Файл: Программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагогического работника. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Профильный труд".
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
― знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; ― представления об основных свойствах используемых материалов; ― знание правил хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; ― отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов, необходимых для работы; ― представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора); ― представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; ― владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание); ― чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; ― представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство); ― понимание значения и ценности труда; ― понимание красоты труда и его результатов; ― заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; ― понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; ― выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности ("нравится" и (или) "не нравится"); ― организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе; ― осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; ― выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование на них; ― комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий; ― проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и результатам их работы; ― выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения; ― посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и окружающей среды. | ― определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; ― экономное расходование материалов; ― планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической работы; ― знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; ― осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; ― понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. |
2.2. Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее – программа формирования БУД) реализуется в процессе всего периода обучения, в процессе учебной и внеурочной деятельности и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности обучающегося с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачи реализации программы:
1) Формирование мотивационного компонента учебной деятельности.
2) Овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности.
3) Развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагогического работника.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
― определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
― определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения образовательной организации.
Функции, состав и характеристика БУД обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В качестве БУД рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции БУД:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся V-IX классов
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: | Коммуникативные учебные действия включают: | Регулятивные учебные действия представлены умениями: | Познавательные учебные действия представлены умениями: |
• испытывать чувство гордости за свою страну; • гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; • активно включаться в общеполезную социальную деятельность; • бережно относиться к культурно- историческому наследию родного края и страны. | • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых); • слушать собеседника; • вступать в диалог и поддерживать его; • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. | • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | • дифференциро- ванно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию; • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно- следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
5-9 классы
Образовательная область. Предметы. Класс | Личностные учебные действия: | Коммуникативные учебные действия: | Регулятивные учебные действия: | Познавательные учебные действия: |
Язык и речевая практика (Русский язык, чтение – 9 кл.) | - осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правилами; - гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; - адекватно и эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; - активно включаться в общественно-полезную, социальную деятельность; - осознанно относиться к выбору профессии; - бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; - понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - соблюдать правила безопасного и бережного отношения и поведения в природе и обществе. | - вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, бытовых, трудовых и др.); - слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; - дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и др.); - использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; - использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационных. | - принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности; - адекватно реагировать на внешний контроль и оценку; - корригировать в соответствии с внешней оценкой свою деятельность. | - дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно - пространственную организацию; - использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, классификацию, установление аналогий, закономерностей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся; - применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений действительности (природных, социальных культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; - использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существующие связи и отношения между объектами и процессами. |
Математика (Математика – 9 кл.) | - адекватная мотивация к учебной деятельности; - стремление быть более успешным в учебной деятельности; - ориентирование на понимание причин своих успехов или неуспехов; - осознавать смысл, оценивать и анализировать свои поступки с точки зрения усвоенных моральных и этических норм; - сравнивать различные точки зрения, считаться с мнением другого человека; - уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности; - осознание необходимости и важности выбора трудовой профессии. | - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом обеспечении; - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель- ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - адекватно воспринимать и передавать информацию; - при помощи педагога формулировать и аргументировать свою точку зрения; - осуществлять самоконтроль; - оказывать при взаимодействии посильную помощь; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - развитие математически правильной речи и обогащение математического словаря; - оформлять диалогическое высказывание в соответствии с заданной темой; - дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, отрицание, информирование) при изучении программного материала; - использовать разные источники средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. | - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, коррекция своей деятельности в соответствии с ней; - быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей. | - умение производить простейшие обобщения; - анализ, сравнение характерных признаков математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей); - умение использовать математические знаки, символы, графические модели, таблицы, диаграммы; - умение использовать математические термины; - использование в жизни и деятельности некоторые математические знания; - знать различные способы вычислений; -прогнозировать результаты вычислений; - использовать приемы проверки правильности результатов; - планирование решения задач, объяснение хода решения, сравнивать решения при изменении условия задачи. |
Естествознание (Природоведение – 6 кл., Биология, География – 9 кл.) | - адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи при изучении объектов и явлений природы; - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; - активно включаться в общеполезную социальную деятельность по охране природы и окружающей среды; - бережно относиться к природным богатствам и к культурно-историческому наследию родного края и страны; - понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в природе и в обществе; - соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе. | - слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; - дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.); - использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. | - принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | - дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; - использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными; - применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; - использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Искусство (Музыка, Изобразительное искусство – 5 кл.) | - адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. | | - принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств и их осуществления; - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | - дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию. |
Физическая культура (физкультура – 9 кл.) | - гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей. | | - принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | - использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; - применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; - использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Технология (Профильный труд – 9 кл.) | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - элементарная способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо); - развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - установка на здоровый образ жизни; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - формулировать собственное желание и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - задавать вопросы; - контролировать свои и действия партнера; - использовать речевые средства (как в вербальной, так и в невербальной форме) для регуляции своего действия; - использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей; - применять правила речевого, неречевого поведения. | - в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | - строить коммуникацию (речевое высказывание) в устной, письменной, знаково-символической форме; - осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью, расширить свой лингвистический кругозор; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |