ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2021

Просмотров: 341

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, собрание принимало решение о дальнейшем нахождении должника под стражей. При несчастной несостоятельности он должен быть немедленно освобожден, при неосторожной - содержание под стражей могло продлиться от 8 до 16 месяцев, а в случае подложной несостоятельности дело рассматривалось как уголовное и наказанием могло стать: для торговцев - ссылка на поселение, а для остальных - лишение свободы на срок от 1,5 до 2,5 года.

В рассмотренной процедуре существуют некие особенности, утраченные в современном законодательстве, а именно: определяющая роль судебных органов в приведении конкурса в исполнение, свободный доступ всех наличных кредиторов к имуществу должника, включая личное; унизительное обращение с должником в ходе производства по делу о несостоятельности и жестокое наказание. Причем, общественное порицание должно было вселять в должника наибольший страх и обеспечивать законопослушание предпринимателей царской России.

Таким образом, к 1917 году в России было создано достаточно развитое законодательство о банкротстве и появились первые профессиональные специалисты по антикризисному управлению, реализовывавшие на практике законодательство о банкротстве.

После революции тема банкротства должников стала неактуальной, но, как утверждают историки, опыт антикризисного управления последствии был востребован для нужд Коминтерна и Внешторга. В частности, при помощи специально спланированной и успешно реализованной программы действий в двадцатых годах удалось прорвать экономическую блокаду молодой Страны Советов.

В дальнейшем эта практика была окончательно забыта и вспомнили о ней только весной 1990 года. Тогда началась операция «Гренада», получившей известность как «нефтяная блокада Литвы»6. По заказy КГБ СССР специалистами была разработана программа противодействия литовским националистам-сепаратистам, пользовавшимися широкой финансовой, информационной, политической поддержкой западных стран. Но, к сожалению, из-за противодействия т.н. «демократических элементов» в высшем руководстве Советского Союза и политической несостоятельности лидера страны (М.Горбачев) реализованы были лишь отдельные ее положения и необходимый эффект достигнут не был.

Экономические реформы, проводимые в России с переходом к капиталистическому способу производства, привели к необходимости восстановления института несостоятельности (банкротства). Законодательство о банкротстве является одним из важнейших атрибутов рыночных отношений, которые постоянно развиваются, заставляя отечественного законодателя время от времени пересматривать и обновлять устаревшие нормы закона. Представляется, что, в этой связи, законодателям, разработчикам нормативных актов, специалистам антикризисного управления будет далеко небесполезно время от времени обращаться к первому конкурсному Уставу, многие положения которого представляют интерес и по сей день.



ВОПРОС 3. Цикл жизни предприятия.

Разработка методики выбора антикризисной стратегии, а также практических рекомендаций для решения вопросов организации антикризисного управления на предприятиях требует рассмотрения ряда проблем, непосредственно связанных с критериями формирования антикризисной стратегии; необходимо выяснить, чем определяется та или иная стратегия, от чего зависит выбор стратегии и эффективная реализация ее на предприятии.

Одной из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности производства какого-либо вида продукта или изделия является т.н. жизненный цикл продукции.

Любой продукт (услуга) имеет определенный жизненный цикл в силу того, что обладает предельными возможностями, ограничивающими его дальнейшее существование в первоначальном виде определенным периодом времени.

Обычно он представляется в виде кривой продаж, рассматриваемой на временном отрезке, охватывающем период от запуска изделия в производство до его «ухода» с рынка. Большинство отечественных и зарубежных авторов выделяют пять этапов жизненного цикла продукции:

1) внедрение;

2) начальный рост;

3) последующий рост;

4) зрелость;

5) спад.

Практика показывает, что предприятия развиваются по аналогичному циклу.

Эффективность антикризисного управления, а это и является основным в данной дисциплине, прямо зависит от «правильности» выбора соответствующей стратегии и тактики. Можно выделить целый ряд критериев этого выбора. Наиболее полно эти факторы объединяет и систематизирует т.н. теория жизненного цикла развития предприятия.

Теория жизненного цикла, будь то жизненный цикл товара, или конкурентного преимущества фирмы, или жизненный цикл предприятия, в той или иной степени рассматривалась всеми авторами, работающими в научной сфере экономики предприятия.






Высшая точка

Г












В

Спад




Подъем (развитие)














Б





Становление













А





Возникновение








Рис. 1.3. Жизненный цикл предприятия и кризисные ситуации


Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет (до определенного момента) поддерживать живучесть предприятия. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов об угрозе утраты конкурентного преимущества и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.

