ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды психотерапии при работе с зависимостями
-
Поведенческая терапия.
Это обучение новым моделям поведения, которые будут приемлемы в уже знакомых человеку ситуациях. Отработка стратегий отказа и избегания ситуаций, провоцирующих аддиктивное поведение.
-
Когнитивная терапия.
Это работа над изменением способов мышления. В ней происходит анализ ситуаций, в которых запускалось аддиктивное поведение. Вместе с психотерапевтом человек заново проживает эти моменты и ищет точку, с которой начинался запуск привычных действий. После обнаружения этой точки отрабатывается другое, верное решение, после которого ход событий мог бы измениться.
-
Расслабляющая терапия.
Эта терапия направлена на борьбу со страхами и депрессивными проявлениями. Как правило, она сопровождает основную терапию, поскольку в её процессе человек сталкивается с травмирующими воспоминаниями. Поддержание устойчивого психического состояния крайне важно при психотерапевтической работе с зависимыми людьми.
Программы самопомощи.
Сюда входят группы поддержки, групповая терапия, чтение литературы по теме, наставники из числа успешно вылечившихся и т.д.
Программы самопомощи применяются после прохождения всех этапов лечения. Некоторые люди посещают групповую терапию не один год.
Профилактика аддиктивного поведения
Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика – это меры, направленные на предотвращение возникновения аддиктивного поведения. Это работа с психологом (при наличии личностных проблем), расширение круга интересов, отсутствие зависимых личностей в круге общения и здоровые отношения в семье.
Вторичная профилактика – предотвращение повторных эпизодов аддиктивного поведения. Она включает те же меры, что и первичная, но на этом этапе уже могут подключаться узкие специалисты (психиатр, нарколог и т.д.).
Третичная профилактика – это поддержка вылечившихся людей. В ней обязательны профилактические посещения специалистов для учета состояния.
Проведение первичной профилактики целесообразно с подросткового возраста. Многие аддикции формируются именно в этот период. Подростки наиболее подвержены как химическим, так и психологическим зависимостям из-за личностной незрелости.
Проведение своевременной профилактики аддиктивного поведения поможет человеку в полной мере реализовать свой потенциал и успешно социализироваться. Лечение зависимостей – сложный многоуровневый процесс, поэтому предупредить аддикцию гораздо легче, чем избавиться от неё.
Задание7
Долги по учебе – жизненно важно, уже произошло, поддается контролю.
Отсутствие работы – жизненно важно, вызывающие стресс, поддается контролю.
Кредиты – жизненно важно, уже произошло, поддается контролю.
Плохое поведение младшего брата – обычные неприятности, вызывает стресс, не всегда поддается контролю.
Поругалась с мужем – обычные неприятности, уже произошло, не поддается контролю.
Задние 8
Ситуация | Мысли | Чувства | Действия | Поведение |
Переезд в другой город. | Не могу найти достойное жилье. Достойную работу. Страшно, что не найду жилье, останусь совершенно одна. | Страх, раздражение, паника, стыд | Смотрю объявления о вакансия, считаю какая сумма заработной платы мне необходима. Ищу работу рядом с домом. Зарегистрировалась на сайте знакомств, чтоб найти друзей. | Успокоилась. Начала искать решение данной ситуации. |
Задание 9
Задание 10
Социально-психологический климат – это комплексное эмоционально-психологическое состояние профессионального коллектива, отражающее степень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности, выражает общий настрой и степень удовлетворенности работников организацией личного труда, отношениями с другими сотрудниками и общим уровнем организованности в организации или коллективе. Для оздоровления социально-психологического климата необходимо применить ряд организационных и социально-психологических приемов.
Организационные приемы предполагают:
1) приглашение профессионального психолога. Этот шаг диктуется простыми соображениями: если человек почувствовал себя больным, он обращается к врачу; если преподаватели пришли к выводу, что в студенческой группе сложился нездоровый социально-психологический климат, необходимо обратиться к специалисту;
2) проведение конкретного эмпирического исследования с целью определения причин неблагоприятных взаимоотношений студентов в группе;
3) информирование администрации учебного учреждения и педагогов-предметников о результатах исследования (на собрании, совещании и пр.);
4) принятие коллективного решения об устранении объективных факторов, негативно влияющих на климат;
5) контроль за реализацией коллективного решения и состоянием социально-психологического климата.
Социально-психологические приемы опираются на результаты проведенного исследования и предполагают в основном следующее:
• определение неформальной структуры группы, выявление лидера и его роли в группе. Необходимо дать ответ на вопрос о том, направлена ли деятельность лидера на благородные цели - защита интересов членов своей группы, создание благоприятного климата, повышение уровня развития группы, или, напротив, лидер преследует эгоистические цели - повышение своего статуса, престижа в ущерб интересам группы;
• определение уровня развития группы, социально-психологическая коррекция групповых процессов и состояний;
• определение причин конфликтов в группе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
• коррекция формальной и неформальной структуры группы (например, посредством перевыборов формального лидера - бригадира, старосты группы);
• Социально-психологическая коррекция взаимоотношений в студенческом коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).
Задание 11
Суицидальное поведение - это проявление человеком суицидальной активности. Встречается как в норме, так и при психопатиях.
Суицид - осознанное лишение самого себя жизни, намеренное самоубийство, самоповреждение с летальным исходом.
Причин суицидов несовершеннолетних множество. Хотя эксперты и выявили более 800 причин, до 40% самоубийств подростки совершают по неизвестным причинам. Среди выявленных причин суицида подростков доминируют страх перед наказанием, переживания, душевные огорчения.
