Файл: Методические указания для студентов направления подготовки 38. 03. 01 Экономика уровень бакалавриата, профиль Финансы и кредит, обучающихся с применением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) Кафедра экономики В. Ю. Цибульникова УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА. ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРВИЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методические указания для студентов направления подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата, профиль Финансы и кредит, обучающихся с применением
дистанционных образовательных технологий Томск 2019
Корректор АН. Миронова
Цибульникова В. Ю. Учебная практика. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности : методические указания для студентов направления подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата, профиль Финансы и кредит, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий В. Ю. Цибульникова. – Томск : ФДО, ТУСУР, 2019. – 86 с Цибульникова В. Ю, 2019
© Оформление.
ФДО, ТУСУР, 2019

3 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............................................................................................................... 4 1 Общие положения ............................................................................................ 6 2 Организация и порядок прохождения практики ......................................... 11 2.1 Требования к результатам практики ..................................................... 11 2.2 Порядок прохождения практики ........................................................... 12 2.3 Содержание практики ............................................................................. 18 3 Формы отчетности по практике .................................................................... 25 3.1 Требования к оформлению дневника по практике .............................. 26 3.2 Требования к оформлению отчета. 30 4 Подведение итогов практики ........................................................................ 39 5 Требования по проведению практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья .............................................................................. 41 Литература ......................................................................................................... 42 Приложение А Пример оформления бланка задания на практику .............. 44 Приложение Б Пример оформления титульного листа отчета по практике .................................................................................................... 45 Приложение В Индивидуальные задания на практику по теме Методы финансовых вычислений ........................................................... 46

4 ВВЕДЕНИЕ Настоящие методические указания разработаны на основании и с учетом положений следующих документов
1) Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации
2) Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301;
3) Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383;
4) Положения об организации и проведении практик студентов, обучающихся в ТУСУРе, от 17.01.2019 (утверждено приказом ректора ТУСУР
18.01.2019 № 13);
5) Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) и основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО) по направлению подготовки Экономика (уровень бакалавриата. Указания предназначены для студентов ФДО, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата, для методического обеспечения процедуры организации и прохождения учебной практики в них изложена следующая информация
– рассмотрен процесс организации, руководства и прохождения учебной практики для данного направления подготовки
– представлена информация для обучающихся и руководителей практики о требованиях к составлению индивидуального задания на практику, представления отчета по практике на выпускающую кафедру

5
– в приложениях даны образцы заполнения документов, относящихся к организации и прохождению учебной практики, составлению отчетов по результатам практики (приложения А, Б, варианты индивидуальных заданий на учебную практику (приложение В.

6
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки Экономика (уровень бакалавриата, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 12 ноября 2015 г. № 1327, студенты за время обучения в обязательном порядке должны пройти учебную практику практику по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследова- тельской деятельности (далее – практика. Вид практики Учебная практика. Тип практики Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно- исследовательской деятельности. Место практики в структуре образовательной программы практика входит в Блок 2 Практики ФГОС ВО данного направления подготовки и является обязательным этапом обучения. Практика проводится в соответствии с утвержденным рабочим учебным планом и календарным учебным графиком. Практике предшествует изучение дисциплин Институциональная экономика, Макроэкономика, Микроэкономика. Данная практика является основой для более глубокого усвоения обучающимися следующих дисциплин Финансы, Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Способ проведения практики. Практика может быть организована как стационарная (проводимая в ТУСУР (далее – университет) либо в организации, расположенной на территории г. Томска, или как выездная (проводимая в организации, расположенной вне территории г. Томска. Проведение практики для студентов заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий организуется, как

7 правило, по месту жительства/работы обучающегося, если его деятельность в этой организации соответствует направлению подготовки. Выбор организации должен быть согласован с руководителем практики от университета. Обучающиеся могут пройти практику в структурных подразделениях университета или в профильных организациях (на предприятиях) г. Томска, осуществляющих деятельность, соответствующую области, и (или) объектами (или) видам профессиональной деятельности, указанным в ОПОП ВО. Форма проведения практики дискретно по видам практик – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждой практики. Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирована практика. Практика представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на аналитическую, научно-исследователь- скую и расчетно-экономическую деятельность. Обучающийся, освоивший программу практики в соответствии с видом профессиональной деятельности на который ориентирована практика, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи в аналитической, научно-исследовательской деятельности
– поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов
– обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов
– построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально- экономические процессы и явления на микро- и макроуровне как в России, таки за рубежом
– подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов
– проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов
– участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ в расчетно-экономической деятельности
– подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
– проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей норма- тивно-правовой базы
– разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств. Продолжительность и объем практики Прохождение практики по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, в том числе первичных умений и навыков научно- исследовательской деятельности, для студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, предусмотрено в соответствии со сроками, указанными в рабочих учебных планах. Объектами профессиональной деятельности выпускников данного направления подготовки (уровень бакалавриата) являются
– поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты
– функционирующие рынки
– финансовые и информационные потоки

9
– производственные процессы. Форма контроля по завершении практики студент составляет отчет, включающий сведения о выполненной работе в период прохождения практики, и представляет его и заполненный дневник практики на проверку руководителю практики от университета (кафедры. Формой аттестации по итогам практики является дифференцированный зачет. Оценка по практике имеет тот же статус, что и оценки по другим дисциплинам учебного плана, и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студента. Итоговая оценка по практике выставляется руководителем практики от кафедры по итогам проверки отчета с учетом полноты содержания отчета и качества выполнения работы, отзыва руководителя практики от организации, а также соответствия программе практики и качества выполнения задания. Цель и задачи учебной практики Цель практики – закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин, развитие и накопление специальных навыков, необходимых для профессиональной деятельности, подготовка косо- знанному и углубленному изучению дисциплин вариативной части образовательной программы. Задачи практики
– изучение современных методологий расчетов по теме учебной практики с последующим анализом и обоснованием выбора методологии
– закрепление знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения
– развитие профессиональных навыков и навыков деловой коммуникации развитие практических навыков научно-исследовательской деятельности в экономической сфере

10
– изучение видов профессиональной деятельности выпускника и требований к уровню его подготовки
– изучение структуры и логики учебного плана по направлению подготовки формирование комплекса начальных навыков для проведения необходимых экономических расчетов
– изучение основ принятия организационно-управленческих решений
– сбор и последующий анализ производственной информации по теме учебной практики
– практическое применение теоретических знаний дисциплин Институциональная экономика, Макроэкономика, Микроэкономика для решения профессиональных задач
– сбор необходимых материалов для написания отчета по практике.

11
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
2.1 Требования к результатам практики Процесс прохождения (тип практики) направленна формирование следующих компетенций:
общепрофессиональные компетенции
– способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1); профессиональные компетенции
– способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
– способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8). В результате прохождения практики студент должен
– знать методы принятия организационно-управленческих решений в профессиональной деятельности методы составления экономических расчетов обосновывать расчеты и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами уметь решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности находить организационно-управ- ленческие решения в профессиональной деятельности выполнять необходимые экономические расчеты, представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами

12
– владеть навыками принятия и обоснования организационно-управ- ленческих решений в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность навыками выполнения экономических расчетов и формулирования выводов навыком представления результатов работы в соответствии с принятыми в организации стандартами навыком использования современных технических средств и информационных технологий для решения профессиональных задач.
2.2 Порядок прохождения практики К учебной практике допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план обучения соответствующего этапа. Ответственность за организацию и проведение учебной практики несет руководство выпускающей кафедры в лице заведующего кафедрой. Проведение практики для студентов заочной формы обучения с применением дистанционных технологий организуется выпускающей кафедрой в организации, деятельность которой соответствует профилю подготовки студентов направления 38.03.01 Экономика. Заведующий выпускающей кафедрой при помощи руководителя практики (лица, ответственного за проведение практики от кафедры
– организует и контролирует проведение практик
– контролирует своевременное оформление кафедрами проектов приказов на практику обучающихся и назначение руководителей практик
– обеспечивает своевременный выход обучающихся на практику
– обеспечивает заключение договоров с профильными организациями на проведение практик обучающихся
– обеспечивает разработку рабочих программ практик в соответствии с требованиями ФГОС ВО и ОПОП ВО данного направления подготовки
– контролирует прохождение практики обучающимися через руководителя практики.

