Файл: Обеспечения Базовый курс (3е издание) Версия книги 2 от 17. 04. 2023.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 881

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2: основные знания и умения 2.1. Процессы тестирования и разработки ПО 2.1.1. Модели разработки ПО Чтобы лучше разобраться в том, как тестирование соотносится с программи- рованием и иными видами проектной деятельности, для начала рассмотрим самые основы — модели разработки (lifecycle model16) ПО (как часть жизненного цикла (software lifecycle17) ПО). При этом сразу подчеркнём, что разработка ПО является лишь частью жизненного цикла ПО, и здесь мы говорим именно о разработке. Материал данной главы относится скорее к дисциплине «управление проек- тами», потому здесь рассмотрен крайне сжато: пожалуйста, не воспринимайте его как исчерпывающее руководство — здесь едва ли рассмотрена и сотая доля про- цента соответствующей предметной области. Модель разработки ПО (Software Development Model, SDM) — структура, систематизирующая различные виды проектной деятельности, их взаимо- действие и последовательность в процессе разработки ПО. Выбор той или иной модели зависит от масштаба и сложности проекта, предметной области, доступных ресурсов и множества других факторов. Выбор модели разработки ПО серьёзно влияет на процесс тестирования, определяя выбор стратегии, расписание, необходимые ресурсы и т.д. Моделей разработки ПО много, но в общем случае классическими можно считать водопадную, v-образную, итерационную инкрементальную, спиральную и гибкую. Перечень моделей разработки ПО (с кратким описанием), рекомендуе- мых к изучению тестировщиками, можно найти в статье «What are the Software Development Models?»18Знать и понимать модели разработки ПО нужно затем, чтобы уже с первых дней работы осознавать, что происходит вокруг, что, зачем и почему вы делаете. Многие начинающие тестировщики отмечают, что ощущение бессмысленности происходящего посещает их, даже если текущие задания интересны. Чем полнее вы будете представлять картину происходящего на проекте, тем яснее вам будет виден ваш собственный вклад в общее дело и смысл того, чем вы занимаетесь. Ещё одна важная вещь, которую следует понимать, состоит в том, что ника- кая модель не является догмой или универсальным решением. Нет идеальной мо- дели. Есть та, которая хуже или лучше подходит для конкретного проекта, конкрет- ной команды, конкретных условий. Частая ошибка! Единственное, от чего стоит предостеречь уже сейчас, так это от фривольной трактовки модели и перекраивания её «на свой вкус» без кристально чёткого понимания, что и зачем вы делаете. О том, что бывает при нарушении логики модели, прекрасно сказал в своём слайдка- сте «Scrum Tailoring»19Максим Дорофеев. 16 Lifecycle model. A partitioning of the life of a product or project into phases. [ISTQB Glossary] 17 Software lifecycle. The period of time that begins when a software product is conceived and ends when the software is no longer available for use. The software lifecycle typically includes a concept phase, requirements phase, design phase, implementation phase, test phase, installation and checkout phase, operation and maintenance phase, and sometimes, retirement phase. Note these phases may overlap or be performed iteratively. [ISTQB Glossary] 18«What are the Software Development Models?» [http://istqbexamcertification.com/what-are-the-software-development-models/] 19«Scrum Tailoring», Максим Дорофеев [http://cartmendum.livejournal.com/10862.html] Модели разработки ПО Тестирование программного обеспечения. Базовый курс. © EPAM Systems, 2015–2023Стр: 19/301 Водопадная модель (waterfall model20) сейчас представляет скорее истори- ческий интерес, т.к. в современных проектах практически неприменима. Она пред- полагает однократное выполнение каждой из фаз проекта, которые, в свою оче- редь, строго следуют друг за другом (рисунок 2.1.a). Очень упрощённо можно ска- зать, что в рамках этой модели в любой момент времени команде «видна» лишь предыдущая и следующая фаза. В реальной же разработке ПО приходится «видеть весь проект целиком» и возвращаться к предыдущим фазам, чтобы исправить недоработки или что-то уточнить. Рисунок 2.1.a — Водопадная модель разработки ПО К недостаткам водопадной модели принято относить тот факт, что участие пользователей ПО в ней либо не предусмотрено вообще, либо предусмотрено лишь косвенно на стадии однократного сбора требований. С точки зрения же тести- рования эта модель плоха тем, что тестирование в явном виде появляется здесь лишь с середины развития проекта, достигая своего максимума в самом конце. 20 In a waterfall model, each phase must be completed fully before the next phase can begin. This type of model is basically used for the project which is small and there are no uncertain requirements. At the end of each phase, a review takes place to deter- mine if the project is on the right path and whether or not to continue or discard the project. [http://istqbexamcertifica- tion.com/what-is-waterfall-model-advantages-disadvantages-and-when-to-use-it/] Общее планированиеТестирование в явном виде появляется лишь с середины развития проекта, достигая своего максимума в самом конце.Пользовательские требованияСистемные требованияТехническая архитектураДетализированный дизайнРазработка и отладкаИнтеграция и модульные тестыИнсталляционное тестированиеСистемное тестированиеПриёмочное тестированиеИтоговая отчётность Модели разработки ПО Тестирование программного обеспечения. Базовый курс. © EPAM Systems, 2015–2023Стр: 20/301 Тем не менее водопадная модель часто интуитивно применяется при выпол- нении относительно простых задач, а её недостатки послужили прекрасным отправ- ным пунктом для создания новых моделей. Также эта модель в несколько усовер- шенствованном виде используется на крупных проектах, в которых требования очень стабильны и могут быть хорошо сформулированы в начале проекта (аэро- космическая область, медицинское ПО и т.д.). Относительно краткое и притом хорошее описание водопадной модели можно найти в статье «What is Waterfall model advantages, disadvantages and when to use it?»21Великолепное описание истории развития и заката водопадной модели было создано Максимом Дорофеевым в виде слайдкаста «The Rise And Fall Of Waterfall», который можно посмотреть22в его ЖЖ.V-образная модель (V-model23) является логическим развитием водопад- ной. Можно заметить (рисунок 2.1.b), что в общем случае как водопадная, так и v- образная модели жизненного цикла ПО могут содержать один и тот же набор ста- дий, но принципиальное отличие заключается в том, как эта информация исполь- зуется в процессе реализации проекта. Очень упрощённо можно сказать, что при использовании v-образной модели на каждой стадии «на спуске» нужно думать о том, что и как будет происходить на соответствующей стадии «на подъёме». Тестирование здесь появляется уже на са- мых ранних стадиях развития проекта, что позволяет минимизировать риски, а также обнаружить и устранить множество потенциальных проблем до того, как они станут проблемами реальными. Рисунок 2.1.b — V-образная модель разработки ПО 21«What is Waterfall model advantages, disadvantages and when to use it?» [http://istqbexamcertification.com/what-is-waterfall- model-advantages-disadvantages-and-when-to-use-it/] 22ЖЖ Максима Дорофеева. [http://cartmendum.livejournal.com/44064.html] 23 V-model. A framework to describe the software development lifecycle activities from requirements specification to maintenance. The V-model illustrates how testing activities can be integrated into each phase of the software development lifecycle. [ISTQB Glossary] Общее планированиеПользовательские требованияСистемные требованияТехническая архитектураДетализированный дизайнРазработка и отладкаИнтеграция и модульные тестыИнсталляционное тестированиеСистемное тестированиеПриёмочное тестированиеИтоговая отчётностьТестирование появляется с самого начала проекта. Модели разработки ПО Тестирование программного обеспечения. Базовый курс. © EPAM Systems, 2015–2023Стр: 21/301 Краткое описание v-образной модели можно найти в статье «What is V- model advantages, disadvantages and when to use it?»24Пояснение по ис- пользованию v-образной модели в тестировании можно найти в статье «Using V Models for Testing»25Итерационная инкрементальная модель (iterative model26, incremental model27) является фундаментальной основой современного подхода к разработке ПО. Как следует из названия модели, ей свойственна определённая двойствен- ность (а ISTQB-глоссарий даже не приводит единого определения, разбивая его на отдельные части): • с точки зрения жизненного цикла модель является итерационной, т.к. под- разумевает многократное повторение одних и тех же стадий; • с точки зрения развития продукта (приращения его полезных функций) мо- дель является инкрементальной. Ключевой особенностью данной модели является разбиение проекта на от- носительно небольшие промежутки (итерации), каждый из которых в общем случае может включать в себя все классические стадии, присущие водопадной и v- образной моделям (рисунок 2.1.c). Итогом итерации является приращение (инкре- мент) функциональности продукта, выраженное в промежуточном билде (build28). Рисунок 2.1.c — Итерационная инкрементальная модель разработки ПО 24«What is V-model advantages, disadvantages and when to use it?» [http://istqbexamcertification.com/what-is-v-model-advantages- disadvantages-and-when-to-use-it/] 25«Using V Models for Testing», Donald Firesmith [https://insights.sei.cmu.edu/sei_blog/2013/11/using-v-models-for-testing.html] 26 Iterative development model. A development lifecycle where a project is broken into a usually large number of iterations. An iteration is a complete development loop resulting in a release (internal or external) of an executable product, a subset of the final product under development, which grows from iteration to iteration to become the final product. [ISTQB Glossary] 27 Incremental development model. A development lifecycle where a project is broken into a series of increments, each of which delivers a portion of the functionality in the overall project requirements. The requirements are prioritized and delivered in priority order in the appropriate increment. In some (but not all) versions of this lifecycle model, each subproject follows a 'mini V-model' with its own design, coding and testing phases. [ISTQB Glossary] 28 Build. A development activity whereby a complete system is compiled and linked, so that a consistent system is available including all latest changes. [На основе определения термина «daily build» из ISTQB Glossary] Общее планированиеПланирование + требованияАрхитектура и дизайнРазработка и отладкаИнтеграция и модульные тестыУстановка билдаТестированиеОценка результатовИтоговая отчётностьОтчётность Модели разработки ПО Тестирование программного обеспечения. Базовый курс. © EPAM Systems, 2015–2023Стр: 22/301 Длина итераций может меняться в зависимости от множества факторов, од- нако сам принцип многократного повторения позволяет гарантировать, что и тести- рование, и демонстрация продукта конечному заказчику (с получением обратной связи) будет активно применяться с самого начала и на протяжении всего времени разработки проекта. Во многих случаях допускается распараллеливание отдельных стадий внутри итерации и активная доработка с целью устранения недостатков, обнару- женных на любой из (предыдущих) стадий. Итерационная инкрементальная модель очень хорошо зарекомендовала себя на объёмных и сложных проектах, выполняемых большими командами на про- тяжении длительных сроков. Однако к основным недостаткам этой модели часто относят высокие накладные расходы, вызванные высокой «бюрократизированно- стью» и общей громоздкостью модели. Относительно краткие и очень хорошие описания итерационной инкре- ментальной модели можно найти в статьях «What is Iterative model ad- vantages, disadvantages and when to use it?»29и «What is Incremental model advantages, disadvantages and when to use it?»30Спиральная модель (spiral model31) представляет собой частный случай итерационной инкрементальной модели, в котором особое внимание уделяется управлению рисками, в особенности влияющими на организацию процесса разра- ботки проекта и контрольные точки. Схематично суть спиральной модели представлена на рисунке 2.1.d. Обра- тите внимание на то, что здесь явно выделены четыре ключевые фазы: • проработка целей, альтернатив и ограничений; • анализ рисков и прототипирование; • разработка (промежуточной версии) продукта; • планирование следующего цикла. С точки зрения тестирования и управления качеством повышенное внимание рискам является ощутимым преимуществом при использовании спиральной мо- дели для разработки концептуальных проектов, в которых требования естествен- ным образом являются сложными и нестабильными (могут многократно меняться по ходу выполнения проекта). Автор модели Barry Boehm в своих публикациях32,33подробно раскрывает эти вопросы и приводит множество рассуждений и рекомендаций о том, как применять спиральную модель с максимальным эффектом. Относительно краткие и очень хорошие описания спиральной модели можно найти в статьях «What is Spiral model - advantages, disadvantages and when to use it?»34и «Spiral Model»35 29«What is Iterative model advantages, disadvantages and when to use it?» [http://istqbexamcertification.com/what-is-iterative- model-advantages-disadvantages-and-when-to-use-it/] 30«What is Incremental model advantages, disadvantages and when to use it?» [http://istqbexamcertification.com/what-is-incremen- tal-model-advantages-disadvantages-and-when-to-use-it/] 31 Spiral model. A software lifecycle model which supposes incremental development, using the waterfall model for each step, with the aim of managing risk. In the spiral model, developers define and implement features in order of decreasing priority. [https://www.geeksforgeeks.org/software-engineering-spiral-model/] 32«A Spiral Model of Software Development and Enhancement», Barry Boehm [http://www-scf.usc.edu/csci201/lectures/Lec- ture11/boehm1988.pdf] 33«Spiral Development: Experience, Principles, and Refinements», Barry Boehm. [http://www.sei.cmu.edu/reports/00sr008.pdf] 34«What is Spiral model- advantages, disadvantages and when to use it?» [http://istqbexamcertification.com/what-is-spiral-model- advantages-disadvantages-and-when-to-use-it/] 35«Spiral Model» [https://searchsoftwarequality.techtarget.com/definition/spiral-model] Модели разработки ПО Тестирование программного обеспечения. Базовый курс. © EPAM Systems, 2015–2023Стр: 23/301 Рисунок 2.1.d — Спиральная модель разработки ПО Гибкая модель (agile model36) представляет собой совокупность различных подходов к разработке ПО и базируется на т.н. «agile-манифесте»37: • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов. • Работающий продукт важнее исчерпывающей документации. • Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта. • Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. Данная тема является настолько большой, что ссылок на статьи недоста- точно, а потому стоит почитать эти книги: • «Agile Testing» (Lisa Crispin, Janet Gregory). • «Essential Scrum» (Kenneth S. Rubin). 36 Agile software development. A group of software development methodologies based on EITP iterative incremental development, where requirements and solutions evolve through collaboration between self-organizing cross-functional teams. [ISTQB Glos- sary] 37«Agile-манифест» [http://agilemanifesto.org/iso/ru/manifesto.html] Проработка целей, альтернатив и ограниченийПроектныхПродуктныхЖизненного цикла проектаПроцесса разработки проектаЭксплуа- тации продуктаАнализ рисков и прототипированиеРазработка (промежуточной версии) продуктаПланирование следующего циклаПроекта и продуктаЖизненного циклаРазработки, интеграции и тестированияВнедрения и сопровожденияОбщей концепцииУточнённых требованийАрхитектурыДизайнаДетализацияКодированиеИнтеграцияТестированиеДетализацияКодированиеИнтеграцияТестированиеОценка промежуточных результатовНа ра ст ани е об щей цен но ст и пр од ук та Модели разработки ПО Тестирование программного обеспечения. Базовый курс. © EPAM Systems, 2015–2023Стр: 24/301 Как несложно догадаться, положенные в основу гибкой модели подходы яв- ляются логическим развитием и продолжением всего того, что было за десятилетия создано и опробовано в водопадной, v-образной, итерационной инкрементальной, спиральной и иных моделях. Причём здесь впервые был достигнут ощутимый ре- зультат в снижении бюрократической составляющей и максимальной адаптации процесса разработки ПО к мгновенным изменениям рынка и требований заказчика. Рисунок 2.1.e — Суть гибкой модели разработки ПО Очень упрощённо (почти на грани допустимого) можно сказать, что гибкая модель представляет собой облегчённую с точки зрения документации смесь ите- рационной инкрементальной и спиральной моделей (рисунки 2.1.c и 2.1.d); при этом следует помнить об «agile-манифесте» и всех вытекающих из него преимуществах и недостатках. ЦенностиСТРАТЕГИЯВЫПУСКИТЕРАЦИЯЕЖЕДНЕВНОНЕПРЕРЫВНОTDDБилдРефакторингИнтеграцияСотрудничествоБилд«Стендап» собраниеТестированиеПланированиеОценкаРетроспектива«Бэклог»План выпускаОценкаВидениеЦелиСоглашенияБюджетАдаптивностьПрозрачностьПростотаЕдинствоНаглядностьОсталось сделатьПроизводительностьСделаноТесты Модели разработки ПО Тестирование программного обеспечения. Базовый курс. © EPAM Systems, 2015–2023Стр: 25/301 Рисунок 2.1.f — Итерационный подход в рамках гибкой модели и scrum Главным недостатком гибкой модели считается сложность её применения к крупным проектам, а также частое ошибочное внедрение её подходов, вызванное недопониманием фундаментальных принципов модели. Тем не менее можно утверждать, что всё больше и больше проектов начи- нают использовать гибкую модель разработки. Очень подробное и элегантное изложение принципов применения гибкой модели разработки ПО можно найти в статье «The Agile System Develop- ment Life Cycle»381   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

