Файл: Содержание введение 3 народные волнения и приход рима к республиканской форме правления 5.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. НАРОДНЫЕ ВОЛНЕНИЯ И ПРИХОД РИМА К РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Влияние сословной борьбы на формирование социально-политического строя Античного Рима
1.2. Комиции в государственной организации Античного Рима
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТРОЙ РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ(VI–I ВВ. ДО Н.Э.)
Государственный строй Рима в период республики
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАРОДНЫЕ ВОЛНЕНИЯ И ПРИХОД РИМА К РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Влияние сословной борьбы на формирование социально-политического строя Античного Рима 5
1.2. Комиции в государственной организации Античного Рима 8
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТРОЙ РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ(VI–I ВВ. ДО Н.Э.) 10
2.1 Народные собрания 10
2. 2 Сенат в политико-правовом устройстве издано Республики 10
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Античный Рим − государство, история которого охватывает период с VII века до н. э. и до 476 года н. э., − создал одну из наиболее развитых цивилизаций Древнего мира. В период наивысшего могущества его императоры контролировали территорию от современной Португалии на западе и до Ирака на востоке, от Судана на юге и до Англии на севере.
Римское государство сложилось гораздо позже других древних государств. Но, несмотря на этот факт, оно достигло значительных результатов в экономической и политической областях, а так же в области культурного наследия. Изучение истории римского общества подразумевает исследование основных сторон его развития и выявления специфических, присущих только Риму черт. Продолжительность римской истории составляет более 12 веков. В течение этого времени Рим быстро развивался. Развитие империи привело к тому, что Рим в короткий срок подчинил себе всю Италию, а также большую территорию Средиземноморского бассейна. Именно специфика процесса развития древнеримской государственности определяет актуальность темы, так как Рим на протяжении своей истории прошел развитие от царства до империи.
История древнего Рима – последний этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. (754/3г.г. до н.э. – традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. – падение Западной Римской империи). В ее развитии можно выделить определенные периоды. В VШ – Ш вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. – П в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в 1V–V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.
Объектами исследования является социально-политическая структура Античного Рима.
Предметом исследования является становление и основные этапы развития социально-политического устройства в Риме периода античности.
Цель данной работы изучить социально-политического Рима в период античности (VII век до н. э. и до 476 года н. э). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть влияние сословной борьбы на формирование политической системы Рима;
- Изучить комиции в государственной организации Рима;
- Рассмотреть народные собрания;
- Изучить сенат в политико-правовом устройстве Рима.
Методы исследования: при написании работы применялись методы сравнения, анализа и синтеза.
Задачи исследования определяют его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. НАРОДНЫЕ ВОЛНЕНИЯ И ПРИХОД РИМА К РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Влияние сословной борьбы на формирование социально-политического строя Античного Рима
История Античного Рима охватывает большой промежуток исторического времени: с 753 г. до н.э. до 476 г.н.э., т.е. более 1200 лет, в течение которых государственный строй эволюционировал, начиная от управления царской власти к Республике и, заканчивая Империей. В то же время, следует отметить, что процесс формирования классов и государства в Античном Риме в результате целого комплекса причин замедлялся, в результате переходный период длился на протяжении веков.
Причины такого положения некоторые авторы считают в том, что римляне во время создания и развития своей политической системы чаще всего довольствовались копированием, а также заимствованием мыслей и идей Востока и Греции. Исходя из этого, появилась достаточно устойчивая тенденция в научной мысли считать, что римская политическая культура не имела ничего оригинального. В литературе по истории развития политической мысли, начиная с работ К. Каутского, Г. Адлера, К. Форлендера, А. Кирхенгейма и других некоторых современных исследователей, делается переход от Платона и Аристотеля сразу же к раннему христианству. В лучшем случае о политическом идеале римлян говорят, как о неразвитом и неоригинальном, в худшем — вообще не вспоминают о его существовании1.
Можно привести в пример несколько характерных высказываний. Так, Г. Адлер, говоря о становлении политической системы Рима, отмечал, что «в истории Рима, в отличие от Греции, невозможно обнаружить ни одного зачатка социализма …
Помимо трезвого и расчетливого ума римлянина, его четко сформированный хозяйственный дух наживы мешали ему воспринимать идеи коммунизма»2.
Подобные оценки также можно встретить и в историографии. «Политическая теория в Риме,— отмечал A.D. Lee,—в большинстве своем является не только аналогией, но и имитацией греческих идеалов, а в некоторых случаях прямым их копированием»3.
Наконец, в двухтомнике «Культура Древнего Рима» также делается акцент на том, что для римлян в качестве эталона выступал сам Рим, в связи с этим они не знакомы с утопией. Даже в период острых социальных волнений Рим не сталкивался с утопиями, столь характерными для эллинистического и эллинского политического мышления, соответственно все связанное с ними было вне поля зрения римлян»4.
Однако можно не согласиться с позицией вышеприведенных исследователей. Так, начиная с 146 г. до н.э. Греция находилась в подчинении у Рима, и мощное интеллектуальное наследие Эллады полностью использовалось Римской Республикой, но политическая мысль в Античном Риме формировалась и укреплялась самостоятельно, находясь под сильным влиянием религиозных течений и противостояния плебеев и патрициев.
Кроме того, мы считаем, что было бы неправильно отождествлять политический идеал только с проектами идеальных государственных устройств: существовали и идеалы безгосударственных общественных отношений (например, тот же идеал «золотого века», или анархический образ будущего общества).
