ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Плюсы: при столкновении с проблемой, человек не плывет по течению, а противостоит ей и занимает позицию действия.
Самоконтроль и стремление к подавлению эмоций.
Минусы: В ситуации, где необходимо проявить гнев и агрессию, человек ни как себе не проявляет, следовательно «нападавший» думает, что все хорошо и нет поводов для беспокойства и продолжает стратегию возвышения себя за счет других дальше. Например, директор компании унижает своего подчиненного, а тот ни как ему не отвечает, спокойно выполняя то, что ему говорят и не реагируя на оскорбления. В следующий раз директор будет знать, что ни чего плохого не будет сели оскорблять подчиненного и эта ситуация будет продолжаться. Опасность состоит в том, что, через несколько конфликтов агрессия накапливается и может вылиться в гипертрофированной форме, а оппонент не понимает почему он внезапно произошел ужасный конфликт. Следует сказать, что при прохождение различных курсов уверенности, человек может выдавать реакцию и на обстоятельства в которых нет прямой агрессии.
Плюсы: индивидуум не проявлять эмоции в агрессивной среде и следовательно окружение думает о нем как о спокойном человеке. При сдаче экзамена на водительские права ученик проявляет хладнокровность и невозмутимость и у инспекторов нет сомнений что он водит уверенно.
Поиск социальной поддержки и единомышленников
Для большего психологического комфорта необходимо социальное подкрепление, и понимание того, что мы не одни с этой проблемой, что всегда есть возможность положиться на близкого человека. Если нагрузка на личность велика, и один он с ней не в состояние справится, разумно решить проблему вдвоем или с несколькими близкими людьми. Тогда травматизация будет более равномерной. Выстроить дом одному вполне возможно, но нагрузка на одного, человека будет огромной, особенно если это необходимо сделать в короткие сроки. Бригада в 10 человек сделает это быстрее и успешнее. Индивидууму с социальной тревогой, будет сложно обратиться за помощью: «А что они подумают?», и поэтому он часто пытается справится с проблем самостоятельно, конечно тратит гораздо больше сил и времени.
Минусы: Данная позиция ведёт к несамостоятельности и желанию переложить ответственность на других или судьбу. Когда это становится стилем жизни, данный копинг может привести к тяжелым последствиям. Например, не сепарировавшийся сорокалетний «ребенок», привыкший всегда спрашивать у родителей, как поступать, по сути, живет не своей жизнью, а жизнью, которую ему диктует общество.
Плюсы: когда нам нужна поддержка близких, а у нас нет ресурса вынести все одному эта стратегия вполне уместна.
Бегство от проблемы.
«Если я не вижу проблемы, если я не в тревожной ситуации, следовательно ее нет, и решать ее не надо». Девушка, избегающая отношений с противоположным полом, рационализирует и объясняет это тем, что если она не выйдет замуж, то и проблем семейной жизни не будет. В данной логике присутствует такое когнитивное искажение, как ментальный фильтр, при котором отфильтровывается все позитивное и приятное, а фокус внимания сосредоточен только на настораживающем и негативном.
Минусы: при избегании проблемы она как таковая не решается. Кроме того, если это становится привычным решением, человек просто не озадачивается, а перекидывает решение на будущее, или благоприятное стечение обстоятельств, судьбу.
Плюсы: если в настоящий момент у человека нет энергии, сил или его решениями управляют эмоции, то преодоление проблемы лучше отодвинуть на более благоприятное время.
Планирование решения проблемы
В целом, казалось бы, эта стратегия верная, т.к. для правильного решения сложившейся ситуации необходимо планирование расчет. Однако тревожный человек, пытается проанализировать все до малейшего нюанса, а потому вязнет в проблеме еще больше. Рассматривание и анализ возможной проблемы. Определение порядка выполняемых действий. Для правильного анализа необходима емкость мышления, продуктивная тревога по существу дела. Например, чтобы сдать экзамен, продуктивным будет: подготовится, прийти вовремя, взять билет, подготовится и ответить. Это все, что зависит от человека, чтобы сдать экзамен. Непродуктивно будет думать о том, какой билет выберется, как посмотрит преподаватель, как отнесутся к этому одногруппники, какая погода будет и.т.д.