№ Имя Кодировка Размер 1 «Мелкий» файл в WIN1251.txt WIN1251 100 КБ 2 «Средний» файл в CP866.txt CP866 10 МБ 3 «Крупный» файл в KOI8R.txt KOI8R 50 МБ 4 «Крупный» файл в win-1251.html WIN1251 50 МБ 5 «Мелкий» файл в cp-866.html CP866 100 КБ 6 «Средний» файл в koi8-r.html KOI8R 10 МБ 7 «Средний» файл в WIN_1251.md WIN1251 10 МБ 8 «Крупный» файл в CP_866.md CP866 50 МБ 9 «Мелкий» файл в KOI8_R.md KOI8R 100 КБ 10 «Мелкий» эталон WIN1251.txt UTF8 100 КБ 11 «Средний» эталон CP866.txt UTF8 10 МБ 12 «Крупный» эталон KOI8R.txt UTF8 50 МБ 13 «Крупный» эталон в win-1251.html UTF8 50 МБ 14 «Мелкий» эталон в cp-866.html UTF8 100 КБ 15 «Средний» эталон в koi8-r.html UTF8 10 МБ 16 «Средний» эталон в WIN_1251.md UTF8 10 МБ 17 «Крупный» эталон в CP_866.md UTF8 50 МБ 18 «Мелкий» эталон в KOI8_R.md UTF8 100 КБ 19 Пустой файл.md - 0 Б 20 Слишком большой файл.txt - 52’428’801 Б 21 Картинка.jpg - 1 МБ 22 Картинка в виде TXT.txt -

