Файл: Психология безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Виды психотерапии при работе с зависимостями

  • Поведенческая терапия.

Это обучение новым моделям поведения, которые будут приемлемы в уже знакомых человеку ситуациях. Отработка стратегий отказа и избегания ситуаций, провоцирующих аддиктивное поведение.

  • Когнитивная терапия.

Это работа над изменением способов мышления. В ней происходит анализ ситуаций, в которых запускалось аддиктивное поведение. Вместе с психотерапевтом человек заново проживает эти моменты и ищет точку, с которой начинался запуск привычных действий. После обнаружения этой точки отрабатывается другое, верное решение, после которого ход событий мог бы измениться.

  • Расслабляющая терапия.

Эта терапия направлена на борьбу со страхами и депрессивными проявлениями. Как правило, она сопровождает основную терапию, поскольку в её процессе человек сталкивается с травмирующими воспоминаниями. Поддержание устойчивого психического состояния крайне важно при психотерапевтической работе с зависимыми людьми.

Программы самопомощи.

Сюда входят группы поддержки, групповая терапия, чтение литературы по теме, наставники из числа успешно вылечившихся и т.д.

Программы самопомощи применяются после прохождения всех этапов лечения. Некоторые люди посещают групповую терапию не один год.

Профилактика аддиктивного поведения

Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика – это меры, направленные на предотвращение возникновения аддиктивного поведения. Это работа с психологом (при наличии личностных проблем), расширение круга интересов, отсутствие зависимых личностей в круге общения и здоровые отношения в семье.

Вторичная профилактика – предотвращение повторных эпизодов аддиктивного поведения. Она включает те же меры, что и первичная, но на этом этапе уже могут подключаться узкие специалисты (психиатр, нарколог и т.д.).

Третичная профилактика – это поддержка вылечившихся людей. В ней обязательны профилактические посещения специалистов для учета состояния.

Проведение первичной профилактики целесообразно с подросткового возраста. Многие аддикции формируются именно в этот период. Подростки наиболее подвержены как химическим, так и психологическим зависимостям из-за личностной незрелости.

Проведение своевременной профилактики аддиктивного поведения поможет человеку в полной мере реализовать свой потенциал и успешно социализироваться. Лечение зависимостей – сложный многоуровневый процесс, поэтому предупредить аддикцию гораздо легче, чем избавиться от неё.


Задание7

Долги по учебе – жизненно важно, уже произошло, поддается контролю.

Отсутствие работы – жизненно важно, вызывающие стресс, поддается контролю.

Кредиты – жизненно важно, уже произошло, поддается контролю.

Плохое поведение младшего брата – обычные неприятности, вызывает стресс, не всегда поддается контролю.

Поругалась с мужем – обычные неприятности, уже произошло, не поддается контролю.

Задние 8

Ситуация

Мысли

Чувства

Действия

Поведение

Переезд в другой город.

Не могу найти достойное жилье. Достойную работу. Страшно, что не найду жилье, останусь совершенно одна.

Страх, раздражение, паника, стыд

Смотрю объявления о вакансия, считаю какая сумма заработной платы мне необходима. Ищу работу рядом с домом. Зарегистрировалась на сайте знакомств, чтоб найти друзей.

Успокоилась. Начала искать решение данной ситуации.



Задание 9


Задание 10

Социально-психологический климат – это комплексное эмоционально-психологическое состояние профессионального коллектива, отражающее степень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности, выражает общий настрой и степень удовлетворенности работников организацией личного труда, отношениями с другими сотрудниками и общим уровнем организованности в организации или коллективе. Для оздоровления социально-психологического климата необходимо применить ряд организационных и социально-психологических приемов.

Организационные приемы предполагают:

1) приглашение профессионального психолога. Этот шаг диктуется простыми соображениями: если человек почувствовал себя больным, он обращается к врачу; если преподаватели пришли к выводу, что в студенческой группе сложился нездоровый социально-психологический климат, необходимо обратиться к специалисту;

2) проведение конкретного эмпирического исследования с целью определения причин неблагоприятных взаимоотношений студентов в группе;

3) информирование администрации учебного учреждения и педагогов-предметников о результатах исследования (на собрании, совещании и пр.);



4) принятие коллективного решения об устранении объективных факторов, негативно влияющих на климат;

5) контроль за реализацией коллективного решения и состоянием социально-психологического климата.

Социально-психологические приемы опираются на результаты проведенного исследования и предполагают в основном следующее:

• определение неформальной структуры группы, выявление лидера и его роли в группе. Необходимо дать ответ на вопрос о том, направлена ли деятельность лидера на благородные цели - защита интересов членов своей группы, создание благоприятного климата, повышение уровня развития группы, или, напротив, лидер преследует эгоистические цели - повышение своего статуса, престижа в ущерб интересам группы;

• определение уровня развития группы, социально-психологическая коррекция групповых процессов и состояний;

• определение причин конфликтов в группе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;

• коррекция формальной и неформальной структуры группы (например, посредством перевыборов формального лидера - бригадира, старосты группы);

• Социально-психологическая коррекция взаимоотношений в студенческом коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).
Задание 11

Суицидальное поведение - это проявление человеком суицидальной активности. Встречается как в норме, так и при психопатиях.

Суицид - осознанное лишение самого себя жизни, намеренное самоубийство, самоповреждение с летальным исходом.

Причин суицидов несовершеннолетних множество. Хотя эксперты и выявили более 800 причин, до 40% самоубийств подростки совершают по неизвестным причинам. Среди выявленных причин суицида подростков доминируют страх перед наказанием, переживания, душевные огорчения.

Виды суицидов:

  • Демонстративно-шантажный суицид.