Виды суицидов:
-
Демонстративно-шантажный суицид. -
Аффективный суицид. -
Истинный (спланированный) суицид.
Виды суицидального поведения:
-
Демонстративно-шантажное суицидальное поведение. -
Аффективное суицидальное поведение. -
Истинное (спланированное) суицидальное поведение
Если человек попадает под влияние суицидальных мыслей в «суицидальную воронку», ему, как правило, без помощи извне невозможно самостоятельно «выйти из сумрака».
Признаки суицидального поведения:
-
Разговоры и мысли о самоубийстве -
Депрессия - спутник суицидального поведения -
Чрезмерное или неуместное ощущение вины -
Частое/внезапное употребление спиртного/наркотиков -
Высокая тревожность - или замирание, пассивность -
Покупка или доступность средств увечия (особенно – оружия) -
Проблемы со здоровьем, внезапная инвалидизация -
Поиск информации о самоубийстве в интернете.
Методы работы с людьми данной проблемы:
КВАДРАТ ДЕКАРТА.
Цель: анализ вариантов разрешений кризисной ситуации, выбор оптимального варианта.
Это простая техника принятия решений. Суть заключается в том, что нужно рассмотреть ситуацию, ответив на 4 вопроса.
Квадрат Декарта» помогает прояснить последствия каждого решения. Дело в том, что в ситуации, требующей решения, мы часто зацикливаемся на одной позиции: что будет, если это произойдет? С помощью же «квадрата Декарта» мы рассматриваем одну и ту же ситуацию с 4 разных сторон.
В случае суицидального поведения подростка вопросы ориентировать на то, что произойдет или не произойдет, если подросток совершит самоубийство.
Очень продуктивной получается работа с использованием метафорических ассоциативных карт: подросток выбирает в открытую карты, соответствующие данному вопросу, и раскладывает их по четырем секторам квадрата Декарта. Затем подробно рассказывает все плюсы и минусы. Как правило, в процессе работы отношение к задуманному у него радикально меняется.
ТЕХНИКА ПЕРЕПРОСМОТРА ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ
по Валерию Синельникову
Цель: позитивный пересмотр негативных ситуаций.
АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ ЮНГА
Цель: самокоучинг – методика для раскрытия внутреннего потенциала, работа над разрешением проблемы в трудной жизненной ситуации.
Очень много различных методик, мы можем найти на просторах сети интернет.
Задание 12
1 д
2 а
3 и
4 б
5 б
6 в
7 а,б
8 г
9 е
Задание 13
Есть 4 стадии/формы развития расстройства:
-
Острый кризис
Человек переживает или только что пережил травмирующую ситуацию. Он находится в состоянии шока и может переживать следующие реакции:
Интенсивный страх или оцепенение
Дереализация («этого не было», «это был сон», «это не было реальным»)
Деперсонализация (ощущение себя как стороннего наблюдателя травмирующего события, перенос на другого человека − «это случилось не со мной»)
Стыд и отвращение к себе (характерно для жертв насилия)
Психологическая уязвимость (например, человек очень зависит от слов и советов окружающих, становится очень ранимым)
Психосоматические симптомы (тошнота, рвота, головокружение, потеря аппетита)
Наиболее остро эти симптомы ощущаются на протяжении 48 часов, но могут наблюдаться и до 3 месяцев, в зависимости от тяжести травмы – и в этом случае врачи говорят об остром синдроме ПТСР.
А дальше – если не удалось справиться с психологической нагрузкой – расстройство переходит в хроническую или отсроченную форму.
Хроническая форма
Человек не смог справиться с психотравмирующим переживанием или подавить его. Он начинает анализировать случившееся, снова и снова возвращается к пугающим воспоминаниям. Нервная система пребывает в постоянной повышенной активности.
Для этой формы характерно постепенное нарастание симптомов – человек становится все более нервным и тревожным, у него может измениться характер и сфера интересов. У него постепенно развивается нервное истощение.
Хроническую форму ПТСР диагностируют, если симптомы расстройства присутствуют дольше 3 месяцев.
Отсроченная форма
В этом случае человек не смог пережить психотравму и «подавил» ее.
Так, для этой формы характерны различные виды амнезии – частичное или полное исчезновение воспоминаний о травмирующем событии или опыте.
Но под воздействием раздражителей («триггеров) воспоминания в какой-то момент возвращаются.
Об отсроченной форме говорят, если симптомы ПТСР внезапно проявились минимум через полгода после психотравмирующего события. Например, воспоминания могут вернуться и через 5, и через 10 и более лет.
Копинг - стратегии – это действия, которые совершает личность для того, чтобы справиться с трудными, эмоционально значимыми жизненными ситуациями, стрессами.
Способы совладения со стрессом копинг-механизмы, также могут носить адаптивный или деструктивный характер имеют плюсы и минусы в зависимости от ситуации.
Копинг- стратегий:
Конфронтация — противостояние сложившейся ситуации. Человек воспринимает проблему враждебно и сразу начинает интенсивно с ней бороться. Око за око, зуб за зуб.
Минусы: в ситуациях, требующих гибкости, например работа в коллективе или семейные отношения, индивидуум вместо того, чтобы вести себя сообразно ситуации воспринимает все в штыки и начинает противостоять.
При восприятии общества, как потенциально опасного объекта, конфронтация начинает занимать основное место в жизни. Человек забывает о контексте ситуации и начинает конфликтовать или спорить при любых обстоятельствах, действуя на опережение: «Нужно на всякий случай напасть, а то вдруг на меня нападут». Вероятно, Вы знаете людей, которые воспринимают любую полученную информацию в штыки, враждебно. Конфронтация наиболее свойственна подросткам в период эмансипации.