Файл: Предпосылки Brexit.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предпосылки Brexit

История взаимоотношений Великобритании и Европейского союза на разных этапах его истории полна споров, конфликтов и даже острых кризисов. После окончания Второй мировой войны Лондон предпочел остаться вне процесса евроинтеграции, который в 1951 г. инициировали ФРГ, Франция, Италия и три государства Бенилюкса. Отвергая в принципе идею делегирования части государственного суверенитета какой-либо межгосударственной структуре, Лондон еще в 1960 году создал свой карманный квази-интеграционный блок – Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Вошедшие в эту ассоциацию помимо Великобритании шесть государств (Австрия, Дания, Норвегия, Португалия Швейцария, Швеция) разделяли главное убеждение Лондона – за пределами свободной торговли и совершенствования условий для ведения бизнесом своих операций внутри ЕАСТ никаких других задач блок перед собой ставить не будет.

У скептического отношения Лондона к тесным формам интеграции имеются серьезные исторические основания.  Именно объявленная в одностороннем порядке политика «фритреда», т.е. свободной торговли, в начале XIX столетия сделала Великобританию самой богатой и могущественной страной планеты. Поэтому 50 лет назад, и сегодня абсолютное большинство политиков в Лондоне разделяет убеждение в том, что межгосударственное сотрудничество должно ограничиваться сферой максимально свободной от ограничений торговли. Оно не должно распространяться на области внутренней и внешней политики, безопасности, валютно-финансовой сферы, выработки единых социальных стандартов, поскольку эти вопросы лучше решать на национальном уровне.

Тем не менее, уже во второй половине 1960-х гг. наблюдая за феноменальными, не имевшими прецедентов в европейской истории, темпами роста экономики ЕЭС, прежде всего ФРГ, Франции и Италии, Лондон стал опасаться, что останется аутсайдером в своей «блестящей изоляции». Такое название (splendid isolation) получил курс внешней политики Великобритании второй половины XIX века, выражавшийся в отказе Лондона от заключения длительных международных союзов. Продолжение «блестящей изоляции» Великобритании вкупе с членством в НАТО гарантировало ей после окончания Второй мировой войны военную безопасность. Но изоляция ничем не могла помочь экономическому росту, который был существенно медленнее, чем в Западной Европе. Ситуацию усугубляли неоднократные скачки валютного курса британского фунта и необходимость заимствовать в МВФ огромные средства на его поддержку.


В начале 1970-х гг. Великобритания предала своих партнеров по ЕАСТ, и вместе с Данией, а также с Ирландией (это важно подчеркнуть для понимания дальнейшей истории отношений Лондона и ЕС), в 1973 году вступила в Европейское сообщество. Но сразу же стала в нем enfant terrible – капризным и эгоистичным участником самого масштабного в истории интеграционного проекта. За более чем 40 лет своего пребывания в ЕС Лондон неоднократно предпринимал попытки развернуть вспять или замедлить процесс евроинтеграции. Он решительно отказался участвовать в наиболее смелых интеграционных инициативах ЕС прошедших десятилетий – наращивании до уровня почти в 150 миллиардов евро общеевропейского бюджета, безвизовом Шенгенском пространстве, создании единой общеевропейской валюты евро, гармонизации макроэкономической и налоговой политики, участии в решении миграционных проблем. Лондон в ЕС терпели исключительно в силу того, что он был вторым плательщиком в бюджет Евросоюза. А с конца 1980-х гг. Лондон также превратился в «кошелек» ЕС – самый крупный в мире финансовый центр, через который в экономику единой Европы широким потоком текли сотни миллиардов долларов/евро прямых и портфельных инвестиций. 
Развитие событий в 2015-2019 гг.: что предшествовало Brexit и как он стартовал

