Файл: Программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной области "Естествознание" на конец обучения (IX класс).
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
― представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека; ― знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках; ― знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни; ― выполнение совместно с учителем практических работ; ― описание особенностей состояния своего организма; ― знание названий специализации врачей; ― применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи); ― представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; ― владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты, определение направлений на карте, определение расстояний по карте при помощи масштаба; ― умение описывать географический объект по карте; ― выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; ― сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; ― использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. | ― представление об объектах неживой и живой природы, организме человека; ― осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека; ― установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции); ― знание признаков сходства и различия между группами растений и животных, выполнение классификаций на основе выделения общих признаков; ― узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы); ― знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека; ― знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления); ― знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций; ― выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагогического работника (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах); ― владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях; ― применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; ― ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; ― нахождение в различных источниках и анализ географической информации; ― применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; ― называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области. |
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной области "Человек и общество" на конец обучения (IX класс).
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
― представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; ― приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического работника; ― представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи, соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; ― знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; ― знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; ― знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагогических работников, родителей (законных представителей) посредством обращения в предприятия бытового обслуживания; ― знание названий торговых организаций, их видов и назначения; ― совершение покупок различных товаров под руководством родителей (законных представителей); ― первоначальные представления о статьях семейного бюджета; ― представления о различных видах средств связи; ― знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); ― знание названий организаций социальной направленности и их назначения; ― понимание доступных исторических фактов; ― использование некоторых усвоенных понятий в активной речи; ― последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов; ― использование помощи педагогического работника при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок; ― усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); ― адекватное реагирование на оценку учебных действий; ― знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории; ― знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов; ― знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); ― понимание значения основных терминов-понятий; ― установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование "Лентой времени"; ― описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам педагогического работника; ― нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий; ― объяснение значения основных исторических понятий с помощью педагогического работника. | ― знание способов хранения и переработки продуктов питания; ― составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; ― самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; ― самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; ― соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук; ― соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; ― представления о морально-этических нормах поведения; ― некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды); ― навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого); ― пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач; ― знание основных статей семейного бюджета, коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета; ― составление различных видов деловых бумаг под руководством педагогического работника с целью обращения в различные организации социального назначения; ― знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы; ― использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; ― участие в беседах по основным темам программы; ― высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам; ― понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью педагогического работника; ― владение элементами самоконтроля при выполнении заданий; ― владение элементами оценки и самооценки; ― проявление интереса к изучению истории; ― знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории; ― знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение; ― составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении; ― знание мест совершения основных исторических событий; ― знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев; ― формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий; ― понимание "легенды" исторической карты и "чтение" исторической карты с опорой на ее "легенду"; ― знание основных терминов понятий и их определений; ― соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий; ― сравнение, анализ, обобщение исторических фактов; ― поиск информации в одном или нескольких источниках; ― установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями. |
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной области "Искусство" на конец обучения в V классе.
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
― знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений, их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; ― знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета; ― знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет"; ― пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; ― знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; ― знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь"; ― организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; ― следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; ― владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); ― рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции, передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; ― применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ― ориентировка в пространстве листа, размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; ― адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; ― узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий; ― определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений; ― представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); ― пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагогического работника); ― выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; ― правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; ― правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; ― различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; ― передача ритмического рисунка подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом); ― определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); ― владение элементарными представлениями о нотной грамоте. | ― знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж); ― знание названий некоторых народных и национальных промыслов (например, "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь"); ― знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; ― знание выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "контур", "пятно", "цвет", объем; ― знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета; ― знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); ― знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); ― нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; ― следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника или инструкциям, представленным в других информационных источниках; ― оценка результатов собственной изобразительной деятельности и обучающихся (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); ― использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; ― применение разных способов лепки; ― рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта, рисование по воображению; ― различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; ― различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; ― различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение; ― самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихо); ― представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка); ― представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); ― пение хором с выполнением требований художественного исполнения; ― ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; ― исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; ― различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; ― владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. |
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной области "Физическая культура" на конец обучения (IX класс).
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
― знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья; ― демонстрация правильной осанки, видов стилизованной ходьбы под музыку, комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя), комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета; ― понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека; планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством педагогического работника); ― выбор (под руководством педагогического работника) спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года; ― знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация; ― демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание); ― определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела) (под руководством педагогического работника); ― выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности; ― выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под руководством педагогического работника); ― участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх; ― взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; ― представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа; ― оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий; ― применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры. | ― представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том числе об Олимпийском, Паралимпийском движениях, Специальных олимпийских играх; ― выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лёжа, комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета; ― выполнение строевых действий в шеренге и колонне; ― знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; ― знание температурных норм для занятий; ― планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры; ― знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела); ― подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений (под руководством педагогического работника); ― выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне; ― участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного судейства; ― взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; ― знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа; ― доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и предложение способов их устранения; ― объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью педагогического работника), ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений; ― использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений; ― пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием; ― правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе; ― правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр. |
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной области "Технология" на конец обучения (IX класс).
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
― знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; ― представления об основных свойствах используемых материалов; ― знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; ― отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов, необходимых для работы; ― представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора); ― представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; ― владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание); ― чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; ― представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство); ― понимание значения и ценности труда; ― понимание красоты труда и его результатов; ― заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; ― понимание значимости организации рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; ― выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности ("нравится" и (или) "не нравится"); ― организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе; ― осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; выслушивание предложений и мнений обучающихся, адекватное реагирование на них; ― комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий; ― проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и результатам их работы; ― выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения; ― посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и окружающей среды. | ― определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; ― экономное расходование материалов; ― планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической работы; ― знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; ― осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; ― понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. |