13 Заведующий кафедрой назначает руководителя практики от университета (кафедры) и согласовывает кандидатуру руководителя по практике от профильной организации, при условии, что студент проходит учебную практику на профильном предприятии (в организации. Руководитель от университета (кафедры) осуществляет организационное и методическое руководство учебной практикой студентов, а также контроль над ее проведением. Руководитель практики от университета
– составляет рабочий график (план) проведения практики
– разрабатывает рабочие программы практики учебно-методические материалы в соответствии с требованиями ФГОС ВО и ОПОП ВО данного направления подготовки
– проводит организационные мероприятия с обучающимися перед началом практики
– согласовывает со студентом место прохождения практики
– составляет проект приказа о направлении обучающихся на практику
– оформляет направления на практику обучающихся (при необходимости) для прохождения практики в профильных организациях
– организует оформление справок о форме допуска на режимные предприятия
– помогает сформулировать индивидуальное задание на практику каждому обучающемуся на период практики (приложение А
– обеспечивает высокое качество прохождения практики обучающимися в соответствии с рабочей программой
– осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО
– при похождении практики обучающимся проводит онлайн-кон- сультации, в том числе в электронной информационно-образовательной среде ТУСУР;

14
– контролирует выполнение условий договора с профильной организацией о создании нормальных и безопасных условий труда и быта
– контролирует выполнение обучающимися правил внутреннего распорядка организации
– оценивает результаты прохождения практики обучающимися
– анализирует итоги практики отчитывается на заседании кафедры. Ответственность за организацию практики в профильной организации возлагается на руководителя профильной организации в соответствии с договором. Руководитель профильной организации (учреждения
– предоставляет рабочие места обучающимся
– определяет руководителей практики от профильной организации из числа наиболее опытных специалистов
– письменным распоряжением закрепляет студентов за конкретными работниками организации
– обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимися, отвечающие санитарным правилами требованиям охраны труда
– по итогам прохождения практики заверяет своей подписью и гербовой печатью (или печатью организации) необходимые документы. Общее руководство практикой возлагается на одного из руководящих работников или высококвалифицированных специалистов. При проведении практики в профильной организации руководителем практики от ТУСУРа и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики. Руководитель практики от профильной организации обязан
– предоставить места для практики обучающихся университета в соответствии с календарным планом

15
– организовывать проведение практики обучающихся в соответствии с Положением об организации практики для обучающихся в ТУСУРе и рабочей программой практики
– обеспечить безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилами требованиям охраны труда
– организовать прохождение инструктажа обучающимся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка
– создать необходимые условия для выполнения обучающимися программы практики и выполнения индивидуального задания
– обеспечивать возможность использования обучающимися имеющейся в организации литературы и технической документации
– оказывать помощь в подборе материалов для выполнения индивидуального задания
– обеспечивать контроль соблюдения обучающимися правил внутреннего распорядка и производственной дисциплины
– проверять и визировать записи в дневнике обучающегося
– дать заключение о работе обучающегося в период практики, обеспечить заполнение соответствующих разделов дневника, проверить отчет по практике и оценить по балльной системе прохождение практики. Ответственность обучающегося Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов неделю (ст. 92 ТК РФ, в возрасте отлети старше – не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ. В период прохождения практики в качестве практикантов на рабочих местах на студентов распространяются правила охраны труда и внутреннего трудового распорядка, действующие в организации.

16 При прохождении практики в профильной организации обучающемуся необходимо за 10 рабочих дней до начала практики выслать на кафедру или разместить в электронном курсе электронную копию договора по практике, подписанную руководителем организации и заверенную синей печатью. В договоре должны быть указаны фамилия, имя, отчество руководителя организации и реквизиты организации, являющейся местом практики. Договор заключается при условии, что обучающийся проходит практику в профильной организации
– на первой странице договора указывается кафедра, должность, звание, Ф. ИО. завкафедрой (данные с сайта ТУСУР);
– на второй странице договора указывается срок действия договора согласно приказу на практику и наименование профильной организации в соответствии с учредительными документами (по ЕГРЮЛ), ФИ. О. руководителя, подпись, печать
– на третьей странице заполняется календарный график прохождения практики. При прохождении практики на кафедре университета обучающемуся необходимо за 10 рабочих дней до начала практики выслать на кафедру электронную копию заявления по практике. Бланки договора и заявления на практику размещены в электронном курсе. Изменение места прохождения практики после предъявления договора и заявления не допускается, т. к. на основании представленных документов формируется приказ о направлении студентов на практику. Обучающемуся перед началом практики необходимо получить у руководителя практики от университета задание на практику, учебно-методические материалы и направление на практику (при необходимости. Форма направления на практику размещена в личном кабинете студента

17
– явиться к руководителю практики от профильной организации, имея при себе рабочую программу практики, задание на практику, дневники получить указания о конкретном месте практики
– пройти инструктаж по технике безопасности и охране труда
– регулярно вести дневники предъявлять его руководителю практики от профильной организации для проверки и визирования
– выполнить программу практики и индивидуальное задание. По завершении практики обучающийся должен
– затри календарных дня до окончания практики подготовить отчет по практике и предъявить руководителю практики от профильной организации для проверки
– в течение пяти рабочих дней после окончания практики предоставить на кафедру отчет по практике и заполненный дневник с необходимыми подписями и печатями. Проверенный руководителем практики от университета вариант отчета по практике и заполненный дневник размещаются студентом в электронном курсе. Студенты, обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий, имеют право не приезжать в назначенное время к защите практики, но должны выслать почтовым отправлением на кафедру или предоставить руководителю практики на кафедре после приезда в университет для проверки и после проверки разместить в электронном курсе в установленные сроки отчетные документы отчет по практике и дневник в электронном виде и электронные копии подписанных документов (титульный лист отчета, дневник по производственной практике, лист задания на практику. Все документы должны содержать подписи руководителя практики от профильной организации (предприятия, заверенные синей печатью организации (предприятия.

18 Все спорные моменты по практикам решаются студентом совместно с непосредственным руководителем практики от профильной организации (предприятия) и руководителем практики от университета (кафедры.
  1   2   3   4   5

2.3 Содержание практики
Конкретные сроки начала и окончания учебной практики определяются согласно рабочему учебному плану направления подготовки и утверждаются приказом по университету. Методические указания, рабочая программа по практике и необходимые бланки для заполнения размещаются в личном кабинете студента в образовательной среде Moodle. Студенту рекомендуется изучить рабочую программу практики, методические указания по организации практики и составить примерный план работ до начала практики для согласования темы индивидуального задания с руководителем практики от университета. Студенту рекомендуется в период подготовки и прохождения практики по возникшим вопросам обращаться к учебной, монографической литературе, материалам лекций по ранее изученным дисциплинам, материалам, публикуемым в периодической печати, активно использовать помощь руководителя практики. Необходимую помощь и информацию по организационными методическим вопросам, возникающим входе прохождения практики, студент может получить у руководителя практики от университета (кафедры) в течение всего срока прохождения практики по электронной почте или через соответствующие ресурсы личного кабинета в среде Moodle.

19 Этапы практики Процесс прохождения учебной практики включает в себя три этапа подготовительный, основной и завершающий. Подготовительный этап На подготовительном этапе происходит
– ознакомление студента с программой практики
– согласование темы индивидуального задания – студент при помощи руководителя практики от университета (кафедры) формулирует индивидуальное задание по практике с учетом данных методических указаний. Задание должно быть подписано студентом, руководителем практики от университета и руководителем практики от профильной организации (приложение А
– согласование с руководителем практики от университета календарного плана работ и оформление в дневнике практики соответствующих разделов. Для обучающихся, походящих практику в профильной организации на предприятии),предусмотрено:
– изучение требований организации к безопасным условиям труда и правилам внутреннего трудового распорядка, знакомство с нормативными и локальными документами
– изучение направлений деятельности профильной организации – знакомство со структурой организации, со структурой отдела (подразделения, в котором студент проходит учебную практику, знакомство с бизнес- процессами организации, информационными программным обеспечением, документооборотом и пр. Для обучающихся, проходящих практику в университете,преду- смотрена теоретическая подготовка для выполнения индивидуального задания, включающая изучение основ финансовых вычислений и практическое закрепление результатов.

