовательно. Описание методики опросника и определение доминирующих акцентуаций характера одинаково как для взрослых, так и для детей с точностью до деталей.
Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты - стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических. Это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.
Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда оказала заметное влияние на разработку Патохарактерологического диагностического опросника.
Задание 3
Психологический анализ волевого процесса важен при решении вопроса о вменяемости и дееспособности, при квалификации особых состояний, имеющих значение для рассмотрения уголовных и гражданских дел, в том числе состояния физиологического аффекта, выявления способности человека оказывать сопротивление психологическому принуждению при вовлечении в противоправную деятельность, способности жертвы преступления оказывать сопротивление. Эмоциональные процессы — это психическая реакция на внутреннее или внешнее воздействие, выражающаяся в перестройке ритма деятельности как самой психики, так и всего организма. Эмоции содержат оценку явления, причем его частные черты не выделяются, эмоциональный отклик возникает на событие в целом. Эмоции выполняют регулирующую функцию — они перестраивают деятельность психики и организма для оперативного реагирования на изменившиеся условия. Активация нервной системы и прежде всего ее вегетативного отдела приводит к многочисленным изменениям в состоянии внутренних органов и организма в целом. Характер этих изменений показывает, что эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо (в благоприятных ситуациях) расслабление. Так, при опасности у человека возникает чувство страха, в кровь поступает гормон адреналин, при этом сужаются сосуды головного мозга и расширяются сосуды тела, обеспечивая мышцы большим количеством кислорода и питательных веществ. Состояние страха подготавливает организм к решительным действиям в экстремальных условиях.
Задние 4
Экстремальные ситуации: классификация психических явлений. Управление массовыми явлениями в экстремальных условиях.
Экстремальная ситуация (от лат. extremus – крайний) – совокупность
условий и обстоятельств, выходящих за рамки обычных, которые затрудняют или делают невозможной жизнедеятельность индивидов или социальных групп. Обычно это понятие используется как синоним чрезвычайной ситуации. Экстремальные ситуации – это наиболее сложные опасные ситуации, когда совпадают несколько неблагоприятных для человека условий и факторов риска. Экстремальные ситуации обычно требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил.
К экстремальным ситуациям (ЭС) относятся травмы на производстве, пожары, взрывы, дорожно-транспортные происшествия, а также обстоятельства, которые могут привести к травмам различной тяжести. Население должно быть готово реагировать на экстремальные ситуации, которые могут случиться с ним в течение жизни, потому что всегда есть
определенная вероятность несчастного случая. Поэтому необходимо заранее
предусмотреть меры по оказанию помощи тем, кто оказался в экстремальной
ситуации. В целях снижения негативного воздействия неблагоприятных
факторов, сохранения самообладания, выносливости, способности к
самопомощи необходимо проводить психологическую, физическую и другие
виды подготовки людей, которые могут оказаться в экстремальных ситуациях.
Экстремальные ситуации обычно связаны с небольшим количеством людей и
носят локальный характер.
Экстремальная ситуация (ЭС) представляет собой резкий, скачкообразный, сопровождаемый социально негативными явлениями переход системы (социальной, личностной, экологической и т.п.) в результате чрезмерного нарастания внутренней и (или) внешней напряженности из устойчивого и стабильного состояния в неустойчивое и нестабильное, угрожающее распадом данной системы.
Если в многоаспектной экстремальной ситуации выделить ее социальную составляющую, связанную с самоощущением индивидов и групп, оказавшихся в ней, то на первый план неизбежно выдвигается опасность, актуализирующая потребность самосохранения. Потребность же самосохранения оказывается неразрывно связанной с понятием риска, которое обозначает меру ожидаемого индивидом или группой лиц неблагополучия в случае неуспеха деятельности (авария, катастрофа и т.д.) самого данного субъекта или какого-либо другого, определяемую сочетанием вероятности чрезвычайной ситуации и степени ее неблагоприятных последствий.
Понятие «риск» в социальной технологии управленческой деятельности в экстремальных ситуациях конкретизируется в категориях «восприятие риска» и «допустимый риск». Именно последнее становится ключевой при разработке и реализации социальной технологии управления в экстремальных ситуациях. Обычно допустимый риск является тем пределом, за который не может заходить ни одно действие по управлению.