Наконец, также неправильно говорить об идеалах, переносимых только в грядущие эпохи: в действительности те или иные формы политических систем и их трансформации могут с одинаковым успехом и в , и в давно , а также вневременными, т.е. не с моментом . Учитывая , целесообразным становления Рима в патрициев и , именно их движущей в Древнем общества и , при особого полиса—civitas.
, исследование и плебеев с переворота гг. до н.э., представители устранили от власти и форму , где ведущее патриции. в населения на и плебеев не . Однако , что у них были в имущественной , их к жителям , семейные и плебеев не и были , и, главное, они возможностями на власть в — т.е. это различные в середине .
На ранних истории положительную , что в начале ее лучшие ; дает потребностям, благородство; в созревать . Со патриции власть, был управления и . Необходимо , что в то в руках были все богатства, , земля.
гражданских , свободы и преимущественно и богатыми , как большинство и фактически в положении и уровень . Так, М.В. Алферова , что « количество до конца невежественны, с мировоззрением, в различные »
5.
В характерной политики в период, между и . Одна из плебеев и в неясности . Кроме , в то применение было в патрицианских и его неопределенность почву для с их стороны. идеологии, привели к группировок за , демагогами культуры , первой республики.
Как Nick , в , который борьбой, , что речи ( патрициев), определенных не всегда полностью и , особенно касались между и 6.
В данном вполне и согласиться с М.Е Сергеенко, , что государственный и система во царей и в патрициев не изменений: « не являлось в Рима, самостоятельно делами, в до ему было совещательная , и на одному пришло »7.
Итак, « республиканский путем », то уравнивания в граждан и со временем на место. римской этот путем причиной и установления , что насильственными признания на участие в Рима.
в отношениях и плебеями так исходом на Анио ( ), который в 494 г. до н.э. первого было с патрициями по обязательств и избирать представителей — , которые пытались плебеев к землей земельных 8.
1.2. Комиции в государственной организации Античного Рима
В античности существовало народных 9:
– комиции ( ), которые при строе. По Сервия они политическое ;
– комиции ( ) представляют вид народных , появились в Сервия . собрание лиц (консулов, , ). Центуриатные законы, лиц, приговорённых к или крупному ;
– комиции ( ). Выделялись трибы, в участие , и собрания трибы. В решения популисцитами, во – .
Правомочия Античного
собрания различного и . Уже в XII Таблицах , согласно решение должно закона.
, до внесения в собрание, мнение опроса на собраниях, он . Уяснив к законопроекту, его в комиции. К проект уже был , как правило, на в публичном В магистрат законопроекта. он спрашивал, ли его . Оно после и проекта его со : «UTI », то «Как ты !» отклоняло со « », то есть « по-прежнему!». На голосование вид, а впоследствии при двух на . Затем передавалось на , который и ему авторитет.
принимался, то его на медной или и выставлялся для на площади. В указание на имя , а в его конце , то есть нарушения.
До века до эры Античный Рим собой , в которой играл . по мере новой ( ) происходит государственного , выражается в сил между и собранием. к расширению и народного сокращения .
В течение гг. до эры народное процесс . В изменения Туллия в том, что число со 193 до 373, то есть на приходится по 70 определенное добавочных . образом, лишается 10.
Рим с колониями и на 35 округов или . Они были определенное в войско. С численный в комициях имущественные . события на противоборства и так называемым «». К относили (сенаторское сословие), а к – денежную , на эксплуатации , занимались , и внешней .
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТРОЙ РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ(VI–I ВВ. ДО Н.Э.)
2.1 Народные собрания
называли словом . Это совокупность , объединенных в , аналогичную . Верховная «римским » – совокупностью , всей .
Именно ко борьбы и , т. е. к началу III в. до н. э., сформировались власти Античной . Это народное , и разветвленная исполнительной – .
В Античном Риме три народных (). Наиболее , комиции, т. е. по куриям, к IV в. до н. э. значение уже 11.
реформ значительную играть – собрания по 12. В них решались вопросы, , цензоры, преторы, наиболее преступления. В V в. до н. э. комиции – по территориальным , на избирались .
Роль особенно 287 г. до н. э., когда по к ним перешли . Трибутные , как и , созывались . Здесь важнейшие римской .
Наличие народных , различными, и разграниченными , эффективное на принятие .
К тому же лишены : они только или предложения . В условиях приобретал .
2. 2 Сенат в политико-правовом устройстве издано Республики
Сенат был власти в Античной . Первоначально он из 300 . В него образом . Положение и были . в списке шли ( консулы), за – преторы, и т. д. почитаемым был « ». Именно он сенатский 13.
сената велики. вопросы , финансов, и политики. связь с , чаще сплоченно, однородной , состоявшей из нобилитета.
Во республики высшим Рима. В его контроль над аспектами . Стоит , что власти в то был , который ему власть сборы и , а сенат в являлся власти.
На возложено функций, из являются:
всей . Несмотря на то, что войну или договора собрания, все ими требовали и одобрения . Сенат внешней , и отправкой и работой в 14.
Высшее военными . определял и призываемых. Он перераспределять между и указы о . Именно определялся для военачальника, триумфами и за хорошую .
чрезвычайного . при неожиданном опасности, диктатор на до месяцев, в случаев он полномочия срока.
обязанности вручить и или же высшим .
всеми и республики. В его определение и их сумма, монеты и государства на лет.
Надзор за , назначение , осуществление от всего , а периодически знамений от .
принятия последовало власти : каждый мог получить сан , потеряли того , было им в сознании . К же власть, была в у консулов, между .
Было , запрещающее обладать . Также законов , имел к сану не мог его, как это можно несколько лет , существовали и из правил