Файл: Лекция Структура и содержание системы производственного менеджмента План.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 1. Структура и содержание системы производственного
менеджмента
План:
1.
Роль и место курса “Производственный менеджмент” в подготовке менеджеров и экономистов.
2.
Совокупность научных подходов к менеджменту.
3.
Структура системы производственного менеджмента (СПМ).
4.
Содержание целевой подсистемы СПМ.
5.
Содержание обеспечивающей подсистемы СПМ.
6.
Содержание функциональной подсистемы СПМ.
7.
Содержание управляющей подсистемы СПМ.
8.
Внешняя среда СПМ.
1.1. Роль и место курса “Производственный менеджмент” в подготовке менеджеров и
экономистов
Менеджмент (to manage) буквально означает руководство людьми.
В настоящее время существует множество определений менеджмента. Например,
В.Р.Веснин дает следующие определения: менеджмент — это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка; О.С.Виханский, А.И.Наумов:
менеджмент представляет собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой; И.Н.Герчикова: менеджмент — это управление в условиях рынка, конкретнее — организация управления фирмой, организация работы людей, процесс принятия управленческих решений; Джек У. Дункан: менеджмент — направление теоретических исследований и практики управления, эволюции экономических и социальных институтов, так или иначе имеющих отношение к проблемам управления.
В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как: способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица /14/. В “Словаре иностранных слов” менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.
Ученые Государственной Академии управления имени Серго Орджоникидзе менеджмент определяют как: 1) интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки выполнения функций планирования, организовывания, координации, мотивации; 3) самостоятельная область знаний, наука, имеющая свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению; 4) искусство управления, которое подобно медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы, учитывать воздействие на функционирование организации факторов внешней и внутренней среды; 5) специфический орган современной организации; 6) категория людей
— менеджеров, выполняющих управленческие функции /14/.


Нам представляется целесообразным выделять отдельно понятия “менеджмент” и
“система менеджмента”. Менеджмент — вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией процессов по достижению системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора. Менеджмент — это сложная междисциплинарная наука, базирующаяся на знаниях в области техники, экологии, экономики, психологии, социологии, организации управления и других наук. Система менеджмента — это система научных подходов и методов, целевой, обеспечивающей, функциональной и управляющей подсистем, способствующая принятию и реализации конкурентоспособных управленческих решений.
Таким образом, менеджмент — это комплексная наука, целью которой является достижение конкурентоспособных и эффективных управленческих решений и системы менеджмента фирмы в целом. Уровень экономической обоснованности принимаемого решения во многом определяет рациональность использования ресурсов как главного фактора качества жизни.
Производственный менеджмент — один из курсов по менеджменту, входящих в программу подготовки специалистов высшей квалификации по специальностям
“Менеджмент”, “Экономист-менеджер”. В соответствии с учебным планом подготовки специалистов до курса “Производственный менеджмент” студенты изучают следующие специальные дисциплины: “Основы менеджмента”, “Экономика организации” (фирмы, предприятия), “Теория организации”, “Менеджмент качества”, “Маркетинг”,
“Стратегический менеджмент”, “Инновационный менеджмент” и др. После курса
“Производственный менеджмент” студенты изучают следующие специальные дисциплины: “Статистика”, “Финансовый менеджмент”, “Разработка управленческого решения”, “Международный менеджмент” и др. В составе изучаемых дисциплин
“Производственный менеджмент” может быть и одной из последних.
В жизненном цикле товара “Производственный менеджмент” находится в середине, то есть до стадии производства находятся стадии маркетинга, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Организационно-технологическую подготовку производства (ОТПП) новой продукции может осуществлять как юридически самостоятельная организация, так и сам изготовитель. После стадии производства следуют стадии подготовки нового товара к функционированию (эту стадию иногда называют стадией обращения), эксплуатации (включая ремонты) и утилизации товара.
Отсюда можно сделать вывод, что в соответствии с принципом системного подхода эффективность производства (или производственного менеджмента) полностью зависит от качества работ по стратегическому маркетингу, НИОКР и ОТПП.
Если компоненты стратегии фирмы, разрабатываемые в соответствии с научными положениями и практическими рекомендациями “Стратегического менеджмента”, не будут достаточно обоснованными, т.е. при разработке стратегии не будут применяться соответствующие методы системного анализа, прогнозирования, моделирования, экономического обоснования, то при любом качестве “процесса” в системе производственного менеджмента ее “выход” будет низкого качества. Например, если оборудование, технология, организация производства и другие компоненты “процесса” системы (фирмы) отличного качества, но компоненты стратегии фирмы (“вход” системы) недостаточно обоснованы и не отвечают требованиям конкурентоспособности, то “выход” системы будет неудовлетворительного качества (на уровне качества “входа”).