В какой-то момент предприятие может работать с прибылью, в какой-то - с убытками. Но это краткосрочные, эпизодические ситуации, которые не меняют сущности предприятия. Если же предприятие неэффективно в целом, экономический кризис приобретает затяжной характер и может закончиться процедурой его ликвидации, продажи имущества для расчетов с кредиторами7.


Точки А, Б, В, Г на рис.1.3. обозначают кризисные ситуации, возникающие на различных стадиях жизненного цикла.

Кризисы возможно различать по тому, в каких областях они представляют опасность для предприятия8. С этой точки зрения, выделяются:

кризис ликвидности;

кризис успеха;

кризис стратегии.

Кризис ликвидности означает реальную потерю платежеспособности. Здесь необходимы срочные меры, иначе предприятие будет вынуждено уйти с рынка (например, в результате его продажи с торгов или других ликвидационных процедур).

Кризис успеха характеризуется явным негативным отклонением фактического состояния от запланированного (например, по показателям продаж, денежных поступлений, прибыли, рентабельности, затрат и пр.). Причинами возникновения такого кризиса могут быть ошибки в исследовании рынка, капиталовложениях, кадровой политике.

Кризис стратегии является менее заметным и не столь непосредственным. Хотя положение предприятия в данный момент (ситуация успеха) может казаться вполне удовлетворительным, его наступление необходимо диагностировать, если происходят сбои в развитии предприятия, снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкурентной борьбе. Намечающийся разрыв между вероятными и желаемыми результатами может быть ликвидирован лишь путем изменения прежней или принятия новой ориентации (например, выход на новые рынки, технологические инновации). Как правило, такие изменения рассчитаны на многие годы.

Во многом сходные позиции по данному вопросу встречаются в работе И. Ансоффа, предложившего три варианта управления фирмой в кризисной ситуации в зависимости от стадии кризиса и времени его обнаружения (он выделяет активное управление, реактивное управление, плановое управление)9, и работе Ф. Ригера, отмечающего, что несвоевременное выявление кризисных явлений ограничивает сферу деятельности по их преодолению10.

В свою очередь американский исследователь Л. Грейнер считает, что в «кривой роста» бизнеса можно выделить 5 фаз, каждая из которых заканчивается организационным кризисом, а каждый из таких кризисов в свою очередь может быть преодолен только посредством смены формы управления и организационной структуры компании. На каждом этапе развития компании требуется свой тип руководства и соответствующий тип оргструктур. Кризис в компании, как правило, будет продолжаться до тех пор, пока не произойдут соответствующие изменения.

Можно сделать вывод, что определение положения на кривой жизненного цикла, типа кризиса будет способствовать выбору направлений и методов преобразований, наиболее соответствующих ситуации, т.е. определению адекватного комплекса мер, который в наиболее общем смысле характеризуется как антикризисное управление.

Построим график жизненного цикла предприятия в виде кривой прибыли-убытков предприятия во времени. Этот выбор будет являться ключевым отличием от традиционной кривой жизненного цикла, так как последняя строится в виде кривой продаж (дохода предприятия) во времени.



Ресурсы

предприятия


I II III

Прибыль IV V VI


0

t

VII

Убыток

Рис. 1.4. Жизненный цикл предприятия


Данное отличие является принципиальным, так как позволяет:

а) построить кривую жизненного цикла не гипотетически, а по реальным цифровым данным;

б) использовать кривую не просто как теоретическую модель, а как практический инструмент стратегического управления.

Также такое построение кривой объясняет выделение двух дополнительных этапов развития предприятия (см. рис. 1.4. и 1.5.).

Отметим, что ряд как зарубежных, так и отечественных авторов достаточно скептически относятся к модели жизненного цикла. Так, немецкий экономист X. Мефферт наиболее слабым местом этой модели считает момент «перехода» (в данном случае - предприятия) из одной стадии своего развития в другую11.


КПФ


зарож- ускорение замедление зрелость спад

дение роста роста

`



t




Рис. 1.5. Жизненный цикл конкурентного преимущества фирмы (КПФ).


Построение кривой жизненного цикла предложенным выше способом учтет указанный недостаток модели, так как динамика прибыли-убытка предприятия, используемая при построении, позволит однозначно определить этап жизненного цикла, на котором в исследуемый момент находится предприятие.

