Файл: Реферат по дисциплине Философия анализ работы Зигмунда Фрейда Тотем и табу.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЮСТИЦИИ
Кафедра «
социально-гуманитарных дисциплин»
Реферат
по дисциплине «Философия»
анализ работы Зигмунда Фрейда «Тотем и табу»
Выполнили студенты
группы ИЮ 107Б
Сафаргалеев Э,
Паукште В.
Проверил:
Кандидат наук,
ассистент кафедры социально-
гуманитарных дисциплин
Шестовских Н.А
Екатеринбург
2023
З. Фрейд известен как специалист в психоанализе, по его мнению, который сформировал его и повлиял на развитие социологии медицины, психологии и других наук.
В свое время научные воззрения Фрейда были настолько новы и необычны, что на протяжении всего его научно-исследовательского периода вызывали заинтересованность не только со стороны специалистов, но и среди общественности. Кроме этого, они подвергались серьезной критике.
Мы согласны с данным мнением, так как Фрейд выдвигал множество противоречивых тезисов по различным вопросам, с одной стороны, но с другой, его идеи и взгляды были неким прорывом в философской мысли.
По Фрейду инстинкт (к примеру страх смерти, размножения) определяет поведение человека, а не разум, правила, идеалы. Он утверждал, что все действия индивида базируются на комплексах, неврозах, тайных желаниях. То есть, в деятельности человека сознание играет второстепенную роль, а управляет им бессознательное.
Данное суждение, по нашему мнению, является противоречивым, так как на поведение человека обусловлено не только инстинктами, но и другими факторами, такими как влияние социума на индивида и тд.
Он продвигал свои воззрения о том, что именно врожденные влечения, которые характерны для любого человека, не поддаются изменению – влечение жизни, сексуальные, смерти.
Он дал такой толчок к развитию психологии и психоанализа, что даже сейчас не утихают споры вокруг по его теоретико-практических воззрений. Нами совершенно справедливо замечено, что практически любой специалист по психологии и психоанализу отмечает достижения Зигмунда Фрейда в своих трудах
, что говорит о той роли и влиянии, которое оказал Фрейд на психологию.
В настоящий момент предметом нашей работы является анализ работы Зигмунда Фрейда «Тотем и табу». Это одна из базисных работ Фрейда в теории психоанализа, которая оказала огромное влияние на последующее развитие психологии и других связанных с ней наук. В этом произведении Фрейд доходит до истоков зарождения культурно-религиозных воззрений, сравнивая верования первобытных людей с фантазиями людей душевнобольных. Эта работа позволяет более детально разобраться в общем устройстве человеческой психики и формирования наиболее важных психических процессов и появления отклонений от общепринятых норм.
Тем не менее, Фрейд в этой работе не претендует на полноту отображения проблемы, оставляя последующим исследователям возможность развить его теорию или найти новые направления и пути. Он отмечает, что хорошо знает недостатки своей работы и не хочет касаться пробелов, которые находятся в зависимости от того, что это практически первые его исследования в этой области.
Две ключевые темы, определившие название этой работе – «тотем и табу» разрабатываются не по одному сценарию. Рассмотрение табу происходит более подробно, большей степенью достоверности, да и решение этой проблематики освещается более подробно и можно сказать исчерпывающе.
А вот исследования тотемизма ограничивается заявлением, что современная наука может пояснить проблематику тотемизма. Такой подход связан с тем, что современный психоанализ может пояснить табу, так как оно имеет корни в нашей действительности, хотя и отрицательно понимаемое и перенесенное на другие содержания. По своей психологической природе оно представляется ничем другим как «категорическим императивом» Канта, действующим навязчиво и отрицающим всякую сознательную мотивировку.
Тотемизм, в противовес нашему современному чувствованию, социально-религиозный институт, оставленный давно. Вместо него существуют новые формы и остались лишь следы в религии, нравах и обычаях существования народов современности. Он претерпел существенные изменения даже у тех обществ, которые якобы до сих пор его придерживаются.
Технико-социальные успехи в истории человечества намного меньше повредили табу, чем тотему. В этой работе Фрейда сделана попытка выявления изначальной сущности тотемизма по его следам, из намеков, в которых он снова и снова находит свое отображение в развитии детей. Тесная взаимосвязь табу и тотема подсказывает направления защиты, представляемой в работе гипотезы.
Итак, структурно книга Фрейда состоит из 4 статей, последняя из которых выводит общие выводы по работе. В первой статье «Боязнь инцеста» после серьезного обзора обществ первобытного типа он начинает анализ многочисленных предосторожностей, которые существуют в первобытном обществе на уровне племен во избежание инцеста – любого сексуального контакта между ближайшими родственниками. Причем, запрещение настолько расширилось в первобытном обществе, что индивиды не могли создавать семью даже среди членов клана. Это явилось фундаментом фобий инцеста мотивированными смертью, за нарушение запретов. Соответственно этому, Фрейд заключает, что соблазн совершить инцест существенно выше у людей первобытного общества в противовес людям современных развитых цивилизаций. Он акцентирует внимание на том, что цивилизованные народы, также не отказавшиеся от этого запрета, способны отказаться от него, подавить мысли о нем, так как он не вписывается в особенности морально-этического поведения. Тем не менее он существует, но погружен в бессознательное, бездну психики.
Зигмунд Фрейд сравнивает табу в первобытном обществе с невротическим типом, который представляется в качестве «самокопания». Он говорит о том, что «… боязнь инцеста составляет главным образом детскую черту и удивительно согласуется с тем, что мы знаем о психической жизни невротиков».