Описание действий в качестве наименований модуля/подмодуля. Например, «запуск приложения» — это НЕ модуль или подмодуль. Модуль или под- модуль{125}— это всегда некие части приложения, а не его поведение. Сравните: «дыхательная система» — это модуль человека, но «дыхание» — нет. Описание событий или процессов в качестве шагов или ожидаемых ре-зультатов. Например, в качестве шага сказано: «Ввод спецсимволов в поле X». Это было бы сносным заглавием тест-кейса, но не годится в качестве шага, который должен быть сформулирован как «Ввести спецсимволы (перечень) в поле X». Куда страшнее, если подобное встречается в ожидаемых результатах. Например, там написано: «Отображение скорости чтения в панели X». И что? Оно должно начаться, продолжиться, завершиться, не начинаться, неким образом из- мениться (например, измениться должна размерность данных), как-то на что-то по- влиять? Тест-кейс становится полностью бессмысленным, т.к. такой ожидаемый результат невозможно сравнить с фактическим поведением приложения. «Выдумывание» особенностей поведения приложения. Да, часто в тре- бованиях отсутствуют самоочевидные (без кавычек, они на самом деле самооче- видные) вещи, но нередко встречаются и некачественные (например, неполные) требования, которые нужно улучшать, а не «телепатически компенсировать». Например, в требованиях сказано, что «приложение должно отображать диа- логовое окно сохранения с указанным по умолчанию каталогом». Если из контекста (соседних требований, иных документов) ничего не удаётся узнать об этом таин- ственном «каталоге по умолчанию», нужно задать вопрос. Нельзя просто записать в ожидаемых результатах «отображается диалоговое окно сохранения с указанным по умолчанию каталогом» (как мы проверим, что выбран именно указанный по умолчанию каталог, а не какой-то иной?). И уж тем более нельзя в ожидаемых ре- зультатах писать «отображается диалоговое окно сохранения с выбранным ката- логом “C:/SavedDocuments”» (откуда взялось это «C:/SavedDocuments», — не ясно, т.е. оно явно выдумано из головы и, скорее всего, выдумано неправильно). Типичные ошибки при разработке чек-листов, тест-кейсов и наборов тест-кейсов Тестирование программного обеспечения. Базовый курс. © EPAM Systems, 2015–2023Стр: 163/301 Отсутствие описания приготовления к выполнению тест-кейса. Часто для корректного выполнения тест-кейса необходимо каким-то особым образом настроить окружение. Предположим, что мы проверяем приложение, выполняющее резервное копирование файлов. Если тест выглядит примерно так, то выполняю- щий его сотрудник будет в замешательстве, т.к. ожидаемый результат кажется про- сто бредом. Откуда взялось «200»? Что это вообще такое? Шаги выполнения Ожидаемые результаты 1. Нажать на панели «Главная» кнопку «Быст- рая дедубликация». 2. Выбрать каталог «C:/MyData». 1. Кнопка «Быстрая дедубликация» переходит в утопленное состояние и меняет цвет с се- рого на зелёный. 2. На панели «Состояние» в поле «Дубли- каты» отображается «200». И совсем иначе этот тест-кейс воспринимался бы, если бы в приготовлениях было сказано: «Создать каталог “C:/MyData” с произвольным набором подкаталогов (глубина вложенности не менее пяти). В полученном дереве каталогов разместить 1000 файлов, из которых 200 имеют одинаковые имена и размеры, но НЕ внутрен- нее содержимое». Полное дублирование (копирование) одного и того же тест-кейса на уровнях дымового тестирования, тестирования критического пути, расши-ренного тестирования. Многие идеи естественным образом развиваются от уровня к уровню{79}, но они должны именно развиваться, а не дублироваться. Срав- ните: Дымовое тестиро-вание Тестирование критиче-ского пути Расширенное тестирование Плохо Запуск приложения. Запуск приложения. Запуск приложения. Хорошо Запуск приложения. Запуск приложения из ко- мандной строки. Запуск приложения через ярлык на рабочем столе. Запуск приложения через меню «Пуск». Запуск приложения из команд- ной строки в активном режиме. Запуск приложения из команд- ной строки в фоновом режиме. Запуск приложения через ярлык на рабочем столе от имени ад- министратора. Запуск приложения через меню «Пуск» из списка часто запуска- емых приложений. Слишком длинный перечень шагов, не относящихся к сути (цели) тест-кейса. Например, мы хотим проверить корректность одностороннего режима пе- чати из нашего приложения на дуплексном принтере. Сравните: Плохо Хорошо Односторонняя печать 1. Запустить приложение. 2. В меню выбрать «Файл» -> «Открыть». 3. Выбрать любой DOCX-файл, состоящий из нескольких страниц. 4. Нажать кнопку «Открыть». 5. В меню выбрать «Файл» -> «Печать». 6. В списке «Двусторонняя печать» выбрать пункт «Нет». 7. Нажать кнопку «Печать». 8. Закрыть файл. 9. Закрыть приложение. Односторонняя печать 1. Открыть любой DOCX-файл, содержащий три и более непустых страницы. 2. В диалоговом окне «Настройка печати» в списке «Двусторонняя печать» выбрать «Нет». 3. Произвести печать документа на принтере, поддерживающем двустороннюю печать. Типичные ошибки при разработке чек-листов, тест-кейсов и наборов тест-кейсов Тестирование программного обеспечения. Базовый курс. © EPAM Systems, 2015–2023Стр: 164/301 Слева мы видим огромное количество действий, не относящихся непосред- ственно к тому, что проверяет тест-кейс. Тем более что запуск и закрытие прило- жения, открытие файла, работа меню и прочее или будут покрыты другими тест- кейсами (со своими соответствующими целями), или на самом деле являются са- моочевидными (логично ведь, что нельзя открыть приложением файл, если прило- жение не запущено) и не нуждаются в описании шагов, которые только создают информационный шум и занимают время на написание и прочтение. Некорректное наименование элементов интерфейса или их свойств. Иногда из контекста понятно, что автор тест-кейса имел в виду, но иногда это ста- новится реальной проблемой. Например, мы видим тест-кейс с заглавием «Закры- тие приложения кнопками "Close" и "Close window"». Уже тут возникает недоумение по поводу того, в чём же различие этих кнопок, да и о чём вообще идёт речь. Ниже (в шагах тест-кейса) автор поясняет: «В рабочей панели внизу экрана нажать "Close window"». Ага! Ясно. Но «Close window» — это НЕ кнопка, это пункт системного кон- текстного меню приложения в панели задач. Ещё один отличный пример: «Окно приложения свернётся в окно меньшего диаметра». Хм. Окно круглое? Или должно стать круглым? А, может, тут и вовсе речь про два разных окна, и одно должно будет оказаться внутри второго? Или, всё же «размер окна уменьшается» (кстати, насколько?), а его геометрическая форма остаётся прямоугольной? И, наконец, пример, из-за которого вполне можно написать отчёт о дефекте на вполне корректно работающее приложение: «В системном меню выбрать “Фик- сация расположения”». Казалось бы, что ж тут плохого? Но потом выясняется, что имелось в виду главное меню приложения, а вовсе не системное меню. Непонимание принципов работы приложения и вызванная этим некор-ректность тест-кейсов. Классикой жанра является закрытие приложения: тот факт, что окно приложения «исчезло» (сюрприз: например, оно свернулось в об- ласть уведомления панели задач (system tray, taskbar notification area)), или прило- жение отключило интерфейс пользователя, продолжив функционировать в фоно- вом режиме, вовсе не является признаком того, что оно завершило работу. Проверка типичной «системной» функциональности. Если только ваше приложение не написано с использованием каких-то особенных библиотек и техно- логий и не реализует какое-то нетипичное поведение, нет необходимости прове- рять системные кнопки, системные меню, сворачивание-разворачивание окна и т.д. Вероятность встретить здесь ошибку стремится к нулю. Если всё же очень хочется, можно вписать эти проверки как уточнения некоторых действий на уровне тестиро- вания критического пути{80}, но создавать для них отдельные тест-кейсы не нужно. Неверное поведение приложения как ожидаемый результат. Такое не допускается по определению. Не может быть тест-кейса с шагом в стиле «поделить на ноль» с ожидаемым результатом «крах приложения с потерей пользовательских данных». Ожидаемые результаты всегда описывают правильное поведение прило- жения — даже в самых страшных стрессовых тест-кейсах. Типичные ошибки при разработке чек-листов, тест-кейсов и наборов тест-кейсов Тестирование программного обеспечения. Базовый курс. © EPAM Systems, 2015–2023Стр: 165/301 Общая некорректность тест-кейсов. Может быть вызвана множеством при- чин и выражаться множеством образов, но вот классический пример: Шаги выполнения Ожидаемые результаты … 4. Закрыть приложение нажатием Alt+F4. 5. Выбрать в меню «Текущее состояние». … 4. Приложение завершает работу. 