ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комитет по образованию Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Оптико-механический Лицей»
21 4) нажмите клавишу Enter.
3. Создайте формулу для расчета рублевой цены в ячейке С5. Формула должна иметь вид =В5*Курс. Имена, как и ссылки, не обязательно набирать на клавиатуре, достаточно при вводе формулы щелкнуть кнопкой мыши на нужной ячейке.
4. Выполните автозаполнение для остальных ячеек столбца С и проверьте правильность результатов.
5. Сохраните книгу под именем Прайс
Задание 4.
Создайте еще одну таблицу начисления зарплаты, которая рассчитывается следующим образом:
1. для каждого сотрудника установлена месячная ставка, которую он получит, если отработает установленное количество рабочих дней;
2. если сотрудник отработал меньше дней, чем положено, то его зарплата рассчитывается так: =ставка*отработано_дней/рабочих_дней_в_месяце;
3. сумму налогов примите равной 13 %;
4. сумма к выдаче вычисляется как разность ячеек Начислено и Налоги;
5. сумму к выдаче для каждого сотрудника нужно перевести в доллары по курсу 35,5.
Пример таблицы показан на рис. В ячейки диапазона D5:G9 следует ввести соответствующие формулы
6. Чтобы не набирать всю таблицу, можете скопировать часть данных из созданной ранее книги Зарплата, а при сохранении таблицы присвоить ей имя Зарплата2.
Подсказка.
При составлении этой таблицы следует применить абсолютную адресацию для ячеек, в которых содержится количество рабочих дней и текущий курс доллара.
Комитет по образованию Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Оптико-механический Лицей»
22
Задание 5.
Самостоятельно создайте таблицу и решите одну из задач, приведенных ниже, применяя абсолютную адресацию.
1. Постройте таблицу, содержащую сведения о стоимости туристических путёвок в разные страны мира. Необходимо указать цену путёвок в долларах, затем применяя абсолютную адресацию привести в цену в рублях. Курс доллара возьмите 25,6 руб.
2. Постройте таблицу в которой рассчитайте, сколько денег заработал студент, если продавал газеты в течении недели и один экземпляр газеты стоит 12 руб.
3. В сельскохозяйственном кооперативе работают 10 рабочих. Оплата труда производится по количеству собранных овощей (в кг). 1 кг овощей стоит 20 руб.
Составьте таблицу, содержащую сведения о количестве собранных овощей каждым рабочим и об оплате рабочих.
4. 3 группы отправилась в путешествие. 1 группа проплыла 150 км на теплоходе, проехала 140 км на поезде и пролетела 100 км на самолете. 2 группа проплыла на теплоходе 100 км и проехала на поезде 120 км. 3 группа проехала на поезде 130 км и пролетела 200 км на самолете. Стоимость 1км на поезде – 50 руб., 30 руб. – на теплоходе и
100 руб. – на самолете. Сколько денег заплатила каждая группа за каждый вид транспорта и за все виды транспорта и все группы?
Контрольные вопросы
1) Как в Excel представляются и обрабатываются числа?
2) Какие существуют особенности ввода данных при использовании общего формата?
3) Как изменять представление чисел в ячейках?
4) Что такое формула? Каковы правила создания формул?
5) Когда нужно использовать автозаполнение формул? Какова последовательность выполнения этой операции?
6) Что такое относительная и абсолютная адресация ячеек?
Практическая работа № 4
Тема: Использование мастера функций в электронных таблицах для решения задач различных направлений профессиональной деятельности.
Цель занятия: выработать практические навыки использование мастера функций в электронных таблицах для решения задач Необходимое оборудование: сеть Интернет, ПК.
Теоретическая часть
Мастер функций
В Excel имеется множество встроенных функций, которые позволяют выполнять математические, экономические, научные и другие расчеты по заранее предопределенным формулам. При использовании функции в вычислениях следует записать ее имя, после чего в круглых скобках указать аргументы. Аргументы – это значения, которые используются в данной функции.
Формулу с функциями можно набрать вручную, однако удобнее использовать для этого специальный Мастер функций. Он запускается с помощью кнопки Формулы –
Вставить функцию которая находится в строке формул.