Итак, кривая жизненного цикла предприятия будет иметь стадию12 организации (создания) предприятия – I, cтадию становления - II, стадию роста (можно выделить фазы ускорения - III и замедления роста - IV), стадию устойчивости (зрелости) - V, стадию спада - VI и стадию умирания - VII (см. рис. 1.4.).

Рассмотрим подробнее функционирование предприятия при его нахождении на различных этапах жизненного цикла с точки зрения движения финансов предприятия, т. е. охарактеризуем его состоятельность и жизнеспособность на различных этапах своего развития с целью определения момента возникновения (или возможности возникновения) финансового и (или) иного кризиса.

I - фаза организации (создания) предприятия - характеризуется большим расходом всех ресурсов фирмы, причем результаты деятельности предприятия на этой стадии не окупают вложенных средств, т. е. предприятие работает себе в убыток. На этом этапе новое предприятие какое-то время, как правило, не ведет хозяйственно-производственной деятельности, но несет определенные убытки, связанные, в первую очередь, непосредственно с созданием и регистрацией нового предприятия, приобретением административного и производственных зданий и помещений, закупкой оборудования, сырья и материалов, наймом рабочей силы. Позже, на этом же этапе, компания начинает производственную деятельность, однако та еще не приносит прибыли. Таким образом, как уже отмечалось выше, основной характеристикой этого этапа развития является бесприбыльная, убыточная работа предприятия.


Важно, чтобы на I стадии жизненного цикла предприятию хватило ресурсов для перехода во II фазу жизненного цикла. Большинство вновь созданных предприятий в нашей стране заканчивают свое существование именно на этой стадии в силу отсутствия или просто недостаточного инвестирования. Основная задача антикризисного управляющего на данном этапе – сокращение времени нахождения предприятия на этом этапе (фазе) жизненного цикла13. Экспертные оценки свидетельствуют, что по времени эта стадия в нашей стране может длиться от нескольких месяцев (как правило, у предпринимателей без образования юридического лица, а также предприятий, занимающихся торгово-закупочной деятельностью) до 3-4 лет (у промышленных предприятий).

Далее фирма достигает точки безубыточности (на графике кривой жизненного цикла эта точка является точкой пересечения указанной кривой с осью абсцисс).

II - фаза становления - предприятие проходит в своем развитии критическую точку - начало безубыточной деятельности, когда стоимость всех использованных ранее ресурсов и доходы фирмы сравнялись. На этой стадии предприятие еще не приносит прибыли, но уже не работает себе в убыток. Начинается формирование стратегического потенциала фирмы. Этот этап развития предприятия совпадает с этапом зарождения конкурентного преимущества фирмы на кривой жизненного цикла (см. рис. 1.5.). Подробнее теория конкурентного преимущества фирмы представлена в монографии «Экономическая стратегия фирмы»14.

Большое значение на этой стадии имеют внешние, не зависящие от предприятия и его деятельности, факторы, а также факторы внутренней среды. Отечественные авторы предлагают следующую классификацию факторов, определяющих условия функционирования фирмы:

  • параметры факторов производства (конъюнктура рынков сырьевых и материальных ресурсов, трудовых и финансовых ресурсов, рынков средств производства; развитие инновационной деятельности);

  • параметры спроса (величина, стабильность, эластичность спроса, требования покупателей к качеству товаров фирмы, сегментация потребителей товаров фирмы; экономический потенциал покупателей);

  • параметры родственных и поддерживающих отраслей (изменение потенциала родственных отраслей; производственная инфраструктура; социальная инфраструктура; использование достижений, полученных в родственных отраслях);

  • параметры конкурентной среды (соперничество между существующими конкурентными системами; конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы со стороны товаров-заменителей; конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы появления новых конкурентов; конкурентные силы, возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей поставщиков;

  • конкурентные силы, возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей покупателей);

  • деятельность государственных властных структур (налоговая политика, кредитно-денежная политика, таможенная политика, правовая среда, политика цен и доходов);

  • случайные воздействия (форс-мажорные обстоятельства; внешняя политика иностранных государств - партнеров по бизнесу; демографические шоки; научно-технические прорывы)15. Еще раз подчеркнем, что II этап жизненного цикла развития предприятия характеризуется переходом к безубыточной деятельности, получением первой прибыли, размер которой начинает расти все возрастающими темпами. Предприятие попадает на следующую стадию своего развития - этап роста. Его можно подразделить на этап ускорения роста и этап замедления роста (соответственно III и IV этапы жизненного цикла предприятия).