Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В СССР, в 70-е годы, преподавание истории идет по учебнику «История СССР» для 7 классов, авторами являются М.В. Нечкина и П.С. Лейбенгруб (1971 год). В учебнике внутренняя политика Екатерины рассматривается как ответные действия на крестьянские восстания, которые «расшатывали крепостной строй и приближали срок его падения»5. Целью преобразований Екатерины была укрепление власти дворян в центре и на местах. Четкого названия преобразований в учебнике нет, описываются губернская реформа, главной целью которой было не допустить новых народных волнений. Крепостное право распространилось на большей территории, укрепилось там, где еще его недавно не было. В 1783 году царским указом были закрепощены крестьяне Левобережной Украины. Какой указ назван не был. Жалованная грамота дворянству рассматривается только с точки зрения того, что дворянство получает права, что дворяне – «люди особые, благородные, имеют привилегию владеть, как вещью, другими людьми (крестьянами) и землею. Это окончательно оформил права дворянства как особого привилегированного сословия России. Авторы отмечают, что вторая половина XVIII века — это время разложения феодально-крепостнического хозяйства и развития в его недрах капиталистических отношений. Они все более подтачивали феодальный строй и делали его гибель неизбежной»6.
В современной России совсем другой подход к преподаванию эпохи Екатерины Великой, как продолжательницы преобразований Петра Великого. Учебный материал изложен на основе анализа законодательных актов екатерининской эпохи, работ известных российских и зарубежных историков. На сегодняшний день в школах используются множество учебников, которые рекомендованы Министерством образования и науки РФ. В учебниках прослеживается единство хронологического подхода к изложению материала, используются одни и те же законодательные акты, но интерпретация, оценки деятельности Екатерины разные. Анализ современной учебной литературы в общеобразовательных школах для 10 классов дает возможность сопоставить содержание учебного материала. На сегодняшний день учебников по истории России более десяти, которые утверждены и рекомендованы Министерством образовании и науки для преподавания в десятых классах средней школы. Я проанализирую те учебники, которые используются чаще всего.
Учебник «История России. Конец XVII –XIXвек.» Авторы: В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров, учебник написан для классов профильного уровня. По проблемам внутренней политики Екатерины II отведен один параграф. Понятие «просвещенный абсолютизм трактуется как «союз философов и монархов»
7.Популярность имела теория, согласно которой отжившие институты феодального общества можно преодолеть нереволюционным, а эволюционным путем, самими монархами и дворянами, при помощи мудрых советников-философов. Самодержцы, как предполагалось, должны быть людьми просвещенными, своего рода ученика идеологов Просвещения. Подробно рассмотрены вопросы реформирования государственных органов управления, деятельности Уложенной комиссии. Финансовая политика не рассматривается ни в одном параграфе.Вопросы развития культуры второй половины XVIII века рассматриваются в контексте развития культуры всего XVIII века.Учебник для 10 классов – базовый уровень – «История России с древнейших времен до конца XIX века», авторы – Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко. Очень кратко раскрыты проблемы правления Екатерины II, события внутренней политики изложены в хронологической последовательности, показаны в контексте социально-политических мероприятий с 1761 по 1801 гг. Все вопросы, которые касаются внутренней политики, даются очень кратко, нет анализа причин реформистской деятельности, целей, задач и особенностей правления Екатерины II. Плохо освещены вопросы национальной, религиозной и финансовой политики, хотя этим страдают все учебники для средней школы. Учебник, который используется в школах в системе преподавания в 10 классах, базовый уровень – «История России XVIII –XIXвеков», автор А.А. Левандовский. Данный учебник из серии «МГУ – школе». Параграфы, посвященные Екатерине II автор начинает со вступительной статьи по историографии вопроса. «Оценки правлений были разнообразны и полемичны: в дворянской историографии время правления Екатерины II всегда характеризовали как «золотой век», понимая, что во всех проявлениях эта политика выгодна для дворянства. В научной и публицистической литературе демократического характера и к самой царице, и к ее деятельности отношение, напротив, было резко отрицательным: крепостническая политика, беспощадное отношение к основной массе населения. Либеральная историография определяла правление Екатерины как «просвещенный абсолютизм» - явление противоречивое, включающее в себя деспотизм и крепостничество, элементы просветительской политики. В советское время просветительство Екатерины воспринимается как откровенная демагогия. В последние годы возвращается к более объективной оценке этой эпохи. Исследуя разные стороны политики, современные ученые стремятся по достоинству оценить правление Екатерины, в котором причудливо смешались разумный государственный подход ко многим проблемам и неоправданное крепостничество, беспощадное преследование своих политических противников…»