Работа Мастера функций включает два этапа: на первом этапе следует выбрать нужную функцию из списка, а на втором – указать аргументы выбранной функции.
Комитет по образованию Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Оптико-механический Лицей»
23
Группа Библиотека функций
Ошибки в формулах
При создании формул могут допускаться ошибки, в результате которых формула не даст результатов или полученные результаты будут неверными. Не стоит расстраиваться: ошибки совершают все, а квалификация пользователя в значительной мере определяется умением их исправлять.
Если вы сделаете синтаксическую ошибку в формуле, например, поставите лишние скобки, пропустите обязательный аргумент или знак препинания, то при попытке завершения ввода формулы появится предупреждение, подобное показанному на рис.
6.38. В этом случае следует проанализировать текст формулы и исправить ошибку или ввести формулу заново. Если Excel сможет точно определить место ошибки, то вместо предупреждения появится предложение исправить ошибку автоматически. Лучше не вводить функции вручную, а пользоваться Мастером функций – это значительно снизит вероятность возникновения ошибок.
Если при вычислении формулы Excel встретится с неразрешимой проблемой, то вместо результата в ячейке появится сообщение об ошибке. Стандартные сообщения об ошибках и пути их исправления приведены в табл. 6.5. Для получения подробной справки об ошибке выделите ячейку с ошибкой, щелкните на кнопке с восклицательным знаком, которая появится рядом с ячейкой, и выполните команду Справка по этой ошибке.
Если после ввода формул никаких сообщений об ошибках не появляется, это еще не значит, что получен правильный результат. Вы можете ошибиться в ссылке на ячейку или указать неверное арифметическое действие. Поиск подобных ошибок – сложная задача.
Для проверки правильности вычислений введите контрольные исходные данные и проверьте полученный результат. Желательно выполнить проверку при нескольких значениях исходных данных. Для проверки правильности формулы сделайте активной нужную ячейку и щелкните кнопкой мыши в строке формул. После этого все использующиеся в формуле ячейки и диапазоны будут выделены цветными рамками, и вы сможете визуально оценить правильность их использования, а также проанализировать текст формулы.
Сообщение об ошибке в формуле
Комитет по образованию Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Оптико-механический Лицей»
24
Визуального анализа текста формулы обычно достаточно для поиска большинства ошибок, а в особо запутанных случаях можно воспользоваться кнопками в группе Зависимости формул на вкладке Формулы. Нажимая последовательно кнопку
Влияющие ячейки, вы можете увидеть все ячейки, принимающие участие в вычислении значения в активной ячейке. Нажимая кнопку Зависимые ячейки, можно увидеть все ячейки, которые используют значение активной ячейки. С помощью кнопки Вычислить формулу можно запустить процесс пошагового вычисления формулы с наблюдением промежуточных результатов.
Логические функции в Excel
При расчетах часто приходится выбирать формулу в зависимости от конкретных условий.
Например, при расчете заработной платы могут применяться разные надбавки в зависимости от стажа, квалификации или конкретных условий труда, которые вычисляются по различным формулам. Создание такой расчетной таблицы может оказаться сложной задачей.
В таких случаях помогут логические функции, с помощью которых Excel выбирает одно из нескольких действий в зависимости от конкретных условий. Наиболее важная логическая функция ЕСЛИ записывается так:
ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина; значение_если_ложь).
Комитет по образованию Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Оптико-механический Лицей»
25
В логическом выражении функции ЕСЛИ могут использоваться числа, даты, ссылки на ячейки, а также знаки > (больше), < (меньше), = (равно), >= (не меньше), <= (не больше), <> (не равно). Функция ЕСЛИ выполняется следующим образом.
1. Вычисляется логическое выражение, которое может иметь одно из двух значений: ИСТИНАили ЛОЖЬ.
2. В зависимости от результата вычисления логического выражения функция возвращает один из двух возможных результатов, которые записаны в аргументах значение_если_истина изначение_если_ложь.
Практическая часть
Задание 1.
Решите задачу. Пусть на предприятии выплачивается надбавка к зарплате за стаж в размере 20 % для работников, имеющих стаж 10 и более лет. Пример расчетной таблицы приведен на рис., где показан процесс ввода формулы в ячейку D3 с использованием строки формул. В этой формуле используется логическое выражение C3>=10, чтобы определить право работника на надбавку. Если логическое выражение будет иметь значение ИСТИНА, то сумма надбавки рассчитывается по формуле B3*20%, в противном случае результат функции будет равен нулю.
Пример ввода логической функции ЕСЛИ
Для объединения нескольких условий в одно можно использовать логическую функцию И, которая возвращает значение ИСТИНА, если все входящие условия имеют значение ИСТИНА. Например, условие «значение ячейки A1 должно быть больше 5 и меньше 10» записывается так: И(A1>5;A1<10). Логическая функция ИЛИ возвращает значение ИСТИНА, если хотя бы одно входящее условие имеет значение ИСТИНА.
Другой способ постройки сложных логических выражений состоит в использовании вложений функции ЕСЛИ. Этот способ будет рассмотрен в следующей практической работе.
ПРИМЕЧАНИЕ
Количество вложений функции ЕСЛИ может достигать 64, что позволяет задавать сложные условия. Функция ЕСЛИ является аналогом условного оператора(if…then…else).
Заполните остальные ячейки автозаполнением и найдите Начислено всего, применяя команду Автосумма.
Задание 2.
Рассчитать надбавку за стаж по следующей шкале: до трех лет – 0; от трех до 10 лет – 10 %, 10 и более лет – 20 %.
Комитет по образованию Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Оптико-механический Лицей»
26
Для решения задачи нужно сформулировать словесный вариант решения. Он может звучать приблизительно так: «ЕСЛИ стаж меньше трех лет, то результат: 0, иначе
ЕСЛИ стаж меньше 10 лет, то результат: зарплата * 10 %, иначе результат: зарплата * 20
%. Необходимо использовать две функции ЕСЛИ, вторая из которых будет вложена в первую.
Последовательность выполнения
1. Создайте таблицу с исходными данными (см. рис.).
2. Сделайте активной нужную ячейку (в данном примере D3).
3. Выполните команду Формулы > Библиотека функций > Логические и выберите в списке функцию ЕСЛИ.
4. Введите аргументы функции. Следуя словесной формулировке решения, в поле
Лог_выражение введите условие С3<3, а в поле Значение_если_истина – число 0.
5. В поле Значение_если_ложь следует создать вложенную функцию ЕСЛИ. Для этого установите курсор в указанное поле и выберите функцию ЕСЛИ из раскрывающегося списка в строке формул (рис.).
Вставка вложенной функции
6. Укажите аргументы второй функции. Согласно словесной формулировке они будут такие: Лог_выражение – С3<10; Значение_если_истина – В3*10%;
Значение_если_ложь –В3*20%.
7. Нажмите кнопку ОК и проверьте результат работы формулы при различных исходных данных. Если все было сделано правильно, формула в ячейке D3 должна быть такой: =ЕСЛИ(СЗ<3;0;ЕСЛИ(СЗ<10;ВЗ*10%;ВЗ*20%)). Эта формула приведена только для проверки, и вводить ее вручную настоятельно не рекомендуется – это нужно сделать описанным выше способом с помощью Мастера функций.
8. Выполните автозаполнение созданной формулой остальных ячеек столбца D и рассчитайте значения для столбца Е. Проверьте правильность работы созданных формул и сохраните таблицу под именем Надбавка за стаж.
Задание 3.
Самостоятельно решите одну из задач путем построения электронной таблицы, применяя функцию ЕСЛИ. Исходные данные для заполнения подобрать самостоятельно.
1. В таблице исходные данные: фамилия, возраст и рост учащегося. Сколько учащихся могут заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают детей с ростом не менее 160 см и возраст не должен превышать 13 лет?
Комитет по образованию Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Оптико-механический Лицей»
27 2. 10 спортсменов принимает участие в соревнованиях по 5 видам спорта.
По каждому виду спорта спортсмен набирает определенное количество очков.