5. Отображается окно с заголовком «Текущее состояние» и содержимым, соответствую- щим рисунку 999.99. Здесь или не указано, что вызов окна «Текущее состояние» происходит где- то в другом приложении, или остаётся загадкой, как вызвать это окно у завершив- шего работу приложения. Запустить заново? Возможно, но в тест-кейсе этого не сказано. Неверное разбиение наборов данных на классы эквивалентности. Дей- ствительно, иногда классы эквивалентности{94}могут быть очень неочевидными. Но ошибки встречаются и в довольно простых случаях. Допустим, в требованиях ска- зано, что размер некоего файла может быть от 10 до 100 КБ (включительно). Раз- биение по размеру 0–9 КБ, 10–100 КБ, 101+ КБ ошибочно, т.к. килобайт не явля- ется неделимой единицей. Такое ошибочное разбиение не учитывает, например, размеры в 9.5 КБ, 100.1 КБ, 100.7 КБ и т.д. Потому здесь стоит применять неравен- ства: 0 КБ ≤ размер < 10 КБ, 10 КБ ≤ размер ≤ 100 КБ, 100 КБ < размер. Также можно писать с использованием синтаксиса скобок: [0, 10) КБ, [10, 100] КБ, (100, ∞) КБ, но вариант с неравенствами более привычен большинству людей. Тест-кейсы, не относящиеся к тестируемому приложению. Например, нам нужно протестировать фотогалерею на сайте. Соответственно, следующие тест-кейсы никак не относятся к фотогалерее (они тестируют браузер, операцион- ную систему пользователя, файловый менеджер и т.д. — но НЕ наше приложение, ни его серверную, ни даже клиентскую часть): • Файл с сетевого диска. • Файл со съёмного носителя. • Файл, заблокированный другим приложением. • Файл, открытый другим приложением. • Файл, к которому у пользователя нет прав доступа. • Вручную указать путь к файлу. • Файл из глубоко расположенной поддиректории. Формальные и/или субъективные проверки. Чаще всего данную ошибку можно встретить в пунктах чек-листа. Возможно, у автора в голове и был чёткий и подробный план, но из следующих примеров совершенно невозможно понять, что будет сделано с приложением, и какой результат мы должны ожидать: • «Сконвертировать». • «Проверить метод getMessage()». • «Некорректная работа в корректных условиях». • «Скорость». • «Объём данных». • «Должно работать быстро». В отдельных исключительных ситуациях можно возразить, что из контекста и дальнейшей детализации становится понятно, что имелось в виду. Но чаще всего никакого контекста и никакой дальнейшей детализации нет, т.е. приведённые при- меры оформлены как отдельные полноправные пункты чек-листа. Так — нельзя. Типичные ошибки при разработке чек-листов, тест-кейсов и наборов тест-кейсов Тестирование программного обеспечения. Базовый курс. © EPAM Systems, 2015–2023Стр: 166/301 Как можно и нужно – см. в примере чек-листа{116}и всём соответствующем раз- деле{115}Теперь для лучшего закрепления рекомендуется заново прочитать про оформление атрибутов тест-кейсов{124}, свойства качественных тест-кейсов{136}и ло- гику построения{152}качественных тест-кейсов и качественных наборов тест-кейсов. Отчёты о дефектах Тестирование программного обеспечения. Базовый курс. © EPAM Systems, 2015–2023Стр: 167/301 2.5. Отчёты о дефектах 2.5.1. Ошибки, дефекты, сбои, отказы и т.д. Упрощённый взгляд на понятие дефекта Далее в этой главе мы глубоко погрузимся в терминологию (она действи- тельно важна!), а потому начнём с очень простого: дефектом упрощённо можно счи- тать любое расхождение ожидаемого (свойства, результата, поведения и т.д., ко- торое мы ожидали увидеть) и фактического (свойства, результата, поведения и т.д., которое мы на самом деле увидели). При обнаружении дефекта создаётся отчёт о дефекте. Дефект — расхождение ожидаемого и фактического результата. Ожидаемый результат — поведение системы, описанное в требованиях. Фактический результат — поведение системы, наблюдаемое в процессе тестирования. ВАЖНО! Эти три определения приведены в предельно упрощённой (и даже искажённой) форме с целью первичного ознакомления. Полноцен- ные формулировки см. далее в этой же главе. Поскольку столь простая трактовка не покрывает все возможные формы про- явления проблем с программными продуктами, мы сразу же переходим к более по- дробному рассмотрению соответствующей терминологии. Расширенный взгляд на терминологию, описывающую проблемы Разберёмся с широким спектром синонимов, которыми обозначают про- блемы с программными продуктами и иными артефактами и процессами, сопут- ствующими их разработке. В силлабусе ISTQB написано308, что человек совершает ошибки, которые при- водят к возникновению дефектов в коде, которые, в свою очередь, приводят к сбоям и отказам приложения (однако сбои и отказы могут возникать и из-за внешних усло- вий, таких как электромагнитное воздействие на оборудование и т.д.). Таким образом, упрощённо можно изобразить следующую схему: Рисунок 2.5.a — Ошибки, дефекты, сбои и отказы 308 A human being can make an error (mistake), which produces a defect (fault, bug) in the program code, or in a document. If a defect in code is executed, the system may fail to do what it should do (or do something it shouldn't), causing a failure. Defects in software, systems or documents may result in failures, but not all defects do so. Defects occur because human beings are fallible and because there is time pressure, complex code, complexity of infrastructure, changing technologies, and/or many system interactions. Failures can be caused by environmental conditions as well. For example, radiation, magnetism, electronic fields, and pollution can cause faults in firmware or influence the execution of software by changing the hardware conditions. [ISTQB Syllabus] ОшибкаДефектСбой или отказ Ошибки, дефекты, сбои, отказы и т.д. Тестирование программного обеспечения. Базовый курс. © EPAM Systems, 2015–2023Стр: 168/301 Если же посмотреть на англоязычную терминологию, представленную в глоссарии ISTQB и иных источниках, можно построить чуть более сложную схему: Рисунок 2.5.b — Взаимосвязь проблем в разработке программных продуктов Рассмотрим все соответствующие термины. Ошибка (error309, mistake) — действие человека, приводящее к некоррект- ным результатам. Этот термин очень часто используют как наиболее универсальный, описыва- ющий любые проблемы («ошибка человека», «ошибка в коде», «ошибка в докумен- тации», «ошибка выполнения операции», «ошибка передачи данных», «ошибочный результат» и т.п.) Более того, куда чаще вы сможете услышать «отчёт об ошибке», чем «отчёт о дефекте». И это нормально, так сложилось исторически, к тому же термин «ошибка» на самом деле очень широкий. Дефект (defect310, bug, problem, fault) — недостаток в компоненте или си- стеме, способный привести к ситуации сбоя или отказа. Этот термин также понимают достаточно широко, говоря о дефектах в доку- ментации, настройках, входных данных и т.д. Почему глава называется именно «от- чёты о дефектах»? Потому что этот термин как раз стоит посередине — бессмыс- ленно писать отчёты о человеческих ошибках, равно как и почти бесполезно просто описывать проявления сбоев и отказов — нужно докопаться до их причины, и пер- вым шагом в этом направлении является именно описание дефекта. Сбой (interruption311) или отказ (failure312) — отклонение поведения си- стемы от ожидаемого. В ГОСТ 27.002-89 даны хорошие и краткие определения сбоя и отказа: Сбой — самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством оператора. Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состо- яния объекта. Эти термины скорее относятся к теории надёжности и нечасто встречаются в повседневной работе тестировщика, но именно сбои и отказы являются тем, что тестировщик замечает в процессе тестирования (и отталкиваясь от чего, проводит исследование с целью выявить дефект и его причины). 309 Error, Mistake. A human action that produces an incorrect result. [ISTQB Glossary] 310 Defect, Bug, Problem, Fault. A flaw in a component or system that can cause the component or system to fail to perform its required function, e.g. an incorrect statement or data definition. A defect, if encountered during execution, may cause a failure of the component or system. [ISTQB Glossary] 311 Interruption. A suspension of a process, such as the execution of a computer program, caused by an event external to that process and performed in such a way that the process can be resumed. [http://www.electropedia.org/iev/iev.nsf/display?open- form&ievref=714-22-10] 312 Failure. Deviation of the component or system from its expected delivery, service or result. [ISTQB Glossary] Error (Mistake)Defect(Problem, Bug, Fault)Failure, InterruptionAnomaly, Incident (Deviation) Ошибки, дефекты, сбои, отказы и т.д. Тестирование программного обеспечения. Базовый курс. © EPAM Systems, 2015–2023Стр: 169/301 1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   38