8. Учащиеся понимают, что в истории нет единого подхода к интерпретации фактов, это даст возможность во время изучения материала формировать аналитические и коммуникативные компетенции. Текст учебника сопровождаются документами, но нет заданий к этим документам, учащимся трудно ориентироваться, к какому эпизоду текста относиться данный документ. В учебнике отдельно рассматриваются реформы государственного управления и социальная политика. Не освещены вопросы особенностей национальной и религиозной политики. Учебник для 10 классов – профильный уровень – «История России XVIII–XIX века», авторы: Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская. Этот учебник не используется в школах, но авторы расширив фактический материал, дают возможность углубленного изучения истории. Авторы обратили внимание на то что, у просветителей не было единства во взглядах, касавшиеся прежде всего последовательности мер, направленных на обретение свободы. Часть просветителей, составлявших умеренное крыло, предоставление крестьянам свободы связывали с распространением среди них просвещения. Другое направление, радикальное, считало, что сначала надо представить крестьянам свободу, а после этого заняться их просвещением. Екатерина II придерживалась умеренных взглядов. Подробный анализ в профильном учебнике дан деятельности Н.И. Новикова, который поставил издательское дело на службу Просвещения, оказал огромное влияние на формирование политического сознания. В журналах критиковал личности, критиковал систему. Возникли два направления мыслителей: М.М. Щербатов – идеолог консервативного направления, сторонник сохранения дворянских привилегий и крепостного права, сторонник монархии, но с широким привлечением к управлению дворянства, особенно его аристократии. А.Н. Радищев – сторонник антикрепостнических порядков, критиковал сословные привилегии, защитник крестьян. Целью расширения учебных заведений является «воспитать новую породу людей». С развитием образования тесно связано развитие науки. Подробно дан проект Н.И. Панина по реформированию Сената, идея создания Императорского совета, который должен был ограничить власть императрицы, был подвергнут резкой критики и эту идею отвергли. Идея «просвещенного абсолютизма» представлена как перестройка феодальных порядков. «Главным рычагом этой перестройки являлось распространение просвещения во всем многообразии его форм, учреждение школ и высших учебных заведений, издание журналов и газет, распространение научных знаний…»
9.
Любой учебник не даст полной картины развития эпохи из-за ограниченности возможностей учебника. Анализ учебной литературы показал, что в учебниках не освещены вопросы финансовой политики ЕкатериныII, дан один путь развития экономики: через создание экономического общества. Не представлены разные точки зрения на деятельность императрицы, в основном дается положительная оценка ее деятельности и для учащихся она предстает, как выдающиеся, сильная личность. Во всех учебниках придерживается хронологический принцип изложения материала, не освещаются проблемы России во второй половине XVIII века, особенно решение крестьянского вопроса. Не освещены спорные вопросы: когда в нашей стране начинается формироваться капитализм? Что такое «средний класс», который стал формироваться при Екатерине? В чём особенность «просвещенного абсолютизма» в России, по сравнению от политики «просвещенного абсолютизма» в Пруссии? Как осуществить идеи Просвещения в стране, где существовало рабство, практически население безграмотно, в стране, где люди говорят на множествах языках и диалектах, какими методами это возможно достигнуть? В учебниках по-разному освещаются вопросы, связанные с созывом Учредительной комиссии. Плохо раскрыт вопрос влияния аристократического дворянства на Екатерину II, складывается мнение, что все в государстве она делала сама, единолично принимала решения, но это было не так. Императрица понимала, какую роль играет дворянство в государстве, что она обязана им в том, что она стала править в России. Недостаточно представлена национальная политика Екатерины II, территории Российской империи выросла, государство многонациональное и многоконфессиональное, стало охватывать три континента. В учебниках плохо освещены вопросы отношения православия с другими конфессиями. Это важная проблема с которой столкнулась императрица, ведь в ее эпоху за счет присоединения новых земель, особенно после разделов Польши, освоение новых земель по Востоке, увеличилось количество иноверцев. При предшественниках Екатерины II политика строилась на насаждении православия и это приводило к недовольству населения, надо было менять принципы национальной и религиозной политики.
Проанализировав российские и советские учебники можно сделать вывод, что ни в одном учебнике полностью не дана характеристика внутренней политики Екатерины II.Но в рамках одного учебника это сделать возможно, так как учебники должны соответствовать не только концепции исторического образования, но санитарным нормам. Поэтому и стоит вопрос о создании учебно-методического комплекса для учителей и учащихся. А это можно сделать только при анализе историографии и источниковедческой базы.