  • Аффективный суицид.

  • Истинный (спланированный) суицид.

Виды суицидального поведения:

  • Демонстративно-шантажное суицидальное поведение.

  • Аффективное суицидальное поведение.

  • Истинное (спланированное) суицидальное поведение

Если человек попадает под влияние суицидальных мыслей в «суицидальную воронку», ему, как правило, без помощи извне невозможно самостоятельно «выйти из сумрака».
Признаки суицидального поведения:

  • Разговоры и мысли о самоубийстве

  • Депрессия - спутник суицидального поведения

  • Чрезмерное или неуместное ощущение вины

  • Частое/внезапное употребление спиртного/наркотиков

  • Высокая тревожность - или замирание, пассивность

  • Покупка или доступность средств увечия (особенно – оружия)

  • Проблемы со здоровьем, внезапная инвалидизация

  • Поиск информации о самоубийстве в интернете.



Методы работы с людьми данной проблемы:
КВАДРАТ ДЕКАРТА.
Цель: анализ вариантов разрешений кризисной ситуации, выбор оптимального варианта.

Это простая техника принятия решений. Суть заключается в том, что нужно рассмотреть ситуацию, ответив на 4 вопроса.

Квадрат Декарта» помогает прояснить последствия каждого решения. Дело в том, что в ситуации, требующей решения, мы часто зацикливаемся на одной позиции: что будет, если это произойдет? С помощью же «квадрата Декарта» мы рассматриваем одну и ту же ситуацию с 4 разных сторон.
В случае суицидального поведения подростка вопросы ориентировать на то, что произойдет или не произойдет, если подросток совершит самоубийство.
Очень продуктивной получается работа с использованием метафорических ассоциативных карт: подросток выбирает в открытую карты, соответствующие данному вопросу, и раскладывает их по четырем секторам квадрата Декарта. Затем подробно рассказывает все плюсы и минусы. Как правило, в процессе работы отношение к задуманному у него радикально меняется.

ТЕХНИКА ПЕРЕПРОСМОТРА ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ

по Валерию Синельникову

Цель: позитивный пересмотр негативных ситуаций.

АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ ЮНГА

Цель: самокоучинг – методика для раскрытия внутреннего потенциала, работа над разрешением проблемы в трудной жизненной ситуации.

Очень много различных методик, мы можем найти на просторах сети интернет.
Задание 12

1 д

2 а

3 и

4 б

5 б

6 в

7 а,б

8 г

9 е

Задание 13
Есть 4 стадии/формы развития расстройства:

  • Острый кризис

Человек переживает или только что пережил травмирующую ситуацию. Он находится в состоянии шока и может переживать следующие реакции:

Интенсивный страх или оцепенение

Дереализация («этого не было», «это был сон», «это не было реальным»)

Деперсонализация (ощущение себя как стороннего наблюдателя травмирующего события, перенос на другого человека − «это случилось не со мной»)

Стыд и отвращение к себе (характерно для жертв насилия)

Психологическая уязвимость (например, человек очень зависит от слов и советов окружающих, становится очень ранимым)

Психосоматические симптомы (тошнота, рвота, головокружение, потеря аппетита)

Наиболее остро эти симптомы ощущаются на протяжении 48 часов, но могут наблюдаться и до 3 месяцев, в зависимости от тяжести травмы – и в этом случае врачи говорят об остром синдроме ПТСР.


А дальше – если не удалось справиться с психологической нагрузкой – расстройство переходит в хроническую или отсроченную форму.

Хроническая форма

Человек не смог справиться с психотравмирующим переживанием или подавить его. Он начинает анализировать случившееся, снова и снова возвращается к пугающим воспоминаниям. Нервная система пребывает в постоянной повышенной активности.

Для этой формы характерно постепенное нарастание симптомов – человек становится все более нервным и тревожным, у него может измениться характер и сфера интересов. У него постепенно развивается нервное истощение.

Хроническую форму ПТСР диагностируют, если симптомы расстройства присутствуют дольше 3 месяцев.

Отсроченная форма

В этом случае человек не смог пережить психотравму и «подавил» ее.

Так, для этой формы характерны различные виды амнезии – частичное или полное исчезновение воспоминаний о травмирующем событии или опыте.

Но под воздействием раздражителей («триггеров) воспоминания в какой-то момент возвращаются.

Об отсроченной форме говорят, если симптомы ПТСР внезапно проявились минимум через полгода после психотравмирующего события. Например, воспоминания могут вернуться и через 5, и через 10 и более лет.

Копинг - стратегии – это действия, которые совершает личность для того, чтобы справиться с трудными, эмоционально значимыми жизненными ситуациями, стрессами.

Способы совладения со стрессом копинг-механизмы, также могут носить адаптивный или деструктивный характер имеют плюсы и минусы в зависимости от ситуации.

Копинг- стратегий:

Конфронтация — противостояние сложившейся ситуации. Человек воспринимает проблему враждебно и сразу начинает интенсивно с ней бороться. Око за око, зуб за зуб.

Минусы: в ситуациях, требующих гибкости, например работа в коллективе или семейные отношения, индивидуум вместо того, чтобы вести себя сообразно ситуации воспринимает все в штыки и начинает противостоять.

При восприятии общества, как потенциально опасного объекта, конфронтация начинает занимать основное место в жизни. Человек забывает о контексте ситуации и начинает конфликтовать или спорить при любых обстоятельствах, действуя на опережение: «Нужно на всякий случай напасть, а то вдруг на меня нападут». Вероятно, Вы знаете людей, которые воспринимают любую полученную информацию в штыки, враждебно. Конфронтация наиболее свойственна подросткам в период эмансипации.