Функции, без которых существование приложения теряет смысл
Сначала приведём целиком весь чек-лист для дымового тестирования, а по- том разберём его подробнее.
• Конфигурирование и запуск.
• Обработка файлов:
Форматы входных файлов
TXT
HTML
MD
Кодировки входных фай- лов
WIN1251
+
+
+
CP866
+
+
+
KOI8R
+
+
+
• Остановка.
Да, и всё. Здесь перечислены все ключевые функции приложения.
Конфигурирование и запуск. Если приложение невозможно настроить для работы в пользовательской среде, оно бесполезно. Если приложение не запуска- ется, оно бесполезно. Если на стадии запуска возникают проблемы, они могут нега- тивно отразиться на функционировании приложения и потому также заслуживают пристального внимания.
Примечание: в нашем примере мы столкнулись со скорее нетипичным слу- чаем — приложение конфигурируется параметрами командной строки, а потому разделить операции «конфигурирования» и «запуска» не представляется возмож- ным; в реальной жизни для подавляющего большинства приложений эти операции выполняются раздельно.
Обработка файлов. Ради этого приложение и разрабатывалось, потому здесь даже на стадии создания чек-листа мы не поленились создать матрицу, от- ражающую все возможные комбинации допустимых форматов и допустимых коди- ровок входных файлов, чтобы ничего не забыть и подчеркнуть важность соответ- ствующих проверок.
Остановка. С точки зрения пользователя эта функция может не казаться столь уж важной, но остановка (и запуск) любого приложения связаны с большим количеством системных операций, проблемы с которыми могут привести к множе- ству серьёзных последствий (вплоть до невозможности повторного запуска прило- жения или нарушения работы операционной системы).
Функции, востребованные большинством пользователей
Следующим шагом мы будем выполнять проверку того, как приложение ве- дёт себя в обычной повседневной жизни, пока не затрагивая экзотические ситуа- ции. Очень частым вопросом является допустимость дублирования проверок на