Задание 5
-
Депривация - В психологии под определением «депривация» подразумевают психологическое состояние, при котором привычная жизнь человека меняется. Обычно это происходит из-за невозможности удовлетворить свои желания или же в связи с изменившимися обстоятельствами. По мнению ученых депривация происходит лишь тогда, когда потребности не удовлетворяются на протяжении длительного времени.
-
Дистресс - Это происходит под действием адреналина и других сопутствующих гормонов. ... Дистресс (от англ. Distress) — горе, страдание, сильное недомогание, истощение. ... Изучением стресса занимались многие ученые и специалисты в области психологии. Специалисты выделяют несколько стадий стресса.
-
Ригидность — это черта личности, которая характеризуется сильным сопротивлением или неспособностью к изменению поведения, мнения или отношения.
-
Сопротивляемость — это реакция психики на глубинные внутренние изменения и значимые события. Оно соотносится с понятием психологической защиты с одной разницей: защита чаще срабатывает в ситуации стресса, а сопротивление — в ситуациях внутренней трансформации. Проще говоря, все мы сопротивляемся внутренним изменениям. -
Конформность — склонность индивида менять свое поведение под влиянием окружающих. -
Эмпатия – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания. -
Фрустрация - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям -
Психологический ресурс личности - набор качеств и умений человека, с помощью которых он может противостоять жизненным проблемам.
Задание 6
Зависимость (аддикция, англ. addiction – склонность, привычка) – навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера. Зависимость бывает физиологической (вызванная приемом химических веществ – наркотиков, алкоголя), и поведенческой (от азартных игр, шопинга, рискованного поведения и т.д.). Для всех видов зависимости характерны рост толерантности к активному веществу, из-за которой зависимый человек вынужден постоянно увеличивать дозу. Человек теряет контроль над употреблением активного вещества. Образ жизни зависимого человека специфичен, все большую роль в его жизни занимает употребление активного вещества (или деятельность, в которую он вовлечен – азартные игры, шопинг). Прекращение вызывает «синдром отмены», которое сопровождается раздражительностью, тревогой, тошнотой, болью и желанием принять психоактивное вещество, чтобы избавиться от негативных ощущений.
Методы коррекции аддиктивного поведения
Методы избавления от зависимостей бывают медикаментозными и психологическими. Медикаментозное лечение является частью избавления от химических зависимостей. Важно понимать, что без психотерапевтической работы лечение малоэффективно. Избавившись от соматических симптомов при отсутствии объекта зависимости, человек сталкивается с психологическим дискомфортом. Он будет вновь искать способ ухода от реальности. Для лечения алкоголизма иногда используют препараты, которые блокируют центры удовольствия при попадании алкоголя в организм. Человек действительно может перестать пить. Однако, здесь существует опасность перетекания алкоголизма в другую зависимость. Также возможно формирование психических расстройств. Только проработав причины зависимости, можно надеяться на положительный результат в лечении.
Существует версия, что истинная причина наркомании и алкоголизма не в формировании физиологической зависимости к веществу, а неустроенность собственной жизни. Употребление психоактивных веществ – самый доступный и быстрый способ достичь изменения сознания и почувствовать себя более счастливым. Медикаментозное лечение без работы над жизненными целями, мотивацией и без психокоррекции не только не принесет результатов, но и причинит страдания зависимому. Его лишат единственного смысла, при этом он не сможет заполнить образовавшуюся пустоту конструктивными мыслями и действиями.
Избавиться от нехимической зависимости можно методами психотерапии. Нужно быть готовым, что психотерапевтическое лечение – небыстрый процесс. Лишь последовательность и регулярность сеансов помогут зависимому вернуться к нормальной жизни. Срок лечения определяется индивидуально. Если имеются сопутствующие психические расстройства, необходима консультация врача-психиатра.
Примерная схема работы с психологическими зависимостями:
-
Сбор анамнеза для выявления первых предпосылок зависимости, проведение диагностики. -
Работа с причинами, побудившими повторно прибегнуть к объекту зависимости. -
Осознание проблемы пациентом. -
Психотерапевтическая работа. -
Реабилитация или заключительная часть – это поддержка зависимого после прохождения курса психотерапии. -
Важная роль отведена семье и близким людям. Их поддержка во многом способствует благополучному избавлению от зависимости. На семейной терапии родственников обучают правильному взаимодействию с зависимым человеком.