Файл: Программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной области "Естествознание" на конец обучения (IX класс).

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

― представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;

― знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

― знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни;

― выполнение совместно с учителем практических работ;

― описание особенностей состояния своего организма;

― знание названий специализации врачей;

― применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи);

― представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

― владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты, определение направлений на карте, определение расстояний по карте при помощи масштаба;

― умение описывать географический объект по карте;

― выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений;

― сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;

― использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.


― представление об объектах неживой и живой природы, организме человека;

― осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;

― установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

― знание признаков сходства и различия между группами растений и животных, выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;

― узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

― знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;

― знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);

― знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;

― выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагогического работника (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);

― владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях;

― применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации;

― ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;

― нахождение в различных источниках и анализ географической информации;

― применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

― называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области.




Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной области "Человек и общество" на конец обучения (IX класс).

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

― представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;

― приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического работника;

― представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи, соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;

― знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;

― знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;

― знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагогических работников, родителей (законных представителей) посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;

― знание названий торговых организаций, их видов и назначения;

― совершение покупок различных товаров под руководством родителей (законных представителей);

― первоначальные представления о статьях семейного бюджета;

― представления о различных видах средств связи;

― знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);

― знание названий организаций социальной направленности и их назначения;

― понимание доступных исторических фактов;

― использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;

― последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов;

― использование помощи педагогического работника при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;

― усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);

― адекватное реагирование на оценку учебных действий;

― знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;

― знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;

― знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);

― понимание значения основных терминов-понятий;

― установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование "Лентой времени";

― описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам педагогического работника;

― нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий;

― объяснение значения основных исторических понятий с помощью педагогического работника.


― знание способов хранения и переработки продуктов питания;

― составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;

― самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;

― самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;

― соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук;

― соблюдение правила поведения в доме и общественных местах;

― представления о морально-этических нормах поведения;

― некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды);

― навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого);

― пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач;

― знание основных статей семейного бюджета, коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;

― составление различных видов деловых бумаг под руководством педагогического работника с целью обращения в различные организации социального назначения;

― знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;

― использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;

― участие в беседах по основным темам программы;

― высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;

― понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью педагогического работника;

― владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;

― владение элементами оценки и самооценки;

― проявление интереса к изучению истории;

― знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории;

― знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение;

― составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении;

― знание мест совершения основных исторических событий;

― знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев;

― формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий;

― понимание "легенды" исторической карты и "чтение" исторической карты с опорой на ее "легенду";

― знание основных терминов понятий и их определений;

― соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий;

― сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;

― поиск информации в одном или нескольких источниках;

― установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями.


Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной области "Искусство" на конец обучения в V классе.

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

― знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений, их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

― знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета;

― знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет";

― пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

― знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

― знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь";

― организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

― следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

― владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

― рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции, передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

― применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

― ориентировка в пространстве листа, размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

― адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

― узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий;

― определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений;

― представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);

― пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагогического работника);

― выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

― правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;

― правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;

― различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;

различение песни, танца, марша;

― передача ритмического рисунка подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом);

― определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);

― владение элементарными представлениями о нотной грамоте.

― знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);

― знание названий некоторых народных и национальных промыслов (например, "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь");

― знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

― знание выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "контур", "пятно", "цвет", объем;

― знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета;

― знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

― знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

― нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

― следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

― оценка результатов собственной изобразительной деятельности и обучающихся (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

― использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

― применение разных способов лепки;

― рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта, рисование по воображению;

― различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

― различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

― различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение;

― самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихо);

― представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка);

― представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

― пение хором с выполнением требований художественного исполнения;

― ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;

― исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;

― различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;

― владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.



Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной области "Физическая культура" на конец обучения (IX класс).

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

― знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья;

― демонстрация правильной осанки, видов стилизованной ходьбы под музыку, комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя), комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета;

― понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека;

планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством педагогического работника);

― выбор (под руководством педагогического работника) спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;

― знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация;

― демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание);

― определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела) (под руководством педагогического работника);

― выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности;

― выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под руководством педагогического работника);

― участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх;

― взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

― представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;

― оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;

― применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры.


― представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том числе об Олимпийском, Паралимпийском движениях, Специальных олимпийских играх;

― выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лёжа, комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета;

― выполнение строевых действий в шеренге и колонне;

― знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; ― знание температурных норм для занятий;

― планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;

― знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела);

― подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений (под руководством педагогического работника);

― выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне;

― участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного судейства;

― взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

― знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;

― доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и предложение способов их устранения;

― объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью педагогического работника), ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений;

― использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений;

― пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием;

― правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;

― правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр.


Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов по предметной области "Технология" на конец обучения (IX класс).

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

― знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

― представления об основных свойствах используемых материалов;

― знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;

― отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов, необходимых для работы;

― представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора);

― представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием,

санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

― владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание);

― чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;

― представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство);

― понимание значения и ценности труда;

― понимание красоты труда и его результатов;

― заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

― понимание значимости организации рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

― выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");

― организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе;

― осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;

выслушивание предложений и мнений обучающихся, адекватное реагирование на них;

― комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий;

― проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и результатам их работы;

― выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;

― посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и окружающей среды.


― определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;

― экономное расходование материалов;

― планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической работы;

― знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;

― осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

― понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.