Чек-лист
Тестирование программного обеспечения. Базовый курс.
© EPAM Systems, 2015–2023
Стр: 118/301 разных уровнях функционального тестирования
{79}
— можно ли так делать. Одно- временно и «нет», и «да». «Нет» в том смысле, что не допускается (не имеет смысла) повторение тех же проверок, которые только что были выполнены. «Да» в том смысле, что любую проверку можно детализировать и снабдить дополнитель- ными деталями.
• Конфигурирование и запуск: o
С верными параметрами:

Значения SOURCE_DIR, DESTINATION_DIR, LOG_FILE_NAME указаны и содержат пробелы и кириллические символы (повто- рить для форматов путей в Windows и *nix файловых системах, обратить внимание на имена логических дисков и разделители имён каталогов (“/” и “\”)).

Значение LOG_FILE_NAME не указано. o
Без параметров. o
С недостаточным количеством параметров. o
С неверными параметрами:

Недопустимый путь SOURCE_DIR.

Недопустимый путь DESTINATION_DIR.

Недопустимое имя LOG_FILE_NAME.
▪ DESTINATION_DIR находится внутри SOURCE_DIR.

Значения DESTINATION_DIR и SOURCE_DIR совпадают.
• Обработка файлов: o
Разные форматы, кодировки и размеры:
Форматы входных файлов
TXT
HTML
MD
Кодировки входных фай- лов
WIN1251 100
КБ
50 МБ
10
МБ
CP866 10 МБ
100 КБ
50 МБ
KOI8R
50 МБ
10 МБ
100 КБ
Любая
0 байт
Любая
50 МБ + 1 Б
50 МБ + 1 Б
50 МБ + 1 Б
-
Любой недопустимый формат
Любая
Повреждения в допустимом формате o
Недоступные входные файлы:

Нет прав доступа.

Файл открыт и заблокирован.

Файл с атрибутом «только для чтения».
• Остановка: o
Закрытием окна консоли.
• Журнал работы приложения: o
Автоматическое создание (при отсутствии журнала). o
Продолжение (дополнение журнала) при повторных запусках.
• Производительность: o
Элементарный тест с грубой оценкой.
Обратите внимание, что чек-лист может содержать не только «предельно сжатые тезисы», но и вполне развёрнутые комментарии, если это необходимо — лучше пояснить суть идеи подробнее, чем потом гадать, что же имелось в виду.
Также обратите внимание, что многие пункты чек-листа носят весьма высо- коуровневый характер, и это нормально. Например, «повреждения в допустимом формате» (см. матрицу с кодировками, форматами и размерами) звучит расплыв- чато, но этот недочёт будет устранён уже на уровне полноценных тест-кейсов.


Чек-лист
Тестирование программного обеспечения. Базовый курс.
© EPAM Systems, 2015–2023
Стр: 119/301
Остальные функции и особые сценарии
Пришло время обратить внимание на разнообразные мелочи и хитрые ню- ансы, проблемы с которыми едва ли сильно озаботят пользователя, но формально всё же будут считать ошибками.
• Конфигурирование и запуск: o
Значения SOURCE_DIR, DESTINATION_DIR, LOG_FILE_NAME:

В разных стилях (Windows-пути + *nix-пути) — одно в одном стиле, другое — в другом.

