Файл: Внутренняя политика Екатерины ii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проблема евреев была иного свойства и намного сложнее.Евреи в империи поселялись на Украине и в Малороссии (часть империи, расположенная между Днепром и Доном), а въезд в Москву им был по-прежнему затруднен. Вскоре после коронации Екатерина высказалась за целесообразность выдачи евреям разрешения въезжать в Россию. В декабре 1762 года в манифесте о праве иностранцев селиться в России евреи были лишены этого права. Однако это решение не было столь категоричным, как казалось, потому что на практике Екатерина разрешила евреям поселяться в «Новороссии», на территории, открытой для колонизации, при этом настаивая на том, чтобы новые поселенцы назывались «новороссийские купцы. В 1772 году Екатерина, исходя из принципа терпимости, заверила население Полоцка и Могилева (недавно присоединенные), что они будут пользоваться свободой выбора религии и теми же правами, и свободами, что и другие подданные империи. Но особая статья, сохраняющая за общинами свободу, которой они пользовались ранее, предоставляла им право на систему организации, свойственной евреям. Тем самым евреи оставались замкнутыми в общинную жизнь. Широкие реформы 70-х годов, допускавшие возможность, в частности, организовывать гильдии, если они выполняли условия, перечисленные в реформе и это позволило властям нарушить изоляцию наиболее предприимчивых евреев. Реформа городов способствовала развитию процесса интеграции евреев в русское общество. Только классы (или категории), к которым относил себя жители городов, определяли их статус, а принцип национальной принадлежности и религиозной – исчезал. Все горожане и купцы могли участвовать в местной администрации и заявлять свое право занимать в них должность.

Частые конфликты между евреями и неевреями по экономическим причинам постепенно приведут к изменению статусов. Первая причина конфликта – почти полная монополия евреев на производство алкогольных напитков в сельской местности, нарушавшая правительственное распоряжения о решительной борьбе с пьянством, все более распространяющимся среди крестьян. Назревал кризис из-за реакции властей, обеспокоенных вредной и трудноконтролируемой деятельностью евреев, с одной стороны, и с другой – недовольства русских, вызванного тем, что евреи захватили исключительно выгодную торговлю. Второй причиной конфликта являлась миграция евреев в Москву, где их все возрастающая коммерческая деятельность привлекла внимание русских купцов, обеспокоенных конкуренцией. Декрет 1791 года обязывал евреев регистрироваться в качестве купцов и горожан только в Белоруссии, в Москвеже они могли регистрироваться временно. Екатерина предложила им поселиться и вести торговлю в недавно завоеванных местах в Тавриде.


Католики составляли для Екатерины проблему совсем иного рода, поскольку они сохраняли отношения с Ватиканом. Православная церковь была автокефальной. Государство и церковь были в России тесно связаны между собой, поэтому русские монархи не терпели никакого папского вмешательства. В первые годы царствования Екатерина придерживалась нейтральной позиции. Разделы Польши приведут к появлению большого числа католиков в России. При первом разделе Екатерина обещала гарантировать свободу веры в Белоруссии. Но постепенно к ним стали применять те же принципы, что и к православным, для которых государство, через Синод, организовывало жизнь церкви. Сложный вопрос: ее отношение к иезуитам. Когда их изгнали из Франции, императрица пригласила их в России, и вскоре они открыли коллежи, и дворяне стали посылать детей туда учиться. В 1773 году папа Климент XIV распустил орден иезуитов и это поставила перед Екатериной сложную проблему. Она уже игнорировала папскую власть, создав в Могилеве епархию, к которой были привязаны все российские католики, не известив об этом Рим и даже не сделав вид, что согласовала вопрос с Ватиканом. Екатерина отказалась реагировать на папскую грамоту, распускающую сообщество иезуитов, сохранила орден в России. После разделов Польши выросло количество католиков. Орден иезуитов занимался не только обучением, но и были посредниками между русскими властями и поляками.

Царствование Екатерины оказалось особенно благоприятным для староверов. Их больше не обвиняли в ереси, не заставляли носить одежду со знаками, по которым их узнавали на улице. После 1785 года им даже разрешили занимать общественные должности. Терпимость императрицы в староверам объясняется тем, что они играли важную роль в экономическом развитии, что способствовало развитию регионов. Святейший Синод не вмешивался в их обычаи, в их отношения со священниками.»63.

Тема 5. Итоги и значение политики Екатерины II.

Вопросы и задание:

  1. Проанализируйте документы и выделите итоги политики Екатерины в разных сферах жизни общества? Составьте таблицу.

  2. Выполнены ли цели и задачи внутренней политики Екатерины II? Согласны ли с точкой зрения, что Екатерина стала продолжательницей политики Петра I? Свою точку зрения обоснуйте.


Документ 1.

«Екатерина считается одним из наиболее удачливых реформаторов России. Начатые ею преобразования укрепили государственных аппарат, законодательно оформили права и обязанности разных сословий, значительно повысили военную мощь империи и обеспечили широкое культурное развитие страны. Недаром императрица видела себя продолжательницей дел Петра Великого. Она была глубоко убеждена, что место России – в Европе. Поэтому практически все ее реформы в конечном счете были направлены на сокращение разрыва между просвещенными нациями Запада и России.

Екатерину не смущал тот факт, что реальность и политические теории приходили в прямое противоречие. Напротив, она радовалась тому, что может попытаться хотя бы отчасти преобразовать мир на началах разума, терпимости и смягчения нравов»64.