Спортсмену присваивается звание мастера, если он набрал в сумме не менее 100 очков.
Контрольные вопросы
1) Как создавать различные формулы с помощью кнопки Автосумма?
2) Какая разница между абсолютными и относительными ссылками на ячейки?
3) Какие преимущества дает использование имен для ячеек и диапазонов?
4) Что такое функция, аргументы функции?
5) Как вводить функции с помощью Мастера функций?
6) Что представляют собой логические функции; как выполняется функция ЕСЛИ?
7) Какие ошибки могут возникнуть при расчетах и как их исправлять?
Практическая работа № 5
Тема: Графическое представление данных в Excel. Создание документов в табличном
процессоре Microsoft Excel.
Цель занятия: Построение графиков и диаграмм по табличным данным. Необходимое оборудование: сеть Интернет, ПК.
Теоретическая часть
Откройте табличный процессор Microsoft Excel ( Пуск–>Все программы–> Microsoft
Office–> Microsoft Office Excel). 84 Введите с клавиатуры таблицу
В этой таблице строка1 содержит текстовые данные, остальные ячейки содержат числовые данные, по которым собственно и строится диаграмма. Выделим ячейки
В2:Е4, нажимаем Вставка–>График–>Выбирать первый образец. Получится диаграмма:
Диаграмму можно перемещать, для этого наведите курсор на область диаграммы и зажмите левую кнопку мыши. Поместите диаграмму строго под таблицей, если нужно уменьшите диаграмму.
Форматирование области диаграммы.
процессоре Microsoft Excel.
Цель занятия: Построение графиков и диаграмм по табличным данным. Необходимое оборудование: сеть Интернет, ПК.
Теоретическая часть
Откройте табличный процессор Microsoft Excel ( Пуск–>Все программы–> Microsoft
Office–> Microsoft Office Excel). 84 Введите с клавиатуры таблицу
В этой таблице строка1 содержит текстовые данные, остальные ячейки содержат числовые данные, по которым собственно и строится диаграмма. Выделим ячейки
В2:Е4, нажимаем Вставка–>График–>Выбирать первый образец. Получится диаграмма:
Диаграмму можно перемещать, для этого наведите курсор на область диаграммы и зажмите левую кнопку мыши. Поместите диаграмму строго под таблицей, если нужно уменьшите диаграмму.
Форматирование области диаграммы.
Комитет по образованию Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Оптико-механический Лицей»
28
Поместите указатель мыши внутри графика вблизи внешней границы так, чтобы всплыла подсказка «Область диаграммы» и щелкните правой кнопкой мыши, выберите
Формат области диаграммы. В открывшемся окне можно выбрать Заливку, Цвет границы,
Стили, Тень и др. Закрасьте область диаграммы.
Поместите указатель мыши внутри графика так, чтобы всплыла подсказка
«Область построения» и щелкните правой кнопкой мыши, выберите Формат области построения. В открывшемся окне можно выбрать Заливку, Цвет границы, Стили, Тень и др. Закрасьте область построения.
Щелкните по одной из линий графика и нажмите правую кнопку мыши, выберите
Формат ряда данных. В открывшемся окне можно выбрать Параметры ряда, Цвет линии,
Тип линии, Тень и др.
Закрасьте линии другим цветом, ширину линии 4пт.
Можно задать название диаграммы. Для этого наведите указатель мыши на область диаграммы, нажмите левую кнопку мыши, чтобы выделить область диаграммы и нажмите
Макет в верхней части окна Работа с диаграммами. Нажмите вкладку Название диаграммы–>Над диаграммой. В появившейся рамке впишите ГРАФИК.
Таким же образом можно задать названия осей, легенды.
Можно изменить тип диаграммы. Для этого нажмите на область построения диаграммы правой кнопкой мыши, выберите Изменить тип диаграммы–>Гистограмма
1образец–>ОК. Верните прежний вид диаграммы.
Практическая часть
Задание 1.
Постройте график по приведенной ниже таблице с данными:
Задание 2.
Постройте одномерную гистограмму (гистограмма с группировкой 1образец) по приведенной ниже таблице
Задание 3.