Минусы: иррациональные мысли, мысленная жвачка: «А сели так? А вдруг будет вот так?», которая не помогает, а напротив истощает человека.
Плюсы: при холодном безэмоциональном анализе, можно спроектировать четкую линию своих действий.
Положительная переоценка — оценка происходящего с точки зрения негативной визуализации. Рассматривание проблемы с точки зрения того, что бывает и хуже или, что могло случится более плохое. Например, если разбилась чашка с кофе, ни чего хорошего здесь, конечно, нет, но ресурсы для того, чтобы купить новую и налить кофе есть. Вам нужно выходить в понедельник на работу и Вам этого не очень хочется, во всяком случае у вас есть работа. Вспомните, ситуации в жизни, когда вам нужна была любая работа и Вы бы вышли на нее не только в понедельник, а и в выходной.
Минусы: поиск хорошего там, где хорошего то и нет. Оправдание себя в ситуациях, в которых необходимо действовать. Допустим: «У меня в квартире не убрано, но зато я творческий человек». Иногда в эту стратегию включаются неадекватные социальные сравнения: «Я конечно мало читаю и не эрудирован как Сергей, но за то я добрый».
Плюсы: использовать в ситуации, когда случившемуся придается чрезмерное эмоциональное значение: «Да машина сломалась, однако если я буду переживать сейчас по этому поводу она вновь не заработает так как надо. Кроме того, у меня есть машина, у меня есть силы исправить ситуацию. Кроме машины у меня есть дом и близкие люди, которые меня поддержат».
Принятие ответственности – понимание своей реальной роли в сложившейся ситуации, ответ на вопрос: «Что я конкретно могу сделать в этой ситуации? Что от меня не зависит и следовательно об этом думать не нужно»
Минусы: возможность необоснованной самокритики и принятия чрезмерной ответственности. К примеру, от молодой девушки муж злоупотребляет алкоголем и уходит к другой женщине. Девушка начинает само бичевать себя за это, думает: «Если бы я вела себя по-другому этого бы не произошло». Однако правильнее было бы спросить себя: «Что я могу сделать для своего будущего, если у меня есть потребность в близком человеке?» Вероятно, более ответственно подойти к выбору партнера.
Плюсы: возможность понимания личной роли в возникновении актуальных трудностей. Анализ ситуации с признанием собственных ошибок. Исправление ошибок с ориентацией на будущее.
Дистанцирование - от проблемы. Человек пытается посмотреть на проблему словно бы из-за матового стекла. Например, рассмотрение проблемы коронавируса или социальных потрясений, как происходящих где-то рядом, но не со мной. Поскольку объект не воспринимается как реальный, он лишается эмоциональной значимости и следовательно острота реакции на него не будет такой интенсивной.
Минусы: Отстранение от насущных проблем, обесценивание их значимости может привести к тяжелым последствиям. Например случайный и незащищенный сексуальный контакт, может привести к венерическим заболеваниям и СПИДу, если отстранится от понимания серьезности положения.
Плюсы: когда травматизация чрезмерная, и у человека не хватает адаптационных ресурсов, возможное отстранение будет полезным и не будет носить деструктивный характер. Например, выступление с большим и значимым для индивидуума докладом и реакцией людей. Если он будет несколько отстранённо смотреть за слушающими и представлять их безликой массой, справится с ситуацией будет значительно проще.
Стратегии совладение со стрессом необходимо использовать синтонно ситуации, однако это зависит от зрелости личности.