С использованием UNC-имён.
▪ LOG_FILE_NAME внутри SOURCE_DIR.
▪ LOG_FILE_NAME внутри DESTINATION_DIR. o
Размер LOG_FILE_NAME на момент запуска:
▪ 2
–4 ГБ.
▪ 4+
ГБ. o
Запуск двух и более копий приложения с:

Одинаковыми параметрами SOURCE_DIR, DESTINATION_DIR,
LOG_FILE_NAME.

Одинаковыми SOURCE_DIR и LOG_FILE_NAME, но разными
DESTINATION_DIR.

Одинаковыми DESTINATION_DIR и LOG_FILE_NAME, но раз- ными SOURCE_DIR.
• Обработка файлов: o
Файл верного формата, в котором текст представлен в двух и более поддерживаемых кодировках одновременно. o
Размер входного файла:
▪ 2
–4 ГБ.
▪ 4+
ГБ.
Задание 2.4.b: возможно, вам захотелось что-то изменить в приведённых выше чек-листах — это совершенно нормально и справедливо: нет и не может быть некоего «единственно верного идеального чек-листа», и ваши идеи вполне имеют право на существование, потому составьте свой соб- ственный чек-лист или отметьте недостатки, которые вы заметили в при- ведённом выше чек-листе.
Как мы увидим в следующей главе, создание качественного тест-кейса может потребовать длительной кропотливой и достаточно монотонной работы, которая при этом не требует от опытного тестировщика сильных интеллектуальных усилий, а потому переключение между работой над чек-листами (творческая составляю- щая) и расписыванием их в тест-кейсы (механическая составляющая) позволяет разнообразить рабочий процесс и снизить утомляемость. Хотя, конечно, написание сложных и притом качественных тест-кейсов может оказаться ничуть не менее творческой работой, чем продумывание чек-листов.

Тест-кейс и его жизненный цикл
Тестирование программного обеспечения. Базовый курс.
© EPAM Systems, 2015–2023
Стр: 120/301
2.4.2.
Тест-кейс и его жизненный цикл
Терминология и общие сведения
Для начала определимся с терминологией, поскольку здесь есть много пута- ницы, вызванной разными переводами англоязычных терминов на русский язык и разными традициями в тех или иных странах, фирмах и отдельных командах.
Во главе всего лежит термин «тест». Официальное определение звучит так.
Тест (test
286
)
— набор из одного или нескольких тест-кейсов.
Поскольку среди всех прочих терминов этот легче и быстрее всего произно- сить, в зависимости от контекста под ним могут понимать и отдельный пункт чек- листа, и отдельный шаг в тест-кейсе, и сам тест-кейс, и набор тест-кейсов и… про- должать можно долго. Главное здесь одно: если вы слышите или видите слово
«тест», воспринимайте его в контексте.
Теперь рассмотрим самый главный для нас термин — «тест-кейс».
Тест-кейс (test case
287
)
— набор входных данных, условий выполнения и ожидаемых результатов, разработанный с целью проверки того или иного свойства или поведения программного средства.
Под тест-кейсом также может пониматься соответствующий документ, представляющий формальную запись тест-кейса.
Мы ещё вернёмся к этой мысли
{152}
, но уже сейчас критически важно понять и запомнить: если у тест-кейса не указаны входные данные, условия выполнения и ожидаемые результаты, и/или не ясна цель тест-кейса — это плохой тест-кейс (ино- гда он не имеет смысла, иногда его и вовсе невозможно выполнить).
Примечание: иногда термин «test case» на русский язык переводят как «те- стовый случай». Это вполне адекватный перевод, но из-за того, что «тест-кейс» ко- роче произносить, наибольшее распространение получил именно этот вариант.
Остальные термины, связанные с тестами, тест-кейсами и тестовыми сце- нариями, на данном этапе можно прочитать просто в ознакомительных це- лях. Если вы откроете ISTQB-глоссарий на букву «T», вы увидите огром- ное количество терминов, тесно связанных друг с другом перекрёстными ссылками: на начальном этапе изучения тестирования нет необходимости глубоко рассматривать их все, однако некоторые всё же заслуживают вни- мания. Они представлены ниже.
Высокоуровневый тест-кейс (high level test case
288
)
— тест-кейс без кон- кретных входных данных и ожидаемых результатов.
Как правило, ограничивается общими идеями и операциями, схож по своей сути с подробно описанным пунктом чек-листа. Достаточно часто встречается в ин- теграционном тестировании
{77}
и системном тестировании
{78}
, а также на уровне ды- мового тестирования
{79}
. Может служить отправной точкой для проведения исследо- вательского тестирования
{85}
или для создания низкоуровневых тест-кейсов.
286
Test. A set of one or more test cases. [ISTQB Glossary]
287
Test case. A set of input values, execution preconditions, expected results and execution postconditions, developed for a particular objective or test condition, such as to exercise a particular program path or to verify compliance with a specific requirement.
[ISTQB Glossary]
288
High level test case (logical test case). A test case without concrete (implementation level) values for input data and expected results. Logical operators are used; instances of the actual values are not yet defined and/or available. [ISTQB Glossary]


