ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Итоговый практическое задание
по дисциплине «История и онтология науки»
на тему «Образование эпохи Просвещения»
ФИО студента | Ганьшина Тамара Константиновна |
Направление подготовки | 44.04.02 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
Группа | ПЕД-М-5-З-2022-1_ДИСТАНТ |
Москва 2023
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Главные ценности эпохи Просвещения 3
Глава 2. Особенности Просвещения в странах Европы 6
2.1 Просвещение в Англии 6
2.2 Французское Просвещение 9
2.3 Просвещение в Германии 12
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Введение
Эпоха Просвещения – одна из замечательных страниц в истории западноевропейских культур. Просветителями называют идеологов XVII- XVIII веков, философов и писателей, которые выступили с критикой феодальных порядков. Просветители были убеждены в том, что именно ум, идеи, знания правят миром. Они осуждали деспотизм и высмеивали предрассудки общества. Вера
в интеллект человека, в его способность перестроить мир на умных началах побуждала их к распространению научно-естественных знаний и отказа
от религиозного толкования явлений. Просветители мечтали о будущем царстве ума и справедливости, которое казалось им совсем близким. Философы, писатели, ученые считали, что несут людям свет новой истины. Вот почему их называли просветителями, а всю эпоху – Просвещением. Зародилась идеология Просвещения в Англии, получившая в дальнейшем широкое распространение
во Франции, Германии, несколько позже в Северной Америке, странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в России. Данная тема вызывает у меня огромный интерес, ведь это время, когда жили люди, которые писали прекрасные книги и художники, которые писали замечательные картины.
Эта тема очень актуальна в наши дни. Её актуальность в том, что данная эпоха оказала огромное влияние на современную мировую культуру, многие авторы, создавая свои произведения сегодня, опираются на идеи и ценности эпохи Просвещения.
Цель работы: выявление характерных особенностей эпохи Просвещения и ее просветительской литературы.
В процессе работы были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику эпохе Просвещения.
2. Оценить значение эпохи Просвещения в мировой художественной культуре.
3. Проанализировать развитие стиля «классицизма» в странах Европы.
Глава 1. Главные ценности эпохи Просвещения
Выдвинув идею формирования личности, просветители показали,
что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят
в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых – в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства, как перед Богом, так и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством – первый характерный признак эпохи Просвещения.
Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели
в распространении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века.
В статье «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» И. Кант писал: «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия,
в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им».
Благодаря достижениям естественных наук возникло представление,
что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума – второй характерный признак эпохи.
Третий характерный признак эпохи Просвещения – исторический оптимизм.
Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая, политические и социальные устои. Ориентиром для создателей утопий XVII-XVIII в.в. служило «естественное» или «природное» состояние общества, не ведающего частной собственности
и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму,
а не «по искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда
и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать
в реальности.
Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе,
но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей – проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили
в возможность построения гармонического общества.
Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений, обусловили основные доминанты культуры XVII- XVIII веков.
Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. – года последней революции в Англии начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной – в Англии, политической – во Франции, философской и эстетической –
в Германии. За сто лет – от 1689 до 1789 гг. – мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.
XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры.
На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.
В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науки
о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма (признающего разум основой познания и поведения людей), в науке – развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. Не случайно, что и сам период Просвещения в некоторых странах называли именами философов. Во Франции, например,
этот период называли веком Вольтера, в Германии – веком Канта.
В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы:
Как появилось государство? Когда и почему возникло неравенство? Что такое прогресс? И на эти вопросы находились столь же рациональные ответы, как и в тех случаях, когда речь шла о «механизме» мироздания.
В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания.
В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни – освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Эпохе впервые пришлось решать в столь острых формах давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах деятельности он трансформировался по-разному, но неизбежно приводил
к принципиально новым, новаторским по своей сути открытиям.
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав, политические и правовые нормы, эстетические
и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего
к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.
Глава 2. Особенности Просвещения в странах Европы
2.1 Просвещение в Англии
Различными средствами просветители старались достичь едва ли не главной для эпохи цели – осуждения феодального прошлого (как «неразумного»
и «противоестественного») и утверждения будущего. Просветители искренне верили, что их усилиями, путём воспитания, убеждения и путём непрерывных реформ можно создать, наконец, «царство разума».
Движение Просвещения получило своё начало в Англии. Здесь после буржуазной революции зародились многие из тех идей, которые наиболее характерны для всего века Просвещения. Джон Локк (1632-1704 гг.) – один
из первых мыслителей английского просвещения, говорил о своей убежденности
в доброй и разумной основе человеческой природы, и считал целью всякого общества сохранность и защиту личной свободы. В работах Локка формулируются естественные права человека на жизнь, свободу и собственность, являющуюся результатом труда человека.
Из Англии идеи Локка попали во Францию, где встретили восторженный приём, потому что открывали дорогу к формированию таких черт культуры, как прагматизм, предприимчивость и изобретательность.
Типичным примером просветительской культуры в литературном творчестве может служить творчество Сэмуэля Ричардсона (1689-1761 гг.), оказавшего значительное влияние и на последующие культурные эпохи. Его романы, особенно «История сэра Чарльза Грандисона», демонстрируют примеры положительных ценностей: служение обществу, защита бедных и несчастных, приоритет разумного выбора над эмоциональным.
Принципиально новым явлением в литературе английского Просвещения стал Даниель Дефо (1660-1731 гг.). Его роман «Робинзон Крузо» роман большого социального и философского смысла. В «Робинзоне Крузо» нашли своё отражение взгляды просветителей о независимости человека от общества, представления
о естественной природе человека.
Современник Дефо, публицист и сатирик Джонатан Свифт (1667-1745 гг.)
в своём знаменитом романе «Путешествия Гулливера» рисует в беспощадно резком свете испорченность современной ему цивилизации.
Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась, прежде всего, в том, что она была его родиной и во многих отношениях первопроходцем. В Англии в XVII-XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма привело
к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь
не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение. Все это делало Англию своего рода образцом общественного прогресса. Не случайно в XVII-XVIII в.в. все основные течения английской общественной мысли находили свое продолжение и развитие в других европейских странах.
В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704). Основное его сочинение – «Опыт о человеческом разумении» (1690) – содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность.