Файл: Программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника;

4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;

5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.

3. Организационный раздел

3.1. Учебный план

Примерный учебный план образовательных организаций Российской Федерации (далее – Учебный план), реализующих АООП (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.


Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году со II по XII класс.

Общий объем учебной нагрузки составляет не более 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс).

На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.

Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью:

― формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

― формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

― формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

• учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;



• увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

• введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;

• введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.

Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся V-IX классов

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов

Всего

V класс

VI класс

VII класс

VIII класс

IX класс

1. Язык и речевая практика

Русский язык

4

4

4

4

4

20

Чтение (Литературное чтение)

4

4

4

4

4

20

2. Математика

Математика

4

4

3

3

3

17

Информатика

-

-

1

1

1

3

3. Естествознание

Природоведение

2

2

-

-

-

4

Биология

-

-

2

2

2

6

4. Человек и общество

География

-

2

2

2

2

8

Основы социальной жизни

2

2

2

2

2

10

Мир истории

-

2

-

-

-

2

История Отечества

-

-

2

2

2

6

5. Искусство

Музыка

1

-

-

-

-

1

Рисование (изобразительное искусство)

2

-

-

-

-

2

6. Физическая культура

Адаптивная физическая культура

2

2

2

2

2

10

7. Технология

Профильный труд

6

6

7

7

7

33

Итого

27

28

28

28

28

139

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

2

2

1

1

1

7

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

29

30

30

30

30

149

Коррекционно-развивающая область

(коррекционные занятия и ритмика):

6

6

6

6

6

30

Внеурочная деятельность:

4

4

4

4

4

20


Учебный план предусматривает возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации. Организация изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и преподавания литературного чтения на родном языке осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

В учебном плане на коррекционно-развивающие занятия "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" и "Развитие учебно-познавательной деятельности" (индивидуальные занятия) количество часов в неделю указано на одного обучающегося.

Календарный учебный график.

Календарный учебный график составляется с учётом мнений участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры региона и определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций. При составлении календарного учебного графика учитываются различные подходы при составлении графика учебного процесса и системы организации учебного года: четвертная, триместровая, биместровая, модульная.

Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется образовательной организацией самостоятельно с учётом требований действующих санитарных правил и мнения участников образовательных отношений.

3.2. Кадровые условия

В реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) принимают участие следующие специалисты: учителя-дефектологи, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, специалисты по физической культуре и адаптивной физической культуре, учитель технологии (труда), учитель музыки (музыкальный работник), социальный педагог, педагоги дополнительного образования, специалист по лечебной физкультуре, медицинские работники.

При необходимости ОО может использовать сетевые формы реализации образовательных программ, которые позволят привлечь специалистов (педагогов, медицинских работников) других организаций к работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для удовлетворения их особых образовательных потребностей.


Характеристика педагогических кадров

Организация, реализующая АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками, имеющими профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности. В реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) принимают участие 31 педагогический работник, из них 19 учителей, 9 воспитателей, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед. 8 педагогических работников имеют специальное дефектологическое образование, 20 педагогических работников прошли профессиональную переподготовку по направлению «Олигофренопедагогика». 4 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 20 педагогов – первую квалификационную категорию, 2 педагога – соответствие занимаемой должности.

3.3. Материально-технические условия реализации

адаптированной основной общеобразовательной программы

Материально-техническое обеспечение – это общие характеристики инфраструктуры организации, включая параметры информационно-образовательной среды.

Материально-технические условия реализации АООП обеспечивают возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения АООП.

Материально-техническая база реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательной организации.

Территория участка ограждена забором высотой 2,5 м и вдоль него – зелеными насаждениями. На земельном участке выделены следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная. Участок школы имеет наружное освещение при норме освещенности на земле – 10 лк.

В образовательной организации имеются специализированные кабинеты для осуществления образовательного и коррекционно-развивающего процессов. Учебные классы, кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, ЛФК, сенсорная комната, ресурсный класс.

Для реализации профессионально-трудового обучения трудовые мастерские оснащены необходимым оборудованием в соответствии с реализуемым профилем (профилями) трудового обучения.