20 Формами контроля выполненных работ на данном этапе являются сдача инструктажа по технике безопасности, охране труда и пожарной безопасности, сдача инструктажа по правилам внутреннего трудового распорядка организации, согласование календарного плана работ, собеседование с руководителем. Основной этап Основные виды работ по примерным темам практики Для обучающихся, проходящих практику в университете, необходимо выбрать вариант индивидуального задания в приложении В, согласовать его с руководителем практики от университета и приступить к выполнению. Примерные темы учебной практики
1. Тема Анализ работы экономической службы профильной организации. Задание исследование функций и основных особенностей работы в ООО Контур.
2. Тема Методы финансовых вычислений. Примеры заданий
– Расчет процентных ставок
– Анализ потребительского поведения. Тема Основы предпринимательской деятельности. Примеры заданий
– Риски в предпринимательской деятельности
– Оценка уровня финансовой грамотности.

21 Выбор варианта задания на практику Выбор варианта индивидуального задания осуществляется по общим правилам с использованием следующей формулы
V = (N × K) div 100, где V – искомый номер варианта,
N – общее количество вариантов, div – целочисленное деление, при V = 0 выбирается максимальный вариант,
K – код варианта. Для обучающихся, проходящих практику в профильной организации, необходимо согласовать с руководителем от университета и руководителем профильной организации (предприятия) содержание индивидуального задания, тема которого соотносится с рекомендуемыми темами практики, и приступить к выполнению.
Перечень заданий, рекомендованный обучающимся для прохождения учебной практики в профильной организации
1. При выполнении индивидуального задания по теме Методы финансовых вычислений обучающийся может действовать по алгоритму, представленному ниже
1) Самостоятельное изучение обучающимся
– основ финансовых вычислений, согласно заданию,
– проработка теории по предложенным методам. При возникновении затруднений можно получить консультацию у руководителя практики от университета.
2) Самостоятельное выявление основных особенностей финансовых вычислений и областей применения данных вычислений.

22 3) Решение задания согласно варианту, письменное оформление полученных результатов с использованием программы Excel.
4) Выполнение исследовательской части отчета – подготовка материала согласно второй части задания, ответы на вопросы, подбор необходимого аналитического материала.
5) Подготовка отчета. Требования к результатам проведенного исследования согласовываются с руководителем практики от профильной организации и отражаются в отчете.
2. Алгоритм работы обучающегося при выполнении индивидуального задания по теме Анализ особенностей работы экономической или финансовой службы профильной организации
1) Знакомство с особенностями работы организации. Руководитель практики от профильной организации должен предоставить необходимый уровень доступа к необходимым документам отдела (службы) и организации либо предусмотреть помощь инструктора по работе в отделе подразделении) Непосредственное выполнение индивидуального задания – работа в экономической или финансовой службе организации (заполнение документов, сортировка документов, проверка правильности информации, уже внесенной в базы данных, сбор необходимой информации. Объем выполняемых работ, исследуемые данные, информация для введения в базу данных определяется и предоставляется руководителем практики от профильной организации.
3) Подготовка отчета. Окончательный отчет имеет целью представить результаты выполненных работ в наиболее ясной и наиболее достоверной форме. Требования к результатам исследования согласовываются с руководителем практики и отражаются в отчете.
3. Алгоритм выполнения задания при выполнении темы индивидуального задания Основы предпринимательской деятельности

23 1) Формулировка целей и задач будущей предпринимательской деятельности или деятельности профильной организации. Требования к результатам формулируются руководителем практики от профильной организации.
2) Выбор и обоснование подходов/методологии/моделей для разрабатываемого проекта.
3) Составление алгоритма (если это необходимо, определение функциональной структуры бизнес-проекта. Этот тип работ обучающийся выполняет самостоятельно, консультируясь, при необходимости, с руководителем практики от профильной организации.
4) Реализация предпринимательского проекта. Выполнение тестирования минимального ценностного предложения для подтверждения идеи. Тестовые данные могут быть представлены руководителем практики либо подготовлены студентом самостоятельно и согласованы с руководителем практики.
5) Подготовка отчета. Требования к результатам исследования согласовываются с руководителем практики и отражаются в отчете. Формами контроля выполненных работ на данном этапе являются проверка календарного плана работ, проверка дневника по практике, проверка промежуточных отчетов, собеседование с руководителем практики. Завершающий этап Завершающий этап включает в себя
– завершение практической и исследовательской работ в рамках выполнения индивидуального задания на практику
– обобщение полученных входе прохождения практики результатов
– оформление отчетной документации дневника практики и отчета по практике в установленной форме
– сдачу отчетных документов по практике на проверку (рецензирование) руководителям практики.

24 Формами контроля выполненных работ на данном этапе являются собеседование с руководителем практики от профильной организации, проверка календарного плана работ, проверка дневника по практике, оценка по результатам защиты (рецензирования) отчета

25
3 ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ Отчетными документами по прохождению практики студентом являются отчет и дневник студента по практике. Для оформления отчета обучающемуся выделяется три календарных дня в конце практики. Отчет о прохождении практики студент подготавливает самостоятельно и представляет его для проверки и оценки руководителю практики от университета (или руководителю практики от организации, если практика проходит в профильной организации) вместе с заполненным дневником практики. Руководитель практики от профильной организации оценивает данную работу и выставляет в дневнике оценку за практику. После утверждения отчетных документов руководитель практики от профильной организации заполняет соответствующие разделы дневника, подписывает, ставит печать организации, в том числе и на титульном листе отчета по практике и бланке задания. Отчет оформляется в соответствии с образовательным стандартом университета ОС ТУСУР 02–2013 Работы студенческие по направлениям подготовки и специальностям гуманитарного профиля. Общие требования и правила оформления. Режим доступа После получения оценки от руководителя практики от профильной организации студент в течение пяти рабочих дней отправляет отчет и дневник по практике руководителю практики от университета (кафедры) по электронной почте или размещает в электронном курсе. Проверенный руководителем практики от университета вариант отчета по практике и заполненный дневник с электронными копиями листов, на которых проставлены печати и подписи размещаются студентом в электронном курсе. Максимальный размер файла с отчетом по практике – 10 Мб. Для уменьшения размера файлов можно воспользоваться онлайн-сервисами, например, https://pdf.io/ru/compress/

26 Оригиналы документов (отчет и дневник по практике) студент высылает почтовым отправлением на адрес кафедры или предоставляет по приезде в университет руководителю от университета на кафедру. Итоговая оценка по практике выставляется руководителем по практике от университета (кафедры) с учетом полноты содержания отчета и качества выполнения работы, отзыва руководителя практики от профильной организации, а также соответствия программе практики и качества выполнения задания на практику. Оценка по практике имеет тот же статус, что и оценки по другим дисциплинам учебного плана, и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студента.
3.1 Требования к оформлению дневника по практике
Во время прохождения учебной практики студент обязан вести дневник по практике, который является основным отчетным документом, характеризующими подтверждающим прохождение практики студентом. Форма дневника по практике размещена в личном кабинете студента. Порядок заполнения дневника
На титульном листе указываются вид и тип практики Дневник по учебной практике практике по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков
научно-исследовательской деятельности
На оборотной стороне титульного листа дневника указана инструкция по заполнению дневника, студент ставит подпись и дату, когда он сданной инструкцией ознакомился (дату начала практики согласно приказу.

27 В разделе 1 Общие сведения указываются личные данные студента, факультет, курс обучения, номер группы, место прохождения и сроки прохождения практики. В таблице График прохождения практики указывается, в каком отделе, структурном подразделении в течение какого времени занимался студент. В столбец Подразделение, рабочее место могут быть вписаны такие фразы Отдел (наименование, Библиотека, подготовка отчета. В столбце Недели ставится знак «×» на пересечении недели и работы, соответствующих друг другу. В конце раздела ставятся подписи руководителей практики от университета и профильной организации. Раздел 2 Индивидуальная работа. В пункте а отражается выданное студенту индивидуальное задание на практику, которое должно соответствовать теме практики, в пункте б отражается цель практики, в пункте в кратко характеризуется работа студента по выполнению задания, перечисляются задачи из введения, указанные в отчете по практике
– какая работа была произведена по сбору материалов к практике
– какие этапы исследования были проведены, какие формы анализа и построения радиотехнических схем (моделей) освоены и т. п.
В разделе 3 Содержание работ практики указывается краткое содержание работы студента в течение практики в соответствии с графиком прохождения практики. Рекомендуется в первый день практики составить план прохождения практики совместно с руководителем практики от организации и работать согласно утвержденному плану. Записи в разделе производятся с периодичностью смены вида деятельности, ноне реже двух разв неделю. В столбце Подпись руководителя ставится подпись руководителя практики от профильной организации. Сроки практики должны быть полностью отражены в данном разделе.

28 Раздел 4 Отметка о прохождении инструктажа по охране труда и пожарной безопасности заполняется работником организации, ответственным за проведение инструктажа в организации (подразделении) и проводившего инструктаж обучающемуся перед началом практики. В конце раздела ставится подпись данного работника. Раздел 5 Оценка работы обучающегося заполняется руководителем практики от профильной организации, заверяется подписью и печатью организации. Пункта является обязательным к заполнению. Здесь дается заключение о работе обучающегося в период практики, характеризуются приобретенные технические навыки, личная активность, дисциплина. Отмечается участие обучающегося в производственных мероприятиях, оценивается уровень, оперативность и качество выполнения им задания по практике, отношение к выполнению программы практики. В пункте б приводятся поощрения и взыскания, полученные студентом вовремя практики, с указанием номера и даты приказа. Раздел б может быть незаполненным, если ни поощрений, ни взысканий студент не получал. В конце раздела 5 ставится оценка за практику (отлично, хорошо, удовлетворительно, «неудовлетворительно»)
и подпись руководителя практики от профильной организации, заверенная синей печатью организации (предприятия).
Раздел 6 Заключение руководителя практики от университета заполняется руководителем практики от университета (кафедры. Заключение должно содержать оценку своевременности, полноты и качества содержательной стороны отчета, уровень освоения профессиональных компетен- ций. В конце раздела проставляется итоговая оценка за практику и подпись руководителя практики от университета.

29 Руководитель практики от университета на основании оценки руководителя практики от организации и проверки (рецензирования) отчета по практике выставляет итоговую оценку за практику. Требования к оформлению дневника
– дневник распечатывается как документ в формате А или как брошюра (в формате Аи скрепляется/сшивается как отдельный документ
– все разделы дневника обязательны для заполнения
– раздел 3 Содержание работ практики должен охватывать все дни практики за исключением выходных дней (разрешается заполнять раздел 3 Содержание работ практики по периодам Пример Дата Подразделение, рабочее место Краткое содержание проделанной работы Подпись руководителя практики от профильной организации
28.02.2019 Служба финансового контроля Ознакомление с нормативными и локальными документами отдела С 01.03.2019 по Отдел продаж Изучение функционала
CRM
– если обучающийся проходит практику в организации, то соответствующие разделы дневника должны быть подписаны руководителем практики от профильной организации и заверены синей печатью
– если прохождение практики предусмотрено на кафедре университета, соответствующие разделы дневника заполняются и заверяются подписью руководителем практики от университета (кафедры).
1
В дневник не вносятся выходные дни, если последний день практики приходится на выходной день (воскресенье, в раздел 3 Содержание работ практики данный день не вносится и содержание проделанной работы не фиксируется.

30
3.2 Требования к оформлению отчета
По окончании практики студент составляет письменный отчет. Отчет по учебной практике является одним из основных документов, определяющих качество прохождения учебной практики. Текст отчета должен быть изложен четко и грамотно, с обязательными ссылками на используемые материалы, в приложении к отчету приводятся необходимые документы, конкретизирующие содержание основных разделов. Отчет составляется каждым студентом индивидуально. При составлении отчета необходимо руководствоваться программой практики и полностью отразить в нем выполнение индивидуального задания. Наиболее подробно должны быть изложены собственные исследования студента с обоснованием их практической ценности. В отчете отражаются все виды работ, осуществленные за время прохождения практики. После проверки отчета непосредственным руководителем практики от профильной организации и его предварительной оценки по четырехбалльной системе студент высылает по электронной почте или размещает в электронном курсе отчет вместе с полностью оформленным дневником руководителю практики от кафедры. Следует обратить внимание на стиль и язык изложения, обеспечить лаконичность и четкость формулировок, точность определений, разнообразие употребляемых слов. Не употребляются местоимения в форме первого лица единственного и множественного числа. Отчет должен включать текстовый, графический и другой иллюстративный материал. Объем отчета – 20–30 страниц с приложением таблиц, схем, документов, форм и других материалов. Отчет должен быть скреплен. В отчете важно формулировать свои выводы и комментарии. Все отчетные документы должны быть заверены подписью руководителя от профильной организации и печатью организации.

31 Бумажные экземпляры отчета, дневника по практике, договора на практику или заявления предоставляются студентом руководителю от кафедры после приезда в университет. Требования к структуре отчета Структура отчета
– титульный лист
– задание
– оглавление
– введение
– основная часть
– заключение
– сокращения, обозначения, термины и определения (при необходимости список используемых источников
– приложения. Содержание отчета Титульный лист Титульный лист служит обложкой документа. Бланк оформления титульного листа отчета размещен в электронном курсе. Пример оформления титульного листа представлен в приложении Б.
Задание Задание на практику, как правило, оформляется в стандартной, принятой в ТУСУРе, форме. Бланк оформления задания на практику размещен в электронном курсе. Пример оформления бланка задания представлен в приложении А.

32 В бланке задания указывается кафедра, на которой обучается студент, вид и тип практики, личные данные студента. Тему, цель и задачи практики помогает сформулировать руководитель практики (от профильной организации, если студент проходит практику в организации) или руководитель практики от университета (кафедры. Далее в бланке задания указываются исходные данные для практики, если таковые имеются. Исходными данными могут быть используемые в работе статистические данные, модели и методы, конкретные математические, экономические и другие методы. Если к отчету по практике применяются какие-либо иные требования, они должны быть указаны в задании. Бланк задания подписывается руководителем практики от профильной организации (если студент проходит практику в организации, руководителем практики от университета. Проставляется дата выдачи задания, которая должна совпадать с календарной датой начала практики. Бланк задания подписывается студентом, указывается дата получения задания. Оглавление Оглавление включает введение, наименования всех глав, разделов, подразделов, пунктов, заключение, список использованных источников, приложения (при наличии. Строки оглавления заканчиваются указанием номеров страниц, на которых расположено начало соответствующей части документа. Вместо слова Оглавление допускается использовать наименование «Содержание».
Введение Во введении указывают основную цель и задачи работы, ее актуальность, дают характеристику разрабатываемых вопросов, возможные пути их решения. При прохождении практики в профильной организации во введении приводятся сведения о месте прохождения практики, профиле деятельности организации.