Историкам и политэкономам планеты еще предстоит разобраться в том, что именно изменилось в Лондоне после мирового финансово-экономического кризиса 2008-09 гг. Сейчас уже очевидно, что именно этот кризис стал триггером ухудшение отношений между Великобританией и структурами ЕС. Он больно ударил по британской экономике (спад в 2009 году составил почти 5 процентов ВВП). В период кризиса быстро стал расти государственный долг Великобритании (с уровня 65 процента ВВП до более чем 80 процентов), а также увеличился и без того гигантский внешний долг страны (сегодня он составляет рекордные 8,1 триллиона долларов, т.е. в три раза превышает ВВП страны). В эти годы в континентальной Европе одна страна за другой – Ирландия, Португалия, Испания, Италия Греция – оказывались на грани дефолта. Выше перечислены лишь некоторые сугубо экономические факторы, которые привели наиболее активных евроскептиков внутри правящей тогда (и сейчас) Консервативной партии Великобритании в движение. На них наслоились и другие, включая традиционный скептицизм британской элиты к интеграционным процессам на континенте, неоправданная уверенность в том, что британская экономика сможет в отрыве от ЕС развиваться быстрее. Лидеры двух крупнейших партий Великобритании (консерваторы и лейбористы) с завистью смотрели за электоральными успехами прежде малоизвестной Партии независимости Соединенного Королевства, которая благодаря активному продвижению лозунга о выходе страны из ЕС победила на выборах 2014 года в Европейский парламент. «Старые» политические партии Великобритании также захотели откусить от этого пирога, привлечь часть избирателей-евроскептиков на свою сторону.



Помимо мимолетных электоральных предпочтений, у правящей элиты Британии есть и рациональные ожидания в связи с разрывом тесных связей страны с Брюсселем. Возможно, она мечтает о смягчении национальной бюджетной политики, девальвации фунта стерлингов, превращении Лондона в налоговую гавань для континентального европейского бизнеса. А рядовые жители Британии рассчитывают на сокращение наплыва легальных и нелегальных мигрантов, росте личных доходов, улучшении ситуации в здравоохранении и образовании, а также на рынке труда. Высокая степень неопределенности, возникающая в связи с Brexit, оставляет обширное пространство для самого широкого круга спекуляций, как обоснованных, так и нет. 

Премьер-министр от Консервативной партии Дэвид Камерон 28 мая 2015 года внес в парламент законопроект о референдуме по выходу Британии из ЕС. Вопрос референдума был сформулирован консерваторами так: «Должно ли Соединенное Королевство остаться членом Европейского Союза?»  И спустя год, 23 июня 216 года, 51,9 процента пришедших к избирательным урнам граждан Великобритании ответили на этот вопрос отрицательно. Они высказались за выход страны из ЕС. Как показал анализ итогов референдума, он расколол не только Соединенное королевство (Англия и Уэльс проголосовали за выход, а Шотландия и Северная Ирландия – за сохранение членства в ЕС), но и саму Англия. Хотя большинство жителей старых промышленных центров и сельской местности Англии самым активным образом поддержали идею выхода из ЕС, Лондон как главный мировой финансовый центр проголосовал резко против этого. Жители «столицы финансовой глобализации планеты», в качестве которой Лондон и развивается последние 30 лет, посчитали выход из Евросоюза возможной причиной системного кризиса экономики города и всей страны.


Последствия Brexit для Великобритании и всей Европы

Начавшиеся осенью 2016 года переговоры об условиях Brexit’а пока не привели к взаимному соглашению сторон, поэтому его последствия еще не проявились в полной мере. Главная причина в том, что только сейчас становятся понятны масштабы возникшей проблемы, а также возможные долгосрочные последствия принимаемых по поводу выхода Британии из ЕС решений.

Первая реакция Брюсселя состояла в том, чтобы наказать строптивый Лондон, продиктовав такие жесткие условия Brexit’а, которые в будущем должны будут отбить охоту выходить из ЕС у любого другого государства. Тогда же стали обсуждаться два сценария Brexit’а: «жесткий» и «мягкий».


«Мягкий» путь выхода Великобритании из ЕС предполагает заключение соглашения сторон, согласно которому будет сохранена зона свободной торговли товарами, а правила торговли услугами будут ужесточены лишь незначительно; разработка упрощенного таможенного режима, при котором Великобритания будет применять собственные тарифы для товаров, ввозимых на внутренний рынок, и тарифы ЕС для товаров, перемещаемых транзитом через Великобританию в ЕС; выход Великобритании из-под юрисдикции Европейского суда, но сохранение норм, обеспечивающих беспрепятственную торговлю; отмена свободного движения людей, но сохранение права граждан ЕС и Великобритании на беспрепятственные поездки, учебу и работу на территории друг друга; решение проблемы ирландской границы путем «замораживания Brexit’а до выработки в будущем подходящего решения по этому острому вопросу.

Ключевое отличие «жесткого» варианта Brexit’а – резкое ужесточение миграционной политики Великобритании. Отныне иностранцам будет значительно труднее попасть в Великобританию (возможно ведение визового режима с десятками стран), еще труднее будет получить разрешение на работу и вид на жительство. Другие особенности «жесткого Brexit’а»: восстановление полного контроля Великобритании над ее границами (возвращение на пустующие сегодня пункты пересечения границы пограничников и таможенников); перезаключение торговых соглашений с другими странами (или распространение на торговых партнеров Великобритании норм ВТО); верховенство национального законодательства внутри страны и прекращение действий норм ЕС, в соответствии с которыми братинское законодателство развивалось последние 40 с лишним лет; банки и финансовые компании сторон лишатся возможности свободно предоставлять свои услуги другой стороне, потребуется заключение новых соглашений об их доступе на зарубежные рынки, включая крупнейший в мире финансовый рынок Евросоюза.



В ноябре 2018 года лидеры Евросоюза одобрили документ на 585 страниц, носящий обязательный для исполнения характер и устанавливающий условия выхода Британии из ЕС. Проект ультимативного по своей сути соглашения, которое еще только предстоит одобрить парламенту в Лондоне, обязывает Великобританию заплатить Брюсселю по меньшей мере 39 млрд фунтов в счет ранее принятых обязательств перед европейским бюджетом. Документ фиксирует норму о том, что уже действующее сегодня на территории Британии законодательство ЕС продолжит свое действие. Лидеры ЕС также попытались разъяснить права граждан ЕС, проживающих в Великобритании, и британских граждан в странах ЕС. Главное – Британии было обещано сохранение ее экономики в рамках единого таможенного союза с ЕС. Т.е. британские и европейские товары продолжат свободно перемещаться через Ла-Манш.


За столом переговоров между Лондоном и Брюсселем сегодня обсуждаются немало сложных и политически чувствительных для обеих сторон проблем. Например, статус границы между Северной Ирландией и Ирландской Республикой. По условиям соглашения, которое в апреле 1998 года подписали правительства Великобритании и Ирландии, а также восемь политических партий и движений Северной Ирландии, условием прекращения длившейся почти все XX столетие вооруженной борьбы католиков Северной Ирландии за воссоединение с Ирландской Республикой, стало устранение границы на острове, а также создание структур, гарантировавших прямые контакты граждан Северной Ирландии и остальной части острова. Выход Великобритании из ЕС может вернуть в повестку дня международных отношений вопрос о выходе Северной Ирландии из Соединенного королевства и ее вхождения в состав Ирландской Республики. В своем самом негативном сценарии, этот конфликт может вернуть кошмар террористических актов на улицах Лондона и Ольстера. А этого меньше всего хотели бы в Европе и за ее пределами. Но пока взаимоприемлемого и понятного всем сторонам решения ирландской проблемы не найдено.

Еще одна острая и пока не решенная проблема – сроки выхода Великобритании из ЕС, а также продолжительность периода, в течение которого Лондон будет оформлять свой разрыв с Европой. В феврале 2019 года Брюссель дал понять, что он не против продления переходного периода за пределы января 2020 года, как это предусмотрено сейчас. Но лидеры общеевропейских структур решительно отказываются менять уже провозглашенные ранее условия выхода Великобритании, включая многомиллиардный размер финансового «откупного». А Лондон не просто хотел бы продлить период выхода из ЕС на неопределенно долгий срок, но и существенно снизить возникающие в связи с этим платежи в бюджет ЕС. Резкие заявления сторон по этим вопросам благоприятно воспринимаются простыми гражданами, особенно накануне майских (2019 года) выборов в Европарламент. Но возрастающие по накалу взаимные упреки и претензии вместе с тем формируют атмосферу недоверия, от которой совсем недалеко до вражды и конфликта.

Помимо вопросов европейской безопасности, у Brexit есть и очевидные экономические последствия, причем самого широкого плана. Он затрагивает судьбу примерно 3 миллионов граждан ЕС, работающих или просто проживающих сегодня на территории Великобритании, а также миллионы живущих и работающих в Европе британцев. Разумеется, никто насильно депортировать «новых иностранцев» не планирует. Но мигранты из ЕС, прежде всего из государств Восточной Европы, могут лишиться различных привилегий, сделавших для них переезд в Великобританию привлекательным: изменения условий контрактов и размеров налоговых отчислений, права голоса на региональных и местных выборах, а также доступа к системе образования, медицины и институтам социальной защиты. По примерным подсчетам аналитиков, в результате Brexit’а ВВП Великобритании в следующие 10 лет может сократиться суммарно на 2-7 процентов, а Лондон может потерять свой статус «финансовой столицы Евросоюза». Сегодня основные объемы кредитных операций, а