ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2021
Просмотров: 337
Скачиваний: 1
III, IV - этапы ускорения и замедления роста фирмы - характеризуются достаточно интенсивным ростом активности предприятия;
отсутствием или малым количеством конкурентов. Как правило, на этих этапах руководство фирмы наращивает производственный потенциал предприятия, увеличивает объем производства и, как следствие, объем реализации. Ограничение роста на этих этапах определяется лишь ограничением ресурсов, как правило, материальных. На этапе ускорения роста предприятие имеет больший резерв, больший потенциал роста; отсюда - развитие предприятия достаточно быстрыми темпами, и как следствие, быстрый рост объема прибыли, получаемой фирмой на этом этапе. За относительно короткий срок доходы предприятия резко возрастают. На IV этапе - этапе замедления роста - темпы прироста доходов падают, но, тем не менее, рост доходов наблюдается. Возможности предприятия подходят к своему пределу, темпы развития и увеличения компании замедляются, темпы роста прибыли падают, хотя, как уже отмечалось, рост прибыли наблюдается. Фирма подходит к пику своей жизнедеятельности, к пику своей активности. Предприятие переходит на следующий этап своего развития.
V - этап устойчивости (зрелости) - на этом этапе своего развития предприятие достигает вершины успеха, пика доходов. Наблюдается стабильность поступления доходов. Общее состояние фирмы стабилизируется: прекращается расширение производства, объем реализации достиг своего максимума; максимума достигают и доходы (прибыль), получаемые предприятием.
Задача любого управляющего на этом этапе (а точнее, эта задача должна подразумеваться в каждом действии управляющего с момента образования фирмы) - максимально увеличить его продолжительность. Об этом необходимо позаботиться заранее, так как вслед за фазой устойчивости, как правило, наступает фаза спада. Резервы роста и производственный потенциал предприятия использованы практически полностью, и предприятие очень легко «скатывается» (см. рис. 1.5.) на стадию спада.
VI - этап спада - характеризуется резким снижением объема получаемой прибыли, спадом деловой активности предприятия. Этап наступает главным образом за счет агрессивной политики соперничающих фирм, а также за счет усиливающегося старения ресурсов фирмы. Это относится как к материальным, так и к кадровым, информационным, организационным ресурсам. Внешние факторы вновь приобретают большое значение.
На этом этапе ухудшаются практически все финансовые показатели деятельности предприятия, нарушается структура баланса. Предприятие «заболевает» и переходит на последнюю стадию своего существования - стадию «умирания».
VII - умирание предприятия - фирма начинает нести прямые убытки от своей деятельности. На этом этапе обычно начинают процедуру несостоятельности (банкротство) предприятия. Как правило, дело о банкротстве заканчивается объявлением предприятия-должника банкротом, открытием конкурсного производства и ликвидацией предприятия как юридического лица.
Ресурсы
предприятия
прибыль
t
убыток
Рис. 1.6. Жизненный цикл предприятия с максимально продленной стадией устойчивости
Проведенный анализ показывает, что идею жизненного цикла конкретного предприятия имеет смысл «закладывать» в стратегический план (прогноз) развития компании с тем, чтобы максимально продлить стадию устойчивости. Определение своего местоположения на кривой жизненного цикла достаточно просто осуществляется на стадии организации фирмы (основной критерий - наличие убытков от деятельности). На II, III и IV стадиях (т. е. на стадиях становления, ускорения и замедления роста фирмы) определение местоположения на кривой жизненного цикла также достаточно простое - компания начинает получать прибыль от деятельности, причем темпы получения этой прибыли определяют стадию ускорения или замедления роста фирмы. Наиболее важным становится прогнозирование кризиса на предприятии.
Ресурсы
предприятия
прибыль
t
убыток
Рис. 1.7. «Гребешковая» кривая жизненного цикла предприятия
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в качестве основного критерия определения местоположения предприятия на кривой жизненного цикла целесообразно применить показатель движения ресурсов предприятия. А если точнее, то можно построить кривую жизненного цикла предприятия в виде графика изменения доходов (убытков) предприятия во времени. Так как доходы или убытки предприятия, а вернее его платежеспособность (или, соответственно, неплатежеспособность), являются основным критерием кризисного состояния фирмы, то полученная кривая будет в полной мере удовлетворять нас в качестве источника информации для дальнейшего анализа.
Учитывая все изложенное выше, становится очевидным, что идеальная кривая жизненного цикла предприятия будет выглядеть, как показано на рис. 1.6.
То есть, любое предприятие должно стремиться иметь кривую своего жизненного цикла с максимально (до бесконечности) продленной стадией устойчивости со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Однако реально такой вариант развития фирмы невозможен, на практике при условии грамотной стратегии и тактики управления предприятием возможен следующий вариант жизненного цикла предприятия - так называемая «гребешковая» кривая жизненного цикла предприятия16 (рис. 1.7.).
Увязав жизненный цикл предприятия и жизненный цикл конкурентного преимущества фирмы, можно отметить, что за время жизненного цикла фирмы может смениться несколько жизненных циклов ее конкурентного преимущества (рис. 1.8.).
Р есурсы жизненный цикл предприятия
предприятия
прибыль 1 2 3
жизненные циклы конкурентного преимущества предприятия
t
убыток
Рис. 1.8. Связь жизненного цикла предприятия и жизненного цикла его конкурентного преимущества.
Как видно из рис. 1.7. и 1.8., своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет (до определенного момента) поддерживать фирму на стадии зрелости. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов об угрозе утраты конкурентного преимущества предприятия и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.
Ресурсы предприятия
прибыль
0
убыток t
Рис. 1.9. Стабильное состояние фирмы
Эти меры, как правило, не выходят за рамки маркетинговой стратегии:
• своевременное снятие с производства устаревших товаров и вывод на рынок новых, конкурентоспособных товаров и услуг;
• изменение ценовой политики;
• изменение системы формирования спроса и стимулирования сбыта;
• применение стратегии распределения, предпродажного и послепродажного обслуживания покупателей;
• поиск новых сегментов рынка и т.п.
Логика подсказывает, что в случае многократного повторения этапов роста и (или) устойчивости жизненного цикла предприятия, можно наблюдать тенденции дальнейшего развития фирмы:
1) стабильное состояние фирмы;
2) благоприятные перспективы фирмы;
3) неблагоприятные перспективы фирмы.
Р есурсы предприятия
+ ∆
прибыль
0
убыток t
Рис. 1.10. Благоприятные перспективы фирмы
В третьем случае фирме в ближайшем будущем предстоит попасть на стадию спада, что неизбежно приведет к кризису деятельности предприятия, к финансовому кризису и, как правило, к банкротству. Процедуры, связанные с выведением предприятия из кризиса, будут являться, соответственно, антикризисными. Ниже будет подробно обосновано понятие антикризисного управления предприятием как комплекса мер по диагностике, прогнозированию, профилактике кризиса, а также по выведению предприятия из кризиса.
Ресурсы предприятия
Прибыль - ∆
0
убыток t
Рис. 1.11. Неблагоприятные перспективы фирмы
Выше отмечалось, что кризисная ситуация на любом предприятии схожа с заболеванием.
Предлагается следующее изображение этого «заболевания» на кривой жизненного цикла предприятия (рис. 1.12.).
На типичной кривой жизненного цикла предприятия кризис наступает по окончании фазы устойчивости. Точка «1» на рис. 1.12. - точка вхождения в кризис. Конечно, такая точка может «появиться» на любой стадии развития предприятия; в этом случае кривая жизненного цикла изменится (см. рис.1.12.). Точка «2» также является кризисной - в этот момент предприятие от своей деятельности начинает нести одни убытки.