33 Основная часть Основная часть отчета представляет собой текстовый документ, включающий разделы в соответствии с задачами. Основная часть может состоять из теоретической и прикладной части. Теоретическая часть. Теоретическая часть отчета должна содержать описание предметной области (если это предусматривает задание на практику, описание математических методов решения задачи (если таковые имеются, описание теоретических аспектов предметной области исследования. Прикладная часть. Эта часть отчета должна содержать описание работы обучающегося при выполнении задания на практику, расчеты финан- сово-экономических задач, результаты творческой работы, результаты тестирования и т. п. Обратите внимание Не рекомендуется называть разделы отчета Основная часть, Теоретическая часть, Прикладная часть Все разделы должны называться согласно теме задания на практику. В методических указаниях эти разделы названы таким образом, чтобы отметить основную направленность разделов. В основной части отчета описывается выполнение задания в соответствии с темой практики. Обязательные компоненты основной части отчета по возможным темам практик представлены в таблице 3.1. Таблица 3.1 – Примерное содержание отчета Тема практики Обязательные компоненты основной части отчета Анализ работы экономической службы профильной организации. Описание видов деятельности организации, основные характеристики. Подробное описание функционала отдела/службы, работа в которых поручена обучаемому.
3. Подробное описание работы практиканта в организации, основные задачи, описание проблемной области и др.

34 Окончание табл. 3.1 Тема практики Обязательные компоненты основной части отчета Методы финансовых вычислений
1. Теоретические основы финансовых вычислений, необходимость финансовых вычислений на практике.
2. Описание используемых методов решения задач.
3. Выполнение индивидуального задания с пояснениями Основы предпринимательской деятельности. Теоретические основы теории предпринимательства, основные особенности предпринимательской деятельности.
2. Описание рисков предпринимательской деятельности и способов их снижения.
3. Основные этапы реализации предпринимательского проекта. Описание стартап-проекта.
5. Результаты тестирования стартап-проекта Заключение Заключение должно содержать краткие выводы о проделанной работе. В заключении проводится анализ достижения целей и решения задач, сформулированных и отраженных во введении. Рекомендуется перечислить виды работ, выполненных вовремя прохождения практики описать полученные результаты с указанием разделов отчета, где эти результаты подробно описаны указать достоинства и недостатки выполненной работы. Сокращения, обозначения, термины и определения Если в работе используется значительное количество (более пяти) сокращений, обозначений и (или) нестандартных терминов, соответствующие пояснения рекомендуется выполнять в специальном разделе Сокращения, обозначения, термины и определения. Заголовок раздела Сокращения, обозначения, термины и определения записывают симметрично тексту с прописной буквы без номера раздела.

35 Список используемых источников Список оформляется в виде перечня библиографических записей согласно требованиям, к библиографическим записями библиографическим описаниям (ГОСТ 7.1 и ГОСТ 7.0.11). В список использованных источников включаются лишь те источники, на которые есть ссылки по тексту работы. Список формируется в порядке упоминания источников в тексте работы. При отсылке к источнику в тексте работы после упоминания о нем проставляется номер в квадратных скобках, под которым он значится в списке источников. Приложения В приложение включаются материалы иллюстративного и вспомогательного характера (таблицы большого формата распечатки, экранные формы и проч. Основные требования к оформлению отчета Формат листа
– размер А
– поля левое – 30 мм правое – 10 мм верхнее – 20 мм нижнее –
20 мм
– красная строка – 1,25 см (пять пробелов
– выравнивание основного текста – по ширине листа
– нумерация страниц по центру сверху. Титульный лист считается первой страницей, ноне нумеруется. Шрифт
– стиль Times New Roman;
– размер 14 пт;
– межстрочный интервал полуторный.

36 Заголовки
− задание, введение, заключение, список использованных источников не нумеруются. Эти заголовки выравниваются по центру, набираются прописными буквами полужирного начертания без точки в конце основная часть может состоять из 2 разделов (глав, каждый из которых может включать несколько подразделов (подглав) и пунктов. Используется иерархическая нумерация каждый разделили) начинается с нового листа. Подразделы и пункты начинать с нового листа не следует наименования разделов, подразделов и пунктов выравниваются по центру, точки после номера в конце заголовков не ставятся если заголовок состоит из двух и более строк, то между ними меж- строчный интервала слова переносят целиком заголовки разделов (1, 2 и 3) набираются прописными буквами полужирного начертания без точки в конце заголовки подразделов (1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и т. п) – строчными буквами полужирного начертания подпункты (1.1.1, 1.1.2) – строчными буквами полужирного курсивного начертания между двумя заголовками – одна пустая строка между заголовком и текстом – 2 пустые строки между текстом и заголовком – 2 пустые строки.
Рисунки:
− все иллюстрации в отчете (диаграммы, схемы, графики и снимки экрана) называются рисунками
− каждый рисунок обязательно снабжается подрисуночной подписью, формат которой приведен на рисунке 3.1;
− в тексте отчета обязательно должны быть ссылки на приведенные рисунки, первая ссылка на рисунок обязательно делается в тексте перед рисунком

37
− раздел, подразделили пункт нельзя заканчивать рисунком (таблицей и перечислением. Рисунок 3.1 – Общая структура финансовой системы страны Таблицы
– таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается (рис. 3.2). Рекомендуемая высота строк таблицы не менее 8 мм Рис. 3.2 – Наименование элементов таблицы

38
– шрифт текста в таблице может иметь размер на 1–2 пункта меньше, чем в основном тексте
– графу «№ п/п (номер по порядку в таблицу включать не допускается. При необходимости нумерации параметров порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием. Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в тех случаях, когда в тексте работы имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы наследующий лист (страницу
– таблицы нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами. Над левым верхним углом таблицы помещают надпись Таблица с указанием номера таблицы, например Таблица 2.1» (первая таблица второго раздела, Таблица В (пятая таблица приложения В
– таблица может иметь название. Название таблицы должно отражать содержание, быть точным, кратким. Если таблица имеет название, то его помещают после номера таблицы через тире, с прописной буквы. Пример оформления таблицы представлен в таблице 3.1 данного разделана все таблицы должны быть ссылки в тексте отчета
– таблицу следует располагать в работе непосредственно после абзаца, где она упоминается впервые, или наследующем листе (странице, а при необходимости – в приложении к отчету. Остальные требования к оформлению текста, в том числе формул, списка используемых источников и т. п, представлены в требованиях образовательного стандарта вуза ОС ТУСУР 02–2013 Работы студенческие по направлениям подготовки и специальностям гуманитарного профиля. Общие требования и правила оформления. Режим доступа https://regulations.tusur.ru/documents/71

39
1   2   3   4   5

4 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ Аттестация по итогам практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, для студентов ФДО осуществляется на основе оценки решения обучающимся задач практики, отзыва руководителей практики от профильной организации (предприятия) об уровне сформированности компетенций и рецензирования руководителя практики от университета (кафедры. Формой аттестации по итогам практики является дифференцированный зачет. Оценка по практике имеет тот же статус, что и оценки по другим дисциплинам учебного плана, и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студента.
Оценивание результатов практик производится на основе утвержденных на выпускающей кафедре критериев сформированности профессиональных компетенций, те. готовности выпускника для успешного ведения профессиональной деятельности в определенных условиях и нормативных материалов по текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в ТУСУРе. При оценке практики учитывается объем выполнения программы практики, соответствию содержания практики, правильность оформления документов (табл. Результаты прохождения практики оцениваются посредством проведения промежуточной аттестации. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по практике или непрохождение промежуточной аттестации по практике при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

40 Таблица 4.1 – Критерии оценки по итогам прохождения учебной практики Критерии оценивания Оценка Обучающийся
– своевременно, качественно выполнил весь объем работы, требуемый программой практики
– показал глубокую теоретическую, методическую, про- фессионально-прикладную подготовку
– умело применил полученные вовремя обучения знания вовремя прохождения практики
– ответственно и с интересом относился к своей работе Отлично Обучающийся
– демонстрирует достаточно полные знания всех профес- сионально-прикладных и методических вопросов в объеме программы практики
– полностью выполнил программу с незначительными отклонениями от качественных параметров
– проявил себя как ответственный исполнитель, заинтересованный в будущей профессиональной деятельности Хорошо Обучающийся
– выполнил программу практики, однако часть заданий вызвала затруднения
– не проявил глубоких знаний теории и умения применять ее на практике, допускал ошибки в планировании и решении задач
– в процессе работы не проявил достаточной самостоятельности, инициативы и заинтересованности Удовлетворительно Обучающийся
– выполнил не все необходимые задания (отчитался менее чем по 50% заданий) и имеет значительные недоработки и замечания в их выполнении
– студент не вовремя вышел на практику или не выходил на практику вообще
– руководитель практики от организации оценил практическую деятельность студента на неудовлетворительно
– студент не вовремя сдал отчетную документацию Неудовлетворительно

41
5 ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Форма проведения практики для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью) устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере и т. п. Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся и рекомендаций медико-социальной экспертизы, а также индивидуальной программы реабилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда. При направлении инвалида / лица с ограниченными возможностями здоровья в организацию или предприятие для прохождения предусмотренной учебным планом практики университет согласовывает с организацией предприятием) условия и виды труда с учетом рекомендаций медико-соци- альной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида. При необходимости для прохождения практик могут создаваться специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых обучающимся-инвалидом трудовых функций. Процедура защиты (рецензирования) отчета по практике для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании разработанной профилирующей (выпускающей) кафедрой индивидуальной адаптированной программы прохождения практики. Дополнительные требования к материально-технической базе, необходимой для прохождения практики лицом с ограниченными возможностями здоровья, обучающийся должен предоставить на кафедру не позднее чем за два месяца до проведения процедуры защиты (рецензирования) отчета по практике.

42 ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 12 ноября 2015 г. № 1327 Электронный ресурс. – Режим доступа дата обращения
28.08.2019).
2. Положение об организации и проведении практик студентов, обучающихся в ТУСУРе, от 18.01.2019 Электронный ресурс. – Режим доступа дата обращения 28.08.2019).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г.
№ 1383 Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (с изм. от 15.12.2017) Электронный ресурс. – Режим доступа дата обращения 28.08.2019).
4.
Красина, ФА. Финансовые вычисления : учеб. пособие / ФА. Кра- сина. – Томск : ТУСУР, 2015. – 190 с.
5
. Кернякевич, ПС. Разработка производственных проектов : учеб. пособие / ПС. Кернякевич. – Томск, 2018. – 90 с.
6.
Красина, ФА. Учебная практика практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности : учеб.-методическое пособие / ФА. Красина. – Томск : ТУСУР, 2018. – 70 с.
7.
Красина, ФА. Учебная практика Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (с элементами финансовых вычислений учеб. пособие / ФА. Красина. – Томск : ТУСУР, 2018. – 94 с.

43 8. Образовательный стандарт вуза ОС ТУСУР 02–2013 Работы студенческие по направлениям подготовки и специальностям гуманитарного профиля. Общие требования и правила оформления. – Режим доступа https://regulations.tusur.ru/documents/71 дата обращения 28.08.2019).

44 ПРИЛОЖЕНИЕ А Пример оформления бланка задания на практику Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) Кафедра экономики УТВЕРЖДАЮ Завкафедрой экономики доцент каф. экономики, к.э.н., ученое звание, ученая степень)
Цибульникова
/ В. Ю. Цибульникова / подпись (ИО. Фамилия) ЗАДАНИЕ на учебную практику практику по получению первичных профессиональных навыков и умений, в том числе навыков и умений научно-исследовательской деятельности студенту гр. з-425П11-1 факультета дистанционного обучения
Тропину Андрею Васильевичу ФИ. О. студента)
1. Тема практики Методы финансовых вычислений.

2. Цель практики формирование первичных умений и навыков финансовых вычислений.

1. Задачи практики
− изучить теоретические основы финансовых вычислений,
− рассмотреть необходимость финансовых вычислений на практике,
− описать используемые методы решения задач,
− выполнить индивидуальное задание с необходимыми пояснениями.
4. Исходные данные для практики индивидуальное задание, вариант 5.
5. Технические требования к отчету по практике ОС ТУСУР 02–2013. Дата выдачи «04» февраля 2019 г. Руководитель практики от университета Доцент каф. экономики, к.э.н.
(должность)
Васильковская
(подпись) Н. Б. Васильковская ИО. Фамилия) Согласовано Руководитель практики от профильной организации ведущий специалист финансового отдела АО Полюс должность)
Моисеева
(подпись) Е. Н. Моисеева ИО. Фамилия) Задание принял к исполнению «04» февраля 2019 г. Студент гр. з-425П11-1
Тропин
(подпись) А. В. Тропин ИО. Фамилия)

45 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Пример оформления титульного листа отчета по практике Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) Кафедра экономики Методы финансовых вычислений ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ учебной практики практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности Обучающийся гр. з-425П11-1
Тропин
А. В. Тропин подпись) (ИО. Фамилия)
16 февраля 2019 г. дата) отлично оценка
М.П. Руководитель практики от профильной организации ведущий специалист финансового отдела АО Полюс должность, ученая степень, звание)
Моисеева
Е. Н. Моисеева подпись) (ИО. Фамилия)
16 февраля 2019 г. дата) отлично оценка Руководитель практики от университета доцент каф. экономики, к.э.н.
(должность, ученая степень, звание)
Васильковская
Н. Б. Васильковская
(подпись) (ИО. Фамилия)
16 февраля 2019 г. дата) Томск 2019

46 ПРИЛОЖЕНИЕ В Индивидуальные задания на практику по теме Методы финансовых вычислений Выполнение индивидуального задания поданной теме состоит из двух заданий
– выполнение расчетной части, состоящей из решения пяти задач. Варианты выполнения расчетной части представлены в данном приложении выполнение исследовательской части. Задание для исследовательской части является общим для всех обучающихся и состоит из двух пунктов. Исследовательская часть
1. Изучение технологии постановки целей по способу SMART А. Продумайте жизненные целина период от 5 до 10 лет, составьте карту целей. Как это делать, написано здесь https://miruvashihnog.ru/2013/01/kak-pravilno-ustanavlivat-celi-chtoby-dostich- naibolshix-rezultatov-v-zhizni/ или https://golos.io/ru--zhiznx/@andrey10/kak- Б. Сформулируйте все цели по технологии SMART. Основы формирования целей пои В. Составьте свой личный план по достижению указанных целей на ближайшие 3–5 лет. Ответьте на вопрос каких навыков вам не хватает для достижения указанных целей
2. Изучение основ предпринимательской деятельности Приведите развернутые ответы на вопросы
– что такое предпринимательство

47
– какие качества нужны человеку, чтобы стать предпринимателем
– какие риски есть у предпринимателей, готовы ли Выбрать на себя эти риски Выбор варианта индивидуального задания на практику Выбор варианта контрольной работы осуществляется по общим правилам с использованием следующей формулы
V = (N × K) div 100, где V – искомый номер варианта,
N – общее количество вариантов, div – целочисленное деление, при V = 0 выбирается максимальный вариант,
K – код варианта.
Варианты заданий для расчетной части Вариант 1 Решите следующие задачи Задача 1 На какой срок необходимо поместить в банк имеющуюся у вас сумму под простую процентную ставку 14% годовых, чтобы к концу срока вклада начисленные проценты были в 1,5 раза больше первоначальной суммы Задача 2 Кредит в размере 400 тыс. руб. выдан на два с половиной года под сложную процентную ставку 20% годовых. Определить сумму долга. Использовать схемы начисления процентов. Какая схема начисления процентов выгодна для получателя кредита Задача 3 Анна Ильинична – юрист высокой квалификации, при средней продолжительности рабочего дня 8 часов за час работы ей платят 2 000 руб. Для

48 работы ей нужен новый деловой костюм. Если заказать его в ателье, он будет стоить 12 000 руб. На примерку уйдет 1 час, ив этот день Анна Ильинична будет вынуждена работать на час меньше. Анна Ильинична и сама хорошая портниха и, купив ткань заруб, может сшить себе костюм задень, но для этого ей придется взять день неоплачиваемого отпуска. Что обойдется Анне Ильиничне дешевле заказать костюм в ателье или сшить самой Задача 4 В последнее время в России участились случаи отзыва банковских лицензий и санации банков. Так, свыше 80 банков были лишены лицензии в 2015 г, почти 100 банков в 2016 г, около 50 банков – в 2017 г, в том числе один из крупнейших частных банков – банк «Югра». В последние годы в РФ было санировано 29 банков, среди которых стоит отметить такие крупные кредитные учреждения, как Банк Москвы (2012 г, Бинбанк (2017 г, Московский областной банк (2014 г, «Траст» (2014 г, «Уралсиб» (2015 г, крупнейший частный банк РФ Открытие (2017 г, Промсвязьбанк (2017 г. Наша задача заключается в том, чтобы на российском рынке работали здоровые частные банки, – заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина на XV Международном банковском форуме Банки России XXI век в Сочи в сентябре 2017 г.
1. Определите, какие страховые выплаты получит Васин папа, имеющий в банке, у которого отозвана лицензия, два депозита – наруби руб. (на момент отзыва лицензии, дебетовую карту, на которой находилось 375 000 руб, обезличенный металлический счет на 5 000 000 руб, а также кредит на 700 000 руб.
2. Какие финансовые последствия возникнут для Светиной мамы, имеющей в банке, у которого отозвана лицензия, два депозита – наруби руб. (на момент отзыва лицензии) – и дебетовую карту, на которой находилось 375 000 руб.

49 3. Рассмотрите финансовые последствия для старшего брата Оли, зарегистрировавшего свою обувную мастерскую в качестве индивидуального предпринимателя, имеющего в банке, у которого отозвана лицензия, счет наруби вклад, на котором находилось 375 000 руб. (на момент отзыва лицензии.
4. Определите финансовые последствия для парикмахерского салона, зарегистрированного сестрой Коли в качестве юридического лица (малое предприятие, имеющего в банке, у которого отозвана лицензия, на счете
2 500 000 руб, вклад, на котором находилось 375 000 руб. (на момент отзыва лицензии, а также кредит на 700 000 руб.
5. Рассмотрите финансовые последствия для стартапов, имеющих в банке, который подвергается процедуре санации, на счете 2 500 000 руб, дебетовую карту, на которой находится 375 000 руб, а также кредит на 700 000 руб, зарегистрированных а) старшим братом Вани как ИЧП (индивидуальное частное предприятие, б) папой Сережи как юридическое лицо (малое предприятие.
6. Определите, получит ли бабушка Андрея страховые выплаты в случае банкротства микрофинансовой организации, если она разместила там
1 570 000 руб. (сумма с начисленным процентом. Задача 5 Проанализируйте день из жизни студента и определите, в каких ситуациях он вел себя финансово неграмотно. Найдите в тексте и перечислите примеры поступков финансово неграмотного поведения человека и укажите способы, каких можно было бы избежать. Сегодня был просто сумасшедший день. Во-первых, я проспали опоздал на занятия в университет. Пока я судорожно собирался, мне позвонили в дверь, и человек, представившись страховым агентом одной известной

50 компании, показав свои документы, передал пакет документов с предложением застраховать квартиру, здоровье и компьютер. Взяв номер моего мобильного, он пообещал позвонить вечером. Я очень торопился, поэтому принял документы и пообещал познакомиться сними позже. Так, кстати, они не перезвонил. В университете вовремя занятий мне пришло сообщение на телефон о том, что моя банковская карта заблокирована и с нее сняли деньги, а для прояснения ситуации попросили позвонить по указанному в сообщении телефону. Я расстроился и позвонил. Попросили данные карты и продиктовать код, присланный на мобильный телефон эсэмэской. Не стал им ничего говорить, положил трубку. Когда-то при оформлении пластиковой карты я отказался от услуги СМС-оповещения об операциях по счету в целях экономии, поэтому проверить состояние счета не смог и решил разобраться в этом вопросе позже после занятий непосредственно в офисе банка. На перемене с друзьями решили перекусить в буфете, но меня неожиданно остановил преподаватель, переговорить о предстоящей курсовой работе. Поэтому приятели пошли в буфет без меня. А я просто отдалим свою карту, чтобы мне взяли кофе и бутерброд. Я полностью доверяю этим ребятами мы часто так делаем. Когда я освободился и пришел в буфет, то обнаружил, что однокурсник сделал покупку за свой счет. На моей карте оказалось недостаточно денег. Для того чтобы отдать долг, пришлось быстренько перехватить взаймы надень требуемую сумму с условием отдать наследующий день на 100 руб. больше. Мне очень нужны были деньги. После занятий в университете мама просила заплатить за квартиру в банкомате в торговом центре. Деньги она мне дала наличными еще в конце прошлой недели, ноя потратил их на подарок другу надень рождения. Докладывать родителям о потраченных деньгах не стал. Вчера вечером родители меня очень строго попросили оплатить долг за услуги ЖКХ, иначе управляющая компания начислит пени.

51 Нужно было что-то придумать. Где раздобыть денег Выйдя из университета, я направился в банк для выяснения обстоятельств незаконного снятия денег с карты. По дороге увидел рекламное предложение какой-то организации о выдаче денег под процент только по 1 документу, попас- порту. Воспользовавшись предложением, достал паспорт и получил за 5 минут в кредит 10 000 руб. под 2% вдень в надежде оплатить долг за квартиру, отдать долг за буфет и вернуть их за счет суммы, которую родители обещали дать на карманные расходы в конце недели. Дальше по дороге увидел рекламный щит с информацией о выгодном вложении денежных средств на депозит надень и больше под высокий процент (1,5% вдень) в микро- финансовой организации «КВК-файненс». Решив, что мне очень повезло и я смогу подзаработать и перекрыть процент по кредиту, а заодно и отдать
100 руб. однокурснику, согласился сделать вложение денежных средств, которые только что получил в кредит на депозит надень. Организация находилась где-то на цокольном этаже торгового центра, вывеску я не сразу увидели мне пришлось долго покрутиться по этажам, прежде чем я нашел ее и оформил депозит надень. Менеджер сказала, что они аккредитованы Банком России на проведение данных операций (документы она не смогла найти в ворохе бумаг на столе, имеют многолетний опыт инвестирования и высокую доходность, вклады застрахованы. Однако в случае возникновения каких-либо спорных ситуаций, все разбирательства сторон проводятся на территории Кипра. Мы посмеялись вместе, что сможем еще и покупаться в море. Очень приветливая женщина оказалась. Затем она сделала ксерокопию паспорта, оформила договор. Я подписал, хоть и не успел внимательно прочитать его до конца, потому что очень торопился, там было достаточно много текста мелким шрифтом. Просто пробежал глазами. А меня уже

52 ждали друзья, чтобы пойти домой к одному нашему однокурснику посмотреть новый фильм. Настроение было позитивное, проблемы легко решались, и я подумал перенести визит в банк наследующий день, чтобы поскорее увидеться с друзьями. Оставалось только заплатить за квартиру. Позвонил приятелю, сказал, что я скоро освобожусь, направился к банкомату в торговый центр. Но оказалось, наша компания уже собралась, и меня будут ждать не более 10 минут. Потом начинают смотреть фильм. Не хотелось пропустить начало просмотра, поэтому я воспользовался терминалом в продуктовом магазине и, заплатив солидную комиссию за проведение операции, поспешил в гости. Сумасшедший день перетекал в сумасшедший вечер. Увидев друзей, я рассказало своих приключениях. Вдохновившись успехами финансиста, двое однокурсников побежали вложить в «КВК-файненс» свои карманные деньги, т. к. сегодня был последний день акции. Они пропустили начало фильма, но очень выгодно вложили по 5 000 руб. каждый на 5 дней. Обещали с процентов купить мне литровую бутылку колы в качестве благодарности. При этом в компании «КВК-файненс», узнав, что люди пришли по моей рекомендации, пообещали мне сделать персональное финансовое предложение в следующий раз, если я приведу еще троих клиентов. Поработаю над этим завтра. Кино оказалось так себе. Через 2 часа все засобирались домой. Подо- роге домой моему приятелю позвонил отец и попросил, по возможности, поменять рубли на доллары. Он не успел сделать это в течение дня. Банки сейчас уже были закрыты, и мы воспользовались услугами операционной кассы, расположенной в помещении продуктового магазина. Курс был не очень выгодным, но завтра отец приятеля улетал в командировку в Вашингтон и деньги потребовались бы уже сутра. Уже поздно вечером, когда я лег спать, вдруг позвонили представители какого-то коммерческого банка

53 название я не запомнили предложили свою помощь в получении кредита на более длительный срок, в частности, по оформлению документов и составлению справки о доходах. Давали гарантию 100% на получение средств и обещали утром позвонить. За свои услуги они просили небольшое комиссионное вознаграждение, и я серьезно задумался о целесообразности данного предложения. Ведь я уже практически финансовый гений, не так ли Вариант 2 Решите следующие задачи Задача 1 Банком выдана ссуда на 45 дней в размере 10 тыс. руб. под простую процентную ставку 10% годовых. Рассчитайте доход банка при начислении простых процентов в 2 случаях число дней в году 366 и число дней в году
365. Задача 2 Депозит в размере 400 тыс. руб. был открыт на 2 года. По окончании срока депозита клиент получил 532,4 тыс. руб. Чему равна сложная ставка по депозиту Задача 3 Иван Петрович хочет выровнять стены и переклеить обои в комнате. Он может нанять мастеров и заплатить им за всю работу 50 000 руб, а может все сделать сам (при сопоставимом качестве ремонта, заплатив только
30 000 руб. за материалы. Иван Петрович должен выполнить ремонт как можно скорее, без перерывов. Выходные у него только в субботу и воскресенье, ас понедельника по пятницу он работает, зарабатывая 2 250 руб. вдень. Для выполнения ремонта своими силами ему придется взять отпуск без сохранения заработка. При какой максимальной продолжительности ремонта (в календарных днях) Ивану Петровичу дешевле сделать ремонт самому, чем нанимать мастеров День недели для начала ремонта он может выбрать по своему усмотрению.

54 Задача 4 Евгения – богатая наследница, она много тратит и не склонна думать о том, откуда появляются деньги. Белла недавно открыла свое дело, и ей не хватает денег на развитие предприятия. Вероника пока работает уборщицей, но уже сейчас стремится вести такой же роскошный образ жизни, как Евгения, пытаясь тратить больше, чем зарабатывает. Кто из них может решить обратиться в банк за кредитом в ближайшем будущем Кто из персонажей, скорее всего, сможет использовать банковский кредит с выгодой для себя Какой из вариантов будущего Вероники
1   2   3   4   5

наименеевероятен? А. Вероника не получит кредит. Б. Вероника получит кредита потом без особых трудностей вовремя вернет его. В. Вероника получит кредитно чтобы вернуть его, ей придется продавать вещи и работать в две смены. Г. Вероника получит кредит и не вернет его, в результате предстанет перед судом. В каком случае ставка процента, скорее всего, окажется самой высокой А. По выданному в торговом центре кредиту на покупку телевизора. Б. По выданному в банке кредиту на покупку телевизора. В. По микрозайму на любые цели, который выдается в микрофинан- совой организации. Г. Во всех этих случаях ставка процента должна быть одинаковой. Задача 5 В понедельник, 05 июля, Михаил Петрович столкнулся с необходимостью срочно заплатить 210 000 руб. за лечение близкого родственника.

55 Деньги нужны ему послезавтра, в среду, 07 июля. Михаил Петрович прорабатывает все возможности выкрутиться из этой непростой финансовой ситуации. Где взять деньги а) Он вспоминает, что еще месяц назад представил в налоговую инспекцию все документы, подтверждающие его право на получение налогового вычета и возврат НДФЛ. Михаилу Петровичу положен вычет за расходы, понесенные в прошлом году, а именно
– собственное образование (на которое потрачено 120 000 руб
– платное лечение супруги (на которое потрачено 40 000 руб
– платное образование двух детей (на которое потрачено по 24 000 руб. на каждого ребенка
– перечисление средств благотворительной организации перечислено руб. Источником средств на все эти расходы была зарплата Михаила Петровича руб. в месяц. б) У Михаила Петровича на срочном счете в банке лежит 350 000 руб. под 10% годовых, с окончанием срока вклада 19 сентября (средства были положены насчет сентября предыдущего года. При досрочном изъятии средств процент на них будет начислен банком поставке годовых. в) У Михаила Петровича есть кредитная карта с кредитным лимитом в 280 000 руб. Если он 7 июля оплатит свои расходы с помощью кредитной карты (платеж без комиссии) и вернет взятые взаймы средства до окончания льготного периода (10 августа, то проценты по кредиту платить ненужно. Если же до 10 августа средства не будут возвращены, за пользование ими необходимо будет платить поставке годовых. г) Михаил Петрович имеет возможность получить кредит в банке на сумму до 230 000 руб. на полгода под 14% годовых (при этом первые пять месяцев выплачиваются только проценты, а в конце шестого месяца –


56 проценты и сумма кредита. Кредит можно в любой день погасить досрочно. Заявку на получение кредита можно подать через онлайн-платформу банка, решение о предоставлении кредита будет принято не более чем затри дня. д) Михаил Петрович имеет возможность в любой момент мгновенно получить 210 000 руб. в кредит в микрофинансовой организации под 2% вдень. Других финансовых поступлений в ближайшие два месяца у Михаила Петровича не предвидится. Выполните следующие задания
1. На возврат какой суммы НДФЛ может претендовать Михаил Петрович. Предложите наилучший и реалистичный способ решить финансовую проблему Михаила Петровича, и подробно обоснуйте, почему он наилучший. Четко опишите последовательность его действий. Приведите расчет затрат. Вариант 3 Решите следующие задачи Задача 1 Какую простую ставку должен предложить банк, чтобы клиент мог за 3 года удвоить вложенную в банк сумму Задача 2 Какую сумму получил в качестве займа клиент банка, если срок кредита года, возвращаемая сумма по кредиту – 2 млн 146 тыс. руб, процентная ставка 12% годовых Чему равен доход банка, полученный им в виде процентов по кредиту Задача 3 Компания D&K предлагает собрать модель телескопа из деталей, которые прилагаются к выпускаемому ей журналу. Издательство будет вкладывать по одной или несколько деталей в каждый из 75 планируемых номеров. Предложение привлекательно тем, что ненужно платить всю сумму

57 за телескоп сразу, то есть он приобретается в рассрочку. Кроме того, в каждом номере журнала приводится познавательная информация с красочными иллюстрациями. Цена первого рекламного номера составляет 99 руб. Начиная со второго стоимость номера увеличивается до 299 руб.,с го номера – до 329 руб, с го – 339 руб В магазине модель телескопа с подобными характеристиками и набором аксессуаров стоит в среднем 10 000 руб. А энциклопедия по астрономии с информацией, аналогичной приведенной в журналах компании D&K, в магазине стоит 2 700 руб. Насколько дороже обойдется сборка телескопа по журналам?
Задача 4 В последнее время в России участились случаи отзыва банковских лицензий и санации банков. Так, свыше 80 банков были лишены лицензии в 2015 г, почти 100 банков в 2016 г, около 50 банков – в 2017 г, в том числе один из крупнейших частных банков – банк «Югра». В последние годы в РФ было санировано 29 банков, среди которых стоит отметить такие крупные кредитные учреждения, как Банк Москвы (2012 г, Бинбанк (2017 г, Московский областной банк (2014 г, «Траст» (2014 г, «Уралсиб» (2015 г, крупнейший частный банк РФ Открытие (2017 г, Промсвязьбанк (2017 г. Наша задача заключается в том, чтобы на российском рынке работали здоровые частные банки, – заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина на XV Международном банковском форуме Банки России XXI век в Сочи в сентябре 2017 г.
1. Определите, какие страховые выплаты получит Васин папа, имеющий в банке, у которого отозвана лицензия, два депозита – наруби руб. (на момент отзыва лицензии, дебетовую карту, на которой находилось 375 000 руб, обезличенный металлический счет на 5 000 000 руб, а также кредит на 700 000 руб.