Файл: Программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


АДАПТИРОВАННАЯ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

(ВАРИАНТ 1)

5 – 9 классы

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы 5

1.3. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы 24

2. Содержательный раздел

2.1. Программы учебных предметов 26

2.2. Программа формирования базовых учебных действий 121

3. Организационный раздел

3.1. Учебный план 134

3.2. Кадровые условия 138

3.3. Материально-технические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы 139

1. Целевой раздел АООП УО (вариант 1)

1.1. Пояснительная записка

АООП (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель реализации АООП (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:

― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

― достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;


― выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;

― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их особых образовательных потребностей.

АООП (вариант 1) включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Сроки реализации АООП (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью составляют (интеллектуальными нарушениями) 9-13 лет¹.

В реализации АООП УО (вариант 1) может быть выделено два или три этапа:

I этап ― 1-4 классы и дополнительный класс;

II этап ― 5-9 классы;

III этап ― 10-12 классы.

Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

_______________________

¹ Пункт 13, части 1 Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы



Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.

Освоение обучающимися АООП (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Предметные результаты освоения АООП (вариант 1) образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной области "Язык и речевая практика" на конец обучения (IX класс).

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

― знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;

― разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы педагогического работника;

― образование слов с новым значением с опорой на образец;

― представления о грамматических разрядах слов;

― различение изученных частей речи по вопросу и значению;

― использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;

― составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;

― установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам педагогического работника;

― нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью педагогического работника);

― нахождение в тексте однородных членов предложения;

― различение предложений, разных по интонации;

― нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью педагогического работника);

― участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

―выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;

― оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;

― письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

― составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления;

― правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);

― определение темы произведения (под руководством педагогического работника);

― ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию произведения своими словами;

― участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством педагогического работника текста;

― пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью педагогического работника);

― выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;

― установление последовательности событий в произведении;

― определение главных героев текста;

― составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам педагогического работника;

― нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью педагогического работника;

― заучивание стихотворений наизусть (7-9);

― самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.

― знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;

― разбор слова по составу с использованием опорных схем;

― образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

― дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;

― определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам педагогического работника;

― нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством педагогического работника);

― пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

― составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему;

― установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам педагогического работника, опорной схеме;

― нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;

― составление предложений с однородными членами с опорой на образец;

― составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;

― различение предложений (с помощью педагогического работника) различных по цели высказывания;

― отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;

― отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического работника);

― выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;

― оформление всех видов изученных деловых бумаг;

― письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);

― письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов);

― правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;

― ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами автора (выборочное чтение);

― определение темы художественного произведения;

― определение основной мысли произведения (с помощью педагогического работника);

― самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;

― формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического работника);

― различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;

― определение собственного отношения к поступкам героев (героя); ― сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью педагогического работника);

― пересказ текста по коллективно составленному плану;

― нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;

― ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью педагогического работника);

― самостоятельное чтение художественной литературы;

― знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.


Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной области "Математика" на конец обучения (IX класс).

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

― знание числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 100 000;

― знание таблицы сложения однозначных чисел;

― знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;

― письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);

― знание обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись, чтение;

― выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора;

― знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин;

― нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

― решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;

― распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед), знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм);

― построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости;

― представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;

― выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) с использованием безопасных для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичных приёмов работы, выполнение компенсирующих физических упражнений (мини зарядка);

― пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками).

― знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000, чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1 000 000;

― знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;

― знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;

― знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;

― устное выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100 (простые случаи в пределах 1 000 000);

― письменное выполнение арифметических действий с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000;

― знание обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись, чтение;

― выполнение арифметических действий с десятичными дробями;

― нахождение одной или нескольких долей (процентов) от числа, числа по одной его доли (проценту);

― выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;

― решение простых задач, составных задач в 2-3 арифметических действия;

― распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);

― знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда;

― вычисление площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (куба);

― построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии;

― применение математических знаний для решения профессиональных трудовых задач;

― представления о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;

― представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;

― выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы, выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);

― пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками), доступными электронными ресурсами;

― пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;

― запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.


Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной области "Естествознание" на конец VI класса.

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

― узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

― представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

― отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

― называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

― соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;

― соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

― выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника;

― адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагогического работника.

― узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях, знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагогического работника;

― представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

― отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер – травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медонос, растение, цветущее летом);

― называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

― выделение существенных признаков групп объектов;

― знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

― участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

― выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы других обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

― совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

― выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

― осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.