Таким образом, достижение высокого качества “выхода” системы или конкурентоспособности выпускаемого товара возможно при соблюдении следующих условий:
1. качество работ по стратегическому менеджменту и стратегическому маркетингу должно быть высоким, отвечать требованиям конкурентоспособности;
2. качество “процесса” в системе, т.е. оборудование, технология, организация производства и другие компоненты фирмы должны отвечать требованиям конкурентоспособности.
Методология выполнения первого условия рассматривается в специальной литературе.
Методология выполнения второго условия рассматривается в изучаемом курсе
“Производственный менеджмент”, состоящем из следующих тем:
1.
Структура и содержание системы производственного менеджмента.
2.
Процесс принятия управленческого решения.
3.
Личность и коллектив в производственном менеджменте.
4.
Планирование деятельности предприятия.
5.
Организация подготовки производства новой продукции и формирование политики развития предприятия.
6.
Организация производственного процесса в пространстве и во времени.
7.
Организация обслуживания производства.
8.
Реализация стратегии маркетинга.
В изучаемом курсе делается упор на обеспечение качества “процесса” в системе на уровне качества “входа” системы, которое закладывается по методологии “Стратегического менеджмента”. При этом “процесс” переработки “входа” в “выход” системы рассматривается комплексно.
1.2. Совокупность научных подходов к менеджменту
Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к менеджменту применяют только некоторые научные подходы и принципы.
Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов: системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, динамического, воспроизводственного, процессного, нормативного, количественного (математического), административного, поведенческого, ситуационного. Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов менеджмента.
Они не являются синонимами, не дублируют друг друга, что подтверждает сравнение их содержания.
Системный подход
При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе “вход” перерабатывается в “выход”.
Комплексный подход
При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты

менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы откладывают “на потом”, из-за чего объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации структур редко учитываются социальные и психологические аспекты.
Интеграционный подход
Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей: а) между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, б) между стадиями жизненного цикла объекта управления, в) между уровнями управления по вертикали, г) между субъектами управления по горизонтали.
Термин “интеграция” означает углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, углубление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управления. В данном случае интеграция между отдельными подсистемами и компонентами системы менеджмента обеспечивается углублением и конкретизацией взаимосвязей между ними, количественным выражением этих взаимосвязей. Например, управляющая подсистема задает службам и подразделениям фирмы конкретные показатели их функционирования по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и др., на основе выполнения которых достигаются поставленные цели.
Углубление интеграции по стадиям жизненного цикла объекта управления обеспечивается формированием единой согласованной информационной системы управления, включающей показатели качества, количества, затрат и т.д. по стадиям маркетинга,
НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, собственно производства, внедрения у потребителя, эксплуатации, утилизации. Согласованность перечисленных показателей по стадиям жизненного цикла объектов дает возможность обеспечить оперативность управления и рациональность структуры ресурсоемкости.
Углубление интеграции по вертикали достигается на основе объединения юридически самостоятельных мелких фирм для обеспечения новых конкурентных преимуществ за счет создания мощных научно-исследовательских баз, новых информационных технологий, сложного оборудования и т.д. Кроме того, на базе унифицированных информационных технологий и автоматизированных систем управления следует развивать связи по вертикали между федеральными, муниципальными органами управления и фирмами в области рыночной, производственной, социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т.п. Подобная интеграция позволяет ускорить ввод в действие и контроль выполнения новых нормативно-правовых актов, внедрение последних достижений НТП и т.д.
Интеграция дает фирме дополнительные возможности повысить качество выпускаемой продукции, улучшить взаимодействие элементов управления в результате расширения сотрудничества по горизонтали независимых организаций, учреждений, фирм, выполняющих различные услуги, по принципу: ты помогаешь мне — я тебе.


Применение интеграционного подхода к менеджменту открывает огромные возможности в нахождении новых конкурентных преимуществ фирмы, в совершенствовании систем менеджмента.
Маркетинговый подход
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга: 1) повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей, 2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества, 3) экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента. По образному выражению авиаконструктора
Антонова О.К., сначала снижайте “тебестоимость” продукции за счет повышения ее качества и только потом — себестоимость.
Функциональный подход
Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. При применении функционального подхода, когда идут от обратного, от потребностей, иногда создают совершенно новые оригинальные объекты.
При альтернативном предметном подходе совершенствуется существующий объект, что не позволяет коренным образом улучшить структуру объекта, принципы его работы и т.д.
Динамический подход
При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5–10 и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).
Воспроизводственный подход
Воспроизводственный подход — подход, ориентированный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
Элементами воспроизводственного подхода являются:
1) применение опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта;
2) трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;
3) рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта;
4) пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды (прежде всего макросреды страны и инфраструктуры региона);
5) интеграция для крупных фирм науки и производства в рамках комплексного объединения.
Процессный подход