«В Петербургском альманахе перечислены двести сорок с чем-то городов, основанных Екатериной: их было, пожалуй, больше, чем разорили ее войска; но эти города лишь жалкие деревнюшки, произведенные ею в города именным указом, высочайшим повелением ее императорского величества. Часто вместо города стоит один столб, на котором обозначено название и место: в ожидании постройки и, главное, заселения, они фигурируют только на картах России. Эта мания Екатерины многое начинать и ничего не кончать отмечена острым словом Иосифа II. Во время их путешествия в Тавриду, торжественно заложив первый камень города Екатеринослава, она предложила ему заложить второй. Вернувшись, Иосиф говорил: Мы с русской императрицей в один день сделали большое дело: она заложила первый, а я последний камень целого города.

Царствование ее было счастливо и блестяще для нее и двора; но конец его был особенно гибелен для народа и империи. Все пружины управления попортились: каждый генерал, каждый губернатор, каждый начальник округа сделался самостоятельным деспотом. Места, правосудие, безнаказанность продавались за деньги: около двадцати олигархов разделили между собой Россию под покровительством фаворита, они или сами грабили государственные доходы, или предоставляли грабить другим и оспаривали друг у друга добычу, захваченную у несчастных.

Начиная с самого фаворита и кончая последним чиновником, все смотрели на государственную собственность, как на мачту с призами, которые надо достать, и бросались на нее с тем же бесстыдством, с какими чернь бросается на выставленного ей быка.»
65. (К. Массон)

Документ 2.

«Скажут, что императрица первая из женщин могла носить имя законодателя своей империи и что она по своей мудрости первая положила основание счастья своих народов, установив справедливые законы. Если Петр I не гнушался работать в Амстердаме на верфи адмиралтейства, чтобы создать флот для своего народа, то и ваше величество не пренебрегли бесчисленными подробностями юриспруденции, чтобы обеспечить владения и благосостояние России»66. (Фридрих II, прусский император).

Документ 3.

«Екатерина не без основания приписывала успехи своего царствования не только случайностям, сколько своему таланту, своей силе воли, своим трудам»67. (А.Г. Брикнер. История Екатерины Второй).

Документ 4.

«В екатерининской модели социального структурирования можно обнаружить следы французской сословной модели, перекроенной в соответствии с более современными требованиями, в то время как в ее законодательстве о полиции преобладают немецкие образцы… К тому же мало кто еще тогда всерьез сомневался в совместимости самодержавной власти и республиканизма: общепринятым было противопоставление деспотической власти и республиканизма»68.

Документ 5.

«Нелегко поставить мысль в такое отношение к царствованию Екатерины II. Старшие из тех, кому теперь приходиться вспоминать это царствование по поводу исполнившегося столетия со дня его окончания, живо помнят еще поздние отзвуки двух резких и непримиримо противоречивых суждений о нем, сложившихся еще при жизни Екатерины IIи долго державшихся в обществе после нее. Одни говорили о том времени с восторженным одушевлением или с умиленным замиранием сердца: блестящий век, покрывший Россию бессмертной, всесветной славой ее властительницы, время героев и героических дел, эпоха широкого небывалого размаха русских сил, изумившего и напугавшего вселенную… По мнению других, вся эта героическая эпопея была не что иное, как театральная феерия, которую из-за кулис двигали славолюбие, тщеславие и самовластие; великолепные учреждения заводились для того только, чтобы прослыть их основательницей, а затем оставлялись в пренебрежении, без надлежащего надзора и радения об их развитии и успехе; вся политика Екатерины была системой нарядных фасадов с неопрятными затворками
, следствиями которой были полная порча нравов в высших классах, угнетение и разорение низших, общее ослабление России. Тщеславие доводило Екатерину, от природы умную женщину, до умопомрачения, делавшего ее игрушкой в руках ловких и даже льстецов, умевших пользоваться ее слабостями, и она не приказывала выталкивать из своего кабинета министра, в глаза говорившего ей, что она премудрее самого Господа Бога»69.

1 С.Ф. Платонов. Учебник русской истории. М. 1994. с.269

2 С.Ф. Платонов. Учебник по истории русской истории. М., 1994. С. 270

3 С.Ф. Платонов. Учебник по русской истории. М. 1994. С. 268

4 Там же С. 269

5 История СССР. Учебник для 7 класса. Под. ред. М.В. Нечкиной, П.С. Лейбенгруба. М., 1971. С. 213

6 Там же С. 213

7 В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров. История России. Конец XVII – XIXвек. М., 2008. С. 60

8 А.А. Левандовский. История России. XVIII – XIXвеков. М., 2008. С. 43

9 Н.И. Павленко. История России. XVIII – XIXвека. 10 класс. М., 2013. С. 100

10 А.Б. Каменский. От Петра I до Павла I. М., 2001. С. 316

11 Н.М. Карамзин. Записки о древней и новой истории. М., 1991. С.42

12 Там же С. 44

13 А.С. Пушкин. Заметки по русской истории XVIII в. М., 1949. С. 15

14 В.О. Ключевский. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993. С.235

15 А.Б. Каменский. От Петра I до Павла I. М., 2001. С. 318

16 С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Кн. VI. Т. XXVI-XXIX. СПб., 1879. С. 338

17 Там же С. 379

18 С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Кн. VI. Т. XXVI-XXIX. СПб., 1879. С.380

19 А.Г. Брикнер. История Екатерины Второй. СПб. Типография А.С. Суворина. 1885 с 146

20 А.Б. Каменский. От Петра I до Павла I. М., 2001. С. 331

21 Там же С. 413

22 О.А. Омельченко. Законная монархия Екатерины II. М., 1993 с.282

23 А.Б. Каменский. От Петра I до Павла I. М., 2001 с. 414

24 И. де Мадариага. Екатерина Великая и ее эпоха. М. 2006. С. 418

25 Э.К. д’ Анкосс. Екатерина II. Золотой век в истории России. М., 2013. С. 442