Тест-кейс и его жизненный цикл
Тестирование программного обеспечения. Базовый курс.
© EPAM Systems, 2015–2023
Стр: 121/301
Низкоуровневый тест-кейс (low level test case
289
)
— тест-кейс с конкретными входными данными и ожидаемыми результатами.
Представляет собой «полностью готовый к выполнению» тест-кейс и вообще является наиболее классическим видом тест-кейсов. Начинающих тестировщиков чаще всего учат писать именно такие тесты, т.к. прописать все данные подробно — намного проще, чем понять, какой информацией можно пренебречь, при этом не снизив ценность тест-кейса.
Спецификация тест-кейса (test case specification
290
)
— документ, описываю- щий набор тест-кейсов (включая их цели, входные данные, условия и шаги выпол- нения, ожидаемые результаты) для тестируемого элемента (test item
291
, test ob- ject
292
).
Спецификация теста (test specification
293
)
— документ, состоящий из специ- фикации тест-дизайна (test design specification
294
), спецификации тест-кейса (test case specification
290
) и/или спецификации тест-процедуры (test procedure specifica- tion
295
).
Тест-сценарий (test scenario
296
, test procedure specification, test script)
— до- кумент, описывающий последовательность действий по выполнению теста (также известен как «тест-скрипт»).
Внимание! Из-за особенностей перевода очень часто под термином «тест- сценарий» («тестовый сценарий») имеют в виду набор тест-кейсов
{146}
Цель написания тест-кейсов
Тестирование можно проводить и без тест-кейсов (не нужно, но можно; да, эффективность такого подхода варьируется в очень широком диапазоне в зависи- мости от множества факторов). Наличие же тест-кейсов позволяет:
• Структурировать и систематизировать подход к тестированию (без чего круп- ный проект почти гарантированно обречён на провал).
• Вычислять метрики тестового покрытия (test coverage
297
metrics) и принимать меры по его увеличению (тест-кейсы здесь являются главным источником информации, без которого существование подобных метрик теряет смысл).
• Отслеживать соответствие текущей ситуации плану (сколько примерно пона- добится тест-кейсов, сколько уже есть, сколько выполнено из запланирован- ного на данном этапе количества и т.д.).
• Уточнить взаимопонимание между заказчиком, разработчиками и тестиров-
289
Low level test case. A test case with concrete (implementation level) values for input data and expected results. Logical operators from high level test cases are replaced by actual values that correspond to the objectives of the logical operators. [ISTQB Glos- sary]
290
Test case specification. A document specifying a set of test cases (objective, inputs, test actions, expected results, and execution preconditions) for a test item. [ISTQB Glossary]
291
Test item. The individual element to be tested. There usually is one test object and many test items. [ISTQB Glossary]
292
Test object. The component or system to be tested. [ISTQB Glossary]
293
Test specification. A document that consists of a test design specification, test case specification and/or test procedure specifi- cation. [ISTQB Glossary]
294
Test design specification. A document specifying the test conditions (coverage items) for a test item, the detailed test approach and identifying the associated high level test cases. [ISTQB Glossary]
295
Test procedure specification (test procedure). A document specifying a sequence of actions for the execution of a test. Also known as test script or manual test script. [ISTQB Glossary]
296
Test scenario. A document specifying a sequence of actions for the execution of a test. Also known as test script or manual test script. [ISTQB Glossary]
297
Coverage (test coverage). The degree, expressed as a percentage, to which a specified coverage item (an entity or property used as a basis for test coverage, e.g. equivalence partitions or code statements) has been exercised by a test suite. [ISTQB
Glossary]


Тест-кейс и его жизненный цикл
Тестирование программного обеспечения. Базовый курс.
© EPAM Systems, 2015–2023
Стр: 122/301 щиками (тест-кейсы зачастую намного более наглядно показывают поведе- ние приложения, чем это отражено в требованиях).
• Хранить информацию для длительного использования и обмена опытом между сотрудниками и командами (или как минимум — не пытаться удержать в голове сотни страниц текста).
• Проводить регрессионное тестирование
{87}
и повторное тестирование
{87}
(ко- торые без тест-кейсов было бы вообще невозможно выполнить).
• Повышать качество требований (мы это уже рассматривали: написание чек- листов и тест-кейсов — хорошая техника тестирования требований
{52}
).
• Быстро вводить в курс дела нового сотрудника, недавно подключившегося к проекту.
Жизненный цикл тест-кейса
В отличие от отчёта о дефекте, у которого есть полноценный развитый жиз- ненный цикл
{170}
, для тест-кейса речь скорее идёт о наборе состояний (см. рисунок
2.4.a)
, в которых он может находиться (жирным шрифтом отмечены наиболее важ- ные состояния).
Рисунок 2.4.a — Жизненный цикл (набор состояний) тест-кейса
• Создан (new) — типичное начальное состояние практически любого арте- факта. Тест-кейс автоматически переходит в это состояние после создания.
• Запланирован (planned, ready for testing) — в этом состоянии тест-кейс нахо- дится, когда он или явно включён в план ближайшей итерации тестирования, или как минимум готов для выполнения.
Создан
Запланирован
Выполняется
Пройден
успешно
Закрыт
Т
ре б
уе т д
ор аб от ки
Провален
Заблокирован
Не выполнен
Пропущен

Тест-кейс и его жизненный цикл
Тестирование программного обеспечения. Базовый курс.
© EPAM Systems, 2015–2023
Стр: 123/301
Не выполнен (not tested) — в некоторых системах управления тест-кейсами это состояние заменяет собой предыдущее («запланирован»). Нахождение тест-кейса в данном состоянии означает, что он готов к выполнению, но ещё не был выполнен.
• Выполняется (work in progress) — если тест-кейс требует длительного вре- мени на выполнение, он может быть переведён в это состояние для подчёр- кивания того факта, что работа идёт, и скоро можно ожидать её результатов.
Если выполнение тест-кейса занимает мало времени, это состояние, как пра- вило, пропускается, а тест-кейс сразу переводится в одно из трёх следующих состояний — «провален», «пройден успешно» или «заблокирован».
Пропущен (skipped) — бывают ситуации, когда выполнение тест-кейса от- меняется по соображениям нехватки времени или изменения логики тести- рования.
Провален (failed) — данное состояние означает, что в процессе выполнения тест-кейса был обнаружен дефект, заключающийся в том, что ожидаемый результат по как минимум одному шагу тест-кейса не совпадает с фактиче- ским результатом. Если в процессе выполнения тест-кейса был «случайно» обнаружен дефект, никак не связанный с шагами тест-кейса и их ожидае- мыми результатами, тест-кейс считается пройденным успешно (при этом, естественно, по обнаруженному дефекту создаётся отчёт о дефекте).
Пройден успешно (passed) — данное состояние означает, что в процессе выполнения тест-кейса не было обнаружено дефектов, связанных с расхож- дением ожидаемых и фактических результатов его шагов.
Заблокирован (blocked) — данное состояние означает, что по какой-то при- чине выполнение тест-кейса невозможно (как правило, такой причиной явля- ется наличие дефекта, не позволяющего реализовать некий пользователь- ский сценарий).
• Закрыт (closed) — очень редкий случай, т.к. тест-кейс, как правило, остав- ляют в состояниях «провален / пройден успешно / заблокирован / пропущен».
В данное состояние в некоторых системах управления тест-кейс переводят, чтобы подчеркнуть тот факт, что на данной итерации тестирования все дей- ствия с ним завершены.
• Требует доработки (not ready) — как видно из схемы, в это состояние (и из него) тест-кейс может быть переведён в любой момент времени, если в нём будет обнаружена ошибка, если изменятся требования, по которым он был написан, или наступит иная ситуация, не позволяющая считать тест-кейс пригодным для выполнения и перевода в иные состояния.
Ещё раз подчеркнём, что в отличие от жизненного цикла дефекта, который достаточно стандартизирован и формализован, для тест-кейса описанное выше но- сит общий рекомендательный характер, рассматривается скорее как разрозненный набор состояний (а не строгий жизненный цикл) и может сильно отличаться в раз- ных компаниях (в связи с имеющимися традициями и/или возможностями систем управления тест-кейсами).


Атрибуты (поля) тест-кейса
Тестирование программного обеспечения. Базовый курс.
© EPAM Systems, 2015–2023
Стр: 124/301
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   38