Задание 14
Считается, что в условиях воздействия на человека психической травмы (стресса) возникает альтернатива: либо в связи со стрессоустойчивостью и под влиянием методов психологической защиты человек остается психически и соматически здоровым, либо он заболевает неврозом или психосоматическим страданием.
Стресс опосредованно, через нервные и гуморальные механизмы, возбуждает те органы и системы, активация которых необходима для общего адаптационного синдрома, реализующего реакции «боевая тревога» и «битвабегство». Многие исследователи и клиницисты считают сердечно-сосудистую систему основным концевым органом стрессорной реакции. На втором месте по частоте находятся желудок и кишечный тракт, которые чаще всего реагируют на эмоции ярости и гнева.
В настоящее время представляется наиболее рациональным рассмотрение генеза психосоматических расстройств с позиций системно-структурного перехода, предусматривающего выделение четырех компонентов: 1) психологического компонента (особенности личности, психологической защиты на стресс); 2) корково-подкоркового компонента (особенности деятельности коры головного мозга, системы гипоталамус гипофиз - надпочечники, лимбической системы, ретикулярной формации и ствола мозга); 3) нейрогуморального компонента, включающего вегетативную нервную и эндокринные системы; 4) органного или системного компонента.
Выделение четырех компонентов механизма формирования психосоматических расстройств дает возможность проследить, как конфликт, взаимодействуя с личностью вначале на психологическом уровне, переходит на физиологический уровень, трансформируясь в патологию внутренних органов.
Задание 15
На уровне знаний:
-
знает основные алгоритмы поведения в целях предотвращения и в условиях ситуаций опасных или потенциально опасных для жизни и психологического здоровья -
основы психологического подхода к проблеме безопасности жизнедеятельности, объяснению психологических причин различных типов преступлений, манипуляций, псевдонаучных областей и других явлений, нарушающих безопасность человека, группы лиц, общества в целом; -
основные виды психологических угроз и способы их преодоления; -
основные механизмы появления психологических угроз
На уровне умений:
-
умеет анализировать и выделять психологические причины опасных для жизни психологического здоровья ситуаций и явлений; -
умеет вырабатывать наиболее эффективные подходы к решению подобных ситуаций с учетом понимания их психологических составляющих; -
умеет выявить психологические механизмы, лежащие в основе ситуаций и явлений, нарушающих безопасность
Способы психологической защиты личности, которые наиболее значимы для ее позитивного взаимодействия в социальных группах.
Вот классификация основных способов психологической защиты.
-
Отрицание
Это стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе.
-
Психологические защиты
Обобщенная оценка опасности информации производится при ее предварительном целостном восприятии и грубой эмоциональной оценке как «назревания чего-то нежелательного».
-
Подавление
Защита, проявляющаяся в забывании, блокировании неприятной, нежелательной информации либо при ее переводе из восприятия в память, либо при выводе из памяти в сознание.
-
Вытеснение
В отличие от подавления, вытеснение связано не с выключением из сознания информации о случившемся в целом, а только с забыванием истинного, но неприемлемого для человека мотива поступка. (Мотив — это побуждение к конкретной деятельности).
-
Рационализация
Это механизм защиты, связанный с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.
-
Реактивное образование
Это замена нежелательных тенденций на прямо противоположные.
-
Замещение
Это механизм психологической защиты от неприятной ситуации, в основе которого лежит перенос реакции с недоступного объекта на доступный или замена неприемлемого действия приемлемым. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью.
-
Ирония
В древнегреческом языке «ирония» означает «говорить ложь», «насмехаться», «притворяться». Ироник — это человек, «обманывающий с помощью слов».
Ирония — выразительный прием, противоположный выражаемой идее. Говорю противоположное тому, что подразумеваю. По форме хвалю, по сути порицаю. И наоборот: по форме уничижаю, по сути возвеличиваю, хвалю, «поглаживаю». В иронии мое «да» всегда означает «нет», а за выражением «нет» маячит «да».