Файл: Программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагогического работника. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.

Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Профильный труд".

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

― знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

― представления об основных свойствах используемых материалов;

― знание правил хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;

― отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов, необходимых для работы;

― представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора);

― представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

― владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание);

― чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;

― представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство);

― понимание значения и ценности труда;

― понимание красоты труда и его результатов;

― заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

― понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

― выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");

― организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе;

― осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;

― выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование на них;

― комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий;

― проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и результатам их работы;

― выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;

― посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и окружающей среды.

― определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;

― экономное расходование материалов;

― планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической работы;

― знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;

― осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

― понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.




2.2. Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее – программа формирования БУД) реализуется в процессе всего периода обучения, в процессе учебной и внеурочной деятельности и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

БУД обеспечивают становление учебной деятельности обучающегося с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.


Цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачи реализации программы:

1) Формирование мотивационного компонента учебной деятельности.

2) Овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности.

3) Развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагогического работника.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

― определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

― определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения образовательной организации.

Функции, состав и характеристика БУД обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В качестве БУД рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции БУД:

обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся V-IX классов


Личностные учебные действия представлены следующими умениями:

Коммуникативные учебные действия включают:

Регулятивные учебные действия представлены умениями:

Познавательные учебные действия представлены умениями:

• испытывать чувство гордости за свою страну;

• гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся;

• адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;

• уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

• бережно относиться к культурно-

историческому наследию родного края и страны.

• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых);

• слушать собеседника;

• вступать в диалог и поддерживать его;

• использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

• использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

• обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

• дифференциро-

ванно воспринимать окружающий мир, его временно-

пространственную организацию;

• использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-

следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.



Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

5-9 классы

Образовательная область. Предметы. Класс

Личностные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия:

Регулятивные учебные действия:

Познавательные учебные действия:

Язык и речевая практика

(Русский язык, чтение – 9 кл.)

- осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правилами;

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

- адекватно и эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

- активно включаться в общественно-полезную, социальную деятельность;

- осознанно относиться к выбору профессии;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;

- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- соблюдать правила безопасного и бережного отношения и поведения в природе и обществе.

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных

ситуациях социального взаимодействия (учебных, бытовых, трудовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования

различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;

- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и др.);

- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационных.

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности;

- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку;

- корригировать в соответствии с внешней оценкой свою деятельность.

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно - пространственную организацию;

- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, классификацию, установление аналогий, закономерностей)

на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся;

- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений действительности

(природных, социальных

культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета и для решения

познавательных и практических задач;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существующие связи и отношения между объектами и процессами.

Математика

(Математика – 9 кл.)

- адекватная мотивация к учебной деятельности;

- стремление быть более успешным в учебной деятельности;

- ориентирование на понимание причин своих успехов или неуспехов;

- осознавать смысл, оценивать и анализировать свои поступки с точки зрения усвоенных моральных и этических норм;

- сравнивать различные точки зрения, считаться с мнением другого человека;

- уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности;

- осознание необходимости и важности выбора трудовой профессии.

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом обеспечении;

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель- ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- адекватно воспринимать и передавать информацию;

- при помощи педагога формулировать и аргументировать свою точку зрения;

- осуществлять самоконтроль;

- оказывать при взаимодействии посильную помощь;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- развитие математически правильной речи и обогащение математического словаря;

- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с заданной темой;

- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, отрицание, информирование) при изучении программного материала;

- использовать

разные источники

средства

получения

информации для

решения

коммуникативных

и познавательных

задач, в том числе

информационные.

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, коррекция своей деятельности в соответствии с ней;

- быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.

- умение производить простейшие обобщения;

- анализ, сравнение характерных признаков математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей);

- умение использовать математические знаки, символы, графические модели, таблицы, диаграммы;

- умение использовать математические термины;

- использование в жизни и деятельности некоторые математические знания;

- знать различные способы вычислений;

-прогнозировать результаты вычислений;

- использовать приемы проверки правильности результатов;

- планирование

решения задач,

объяснение хода

решения, сравнивать

решения при изменении условия задачи.

Естествознание

(Природоведение – 6 кл.,

Биология, География – 9 кл.)

- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи при изучении объектов и явлений природы;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность по охране природы и окружающей среды;

- бережно относиться к природным богатствам и к культурно-историческому наследию родного края и страны;

- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в природе и в обществе;

- соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;

- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);

- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе

информационные.

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными;

- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Искусство

(Музыка, Изобразительное искусство – 5 кл.)

- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.




- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств и их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию.

Физическая культура

(физкультура – 9 кл.)

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.




- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Технология

(Профильный труд – 9 кл.)

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- элементарная способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- установка на здоровый образ жизни;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - формулировать собственное желание и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы; - контролировать свои и действия партнера; - использовать речевые средства (как в вербальной, так и в невербальной форме) для регуляции своего действия; - использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей;

- применять правила речевого, неречевого поведения.

- в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- строить коммуникацию (речевое высказывание) в устной, письменной, знаково-символической форме; - осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью, расширить свой лингвистический кругозор; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей;

- самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.