Р есурсы предприятия
1 - вхождение в кризис
прибыль «заболевание»
2 - кризисная точка
0
убыток t
«умирание»
Рис. 1.12. Момент «заболевания» предприятия
Необходимо отметить, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. (ныне утративший силу) предусматривал работу с предприятием (в том числе и антикризисную) по преодоление этим предприятием точки «2». Однако «излечение» компании на этой стадии практически невозможно, что заставляет задуматься о более ранней антикризисной политике (например, по преодолении точки «1»). С принятием же в 2002 г. нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»17 кредиторы могут начинать финансовую работу с предприятием-должником гораздо раньше (как раз после точки «1»).
И действительно, как показано ниже, в этом случае вероятность получения своих денег обратно гораздо выше, так как шансы восстановить платежеспособность предприятия-должника на ранних стадиях более реальны.
Вопросы для самопроверки
Дополнительно рекомендуем прочитать
-
Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.: БЕК, 1996.
-
Б. Гунько Сталинская экономика. Газ. «ДУЭЛЬ» № 15, 2002 г.
-
Ольсевич Ю. Трансформация хозяйственных систем. М., 1994.
Доцент кафедры АКУ _______________________ Г.И.Ляшенко
1 Но какое же это перепроизводство, если в современном мире миллионы мрут от голода? Нет, это не перепроизводство, а вызванная необходимостью погони за прибылью неизлечимая болезнь капиталистическая форма ведения хозяйства - неплатежеспособность. И если сегодня есть 15-20 преуспевающих капстран, то это основано не на достоинствах их экономики, вернее хремастики по Аристотелю, а на том или ином виде ограбления других народов.
2 [4, с. 193—194].
3 По данному вопросу дополнительно рекомендуем прочитать в журнале «Юрист и бухгалтер», № 2 (13) -2003 г. статью Е.Алимовой «История и современность. Устав о банкротах 1800 года».
4 В этой связи уместно обратиться к характеристике последних трех российских законов о несостоятельности (банкротстве) и отметить следующее. Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года воспринял общепринятый критерий неоплатности. Комментируя этот закон в 1994 году, В.В.Витрянский отмечал (Витрянский В.В. Банкротство: ожидания и реальность//Экономика и жизнь. 1994. № 49), что использование критерия неоплатности «позволяет должнику водить за нос кредиторов, постоянно создавая ситуацию своей неплатежеспособности и одновременно расходуя денежные средства на собственные цели без учета интересов кредиторов». Критика была воспринята, и в результате Закон 1998 года коренным образом изменил подход к критерию банкротства, приняв за основу критерий неплатежеспособности, что, по мнению многих ученых, соответствует мировой практике. Следует уточнить, что данный критерий применялся к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Ныне действующий Закон 2002 года также сохранил принцип неплатежеспособности в основании признания юридического лица несостоятельным.
5 Г.Ф.Шершеневич. Конкурсный процесс. -М.: 2000.
6 Г. Афанасьев. «Пока гром не грянет, русский бизнесмен не перекрестится» в журнале "Деловые люди" № 67, июнь 1996. С. 110 - 111.
7 См.: Теория и практика антикризисного управления/Под ред. С.Г.Беляева и В.И.Кошкина. М., 1996. С. 34.
8 См., например, подход, предложенный в: Том Н. Управление изменениями // Проблемы теории и практики управления. М., 1998. № 1. С. 69.
9 См.: Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1999.
10 См.: Ригер Ф. Реструктурирование предприятий в условиях кризисных ситуаций // Финансовый бизнес. М., 1997. № 3. С. 55-61.
11 См.: Meffert H. Strategische Unternehmensfuhrung und Marketing: Beitr. Zur Marketerient ierten Unternehmenspolitik, Wiesbaden, 1988. S. 127.
12 Далее в лекции в данном контексте будут использоваться такие синонимы слова «этап», как фаза, стадия, период.
13 Площадь между осями графика и кривой жизненного цикла пропорциональна затратам финансовых ресурсов на реализацию этапа. Меньше площадь – меньше затраты, меньше вероятность наступления кризиса.
14 См.: Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А. П. Градова. СПб., 1995.
15 См.: Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под ред. А. П. Градова и Б. И. Кузина. СПб., 1996. С. 128.
16 См.: Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1990. С. 340.
17 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г.