После чего, он начинает анализ темы, вспоминая тематику детства из своей обширной практики. В частности, можно отметить его пояснение Эдипового комплекса, через случай когда мальчик чувствует влечение к матери из-за чего у него проявляются враждебные чувства к отцу, который в понимании мальчика становится своего рода соперником: «Психоанализ показывает, что первый сексуальный объект, выбранный ребенком, относится к кровосмесительному, потому что этот объект представлен его матерью или его сестрой; из анализа следует, что мальчик, по мере того как будет расти, освободится от склонности к инцесту».
Тем не менее, Фрейд ставит разграничение между ребенком нормального развития и больным. У больного ребенка (невротика) Эдипов комплекс работает против правил. Как отмечает Фрейд, в его психическом устройстве можно всегда найти следы сексуальности, свойственные детским годам.
Вторая статья данной работы – «Табу и амбивалентность чувств» считается более важной, чем вышеописанная часть. В первую очередь,
Фрейд перечисляет табу и запрещения, и главным из перечня становится запрещение контактов. Если кто-либо входит близко в зону табу или его предмета, сам становится табу.
Чтобы уяснить взаимную связь между этим пониманием вещей и психоанализом вообще Фрейд предлагает сравнивать такие запрещения с непреодолимым стремлением больных навязчивым неврозом прикоснуться к чему-либо. Со своей стороны больные думают, что разрушение этого запрета приведет к огромным несчастьям.
Соответственно со своим пониманием этих процессов, Фрейд справедливо ставит вопрос: что же такое примитивные табу? Он акцентирует внимание на том, что их мотивация носит неосознанный характер, они всегда были. То есть запреты древних передаются в последующих поколениях. Соответственно поэтому появляется скрытое желание (оно бессознательно) нарушить табу, перейти за черту. Тем не менее, страх такие желания тормозит и дает невозможность реализации. То есть «табу – запрещенный акт, к которому бессознательное стремится с неудержимой силой».
Именно тот, кто переступает границу, нарушивши табу, выбрасывается из общественных отношений в определенных социальных условиях. Нарушивши табу, индивид сам превращается в табу, становится прокаженным. Хотя его поступок становится для других неоднозначным к пониманию и у многих может вызвать желание повторить его действия, тем самым дав дополнительный импульс для других к нарушению табу.
Фрейд обнаружил, что при неврозе можно наблюдать некоторые такие черты, поэтому Фрейд позволяет себе еще одну аналогию, касаемую амбивалентности чувств. Она в соответствии с мнением Зигмунда Фрейда может быть общей и для невротика и для первобытного человека, так как и один и второй находятся в состоянии борьбы между любовью и враждебностью.
Фрейд, представляет амбивалентность как способ, позволяющий примитивному сообществу дать оценку своему властителю. Они вызывают уважение в связи с наличием у них огромной власти и поэтому стремятся создать для властителя безопасные условия жизни. Однако, с другой стороны, по мнению Фрейда, жизнь в таком сообществе излишне зарегулирована, порой очень жестко, что делает их жизнь очень тяжелой и незавидной до такого состояния, что ряд первобытных народов полностью отказывается от вождей.
Фрейд с легкостью приводит аргументы об индивидуальности чувства амбивалентности. Цивилизованные индивиды примиряют противоречивые чувства, находя между ними компромисс. Но невротик, с его примитивизмом не способен к такому компромиссу. Что касается импульсов, физических сил бессознательной природы, которые побуждают индивида на определенные действия, у
невротика они носят сексуальный характер, а у дикаря антисоциальный.
Поясняя амбивалентность чувств Фрейд приводит пример, что касание трупа – табу, так как души мертвых, когда-то горячо любимых и оплакиваемый в данной ситуации могут переходить в разряд злых демонов. То есть мы наблюдаем пересечение чувств боли утраты близкого человека и чувства настороженности и даже враждебности, оправданное тем, что дух может быть вредоносным – это стоит в ряду доказательств амбивалентности чувств, выявленное в результате психоанализа.
Итак, третья статья: «Анимизм, магия и всемогущество мысли. Фрейд дает свое пояснение анимизму, который он представляет в своей статье как «теорию представлений касательно души человека, теории духовных сил вообще».
Он описывает в этой статье стадию, предшествующую анимизму, которую он называет аниматистской- теорию оживления природы. То есть человек находится в среде, которая насыщена как добрыми, так и злыми духами. Тем не менее, человек в такой среде имеет возможность контактировать с ними, передавая им свои желания. Иными словами, Фрейд поддает анализу отношения, которые могут иметь место между магией, способной оказывать влияние на другого человека и анимизмом. Фрейд провозглашает, что магический дух очень близок к духу ребенка, который в свою очередь верит в непреодолимое могущество мысли. Он говорит о том, что человек первобытного общества, как и ребенок свято верит в огромную силу своих желаний. По сути, магический способ помогает индивиду достичь желаемого, так как он этого хочет.
Ребенок, по Фрейду, существует в психических условиях максимально приближенных к условиям психики первобытного человека. То есть, от желания нереально-иллюзорного, он может перейти в реальные условия. Такое естественное свойство он приписывает сосанию: ребенок может воображать, что он сосет грудь и достигает приятности искусственным методом.
Такая Вера в могущество мысли выступает базисом обожествления мыслей - она есть у человека примитивного общества, есть у ребенка и проявляется у человека больного неврозом.
Благодаря могуществу мысли сильно желаемая виртуальная вещь может иметь реализацию в реальном мире. В этом случае мы уже находимся в границах магического. Однако, ставить знак равенства между мыслью невротика и человека первобытного общества приводит к слишком узкому пониманию работы Фрейда. Мы понимаем его посыл таким образом, что у исследователя появляется возможность для изучения «нормальной» мысли индивида в целом. В этой статье Фрейд не только обращает внимание на такое понятие как «нарциссизм», но и